Рейтинг
Порталус

ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Дата публикации: 28 ноября 2014
Автор(ы): С. В. Филатов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 4, 2012, C. 36-39
Номер публикации: №1417170988


С. В. Филатов, (c)

С. В. Филатов

 

кандидат технических наук, проректор по международным связям Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), академик Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: ttg@mail.ru

 

Динамизм преобразований, происходящих в процессе инновационной перестройки общества сегодня, усиливает акцент гуманизации общества и ответственность педагогического сообщества как гаранта качества жизни будущих поколений, а также выдвигает высокие требования к формированию самой личности будущего инженера и ее способности к саморазвитию и самоменеджменту. Проводимые в настоящее время

 
стр. 36

 

реформы и преобразования высшего профессионального образования в контексте интеграции национальных образовательных систем в европейское и мировое образовательное пространство актуализировали процессы унификации образовательных стандартов, диверсификации образовательных моделей и совершенствования технологий обучения. В условиях активно развивающейся двухуровневой системы педагогического образования в России (бакалавриат, магистратура) объективно возникла потребность в изучении качественных изменений, произошедших во второй половине XX в. в системе зарубежной педагогической школы: создание новых типов образовательных учреждений (колледжи, университеты); разработка вариативных учебных планов и программ; перестройка содержания образования; реализация современных образовательных технологий. Поскольку Россия ориентирована на участие в формировании общеевропейского образовательного пространства, трансформация и применение европейского опыта должны быть ориентиром в прогнозировании процессов развития отечественной системы образования с учетом особенностей общества и тех специфических задач, которые стоят перед педагогическим образованием в России.

 

Анализ приоритетных направлений, форм и методов международного сотрудничества Российской Федерации и стран Европы в области высшего образования в первое десятилетие XXI в. показывает, что практическая реализация встречала два препятствия: недостаток ресурсов и отсутствие адекватных механизмов реализации приоритетных образовательных направлений. При этом в рамках общих тенденций заслуживают внимания следующие приоритеты:

 

- введение многоуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, докторантура с присвоением степеней бакалавра, магистра и доктора наук;

 

- смещение акцентов в деятельности управленческих структур всех уровней образования с административно-хозяйственных вопросов на проблемы качества обучения и научно-исследовательской работы, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе;

 

- введение основ педагогики и психологии в систему подготовки будущих инженеров, организация педагогического компонента в системе подготовки магистров и аспирантов.

 

В связи с выделенными приоритетами в рамках изменения структуры обучения актуальными являются задачи создания образовательных инструментов всех уровней инженерной подготовки, обеспечивающие вариабельность продолжения карьеры выпускника, а также диалог высшей школы, работодателей и профессионального сообщества относительно содержания образования и требований не столько к профессиональным компетенциям, которые задаются ФГОС ВПО, сколько к необходимости формирования персональной готовности к самоменеджменту, обеспечивающей саморазвитие, что позволило бы рассматривать личностные ценности как семантические регуляторы жизнедеятельности человека; активизацию процесса становления и развития личностных ценностей как изменение иерархии социальных ценностей. В направлении разработки гибких образовательных траекторий для поддержания обучения в течение всей жизни перед вузами ставятся задачи обеспечения всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации в течение всей жизни; задачи изменения принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создания нового преподавательского корпуса; "приближение образования к дому" - широкое использование информационных образовательных технологий.

 

Критерием сформированности культуры личности как личностного новообразования становятся оптимальность и конструктивность самореализации всех субъектов профессиональной подготовки выпускников в техническом университете. При этом уровень готовности субъекта к саморазвитию определяется в основном уровнем его акмеологического сознания в силу принадлежащей ему детерминирующей силы в развитии состояния готовности, что определяет высокие

 
стр. 37

 

личностные стандарты деятельности, формирует устойчивое восприятие собственной карьеры как успешной или скорее успешной, помогает развивать умение достигать высоких результатов в саморазвитии, осознавать, переосмысливать и творчески преобразовывать стереотипы своего личного и профессионального опыта, осуществлять конструктивную интеграцию порожденных инноваций в систему собственной деятельности. Это приводит, в свою очередь, к активизации рефлексивно-инновационного потенциала развивающейся личности, повышению готовности к творчеству в профессиональной сфере, расширению актуального и потенциального полей рефлексии, что также позитивно влияет на креативность личности субъектов профессионального поля развития и переводит деятельность на уровень самоменеджмента.

 

Содержание психолого-педагогического компонента в профессиональной подготовке инженеров создает пространство развития, охватывающее педагогическую, социальную и нормативно-этическую, профессионально-дидактическую, маркетинговую и другие компетенции. Достижение необходимого уровня "гуманитарной" оснащенности будущего инженера в дополнение к образовательным стандартам и системе менеджмента качества создает живую связь между содержанием учебного процесса, его формами и культурно-психологическими характеристиками студенческой среды, обуславливающей позитивную мотивацию студенчества.

 

На основании государственного образовательного стандарта "Преподаватель высшей школы", а также стандарта дисциплины, который включает требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки преподавателя высшей школы в университете, организована возможность получения второго образования "Преподаватель высшей школы". Популярность среди выпускников и магистров этого вида дополнительного образования подводит нас к необходимости введения подобного курса подготовки для магистров и аспирантов университета.

 

Для обеспечения мобильности и открытости, более полного учета индивидуальных особенностей личности, качественного развития российской образовательной системы необходимо отказаться от узкой специализации. Необходимо формировать у будущего инженера духовно-нравственные и профессиональные ценности, ориентироваться на обеспечение фундаментальности образования. В условиях реформирования системы вузовского образования особое значение получают проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, поскольку при решении указанных задач следует исходить прежде всего из того, что ключевой фигурой формирования готовности будущего выпускника к самоуправлению является преподаватель. И дальнейшее реформирование образовательной системы высшей школы всецело зависит как от профессионального уровня профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, так и от степени заинтересованности и участия каждого преподавателя в развитии такого рода инновационной деятельности в образовании. Необходимость совершенствования профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений в условиях модернизации актуализирует проблему формирования инновационной компетентности педагогических кадров образовательных учреждений в условиях глубинных изменений образовательного процесса, необходимости придания ему инновационного характера.

 

В отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, которые имеют профессиональное высшее педагогическое образование, обогащенное личным опытом преподавания в школе и опытом педагогических исследований в аспирантуре педагогического вуза, преподаватели технических вузов не имеют профессиональной психолого-педагогической подготовки и являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования.

 

Причинами неприятия педагогической науки субъектами профессиональной подготовки являются сохраняющийся до настоящего времени абстрактно-просветительский характер преподавания психолого-педагогического цикла, падение уровня общей культуры и сужение кругозора выпускни-

 
стр. 38

 

ков средних школ, вследствие чего происходит нарастание трудностей, которые испытывают студенты технических вузов при восприятии материала гуманитарных наук, а также культурно-психологическая дифференциация будущих выпускников по культурным идентификациям, опыту социализации, ценностным ориентациям и жизненным стилям.

 

Выход видится в существенной модернизации гуманитарного образования в техническом вузе через совмещение гуманитарного образования с психолого-педагогическим консультированием, помогающим студентам уяснить суть собственной стратегии гуманитарного достраивания, учитывающей склад их личностей и связанной с планированием персональной карьеры, что повлечет, в свою очередь, разработку более разнообразных образовательных продуктов, механизмов конструирования гуманитарных программ путем гибкого сочетания различных предметных модулей либо обучение гуманитарным наукам по индивидуальным планам в качестве платных образовательных услуг.

 

HUMANITARIAN ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERS IN CONDITIONS OF CONTEMPORARY SOCIETY MODERNIZATION

 

S.V. Filatov

 

candidate of technical science, vice-president for International Relations of the Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automation (Technical University), academician of the International Teacher's Training Academy of Science

 
 

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама