Главная → ТЕХНОЛОГИИ → РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ: ДО И ПОСЛЕ КРИЗИСА
Дата публикации: 07 октября 2015
Автор(ы): Р. НУРЕЕВ, Д. КОНДРАТОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ →
Источник: (c) Вопросы экономики, № 3, Март 2010, C. 110-120 →
Номер публикации: №1444215490
Р. НУРЕЕВ, Д. КОНДРАТОВ, (c)
Р. НУРЕЕВ, доктор экономических наук, ординарный профессор ГУ ВШЭ,
Д. КОНДРАТОВ, магистр экономики, РЭА имени Г. В. Плеханова
В настоящий момент автомобильный рынок, как и экономика в целом, переживает неблагоприятные времена. Спад мирового хозяйства оказался очень глубоким и охватил все страны, а в наибольшей степени - Россию. Необходимо проанализировать тенденции, сложившиеся на автомобильном рынке в преддверии и в период кризиса, и на этой основе оценить перспективы развития отечественной автомобильной промышленности.
Производство автомобилей в мире с 1995 по 2007 г. увеличилось в 1,45 раза (см. рис. 1).
Мировое производство автомобилей в 1995 - 2007 гг. (млн. ед.)
Источник: ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" (АСМ-холдинг).
Рис. 1
В традиционных регионах производства автомобилей в этот период темпы прироста не были значительными. Мировое производство возрастало главным образом за счет стран БРИК. Для Китая, Индии, Восточной Европы и России были характерны высокие темпы роста. Доля Америки и Европы в мировом производстве автомобильной техники заметно снизилась (соответственно с 34 до 28% и с 35 до 32%), а доля Азии увеличилась с 31 до 40% (см. рис. 2).
Автомобили азиатского производства стали популярны за пределами региона. Так, в Китае выпуск автомобилей в 2007 г. увеличился на 40%1. Росла доля Южной Кореи, еще одного крупного азиатского рынка: в 2007 г. она достигла 5,6% мирового производства и 19,4% производства азиатского региона. Экспорт автомобилей из Южной Кореи ежегодно рос на 15 - 20% в год. Основными импортерами корейских автомобилей были США и Европа, Индия, Китай и Россия.
1 Рынок легковых автомобилей России и мира: Аналитический обзор / РБК. М., 2007.
Мировое производство автомобильной техники по регионам, 2000 - 2007 гг. (в %)
Источники: данные OICA и РБК.
Рис. 2
Российский рынок легковых автомобилей
За последние годы число крупных заводов, выпускающих отечественные легковые автомобили, сократилось с 7 в 1995 г. до 3 ("АвтоВАЗ", ГАЗ, УАЗ) в 2010 г. Причины были разные: банкротство (АЗЛК), отказ от выпуска отечественных автомобилей в пользу иномарок ("КамАЗ", "ИжАвто"). Из-за сокращения числа заводов и уменьшения выпуска на оставшихся предприятиях снизился общий объем производства. Напротив, число автосборочных предприятий на территории России увеличилось с 1 в 1999 г. до 8 в 2006 г. при постоянном росте выпуска.
Правительство России поддерживает привлечение крупнейших мировых автоконцернов к созданию производства в России и одновременно проводит протекционистскую политику для сохранения российского автопрома. Отменены или снижены пошлины на 61 позицию автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, упразднены таможенные сборы с некоторых видов технологического оборудования для автопрома. К достоинствам промышленной сборки можно отнести частичное замещение импорта, что в перспективе ведет к организации производства автокомпонентов и способствует распространению технологий. Но есть и неблагоприятные следствия: снижается доля рынка российских автопроизводителей и возникает "скрытый импорт" готовых автомобилей.
В настоящее время автомобили, произведенные на территории России, принято подразделять на две группы: российские автомобили и иномарки, собранные на территории РФ.
Обычно соглашение по сборке предусматривает требования к мощностям (не менее 25 тыс. в год) и составу производственных операций (сборка, сварка, покраска). Это способствует увеличению инвестиций в российское производство. Однако одновременно необходимо снизить таможенные пошлины на ввозимые автокомпоненты. В дальнейшем по мере расширения промышленной сборки возможно поэтапное сокращение их ввоза.
Сегмент подержанных автомобилей постепенно замещается новыми иностранными автомобилями. До недавнего времени среди подержанных иномарок велика была доля японских легковых автомобилей: ежегодно импортировалось около 200 тыс. шт. После введения запретительных пошлин в 2009 г. поставки подержанных автомобилей из Японии, Европы и Америки уменьшились в несколько раз.
Рынок автомобилей отечественных марок определяется объемом их производства за вычетом относительно небольшой части, идущей на экспорт. В то же время иномарки российской сборки практически в полном объеме поступают на внутренний рынок. Бурный рост продаж новых иностранных автомобилей в России начался в 2004 г. (см. табл. 1). Важно подчеркнуть, что автомобили иностранных марок, хотя и производятся в России, формально не могут быть отнесены к отечественным автомобилям, поскольку входят в международные отчеты соответствующих компаний.
Таблица 1
Объем производства и продаж автомобильной техники на внутреннем рынке (тыс. шт.)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010* |
Производство, всего |
1022 |
981 |
1010 |
1110 |
1069 |
1176 |
1294 |
1470 |
596 |
800 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отечественные модели |
1015 |
970 |
956 |
977 |
911 |
897 |
835 |
877 |
317 |
450 |
иностранные модели |
7 |
11 |
54 |
133 |
158 |
279 |
458 |
593 |
279 |
350 |
из них промышленная сборка |
|
|
|
|
14 |
190 |
269 |
377 |
193 |
250 |
Продажи, всего |
1416 |
1556 |
1622 |
1611 |
1714 |
2103 |
2746 |
3122 |
1405 |
1500 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отечественные модели |
933 |
930 |
969 |
980 |
789 |
784 |
715 |
692 |
392 |
430 |
иностранные модели |
483 |
626 |
653 |
631 |
925 |
1320 |
2031 |
2429 |
1013 |
1070 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
произведенные в России |
7 |
11 |
58 |
122 |
152 |
270 |
439 |
587 |
363 |
365 |
импортные новые |
79 |
112 |
195 |
285 |
456 |
744 |
1206 |
1467 |
636 |
690 |
импортные подержанные |
397 |
503 |
400 |
224 |
318 |
306 |
385 |
376 |
14 |
15 |
* Прогноз.
Источник: Обзор работы российской автомобильной промышленности за 2000 - 2009 годы и прогноз дальнейшего развития / АСМ-холдинг. 2009.
Развитию данного сегмента рынка способствовали создание сборочных предприятий на территории России и повышение импортных пошлин на подержанные автомобили. Высокие темпы прироста сохранялись в течение 2005 - 2008 гг. В итоге доля новых иномарок (в том числе российской сборки) достигла половины автомобильного рынка России. Продажи новых импортированных машин за год выросли на 50%, а по годовому объему практически сравнялись с продажами отечественных автомобилей. К концу 2007 г. ежемесячный объем их реализации превысил 100 тыс. шт. Увеличение импорта автомобильной техники в 25 раз с 1999 по 2007 г. стало важнейшим фактором девятикратного роста общего импорта продукции машиностроения (см. рис. 3).
С ростом доходов населения увеличивались покупки более дорогих машин. Однако объем продаж новых иномарок в России заметно отставал от показателей других развивающихся рынков. Если
Динамика российского импорта машиностроительной продукции, в том числе автомобилей в 1995 - 2007 гг. (млрд. долл.)
Источник: АСМ-холдинг.
Рис. 3
в Словении на 1 млн. населения в 2007 г. приходилось почти 30 тыс. автомобилей в год, в Португалии и Греции - свыше 20 тыс., то в России - менее 12 тыс. По этому показателю Россия опережала Латвию, Словакию, Польшу, Украину и Белоруссию (см. рис. 4). Тем не менее, по прогнозам PricewaterhouseCoopers (PwC), к 2025 г. обеспеченность населения автомобилями составит 400 ед. на 1 тысячу жителей России2.
Продажи новых иномарок в 2007 г. (на 1 млн. населения, шт.)
Источник: PwC.
Рис. 4
Ориентация на иномарки снизила долю автомобилестроения в отечественной промышленности: если в 2001 г. она составляла 3,9% общего объема промышленного производства, то в 2007 г. - только 3,7%. За тот же период уменьшилась доля автомобилестроения в самом машиностроении: с 25,6 до 21%. Это сопровождалось снижением численности занятых в отрасли: с 5,1% в 2001 г. до 4,8% в 2007 г. Темпы роста инвестиций в основной капитал отрасли снижались: с 3,2% в 2001 г. до 2,0% в 2007 г. Из-за низкой эффективности падала производительность труда. Данная неблагоприятная тенденция, которая наблюдалась в течение семи лет до кризиса, продолжается
2 GZT.RU. 2009. 9 июля.
Объем продаж и выручка по сегментам российского рынка автомобилей в 2009 г. (в %)
Источник: Аналитическое агентство "Автостат"
Рис. 5
и сейчас. Об экономической эффективности сегментов российского авторынка можно судить по рисунку 5.
В результате по доле продукции автомобилестроения в ВВП Россия значительно отстает от развитых стран: более чем в 6 раз от Германии и в 4 раза от ЕС в целом.
Основная проблема отечественного автопрома состоит в том, что выбор в пользу его продукции обусловлен финансовыми ограничениями покупателя, а не приверженностью марке авто (действует только конкуренция по цене), поскольку по качеству и потребительским характеристикам отечественные автомобили проигрывают зарубежным. Однако фактор цены постепенно теряет свое значение. Ежегодный рост тарифов и инфляция обусловили постоянный рост себестоимости производства по традиционным отечественным технологиям3. С начала 2000-х годов цены на российские модели выросли на 70 - 75%, и на столько же увеличились цены подержанных иномарок за счет протекционистских мер. При этом цены на новые иномарки остались почти на прежнем уровне, что наряду с доступностью и ростом доходов населения увеличило спрос на них (см. рис. 6).
Динамика цен на автомобили в 2005 - 2009 гг. (долл.)
Источник: Аналитическое агентство "Автостат"
Рис. 6
3 Протекционистские меры правительства РФ в настоящее время уже не способны освободить рынок для "АвтоВАЗа". Цены на его модельный ряд сопоставимы с Logan отечественной сборки с учетом обязательных опций (ГУР и АКП) и максимально приближены к иномаркам того же класса.
Особенности современного кризиса в автомобильной промышленности
Причинами кризиса 2008 - 2009 гг. в автомобильной промышленности стали перенакопление капитала, насыщение рынка, обострение конкуренции с азиатскими странами, падение покупательной способности населения в условиях социальной напряженности и роста безработицы. В 2009 г., по оценкам специалистов, особенно сильно пострадало автомобилестроение Германии и США. В мае 2009 г. было объявлено о банкротстве Opel. Такая же участь постигла американскую компанию Chrysler LLC: значительная ее доля была продана итальянскому концерну Fiat. Несмотря на субсидирование, осуществленное американским правительством, не удалось предотвратить банкротство компании General Motors (GM).
"Процедура реорганизации автогиганта приведет к сокращению дилеров с 6000 до 3600 и предполагает сокращение персонала на десятки тысяч рабочих по всему миру; одиннадцать заводов GM будут закрыты, три приостановлены, а один перепрофилирован на производство малолитражных авто. Правительство США предоставит GM кредит в размере 30,1 млрд. долл. на время прохождения процедуры банкротства (60 - 90 дней), который впоследствии будет конвертирован в акции обновленной GM"4.
Произошедшее в июне 2009 г. банкротство GM стало четвертым по масштабам в истории США и самым крупным среди промышленных компаний. Попытки реорганизовать компанию привели к частичному отказу от производства Pontiac (выпуск в 2009 г. сократился в 8 раз), Hummer и Saturn были проданы новому собственнику (правда, в конце февраля 2010 г. сделка по продаже Hummer китайской компании была аннулирована). Таким образом, в настоящее время концерн выпускает лишь три марки - Chevrolet, Cadillac и Buick. Однако только Buick сохранил прежние объемы производства (436 тыс. шт.), выпуск Chevrolet упал более чем в 3,5 раза, a Cadillac - с 196 тыс. до 3 тыс.
Майкл Маккензи, аналитик PwC по вопросам мирового автомобильного рынка, следующим образом оценивает ситуацию на мировых автомобильных рынках: "Автомобиль возглавляет список товаров немассового спроса, и новая машина - это вторая по величине покупка после приобретения жилья. В настоящий момент потребители не спешат с покупкой автомобиля, и эта тенденция сохранится до тех пор, пока не повысится уровень их доверия"5.
Экономический кризис заметно изменил рейтинг автомобильных компаний. Японская Toyota стала лидером среди 500 самых успешных бизнес-структур мира по итогам 2008 г. (рейтинг Financial Times): несмотря на серьезные проблемы, вызванные глобальной рецессией, компания увеличила оборот до 262 млрд. долл., или на 8%, по итогам 2008 г. (см. табл. 2). В 2010 г. компания столкнулась с существенными трудностями, вызванными техническими проблемами, что привело к отзыву более 8,5 млн. автомобилей. В результате курс акций Toyota снизился на 20%.
4 GM - банкрот // Коммерсантъ. 2009. 5 июня.
5 PricewaterhouseCoopers: 2009 год станет неспокойным для мировой автомобильной промышленности. 20 января 2009 г.
Таблица 2
Автомобильные компании в числе 500 крупнейших фирм мира
Место в рейтинге |
Компания |
Рыночная стоимость |
Оборот |
Чистый доход |
Общая стоимость имущества |
Численность рабочего персонала |
Цена за акцию |
Доходность на акцию |
|
2009 |
2008 |
млрд долл. |
тыс. |
долл. |
% |
||||
22 |
22 |
Toyota |
108,9 |
261,8 |
17,1 |
323,3 |
316,1 |
31,6 |
4,4 |
30 |
61 |
Volkswagen |
96,6 |
149,7 |
6,2 |
220,8 |
357,2 |
307,1 |
0,8 |
86 |
147 |
Honda |
43,0 |
119,5 |
5,9 |
125,6 |
178,9 |
23,4 |
3,7 |
179 |
73 |
Daimler |
24,4 |
126,1 |
1,8 |
173,9 |
274,3 |
25,3 |
3,1 |
263 |
239 |
BMW |
18,3 |
69,9 |
0,4 |
132,9 |
101,7 |
28,9 |
1,4 |
311 |
227 |
Nissan |
16,0 |
107,8 |
4,8 |
118,9 |
159,2 |
3,5 |
11,3 |
Источник: FT-500.
Заметно улучшили свое положение Volkswagen, переместившийся с 61-го на 30-е место в рейтинге компаний, и Honda, поднявшаяся со 147-го на 86-е место. Ряд немецких компаний сдали свои позиции: Daimler опустился с 73-го на 179-е место, BMW - с 239-го на 263-е. Однако наибольшие проблемы возникли у японского концерна Nissan: с 227-го места он переместился на 311-е.
Если у возглавляющей список автомобильных компаний Toyota чистый доход превысил 17 млрд. долл., то у занявшей второе место корпорации Volkswagen он составил 6,2 млрд. долл., а у Honda - почти 6 млрд. долл. (табл. 2).
Одним из последствий кризиса стал передел рынка как в географическом плане (из-за снижения роли США и Германии и повышения роли Китая), так и за счет развития дилерской сети в Италии и в странах догоняющего развития. Снизилась доля более дорогих марок, возросла доля среднего и/или низкого ценовых сегментов.
В Японии и США динамика производства автомобилей практически совпадает с динамикой ВВП. Во Франции, Германии и Италии ВВП не коррелирует с производством автомобилей. Наиболее глубоким спад в автомобильной промышленности оказался в США, Японии (до 45% от докризисного объема производства), Великобритании (40%), Франции и Италии (по 30%) и Германии (25%)6. Японские автогиганты в период кризиса резко (на 40%) снизили объемы производства и существенно сократили численность рабочего персонала. Это коснулось даже таких крупных компаний, как Toyota. Наиболее неблагоприятным за всю историю автоконцерна стал 2009 г.: объем продаж на мировом рынке снизился с 9,2 млн. в 2008 г. до 1,15 млн.
В странах БРИК ситуация неоднозначна. В 2009 г. производство в Бразилии осталось на прежнем уровне (+1%), в Индии и Китае - выросло соответственно на 4 и 47%, в России - упало на 60% (см. табл. 3).
По данным Ассоциации немецких автостроителей (VDMA), с 2008 г. Китай прочно занял первое место по производству автомобилей (17,2% мирового объема), опередив Германию (14,7%) и США
6 OECD Economic Outlook. Preliminary Ed. 2009. Vol. 2, No 86. P. 114.
Таблица 3
Производство автомобильной техники* в странах БРИК (тыс. ед.)
Страна |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Бразилия |
- |
1828 |
2210 |
2448 |
2611 |
2970 |
3220 |
3185 |
Россия |
1222 |
1282 |
1386 |
1356 |
1504 |
1672 |
1803 |
722 |
Китай |
3251 |
4444 |
5070 |
5708 |
7280 |
8882 |
9345 |
13791 |
Индия |
895 |
1161 |
1515 |
1631 |
1953 |
2246 |
2315 |
2641 |
* Легковые автомобили, джипы, грузовые автомобили, автобусы и другие транспортные средства.
Источник: marklines.com.
(14,6%). Если в 2008 г. в Китае было произведено 9,3 млн. единиц автомобильной техники, то в 2009 г. - 13,8 млн. В наибольшей степени вырос сегмент легковых автомобилей (с 6,7 млн. в 2008 г. до 10,4 млн. в 2009 г.) и джипов (с 1,2 до 1,6 млн.). Возможно, успех Китая связан с затяжной рецессией в странах континентальной Европы. Кроме того, важную роль играет длительный опыт работы с ведущими мировыми автомобильными концернами, передававшими китайцам опыт и знания.
Предпочтения европейских потребителей в период кризиса остались консервативными - европейские модели и Ford. На фоне общего сокращения спроса сохранился объем продаж большинства марок концерна Audi. Среди моделей, пользующихся особой популярностью в Европе, остается старая модель Volkswagen Golf, а новые модели представлены Audi A4 и Ford Fiesta7.
Насколько вероятен рост авторынка в кратко- и долгосрочной перспективе? В условиях экономического подъема многие автомобильные заводы в Европе строились из расчета на увеличение спроса на их продукцию, поэтому избыточные мощности возникли еще до кризиса. Кризис привел к сокращению текущего спроса, возникла угроза закрытия ряда предприятий, особенно в странах с высокой стоимостью рабочей силы (Италия, Англия, Испания и Франция).
По оценке "PwC Automotive Institute", в 2009 г. мировой выпуск легковых и легких коммерческих автомобилей должен был сократиться с 66,2 млн. до 54,1 млн. шт. Уровень 2008 г. будет превзойден лишь в 2011 г. (в России - в 2012 г.), что также свидетельствует о глубине текущего кризиса.
В недавно опубликованном исследовании Booz & Company сообщается, что в последнее время мировая автомобильная промышленность увидела слабый свет в конце туннеля и что выжившим в условиях мирового кризиса продуцентам следует готовиться к всплеску спроса на автомобили в дальнейшей перспективе. Общие продажи автомобилей в мире к 2018 г. увеличатся по сравнению с текущим уровнем приблизительно в шесть раз, хотя на высоконасыщенных рынках, скорее всего, будут расти не более чем на 1 - 2% в год.
Эксперты считают, что более высокий рост продаж должен наблюдаться на рынках развивающихся стран, в первую очередь группы БРИК, а также Малайзии, Мексики и Индонезии. Наиболее перс-
7 Орлов К. Кризис убивает продажи авто в Европе // Autonews. 2008. 22 дек.
пективным рынком Booz считает индийский, где ожидается среднегодовой прирост продаж на уровне 14,7%. Общее число автомобилей в пользовании в мире оценивается как 672 млн. в настоящее время, 1,1 млрд. в 2013 г. ив 1,5 млрд. в 2018 г.8 В качестве основных причин, позволяющих рассчитывать на такое развитие событий, называют достаточно быстрое повышение доходов населения в развивающихся странах и снижение цен на многие модели автомобилей.
Прогноз развития производственных мощностей до 2015 г., составленный ОЭСР, показывает, что сохранятся тенденции, наметившиеся в ходе нынешнего кризиса. Китай будет по-прежнему лидировать и по производственным мощностям, и по объему продаж. Второе-третье места будут занимать США и Япония. На четвертом месте будет Германия; на пятом - Индия, которая опередит Южную Корею. Темпы роста в Индии и Китае заметно превысят темпы роста в традиционных центрах автомобильного производства.
Внутренний спрос в Китае и США будет удовлетворен за счет внутреннего производства соответственно лишь на 56 и 58%. В Корее, Японии и Германии оно почти в два-три раза превысит внутренний спрос на автомобили, что позволит этим странам сохранять лидирующие позиции в экспорте9.
Значимый фактор, позволяющий оптимистично оценить потенциальные возможности развивающихся рынков, - низкая обеспеченность населения автомобилями: в настоящее время на 1 тыс. семей в среднем приходится только 18 авто. Одновременно отмечается, что крупнейшим мировым рынком сбыта автомобилей стал Китай, вытеснивший с первого места США.
Кризис и перспективы развития рынка легковых автомобилей в России
Экономический и финансовый кризис сильно повлиял на состояние российского автомобильного рынка. По сравнению с докризисным 2007 г. объем продаж автомобилей в 2009 г. снизился практически в два раза. Производство сократилось сильнее из-за насыщения рынка.
Если в 2007 г. объем производства отечественных автомобилей превышал объем продаж на 16%, в 2008 г. - на 26%, то в 2009 г. продажи превысили производство на 24%. В 2010 г. ожидается сближение этих показателей, при этом норма запасов готовой продукции составит около 4%. Это характерно для кризисного периода и свидетельствует о структурных изменениях авторынка.
В России финансово-экономический кризис начался осенью 2008 г. Уже к декабрю общая численность персонала на предприятиях автомобилестроения сократилась на 8,6% (по сравнению с декабрем 2007 г.), а средняя зарплата упала на 12,1%10. В 2009 г. кризис обо-
8 О долгосрочных перспективах мирового рынка автомобилей // www.adb.ru. 2010. 16 янв.
9 OECD Economic Outlook. P. 131.
10 Сведения о количестве занятых в автопроме и заработной плате / АСМ-холдинг. 2009. И марта, www.asm-holding.ru/news/108/.
стрился: автотранспортных средств (грузовых и легковых автомобилей и автобусов) было произведено на 65,2% меньше, чем за аналогичный период 2008 г.
Наибольшее влияние на развитие российского автомобильного рынка, возможно, окажут развитие сборочных производств иномарок, снижение конкурентоспособности отечественных марок, изменение предпочтений и рост доходов населения. В краткосрочном периоде значимыми факторами будут насыщение дилерской сети, финансовый сервис, маркетинговая активность импортеров и дилеров, высокие цены на недвижимость (как возможных альтернативных вложений). Важнейшим фактором роста в 2010 - 2011 гг. станет развитие сборочных производств в России.
К существующим сборочным заводам (Chevrolet, Hyundai, Ford, Renault, Kia, Chery, SsangYong, Fiat, VW-Skoda, Toyota, Nissan, BMW, Cadillac, Hummer, Geely, Lifan) добавится Chevrolet-Opel. Увеличатся мощности заводов Renault, Ford, Toyota. В 2011 г. производство автомобилей в России начнут Hyundai, Suzuki, Peugeot-Citroen, Mitsubishi. По мнению представителя Chrysler M. Кэллендэ, после приобретения итальянским Fiat SpA 20% американского автоконцерна Chrysler возможно создание второй по величине в России дилерской сети по продаже автомобилей этих компаний". При содействии правительства РФ будет реализован амбициозный проект стоимостью 2,4 млрд. евро. Новое совместное предприятие Fiat и Sollers будет производить в России 500 тыс. автомобилей в год. (Например, в 2009 г. "АвтоВАЗ" выпустил только около 350 тыс. автомобилей.) Целевой уровень локализации в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач.
СП Sollers и Fiat будет выпускать в России девять моделей. Акцент будет сделан на наиболее востребованных классах С, D, внедорожниках и кроссоверах. Шесть моделей будут новейшими разработками на базе новой глобальной платформы Fiat-Chrysler.
В рамках СП планируется создать собственный инженерно-технический центр для разработки новых моделей автомобилей. Это первый случай, когда иностранный производитель всерьез намерен заниматься разработкой автомобилей в России.
Во время кризиса спрос на иномарки упал в меньшей степени, чем на отечественную продукцию. Скорее всего наметившиеся во время кризиса тенденции сохранятся, произойдет дальнейшее вытеснение отечественных машин моделями иностранного производства. Между тем эксперты АСМ-холдинга оценивают возможности российского производства (иностранных и отечественных марок) более оптимистично (см. табл. 3).
По последним (середины февраля 2010 г.) оценкам АСМ-холдинга, в январе 2010 г. производство легковых автомобилей в России выросло по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в 2,3 раза - до 41,8 тыс. шт. Выпуск автомобилей иностранных брендов увеличился на 46,9% до 26,3 тыс. шт., а в режиме промышленной сборки - на 57,4% (20,5 тыс. шт.). Особенно высокими темпами рос выпуск отечественных моделей - почти в 55 раз (до 15,5 тыс. шт.). Такие показатели в АСМ-холдинге объясняют чрезвычайно низкой сравнительной базой, поскольку в январе 2009 г. отечественные производители выпустили всего 282 автомобиля12.
11 Хрипунов К., Столяров Г. Вдогонку за GM // Газета.Ru. 2009. 11 июня.
12 Газета.Ru. 2010. 17 февр.
Таблица 3
Перспективы развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г.
|
2007 |
2012 |
2020 |
Производство автомобилей, всего, тыс. шт. |
1660 |
2960 |
4940 |
в том числе: |
|
|
|
легковые |
1289 |
2400 |
4000 |
грузовые |
282 |
440 |
640 |
автобусы |
89 |
120 |
300 |
Число легковых автомобилей на 1000 человек |
180 |
240 |
350 |
Доля автомобильной промышленности в машиностроении, % |
23 |
30 |
36 - 40 |
Доля автомобильной промышленности в ВВП, % |
2,0 |
3,5 |
4,7 - 5,0 |
Внутренний оборот автомобильного рынка, млрд. долл. |
53,0 |
80,0 |
150,0 |
из них: |
|
|
|
экспорт |
1,0 |
4,0 |
15,0 |
импорт |
25,0 |
30,0 |
15,0 |
Источник: АСМ-холдинг.
* * *
Российский рынок автомобилей позже, чем американский и европейский, испытал на себе влияние рецессии. Сокращение спроса происходило неравномерно и в большей степени затронуло отечественные модели, чем иномарки. Доля автомобилей иностранной сборки заметно возросла, потеснив отечественных производителей, и при сохранении текущего тренда составит 4/5продаж легковых автомобилей в будущем.
Кризис 2008 - 2009 гг. выявил необходимость более действенных мер структурной политики:
- запрет на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам на закупку техники зарубежного производства, в первую очередь автобусов и сельскохозяйственных машин;
- увеличение государственного финансирования НИОКР за счет открытых конкурсов на реализацию новых проектов по выпуску автотранспортной техники и сельскохозяйственных машин;
- поддержка заводов по производству комплектующих, предоставление скидок (до 10 - 15%) на их продукцию;
- разработка программы импортозамещения продукции машиностроения, в том числе автомобилестроения;
- строительство заводов сборочного производства; - реструктуризация ОАО "АвтоВАЗ";
- применение политики ускоренной амортизации в отношении основных средств в автомобильной промышленности.
Опубликовано на Порталусе 07 октября 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK