Рейтинг
Порталус

Первый кооператор Ярославля любит паровозы. Под Переславлем-Залесским уже десять лет существует частный музей паровозов

Дата публикации: 22 января 2015
Автор(ы): Евгений Соловьев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1421931569


Евгений Соловьев, (c)

ЯРОСЛАВСКИЙ бизнесмен, один из первых кооператоров города, Анатолий Федорович Гусев еще в начале перестройки начал воплощать в жизнь свою мечту - стал владельцем собственной железной дороги. Под Переславлем-Залесским он купил четыре десятка километров Купанской узкоколейки и паровозное депо. Сюда со всей России начали собирать паровозы, вагоны, дрезины. Сегодня в частной коллекции у Анатолия Гусева насчитывается уже около 50 экспонатов. Ее основа - пять паровозов, выпущенных в разные годы XX века в СССР. Остальное - пассажирские и товарные вагоны, железнодорожные автодрезины, станционные колокола и привокзальные вывески. Частный музей паровозов уже стал членом "Европейского союза железнодорожных музеев", а также вошел в Международную федерацию музейных и туристических дорог. В России подобных музеев больше нет, аналогичные действующие коллекции паровозов и другой железнодорожной техники можно встретить в Англии, где работает несколько туристских железных дорог с паровозами начала XX века.

Анатолий Гусев после покупки железной дороги успел побывать на должности заместителя главы администрации Ярославской области, но через пару лет пребывания на посту был уволен губернатором Анатолием Лисицыным. В качестве основания ему вменялось совмещение государственной службы с предпринимательством. Отставка прошла тихо и спокойно - он вновь занялся бизнесом и продолжил пополнение своей коллекции. Анатолий Гусев собирает паровозы из-за любви к этим огнедышащим машинам. Его собственная судьба и работа в общем-то не была с ними связана, однако страсть к паровозам победила.

Вокруг себя предприниматель собрал людей, одержимых паровозами. У единственного в России частного музея паровозов небольшой персонал сотрудников. Директорствует в Талицком депо московский инженер-электронщик, бывший испытатель космических спутников из НПО имени С.А. Лавочкина Андрей Беспалый. Его детство прошло рядом с московской железнодорожной станцией Ховрино, и уже тогда он полюбил рельсы и паровозы. Всю жизнь Андрей собирал модельки паровозов. Узнав о том, что где-то под Переславлем появилась частная железная дорога и создается музей паровозов, Андрей Беспалый приехал в Талицы.

Мастером по реставрации и восстановлению паровозов и других железнодорожных машин является главный инженер музея переславец Сергей Иванович Захаров. Когда-то в местном Купанском транспортном управлении он работал начальником отдела теплового и подвижного состава и постоянно занимался паровозами. Сергей Иванович пришел работать в музей, будучи на заслуженном отдыхе, и новое дело вселило в него новые жизненные силы. Он не только золотых рук мастер, но и учитель других сотрудников музея. Именно благодаря ему под Переславлем все музейные экспонаты иногда оживают, издают длинный гудок, выпускают клубы пара и отправляются в путешествие по частной узкоколейке вдоль Плещеева озера.

Помогают восстанавливать паровозы Андрею Беспалому и Сергею Ивановичу Захарову два московских инженера Сергей Дорожников и Юрий Еленин. Освоив навыки нелегкого ручного труда по восстановлению машин, они успели уже съездить в Уэльс, где по просьбе местных коллекционеров работали над реставрацией старинных пассажирских вагонов.

Экспонаты для частного музея паровозов в Талицах его сотрудники вместе с другими энтузиастами ищут по всей России. Один паровоз 1955 г. выпуска они привезли из-под Казани, где он много лет перевозил торф, а после появления электровозов надолго застрял в железнодорожном депо. Другой оживший экспонат - немецкий паровоз, сделанный после войны в Германии для СССР в качестве компенсации.

Самый старый паровоз Т-157 1928 г. выпуска сотрудники музея привезли из г. Балахна Нижегородской области, где он стоял как памятник Чернораменскому транспортному управлению, которое добывало торф для Нижегородской ГРЭС. На покупку этого паровоза деньги выделили иностранцы - партнеры Талицкого музея паровозов по "Европейскому союзу железнодорожных музеев". Там же они приобрели и автомобиль "ЗИМ", который старый советский начальник транспортного управления в свое время приспособил под передвижение по рельсам.

Запчасти и детали для паровозов, вагонов и автодрезин сотрудники музея также ищут по всей России либо делают сами. Но некоторые вещи достать и смастерить не удается. Например, котел для паровоза из Балахны пришлось заказывать в Англии. Разыскивая экспонаты и детали для машин сотрудничают они и с Московским военно-историческим клубом Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Его члены помогли переславским собирателям найти запчасти для довоенной дрезины. А в Англии есть Клуб друзей частного музея паровозов под Переславлем-Залесским, и в октябре прошлого года депо в Талицах посетил сам Дэвид Морган, президент Международной федерации музейных и туристических дорог.

Для особых гостей или тележурналистов сотрудники музея несколько раз в год запускают один из паровозов и устраивают небольшую экскурсию по частной железной дороге. В планах музея - восстановить по старым чертежам станционное здание, где развернулись бы экспозиции, построить отдельный пакгауз и стрелочную будку. А тогда можно и туристов в Талицы регулярно возить, чтобы полюбовались переславскими красотами из окон паровоза, пыхтящего на частной узкоколейке.

Опубликовано на Порталусе 22 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама