Полная версия публикации №1519234962

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ЕЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. А. Чернобаев, Рецензии. Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ЕЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 21 февраля 2018. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1519234962&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.10.2018.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. А. Чернобаев, Рецензии. Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ЕЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 21 февраля 2018. URL: http://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1519234962&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.10.2018).



публикация №1519234962, версия для печати

Рецензии. Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ЕЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК


Дата публикации: 21 февраля 2018
Автор: А. А. Чернобаев
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1519234962 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. Транссибирская магистраль: ее прошлое и настоящее. Исторический очерк . М. Мысль. 1980. 287 с.

Монография старшего преподавателя кафедры истории КПСС Московского института инженеров железнодорожного транспорта Д. В. Залужной посвящена истории Транссибирской магистрали. В литературе до сих пор рассматривались либо определенные этапы развития магистрали, либо история отдельных ее железных дорог 1 ; попытка создать обобщающую работу по этой теме предпринята впервые. Автор характеризует историю магистрали в тесной связи с экономическим и социальным развитием Сибири и Дальнего Востока. Исследование истории магистрали за весь период ее существования позволило автору раскрыть роль железных дорог в объединении отдельных районов и отраслей народного хозяйства страны.

Достаточно широка источниковая база монографии. На основе изучения и введения в научный оборот материалов более чем 20 центральных и местных архивов, многочисленных документальных и статистических сборников, специальной литературы, периодической печати, мемуаров автор воссоздает картину строительства магистрали, участия железнодорожников в трех российских революциях, в борьбе с интервентами и белогвардейцами. Значительное внимание уделено времени построения и упрочения социализма, годам Великой Отечественной войны, современному периоду.

Большой интерес представляет исследование автором вопроса о создании Транссибирской магистрали, формировании кадров строителей, тяжелом положении рабочих, их жестокой эксплуатации в условиях капитализма. Новым здесь является комплексный подход к рассмотрению анализируемых проблем. Значительный фактический материал, приведенный в книге, подтверждает вывод В. И. Ленина о том, что Сибирская железная дорога была великой не только по своей длине, но и "по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих" 2 . В то же время сама магистраль "стала монументальным воплощением передовой русской технической мысли и самоотверженного труда десятков тысяч рабочих и крестьян России" (с. 20 - 21). Создание Транссибирской магистрали положило начало новому этапу в освоении Сибири и Дальнего Востока. Используя многочисленные данные о состоянии экономики этих регионов после постройки железной дороги, Д. В. Залужная подчеркивает большое влияние магистрали на развитие ряда отраслей промышленности (угольной, заготовительной, деревообрабатывающей, золотодобывающей и т. д.). Исключительно велика роль магистрали в росте переселения в Сибирь крестьян и как результат этого в увеличении производства сельскохозяйственной продукции.

В монографии убедительно показано, что железнодорожники магистрали были


1 См. Борзунов В. Ф. Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции. М. 1965; Белимов И. Т. Железнодорожный пролетариат Сибири в революции 1905 - 1907 гг. Новосибирск. 1967; Стальная магистраль Забайкалья. Иркутск. 1970; Восточно-Сибирская электрическая. Иркутск. 1972, и др.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 5, с. 82.

стр. 138


одной из ведущих сил пролетариата этого обширного региона. Вначале стихийно, а затем организованно они выступали против капиталистической эксплуатации и самодержавия, своим примером вовлекая в революционную борьбу другие отряды трудящихся. Сооружение магистрали положило начало новому этапу развития рабочего движения в Сибири: волна рабочего движения "перекинулась вместе с железной дорогой через Урал и разлилась по всей необъятной Сибири" 3. Участие железнодорожников магистрали в революции 1905- 1907 гг. получило освещение в литературе. Тем не менее Д. В. Залужной удалось и здесь ВЬІЯЕІИТЬ новое. Она сумела показать не только революционные выступления железнодорожного пролетариата в важнейших центрах, но и рост его сознательности и сплоченности под влиянием большевистских организаций, идеи Ленина на всей магистрали в целом.

Одна из ярких страниц в истории магистрали - активное участие железнодорожников в борьбе за победу Советской власти, против объединенных сил внутренней контрреволюции и интервентов. В монографии раскрыта предательская роль по отношению к рабочему классу Викжеля, руководство которого действовало в интересах буржуазного Временного правительства. Охарактеризовано в книге значение установления рабочего контроля на железнодорожном транспорте. Автор приводит убедительные факты о реализации железнодорожниками Сибири ленинских указаний о строжайшем контроле за производством и распределением продуктов. В монографии рассмотрены столкновение и переплетение интересов империалистических держав, стремившихся захватить Транссибирскую магистраль и прилегающие к ней районы. Весьма интересно анализирует автор факты об участии железнодорожников Сибири и Дальнего Востока в партизанском движении. В книге показана агрессивная роль китайских националистов, выступавших пособниками американских, английских, японских и других интервентов на Дальнем Востоке (с. 75 - 77).

Особо рассматривает автор огромное внимание Коммунистической партии, Ленина к восстановлению Транссибирской магистрали, призванной в годы мирного хозяйственного строительства решать ответственные задачи по доставке в Европейскую часть страны сибирского хлеба и других продуктов питания.

Показывая участие железнодорожников в реконструкции магистрали, творческое развитие стахановского движения, начинания новосибирского машиниста Н. А. Лунина, Д. В. Залужная уделяет большое внимание роли Транссибирской магистрали и ее тружеников в осуществлении ленинской идеи соединения сибирского угля и уральского металла. Магистраль явилась тем связующим звеном, которое позволило воплотить в жизнь идею создания Урало-Кузнецкого комбината, второй угольно-металлургической базы на Востоке страны. В годы Великой Отечественной войны Сибирь и Урал стали важнейшим арсеналом и житницей страны. Доставка к фронту войск, вооружения, боеприпасов, перевозка важнейших народнохозяйственных грузов стали серьезным экзаменом для железнодорожников Транссибирской магистрали. В монографии на большом фактическом материале показано, как, преодолевая под руководством партийных организаций огромные трудности, они обеспечивали бесперебойные перевозки, оказывали разностороннюю помощь фронту.

В послевоенный период грузооборот Транссибирской магистрали постоянно возрастает. Это потребовало коренной перестройки и увеличения пропускной способности перегонов и станций, технического перевооружения железных дорог Сибири и Дальнего Востока, В монографии освещается совершенствование управления движением поездов, осуществление работ по электрификации магистрали Москва - Байкал, по технической реконструкции железнодорожного транспорта. Важное значение имело движение за досрочное выполнение пятилетних планов, за лучшее использование основных фондов железных дорог.

В монографии приводятся данные об изменениях, происшедших на железнодорожном транспорте страны за послевоенные пятилетки, об улучшении условий труда и быта железнодорожников, о росте их профессионального, общеобразовательного и культурно-технического уровня, подъеме творческой активности. Автор обоснованно связывает эти изменения как с общими достижениями, присущими развитому социализму, так и с конкретными переменами на транспорте, с электрификацией Транссибирской магистрали, обеспечившей ей как бы второе рождение. При этом


3 Искра, 1902, N 22.

стр. 139


характеризуются новые формы творческой активности масс, прежде всего движение за коммунистическое отношение к труду, органически связанное с вступлением советского народа в период развитого социализма.

Вместе с тем автор порою схематично показывает деятельность местных партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций по мобилизации железнодорожников на решение производственных задач, слабо раскрывает их работу в коллективах станции, депо, дистанций, отделений и т. д. Специальной разработки заслуживает вопрос о деятельности партийных организаций по коммунистическому воспитанию железнодорожников. В работе упущен такой важный момент, как роль магистрали в качестве школы воспитания кадров. За годы Советской власти здесь выросли многие командиры производства. На их опыте учатся последующие поколения железнодорожников. Рассказ об этих людях имеет большое воспитательное значение и был бы хорошим дополнением к содержательному материалу монографии.

Опубликовано 21 февраля 2018 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1519234962

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. Д. В. ЗАЛУЖНАЯ. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ЕЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU