Рейтинг
Порталус

ПОДЗЕМКА: БУДНИ И ИСТОРИЯ. Музей Московского метрополитена

Дата публикации: 17 июня 2015
Автор(ы): Алена Фадеева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1434536236


Алена Фадеева, (c)

НАВЕРНОЕ, не найдется ни одного взрослого жителя нашей столицы, который бы не связывал свою повседневную жизнь с метро. Старшее поколение еще помнит дневную прохладу центральных станций. Теперь все изменилось: нет часа "пик", нет и полуденного затишья. Толпа целыми днями заполняет вестибюли.

6 ноября 1967 г. был открыт народный Музей истории Московского метрополитена. Существует он и по сей день под руководством Валентина Алексеевича Болотова, долгие годы работавшего в Московском метрополитене.

Фонды и экспозиции собирались по крупицам. Энтузиасты занимались поиском и подбором экспонатов: документов, фотографий, образцов различной техники. Они использовали материалы Управления метрополитена, фонды Государственного архива кино- и фотодокументов, Государственную библиотеку имени В.И. Ленина, а также различное оборудование, снятое с эксплуатации. В экспозиции достаточно полно раскрыта тема: "Метрополитен в годы Великой Отечественной войны". Тогда метрополитен работал в двух режимах: как транспорт и как убежище для населения столицы во время вражеских налетов.

Особое место в музее отведено архитектуре. Ведь метрополитен является не только сложнейшим инженерным сооружением, но и уникальным произведением искусства. Некоторые станции были удостоены международных премий и представляют собой памятники истории и культуры, охраняются государством. В их оформлении применено 20 видов мрамора, гранит, декоративная керамика, художественная лепка, римская и флорентийская мозаики, фрески, скульптуры. Особое внимание привлекают два диплома-подлинника, которые вручены в 1937 г. в Париже на Международной архитектурной выставке архитекторам института "Метропроект" (ныне "Метрогипротранс") Н.Быковой за оформление станции "Сокольники" и А.Душкину - автору оформления станции "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская").

Экспозиция пополняется и сейчас. Недавно Московский клуб филуменистов "Сувенир" помог Музею метро в оформлении нового стенда. На нем представлены 41 спичечная этикетка с изображениями станций метрополитена. Основа этой коллекции - московские станции. Практически все этикетки выпуска 1973 г. Представлены здесь станции: "Охотный ряд" (переименовывалась четыре раза, замкнув круг своим первоначальным названием), "Алексеевская" (бывшие названия: "Мир" и "Щербаковская"), "Семеновская" (бывшая "Сталинская"), "Автозаводская" (бывшая "Завод имени Сталина"), "Красные ворота" (бывшая "Лермонтовская"), "Проспект Мира" (бывшая "Ботанический сад), "Новокузнецкая", "Калужская", "Рижская", "Фрунзенская", "Курская", "Маяковская" и "Кропоткинская" (бывшая "Дворец Советов").

Но представлены и этикетки с изображением станций Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда): "Автово", "Нарвская", "Кировский завод", "Технологический институт". А также Киева, Баку, Тбилиси. В строительстве подземок этих городов участвовал московский Метрострой.

Очень интересен стенд, на котором размещено более 200 значков Московского метрополитена. Здесь есть уникальные экземпляры, выпущенные Московским монетным двором в очень малых количествах. Великолепный дизайн имеет "Значок метростроевца", который выпускался в 1935, 1938 и 1943 гг. На стенде только первые два. Есть значки "Машинист 1-й, 2-й, 3-й степени", "Почетный железнодорожник", "Отличный вагонник", "50 лет метро" и много других. Сложность пополнения данной коллекции заключается в отсутствии свободных средств у музея. Ведь цена подобных знаков и значков достаточно велика, а среди увлеченных фалеристов не много найдется людей, согласных просто так подарить объекты своего собирательства. Вот и остается директору музея рассчитывать на ветеранов метро, которые помогают расширять экспозицию.

Есть еще стенд, заполненный различными проездными документами. Отдельно представлен самый первый билет на одну поездку в метро в один конец (N 00001 серия А). Принадлежал он мастеру завода "Красный пролетарий" Латышеву, который и передал в музей этот раритет. Выставлены билеты, существовавшие до 1958 г., жетоны первого образца и использовавшиеся до 1961 г., т.е. до времени начала использования пресловутого "пятака", который, конечно, присутствует тоже. Ярким пластмассовым пятном легли под стекло жетоны других городов (Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Ташкента, Самары и прочих - всего 16 экземпляров). Проездные билеты на месяц, начиная с 1972 г. и по сей день. Видимо, тут сложностей с пополнением коллекции не предвидится.

В целом экспозиция музея очень интересна как для ветеранов метро, так и для собирателей различных направлений.

Опубликовано на Порталусе 17 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама