Рейтинг
Порталус

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Дата публикации: 12 мая 2015
Автор(ы): Н. Н. Иванкина, В. В. Усманов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 11, 2012, C. 48-51
Номер публикации: №1431423104


Н. Н. Иванкина, В. В. Усманов, (c)

Н. Н. Иванкина

 

ведущий инженер по качеству обучения учебно-методического отдела, соискатель Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

 

Тел.: (8412) 48-27-77; e-mail: natalia8.02@rambler.ru

 

В. В. Усманов

 

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

 

Тел.: (8412) 48-27-77; 8-902-352-30-49; e-mail: uvv@pguas.ru

 

В статье рассматриваются вопросы организационно-педагогической работы в техническом вузе по обеспечению непрерывной профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений. Описаны варианты схем непрерывного профессионального образования, приведены результаты анализа механизма эмоционального регулирования субъектов образовательного процесса подготовки бакалавров.

 

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, подготовка бакалавров, организационно-педагогические условия, механизм эмоционального регулирования.

 
стр. 48

 

Кадровое обеспечение отраслей промышленности в условиях изменяющейся экономики приобретает особую актуальность в связи с тем, что, с одной стороны, потребность предприятий в кадрах, требования работодателей к специалистам связаны с краткосрочными планами развития предприятия, с другой - содержание подготовки специалиста и организация образовательного процесса регламентированы требованиями образовательных стандартов, в том числе по срокам освоения обучающимися основных образовательных программ [1]. Например, для очной формы обучения нормативный срок обучения по соответствующим уровням высшего профессионального образования составляет: бакалавриат - 4 года, магистратура - 2 года, специалитет - 5 (6) лет, аспирантура - 3 года.

 

Схема непрерывного профессионального образования представлена на рис. 1.

 

Краткосрочные планы развития предприятий по материально-технической и технологической оснащенности производства, номенклатуре продукции, как правило, не превышает 2 - 3-летнего периода, поэтому возможность проведения анализа кадрового обеспечения производства, построение прогноза потребности в кадрах и соответствующих требований к уровню подготовки и содержанию компетенций специалистов существенно ограничены по времени.

 

Организация непрерывной подготовки специалистов осуществляется в соответствии с организационно-педагогическими условиями на основе преемственности требований государственных образовательных стандартов, федеральных государственных стандартов, федеральных государственных требований (аспирантура), работодателей, а также достижений науки, которые находят отражение в содержании обучения. При этом возможные маршруты непрерывного образования обеспечивают обучающимся планирование непрерывного профессионального образования [2]. Проведенный анализ непрерывного профессионального образования показал, что возможные маршруты непрерывного образования содержат следующие варианты:

 

 

Рис. 1. Схема непрерывного профессионального образования

 
стр. 49

 

- основное общее образование возможно продолжить по образовательным программам начального профессионального образования (нормативный срок обучения - 3 года) или среднего профессионального образования (нормативный срок обучения - 4 года);

 

- среднее (полное) общее образование возможно продолжить по образовательным программам начального профессионального образования (нормативный срок обучения - 2 года) или среднего профессионального образования (нормативный срок обучения - 3 года);

 

- выпускники учреждений начального профессионального или среднего профессионального образования, среднего (полного) общего образования могут продолжить обучение по программам бакалавриата (нормативный срок обучения - 4 года) или специалитета (нормативный срок обучения - 5 (6) лет);

 

- выпускники бакалавриата могут продолжить обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - 2 года);

 

- выпускники специалитета могут продолжить обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - 2 года), по программам аспирантуры (нормативный срок обучения - 3 года);

 

- выпускники магистратуры могут продолжить обучение по программам аспирантуры (нормативный срок обучения - 3 года);

 

- выпускники аспирантуры могут продолжить подготовку в докторантуре (нормативный срок обучения - 3 года) [3, 4].

 

Таким образом, получение профессионального образования различного уровня в нормативные сроки обучения ограничено следующими сроками обучения:

 

- профессию по программам начального профессионального образования можно получить за 12 лет на базе 9 классов общеобразовательной школы и за 12 - 13 лет на базе 11 классов;

 

- специальность по программам среднего профессионального образования можно получить за 13 лет и за 14 лет соответственно;

 

- квалификацию (степень) по программам высшего профессионального образования можно получить:

 

- бакалавра - за 16 лет (школа (9 классов) - профессиональное училище), за 16 (17) лет (школа (11 классов) - профессиональное училище), за 15 лет (школа (11 классов) - вуз);

 

- специалиста - за 16 лет (школа (11 классов) - вуз), за 17 (18) лет (школа - училище - вуз), за 18 (19) лет (школа - техникум - вуз);

 

- магистра - за 18 лет (школа (9 классов) - профессиональное училище - вуз, бакалавриат), за 18 (19) лет (школа (11 классов) - профессиональное училище - вуз, бакалавриат), 17 лет (школа (11 классов) - вуз, бакалавриат).

 

Преемственность требований к содержанию обучения регламентируется образовательными стандартами, федеральными требованиями, а также содержанием национально-регионального и вузовского компонентов (вариативной части) учебного плана, в которых отражены достижения науки и техники, особенности экономического развития региона, отрасли, для которых ведется подготовка специалистов в вузе. Многофакторность образовательного процесса, широкий спектр требований к содержанию обучения связаны с инвариантным фактором - механизмом эмоционального регулирования, составной части организационно-педагогических условий образовательного процесса.

 

Характер образовательного процесса зависит от многих факторов, среди которых особое место занимают эмоции. По Ч. Дарвину, эмоции человека - это наследуемые и специализированные психические состояния, предназначенные для использования в повторяющихся ситуациях.

 

Эмоции рассматриваются, с одной стороны, как реакция на действительность, с другой - как отражение оценки соответствия/несоответствия потребностей, установок и прогнозов человека действительности. Принципиально важно, что такая оценка через психику человека проектирует мотив его деятельности [4].

 

Таким образом, для субъектов образовательного процесса с целью создания благоприятных организационно-педагогических условий необходимо использовать механизм эмоционального регулирования тона ощущений, эмоций и чувств, возникающих у субъектов в ходе образовательного процесса.

 

Оценочная роль эмоционального регулирования видоизменяется и совершенствуется поэтапно:

 

- от ощущения "приятное/неприятное" к ощущению "полезное/вредное"; при этом эмоциональный тон ощущений приводит к дифференциации раздражителей;

 

- от ощущения "полезное/вредное" к ощущениям "неопасное/опасное" и "значимое/незначимое"; при этом ощущение "неопасное/опасное" выражается эмоцией, которая приводит к психической дифферен-

 
стр. 50

 

циации конкретной ситуации, события и явления, а ощущение "значимое/незначимое" выражается чувством как эмоциональной установкой человека, интегрирующей реакцию человека на действительность.

 

Результаты анализа эмоций субъектов образовательного процесса как фактора, определяющего характер образовательного процесса, позволяют сформулировать следующие организационно-педагогические условия, определяющие механизм эмоционального регулирования:

 

1) педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса должно сопровождаться действиями, завершающимися ощущениями "приятное/неприятное" в зависимости от учебных успехов обучающегося при доминировании ощущения "приятное" в начале и при завершении взаимодействия;

 

2) педагогические взаимодействия субъектов образовательного процесса должны вызывать у обучающихся ощущения "полезного" и "неопасного". Ошибочные действия обучающегося могут сопровождаться ощущениями "вредного" или "опасного", что должно обеспечить адекватную педагогическим задачам дифференциацию раздражителей и конкретных ситуаций, событий и явлений;

 

3) общим результатом педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса являются ощущения "значимого" и "незначимого" как в части содержания образовательного процесса, так и в части отношения обучающегося к действительности.

 

Подготовка бакалавров в системе непрерывного профессионального образования технического вуза, основанная на системном подходе анализа и структурирования организационно-педагогических условий, формализованная в виде открытой мультимедийной обучающей системы, позволяет оптимизировать актуальные маршруты непрерывного образования с учетом учебных успехов обучающихся [5]. Таким образом, в ходе образовательного процесса подготовки бакалавров реализуются условия обеспечения качества подготовки специалистов в техническом вузе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации. - Екатеринбург, 2003.

 

2. Усманов В. В. Самостоятельная работа студентов: организация и управление в процессе профессионального обучения. - Ульяновск: УлГТУ, 2006.

 

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.06.1992 N 3266 - 1.

 

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2007.

 

5. Иванкина Н. Н., Кошев А. П., Паглеванян А. Г. Мультимедийная обучающая система начальной подготовки бакалавра строительного вуза // Сборник мат-лов Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи НТТМ-2007. - М., 2007. С. 75 - 81.

 

BACHELOR QUALIFICATION IN THE SYSTEM OF CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION IN THE TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

 

N.N. Ivankina

 

leading education quality engineer of the Education and Methodics Department, doctoral candidate of the Penza State University of Architecture and Construction

 

V.V. Usmanov

 

doctor of education, professor, pro-rector for research of the Penza State University of Architecture and Construction

 

The present article reveals the issues of organizational and pedagogical work in a technical higher education institution concerning provision of continuing vocational education of educational institution graduates. Continuing vocational education schemes variants are described and the results of emotional regulation mechanism of the educational process of bachelor qualification analysis are given.

 

Key words: continuing vocational education, bachelor qualification, organizational and pedagogical conditions, emotional regulation mechanism.

Опубликовано на Порталусе 12 мая 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама