Рейтинг
Порталус

Значки по воздухоплаванию - в России экзотика. Хотя в мире их выпущено около 25 тысяч наименований

Дата публикации: 01 июня 2015
Автор(ы): Андрей Барановский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1433146825


Андрей Барановский, (c)

В это трудно поверить, но в мире выпущено почти 25 тыс. значков, посвященных такой узкой теме, как воздухоплавание (полеты на дирижаблях, гелиевых и тепловых аэростатах, которые чаще называют воздушными шарами). Но в России воздухоплавание только начинает развиваться, значит, и значков "кот наплакал", а серьезных коллекционеров только двое. Это Валерий Латыпов - вице-президент Российской федерации воздухоплавателей, в коллекции которого более 3000 значков, и еще один воздухоплаватель Виктор Таран.

Сразу заметим, что воздухоплавание - вещь весьма дорогая. Под стать и значки, связанные с ним, делаются обычно из тяжелого металла и покрываются эмалью. Средняя цена их за рубежом колеблется вокруг цифры в 3 долл.

Наибольшее развитие воздухоплавание получило в богатейших странах мира - США, Японии и Европе. Так, в США праздники с участием тепловых аэростатов, или, как их называют, воздушные фиесты, проводятся во многих городах. Самый большой проходит в Альбукерке, и на нем летают около 1000 шаров. Другие поскромнее, но и там набирается несколько сот участников. Для сравнения - российские фиесты - это три десятка шаров максимум.

Естественно, что почти половина значков, посвященных воздухоплаванию, выпускаются в США. Там же живет и самый крупный в мире коллекционер их Френк Прелл, собравший порядка 20 тыс. значков. Он сам занимается изготовлением значков воздухоплавательной тематики и выпустил даже книгу-каталог об этих значках "Ballon Pils".

На втором и третьем месте по количеству выпущенных "воздухоплавательных" значков следуют Япония и Европа, хотя в Японии эти значки мало кто собирает.

Все значки можно разделить на несколько тематических серий. Самая многочисленная из них - значки, заказываемые владельцами тепловых аэростатов, с их точным изображением. Это своеобразные визитные карточки, которыми воздухоплаватели обмениваются при встречах. Некоторые владельцы позволяют себе роскошь иметь до 10 различных значков, изображающих их любимую игрушку (эти значки занимают самый большой альбом в коллекции Валерия Латыпова). Потом следуют значки, выпускаемые по случаю проведения различных мероприятий. Это чемпионаты мира, континентов, стран, фиесты. Последние в этой группе преобладают. Если рисунок на значках и повторяется, то обязательно пишется год проведения мероприятия.

На третьем месте по численности находятся клубные и фирменные значки, в том числе изготовителей воздухоплавательных аппаратов и оборудования к ним. Так как последних немного, ими выпущено примерно 50 значков. В особую группу следует отнести значки фирм-спонсоров воздухоплавательных мероприятий. Обычно это очень солидные фирмы, ведь размещение имиджевой рекламы на тепловых аэростатах дело дорогое, хотя высокоокупаемое. Поэтому здесь преобладают фирмы, выпускающие различные напитки и автомобили. Ну и, наконец, разные, не относящиеся к названным группам (первый полет, дирижабли).

По мнению коллекционеров, наиболее красивые значки изображают тепловые аэростаты необычной формы - в виде замков, голов животных и различных бутылок. Такими аэростатами обычно владеют фирмы-производители. В России - это водка Смирновъ, хотя такого значка нет.

Раз уж речь зашла о воздухоплавании в России, то надо отметить следующее. Этот вид воздушных полетов развивался быстрыми темпами в СССР в довоенные годы и имел тогда народно-хозяйственное направление. Современное спортивное воздухоплавание начало развиваться в России в 1993-1995 гг., когда разбогатевшие банки стали покупать в основном отечественные тепловые аэростаты и наносить на их оболочку свои логотипы. Сейчас суммарно имеется примерно 150 таких аэростатов. Соответственно и выпущено примерно 130 значков с воздухоплавательной тематикой. Их имеет федерация воздухоплавателей, газета "Экономика и жизнь" - основной спонсор проведения чемпионатов России по воздухоплаванию, отдельные фирмы - изготовители тепловых аэростатов (аэростатный центр выпустил 5 значков, "ТТ-команда" - 2 значка). Несколько значков за свои деньги выпустили и владельцы аэростатов. То есть все как на Западе, но в мизерных количествах. Одна из причин этого - изготовление одного экземпляра значка обходится у нас примерно в один доллар, а рынка сбыта их практически нет. Если на Западе любое мероприятие с полетами тепловых аэростатов превращается в огромное шоу с продажей массы сувениров, то у нас так делать не умеют, да и зрители предпочитают купить пару банок пива и гамбургер вместо значка. Даже по случаю такого события, как чемпионат России по воздухоплаванию, был выпущен только один значок (к первому чемпионату), а потом от этого отказались.

Одним из крупных производителей воздухоплавательных значков на территории СНГ была одна фирма из Алма- Аты, выполнявшая заказы и для дальнего зарубежья. Но она, вероятно, разорилась, по крайней мере значки по воздухоплаванию больше не выпускает.

Если кто-то решит приступить к собирательству значков по воздухоплаванию, то опыт Валерия Латыпова подсказывает следующее. Практически все значки своей коллекции он обменял или для него этим занимались друзья за рубежом в ходе международных соревнований и фиест, в которых он и они принимали участие. Хотя именно из-за "экзотичности" и редкости российских значков их "обменный" курс довольно высок.

НГ Коллекция N 8 (47) 04.10.2000

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама