Рейтинг
Порталус

Автострасти. "Москвичи", которые гибнут чтобы невредимыми оставались автовладельцы и пассажиры

Дата публикации: 27 февраля 2015
Автор(ы): Владимир МАТЯШ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1425026826


Владимир МАТЯШ, (c)

Машины живут на дорогах. Увы, там же и погибают. И не только сами - гибнут тысячи людей. А если после аварии владелец автомобиля и пассажиры, на счастье, отделываются легким испугом, им тоже не позавидуешь - ремонт автомобиля влетит в копеечку.

Но есть места, где автомашины бьют намеренно. И чем сильнее повреждения, тем больше пользы...

Новенький, ослепительно белый "Москвич-2141" стремительно набирает скорость и на полном ходу врезается в бетонный куб. Треск, скрежет металла - скорость в момент удара была за пятьдесят...

К моему удивлению, у покореженного, сжавшегося "гармошкой" автомобиля даже лобовое стекло осталось целым, не говоря уж о салоне - там никаких видимых изменений после удара. Двери открылись без лишних усилий. Да и "водитель" (вместо него за рулем манекен "Гибрид- 2") чувствует себя вполне комфортно.

Значит, не пострадают водитель и пассажиры, оказавшиеся в подобной ситуации?

- Чтобы обеспечить их безопасность, и проводим испытания, - говорит заместитель главного конструктора АЗЛК по испытаниям автомобилей Сергей Круглов. - Фронтальный удар - только их часть. А в том, что салон "Москвича", т.е. жизненное пространство, остался неповрежденным, - ничего удивительного. В самой конструкции "сорок первого" заложена высокая степень безопасности. Для этого, например, и передние лонжероны имеют сложную конфигурацию, и двигатель не случайно вынесли вперед. Им принимать главную тяжесть лобового удара. К тому же мы "научили" двигатель уходить при ударе вниз. Прочны, надежны и несущие элементы кузова...

Сергей Михайлович перечислил множество параметров, влияющих на пассивную безопасность. Качественный металл, удачная конструкция, надежные крепления... Однако это еще не гарантирует полную безопасность. Как поведут себя в аварийной ситуации во время ДТП те же лонжероны, руль, капот, лобовое стекло, сиденье? Вопросы, от которых нередко зависит жизнь людей. Тем более сегодня можно купить лобовое стекло от любого производителя! И затем сравнить с отечественными разработками.

Все "раны", полученные автомобилем при ударе на полигоне, тщательно изучаются. Но еще важнее определить самочувствие человека, выявить характерные повреждения, чтобы устранить причины травм. Так вот, характер и степень повреждений (вплоть до тяжести сотрясения головного мозга) передает испытателям манекен "Гибрид-2". С помощью специального оборудования можно отследить, как чувствует себя пострадавший, по десяткам параметров: В России всего два таких "супермена", ведь стоит он ни много ни мало 50 тысяч долларов.

- Дороговато, - соглашается Круглов, - да только нет ничего дороже жизни человеческой...

В этих словах весь смысл нелегкой, а подчас и опасной работы заводских испытателей и тех затрат, которые влекут за собой специально организованные на полигоне аварии. Западные автомобильные фирмы, например, при создании новой модели автомобиля до 80 процентов средств тратят на обеспечение безопасности. Кстати, требования по безопасности что для европейских, что для наших отечественных машин установлены одинаковые. Вот только материально-техническая база для экспериментальных и опытно-конструкторских работ несравнима. Да еще если учесть проблемы, выпавшие на долю наших ведущих научных центров автопромышленности. Но на АЗЛК, как бы ни было тяжко, все же продолжают создание собственной испытательной базы. Кроме уже названного манекена, закупленного в США, на заводе есть уникальный комплекс по испытанию шумов, единственный в России, завершается строительство стенда для испытаний ходовых качеств автомобиля.

В разных условиях эксплуатируются "Москвичи", да и хозяева у них разные. И не все, наверное, довольны своей машиной. О том, каким испытаниям подвергаются "Москвичи" прежде, чем сойти с конвейера и даже после этого, чего стоит надежность, знают, однако, немногие.

Сколько сил было потрачено, к примеру, на доводку элементарного, казалось бы, топливного бака! "Упрятав" его от -любого возможного при аварии удара, испытатели не успокоились. А если загорится? Проверили, поместив наполненный бензином бак в зону открытого огня, - и снова поиск...

Но, пожалуй, наиболее насыщенны и динамичны дорожные испытания -на них из машины выжимается все, на что только она способна.

- Приходится целыми днями гонять со скоростью 165-170 километров в час в различных дорожных условиях, часами беспрерывно тормозить, бесконечно переключать с низшей до высшей и обратно передачи, - рассказывает водитель-испытатель Михаил Горбунов, - служба армейская, закалка помогают форму держать.

Многие считают, что иномарки выгодно отличаются от наших машин мощностью двигателей, дизайном, комфортабельностью. Но значит ли, что они лучше наших?

- Проводили мы сравнительные испытания "сорок первого" и "Ауди-ЮО". Не выдержала немецкая машина ресурсных испытаний - ходовая подвела. А наш "Москвич" - ничего, молодцом, - улыбается Горбунов.

Понимаю, Михаил - патриот заводской марки, сам для ее чести, престижа немало делает. Надо, однако, ради справедливости признать и то, что западные фирмы строят автомобили в расчете на нормальные дороги, а не на наши колдобины. А вот что касается обеспечения безопасности машины - на Западе далеко шагнули. Подушки безопасности, автопилоты, компьютеры, активная подвеска и прочие "прибамбасы" создают дополнительную надежность и безопасность владельцам автомобилей. Мы же пока рассчитываем больше на прочность железа да на удачную компоновку.

Кстати, и у Круглова, и у Горбунова, и у многих их коллег - личные "сорок первые". Им на смену идет се-дан "Москвич-2142". Лишь отдаленно напоминает он своего предшественника. Округленные формы, комфортабельный салон, вместительный багажник и 95-сильный двигатель под капотом. "Сорок второй" прошел полный цикл испытаний, но, увы, пока не выпускается. Можно было бы много говорить об экономических и финансовых трудностях, но это вряд ли утешит потенциального покупателя. Несомненно, однако, что с течением времени эта машина рискует устареть морально.

Опубликовано на Порталусе 27 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама