Рейтинг
Порталус

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ

Дата публикации: 15 июня 2015
Автор(ы): М. В. Амитрова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 98-100
Номер публикации: №1434366551


М. В. Амитрова, (c)

М. В. Амитрова

 

преподаватель Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-927-364-36-53, E-mail: amitrova79@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности организации обучения иностранному языку в вузе с использованием технологии, ориентированной на действие. Ее особенностью является то, что во время занятия не преподаватель, а студенты выбирают пути решения выполнения заданий, организуют работу и оценивают результаты. Представленная технология направлена на формирование профессионально важных качеств у будущих инженеров-технологов продуктов общественного питания в процессе обучения иностранному языку.

 

Ключевые слова: педагогическая технология, технология, ориентированная на действие, профессионально важные качества будущих инженеров-технологов, процесс обучения иностранному языку.

 

В условиях возрождения отечественных предприятий общественного питания, возникновения малого и среднего бизнеса в сфере общественного питания одной из основных проблем, возникших перед предприятиями и фирмами соответствующей области, явилась нехватка высококвалифицированных инженеров-технологов.

 

Проанализировав особенности социального заказа на подготовку специалистов соответствующего профиля, а также ГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки "Технология продукции и организация общественного питания" с квалификацией (степенью) "бакалавр" [1], мы пришли к выводу, что будущий инженер-технолог должен обладать следующими профессионально важными качествами: коммуникабельностью, организаторскими и лидерскими качествами, профессиональной и этической ответственностью за принимаемые инженерные решения, силой воли, самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, медиакомпетентностью.

 

Учебно-воспитательный процесс в Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) ориентирован на достижения современной науки и социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособных специалистов. В то же время особые условия становления рыночной экономики в России, острая конкуренция на рынке труда заставили искать новые педагогические технологии обучения будущих специалистов.

 

В настоящее время в педагогической литературе не существует единой трактовки понятия "педагогическая технология". По мнению В. М. Монахова, педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, а также упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата. Г. К. Селевко считает, что педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2].

 

Нам близка позиция Э. Ф. Зеера, который под педагогической технологией понимает "совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и направленных на достижение планируемого результата" [3].

 

На основе анализа общих представлений о педагогических технологиях, рассмотренных в работах Э. Ф. Зеера, В. М. Монахова, Г. К. Селевко и других педагогов, психологов, Е. В. Чуб рассмотрела технологию обучения, ориентированного на действие [4], которая заключается в последовательном решении дидактических задач, что фактически представляет собой педагогический процесс, основанный на определенном алгоритме взаимодействия его участников и направленный на достижение планируемого результата.

 
стр. 98

 

В связи с этим мы предложили дополнить содержание этапов технологии обучения, ориентированного на действие, предложенной Е. В. Чуб (1 - информирование, 2 - планирование, 3 - принятие решения, 4 - выполнение, 5 - контроль, 6 - оценка), средствами, формами, методами обучения иностранному языку, способствующими включению внутренних механизмов развития личностных качеств студентов, их интеллектуальных способностей, а также методами диагностики сформированности профессионально важных качеств будущих инженеров-технологов в процессе обучения иностранному языку в вузе.

 

Цель технологии состоит в обучении иностранному языку будущих инженеров-технологов продуктов общественного питания в вузе, предусматривающим формирование профессионально важных качеств.

 

Содержание (содержательный компонент) определяется целями и задачами обучения иностранному языку студентов вуза, формированием у них профессионально важных качеств и отражается в использовании учебно-методического курса "Английский язык для инженеров-технологов в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров" для студентов первого курса, который состоит из следующих составляющих: "English for Food Engineers" (учебно-методическое пособие для студентов специальности "инженер-технолог" в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров); "Supplementary Reading" (сборник текстов для домашнего чтения по специальности "инженер-технолог" в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров); "Tests" (сборник профессионально-ориентированных итоговых тестов для студентов специальности "инженер-технолог" в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров).

 

Применяемые формы и методы: формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная), интерактивные методы обучения (дискуссионные, игровые, проектные).

 

При реализации технологии мы объединили ее первый и второй этапы (информирование и планирование); третий и четвертый (принятие решения и выполнение); пятый и шестой (контроль и оценка).

 

На первом и втором этапах педагогом осуществлялось включение студентов в учебно-познавательную деятельность, постановка целей и задач учебного занятия, изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося. В свою очередь, студенты проводили самооценку профессионально важных качеств (силы воли, самостоятельности, инициативности, ответственности, коммуникабельности, медиакомпетентности), а также самооценку уровня знаний, умений и навыков владения иностранным языком.

 

На третьем и четвертом этапах педагог выступал в роли организатора, равноправного участника в познавательной активности обучающегося; студенты выполняли задания преподавателя, участвовали во фронтальной, групповой, индивидуальной работе. При выполнении учебных заданий по иностранному языку у студентов происходили углубление предметных знаний и умений, творческая реализация накопленных знаний с помощью различных медиасредств. Студентами велось самонаблюдение за формированием и развитием профессионально важных качеств в процессе изучения иностранного языка. В рамках осуществления внеаудиторной самостоятельной работы студенты использовали учебные пособия "Supplementary Reading", "Tests".

 

На пятом и шестом этапах реализации технологии со стороны педагога осуществлялся контроль и анализ работы обучающегося и группы в целом, обращалось внимание на положительные сдвиги, анализировался и оценивался уровень сформированности профессионально важных качеств. Студенты оценивали результаты собственной учебной деятельности, производили самооценку уровня сформированности профессионально важных качеств.

 

Таким образом, представленный алгоритм обучения иностранному языку в вузе способствовал эффективному формированию профессионально важных качеств будущих инженеров-технологов продуктов общественного питания, что было подтверждено результатами диагностики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 136 б "Технология продукции и организация общественного питания" с квалификацией (степенью) бакалавр. - М., 2009.

 

2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуника-

 
стр. 99

 

ционных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

 

3. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.

 

4. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: Метод. пособ. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009.

 

THE ALGORITHM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF FUTURE ENGINEERS-TECHNOLOGISTS

 

M.V. Amitrova

 

teacher of the Penza State Technological Academy

 

The article deals with features of foreign language teaching at higher school with the use of technology-oriented action. Its peculiarity is in fact that during the class students (but not a teacher) choose the ways of tasks solution, run and evaluate the results. The presented technology is aimed at formation of professionally important qualities of future engineers-technologists of public catering products in the process of learning a foreign language.

 

Key words: pedagogical technology, technology, action-oriented, professionally important qualities of future engineers-technologists, process of learning a foreign language.

Опубликовано на Порталусе 15 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама