Полная версия публикации №1519234471

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. А. С. МОСКОВСКИЙ. РОСТ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ СИБИРИ (1920-1937 гг.) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. И. КОСТРИКИН, Рецензии. А. С. МОСКОВСКИЙ. РОСТ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ СИБИРИ (1920-1937 гг.) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 21 февраля 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1519234471&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. И. КОСТРИКИН, Рецензии. А. С. МОСКОВСКИЙ. РОСТ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ СИБИРИ (1920-1937 гг.) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 21 февраля 2018. URL: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1519234471&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1519234471, версия для печати

Рецензии. А. С. МОСКОВСКИЙ. РОСТ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ СИБИРИ (1920-1937 гг.)


Дата публикации: 21 февраля 2018
Автор: В. И. КОСТРИКИН
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1519234471 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Новосибирск. "Наука". Сибирское отделение. 1979. 349 с.

Советские обществоведы проделали большую работу по исследованию истории советского рабочего класса на различных этапах социалистического строительства. Издано немало обобщающих трудов, а также монографий, тематических сборников и научных статей по проблемам истории рабочего класса и его отрядов в различных районах страны. За последние десятилетия значительно усилилось теоретическое и конкретно-историческое изучение развития самого рабочего класса, в частности глубоких изменений в его культурно-техническом уровне. Наряду с общесоюзной литературой вышли в свет региональные исследования по данной проблеме. Среди них заметное место занимают работы сибирских историков.

Значимость изданий о культурной жизни Сибири в изучении названной выше проблемы состоит в том, что в них собран и обобщен значительный фактический материал о ликвидации неграмотности и малограмотности, о повышении общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочих, об их культурно-политическом просвещении.

стр. 143


В ряде работ высказано немало интересных мыслей об общих закономерностях и особенностях развития рабочего класса Сибири. Вместе с тем большинство работ посвящено лишь отдельным вопросам, многие исследования ограничены сравнительно узкими территориальными и хронологическими рамками, особенно слабо изучены различные стороны культурного строительства на завершающем этапе социалистической реконструкции народного хозяйства (1933 - 1937 гг.).

Монография доктора исторических наук А. С. Московского (Институт истории, филологии и философии СО АН СССР) - первая попытка комплексно рассмотреть проблему роста культурно-технического уровня рабочих как составной части общего процесса формирования советского рабочего класса в переходный от капитализма к социализму период. Книга насыщена большим фактическим материалом, главным образом статистическим. В ней не только обобщены результаты исследовательской деятельности предшественников, но и широко использованы сборники документов, публикации партийных, советских и профсоюзных органов 20 - 30-х годов, различного рода статистические справочники, периодическая печать, воспоминания участников социалистических преобразований. Большая часть сведений получена из неопубликованных материалов, хранящихся в центральных и местных партийных и государственных архивах. Опираясь на достижения советского источниковедения, А. С. Московский проделал весьма трудоемкую и сложную работу по сопоставлению и критической оценке источников, что позволило ему в ряде случаев внести определенные поправки и уточнения в ранее опубликованные работы.

Автор поставил и в целом успешно решил задачу проследить в масштабе всей Сибири рост общеобразовательного уровня рабочих, раскрыть основные формы профессионально-технического обучения и повышения технических знаний широких рабочих масс, идейно-политического воспитания и культурного просвещения их в период социалистического строительства (1920 - 1937 гг.). Основным разделам монографии предпослана вводная глава, в которой кратко изложены сдвиги в численности и составе рабочих и коренные социально- экономические изменения в крае. На основе анализа этих изменений вполне обоснованно выделяются два основных этапа в развитии рабочего класса края. Первый включает время от перехода к восстановлению народного хозяйства до начала первой пятилетки, второй охватывает годы первых пятилеток. По этим двум этапам прослеживается культурно-технический рост рабочих.

Прежде всего в книге рассматривается такой важнейший компонент культурно- технического уровня, как ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, в том числе рабочих, повышение их общеобразовательной подготовки. Автор освещает деятельность партийных, советских и массовых общественных организаций по созданию широкой сети ликбезов (ликпунктов), школ грамотности, привлечению материальных средств населения и мобилизации общественности на преодоление неграмотности. В монографии приводятся новые фактические сведения о повышении общеобразовательного уровня рабочих на различных курсах и рабфаках, в вечерних и заочных школах для взрослых, в техникумах и вузах. Значительное внимание уделено автором становлению советской системы школьного образования, учебе подрастающего поколения как одному из главных условий повышения общеобразовательного уровня рабочих.

Несомненным достоинством книги является и то, что автору удалось в значительной мере показать как количественные, так и качественные стороны процесса, его особенности в условиях Сибири. В этом отношении большой интерес представляют приведенные в монографии сводные таблицы о росте численности учащихся, о грамотности населения, в том числе рабочих различных отраслей производства, о зависимости уровня образования, возраста и срока обучения, и т. д.

Обстоятельно исследуются в книге вопросы профессионального обучения рабочих. Широкие рамки исследования, анализ многих источников позволили автору показать появление и развитие, положительные стороны и слабые места многообразных форм и методов подготовки квалифицированных кадров рабочих непосредственно на производстве и в стационарной сети профтехобразования. При этом, рассматривая вопросы повышения общего и профессионального образования рабочих, освещая изменения в их профессиональном составе и квалификации, автор подчеркивает двоякую связь между подъемом культурно-технического уровня рабочих и техническим прогрессом:

стр. 144


повышение культурно-технических знаний составляет одно из важнейших условий технического прогресса и в то же время технический прогресс сам по себе обусловливает культурно - техническое развитие рабочего класса.

Как одно из направлений и составных частей повышения культурно- технического уровня автор рассматривает идейно-политическое воспитание и культурное просвещение трудящихся масс. В книге характеризуется деятельность в этой области культурно-просветительских и общественных организаций. С наибольшим интересом читаются страницы книги о научно- атеистической пропаганде.

Рецензируемая монография, однако, не является исчерпывающим исследованием даже по тому кругу вопросов, которые обозначил автор. Так, обобщающие фактические сведения, которые он приводит по тем или иным вопросам, далеко не всегда охватывают всю территорию края и преобладают, пожалуй, по западной части региона. Во введении правомерно указано на слабое освещение в литературе вопроса о привлечении женского труда в общественное производство и производственном обучении женщин. К сожалению, и автор мало что добавляет к ранее написанному. Скупо сказано в книге о развитии социалистической демократии и широком привлечении трудящихся к управлению производством, о преодолении пережитков в психологии и быту. Книга в известной мере перегружена цифровыми данными: о шефстве передовых кадровых рабочих над молодыми, о сдаче технических экзаменов, о численности рабочих отдельных предприятий, обучавшихся в школах грамотности и технических кружках, и т. п. Представленные в абсолютном выражении, без выяснения степени охвата рабочих этими мероприятиями, они мало о чем говорят. Некоторые статистические показатели, например, о числе обучавшихся неграмотных (с. 93 - 95) нуждаются в проверке. Есть существенные фактические расхождения с ранее опубликованными автором работами (с. 31)1 . Конечно, более глубокое изучение источников может дать новые результаты, но в таких случаях нужны соответствующие пояснения.

В целом же перед нами ценное исследование, представляющее важный шаг в изучении истории большого отряда советского рабочего класса.


1 См., напр., Московский А. С. Формирование и развитие рабочего класса Сибири в период строительства социализма. Новосибирск. 1968, с, 63.

Опубликовано 21 февраля 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1519234471

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. А. С. МОСКОВСКИЙ. РОСТ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ СИБИРИ (1920-1937 гг.)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU