Полная версия публикации №1535034856

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. Е. И. ПИВОВАР. СОВЕТСКИЕ РАБОЧИЕ И НТР. ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1966-1975 гг. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

О. И. ТЕРНОВОЙ, Рецензии. Е. И. ПИВОВАР. СОВЕТСКИЕ РАБОЧИЕ И НТР. ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1966-1975 гг. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 23 августа 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1535034856&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

О. И. ТЕРНОВОЙ, Рецензии. Е. И. ПИВОВАР. СОВЕТСКИЕ РАБОЧИЕ И НТР. ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1966-1975 гг. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 23 августа 2018. URL: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1535034856&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1535034856, версия для печати

Рецензии. Е. И. ПИВОВАР. СОВЕТСКИЕ РАБОЧИЕ И НТР. ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1966-1975 гг.


Дата публикации: 23 августа 2018
Автор: О. И. ТЕРНОВОЙ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1535034856 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Мысль. 1983. 160 с.

Около 30 лет назад в партийных документах впервые был сформулирован тезис о научно-технической революции (НТР)1 . За прошедшие годы ее поступательное развитие охватило все стороны жизни советского общества, все полнее раскрываются ее прогрессивные социальные последствия. По мере развертывания НТР ее социальная проблематика становится предметом изучения исторической науки. Советские историки ищут свой подход к исследованию этого сложного явления общественной жизни, опираясь на достижения философов, экономистов, социологов, историков естествозна-


1 Правда, 17.VII.1955.

стр. 119


ния и техники, специалистов в области научного коммунизма и др.

Монография кандидата исторических наук Е. И. Пивовара (журнал "История СССР") является одной из первых попыток конкретно-исторического подхода к анализу социальных аспектов НТР. На примере автомобильной промышленности СССР автор прослеживает количественные и качественные изменения в составе рабочего класса, происходящие в условиях научно- технической революции (с. 7).

Исследование этой ведущей отрасли машиностроения позволило Е. И. Пивовару показать основные направления развертывания научно-технического прогресса в советской индустрии. Массовое поточное производство, типичное для автомобильной промышленности СССР, определяет эффективность внедрения научных и технических разработок. Именно на автомобильных, подшипниковых предприятиях впервые в отечественной промышленности появились автоматические линии, комплексно-автоматизированные цехи и другие новшества, символизирующие век НТР.

Е. И. Пивовар подробно анализирует имеющиеся в советской исторической науке точки зрения на НТР, ее сущность, содержание, периодизацию, соотношение с научно-техническим прогрессом, воздействие на количественные сдвиги в рядах советских рабочих, источники и формы пополнения кадров, профессионально-квалификационный состав, уровень и характер общей и специальной подготовки рабочих кадров. Это позволило автору высказаться по ряду аспектов и охарактеризовать возможные пути конкретно-исторического исследования проблемы в целом. В то же время на материалах автомобильной промышленности периода восьмой и девятой пятилеток он прослеживает основные направления развертывания научно- технического прогресса в советской индустрии (революционные изменения в технологии производства и управлении, в организации строительства и освоении нового производства, в реконструкции действующих предприятий и т. д.), а также характер вызванных воздействием НТР многоаспектных изменений в рядах рабочих кадров. Все эти процессы и явления прослеживаются за тот период, когда отечественная автомобильная промышленность переживала качественно новый этап развития, тесно связанный с научно-техническим прогрессом в советской индустрии, а отчасти и вызванный им к жизни. Такие вехи в истории советского автомобилестроения, как строительство и пуск ВАЗ, заводов Камского автомобильного комплекса, достижение на них проектной мощности, оказали революционизирующее воздействие на теорию и практику проектирования и строительства крупных индустриальных комплексов, на процессы формирования их рабочих коллективов, на развитие различных отраслей строительной индустрии, машиностроения, химической промышленности, металлургии и, конечно же, автомобильной промышленности.

Конкретно-исторический подход Е. И. Пивовара к теме предусматривает обобщенную характеристику источникового комплекса, позволяющего решать намечаемые в работе задачи. К сожалению, в книге нет его специального анализа, хотя автор ранее к этому сюжету обращался2 . Характеристика источникового комплекса по проблеме "НТР и рабочий класс СССР", основных путей и методов обработки и анализа прежде всего массовых источников позволили бы ему полнее выявить собственно исторический подход к проблеме в целом. Видимо, в перспективе такое источниковедчески-методическое направление исследований станет еще более актуальным, поскольку все увеличивающуюся группу документальных материалов по истории современности будут составлять машиночитаемые документы, обработка и анализ которых возможны только с помощью средств, порожденных НТР3 .

В советской историографии неоднократно отмечалась слабая разработка истории как отдельных отраслей промышленности, так и отраслевых отрядов промышленных рабочих. В полной мере это относится и к автомобильной промышленности4 . Обращение автора к развитию данной отрасли


2 См.: Дробижев В. З., Пивовар Е. И. Статистические обследования интеллигенции и служащих в СССР. Обзор источников. - История СССР, 1978, N 3; Массовые источники по истории советского рабочего класса периода развитого социализма. М. 1982, гл. 5, 10.

3 Подробнее об этом см.: Виноградов В. М., Гельман-Виноградов К. Б., Черешня А. Г. Машиночитаемые документы (некоторые аспекты источниковедческого анализа и формирования архивных комплексов). - История СССР, 1984, N 4.

4 См., напр., Митрофанова А. В. Изучение истории рабочего класса и индустрии СССР. В кн.: Изучение отечественной истории В' СССР между XXV и XXVI съездами КПСС. М. 1982, с. 122.

стр. 120


и ее рабочих кадров в 60 - 70-е годы в определенной мере дополняет сведения по ее истории. Ему удалось выявить интересный фактический материал, рассказать о знатных рабочих, представителях рабочих династий, руководителях производства. Представляют интерес и впервые вводимые в научный оборот десятки основанных на обобщении архивного материала таблиц с данными о количественных и качественных изменениях в составе рабочих автопромышленности.

Каковы же направления конкретно-исторического изучения проблемы, которые удалось наметить автору? Прежде всего можно согласиться с его выводом, что конкретно-исторический анализ воздействия научно-технического прогресса на состав работников предполагает не только установление самого факта этого влияния, но и рассмотрение научно-технического прогресса в ряду всех факторов, воздействующих на состав рабочих кадров в 60 - 70-е годы (с. 25 - 26).

Заслуживает внимания и высказываемое автором мнение, что для плодотворного изучения собственно исторической проблематики НТР определяющее значение имеет выявление основных ее направлений и их воздействия на рабочий класс, на развитие общества в целом. Заметим сразу, что автор, приводя (с. 23 - 24) семь таких направлений из числа отмечаемых исследователями, не в равной мере прослеживает их развертывание в ходе конкретно-исторического анализа развития научно-технического прогресса в автомобильной промышленности СССР. Нередко это объясняется состоянием источниковой базы исследования проблемы НТР в целом и ставшей уже традиционной для экономико-технических разработок схемой анализа направлений научно-технического прогресса в промышленности: совершенствование качества выпускаемой продукции, развитие технологии производства и укрепление его научной базы, отражающейся в самых различных документах и аналитических обзорах деятельности предприятий. Однако именно систематизация и детальное изучение развертывания основных направлений научно-технического прогресса и НТР являются, на наш взгляд, одной из основных задач исторического изучения социальных проблем научно- технической революции.

Выше отмечалось, что автор стремится рассматривать влияние научно- технического прогресса на состав рабочих с учетом других факторов, оказывающих воздействие на облик рабочих кадров (общая демографическая ситуация в стране и особенности воспроизводства рабочей силы; специфика производства в данной отрасли промышленности; социальная политика КПСС, направленная на повышение общеобразовательного уровня советских трудящихся, на формирование всесторонне развитой личности; и др.). Это позволило ему выявить и отразившиеся на облике советского рабочего класса 60 - 70-х годов изменения, вызванные непосредственным воздействием НТР на производственный процесс. Среди них - повышенные требования к уровню образования и профессионального мастерства рабочих, занятых наладкой, контролем, ремонтом и управлением комплексно-механизированным и автоматизированным оборудованием; роль научно-технического прогресса как источника пополнения и перераспределения рабочих кадров за счет интенсификации производства и высвобождения работников малоквалифицированного и тяжелого физического труда; появление новых и изменение содержания старых, традиционных профессий; и др.

В заключение остановимся на одном общем моменте, связанном с темой данной монографии. В последнее время советские обществоведы все больше внимания уделяют вопросу о тесной взаимосвязи концепции НТР с общей концепцией развитого социалистического общества. Более активное обращение историков к указанной проблематике будет способствовать решению этой актуальной для всех общественных наук задачи.

Опубликовано 23 августа 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1535034856

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ Рецензии. Е. И. ПИВОВАР. СОВЕТСКИЕ РАБОЧИЕ И НТР. ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. 1966-1975 гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU