Рейтинг
Порталус

ОМСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дата публикации: 07 октября 2015
Автор(ы): Валентин Шарпенёв
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1444240331


Валентин Шарпенёв, (c)

На фото: ОМСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, автор: admin

Трест  "Омскнефтепроводстрой" был организован в пятидесятых годах. Тогда тюменскую нефть еще только "собирались открывать". В то время не из Сибири надо было тянуть нефтепровод, а в Сибирь: ее дальнейшее развитие без резкого увеличения энерговооруженности промышленных комплексов становилось весьма проблематичным. Итак, сначала нефть пришла с запада, из Башкирии. От Омска, ставшего "нефтяными" воротами, черное золото стало поступать еще дальше, на восток...

- Свой участок газопровода Уренгой - Петровск длиной 184 километра, - говорит заместитель управляющего В. Третьяков, - мы должны были достроить во втором квартале 1981 года, но закончили прокладку в конце 1980-го, испытания провели в январе, сдали приемной комиссии в феврале. Этот участок расположен на севере Свердловской области. Расстояние? Ну, это еще не так далеко. По нашим омским измерениям "приличным" расстоянием считается север Коми или район трассы построенного нами нефтепровода Комсомольск-на-Амуре - Оха. Туда, до Сахалина, гораздо дальше, чем до западных границ.

Экспедиция омичей-трассовиков, отправленная в Свердловскую область, состоит из 1.200 человек. Живут они в десяти полевых городках, в домиках-вагончиках. Жить там еще придется долго; в одном "коридоре" тянут одновременно несколько ниток, газопровода. Закончили работы на трассе Уренгой - Петровск и начала прокладывать участок магистрали Уренгой - Новопсков, а осенью приступят к своему отрезку трасты Уренгой - Ужгород.

Мне удалось "поймать" редкого гостя в Омске - старшего прораба Петра Старушенкова. Прорабу тридцать лет, из них девятый год он кочует с трассы на трассу. Сейчас вместе с женой и пятилетней дочкой живет неподалеку от поселка с "диким" названием Лесная Волчанка.

- Да вот взять хотя бы наш участок, - рассказывает Старушенков. - Нас шестьдесят один человек. Многие - семейные. А все вместе мы тоже как одна семья. Отношения нас связывают не то что дружеские, а скорее чуть ли не родственные: большинство товарищей работает вместе уже по семь- восемь лет. И возраст у основного "ядра" примерно одинаковый, лет по 28-30. Мы не просто ведем трассу, но создаем свой быт, стараемся, как говорится, приятное сочетать с полезным. Конечно, у нас и электричество свое, и отопление, и баня, и отличная столовая, которая снабжается получше, чем городские. Есть полевой клуб, телевизоры, магнитофонные записи.

- По выходным дням можно сесть в свой автобус и отправиться в близлежащий городок, провести там время, - продолжает свой рассказ Старушенков. - А лесная глушь имеет и свои прелести - раздолье для охотников, рыбаков, любителей грибов и ягод. Работа нелегкая, но ее сложности и ее напряжение стали привычными. Иной раз надо успеть сделать такой рывок, уложиться в такое короткое время, что не замечаешь ни дня, ни ночи. Однажды весной проходили болото, раскисавшее буквально на глазах. Тяжелая техника могла осесть, утонуть в трясине, еще несколько часов назад скованной морозом. Как мы работали! Сколько пил пришлось потратить каждому, чтобы успеть, не опоздать хотя бы на полчаса! И мы вырвались, вышли на твердое место, не застряли. А ведь могли из-за этого болота потерять не одну неделю, а то и месяцы.

На трестовской карте тянутся от Омска черные линии нефтепроводов и голубые - газовых магистралей. Посылались и делали там свое дело экспедиции на линии Пунга - Ухта - Грязовец, на голубых трассах Бухара - Урал, Нижний Тагил - Газли. С тюменских месторождений, из Нижневартовска проложен трубопровод в Кузбасс, а из Сургута - в Полоцк.

Километр километру - рознь. Обычное линейное измерение тут не подходит. К тому же километры бывают "сезонные" - зимние, которые полегче, хотя и мороз порой ломает металл, летние - самые трудные. Так что измерение здесь особое. Перед началом освоения новых территорий производится геологическая разведка местности. Горы, насыпи, каньоны, водные преграды, болота, непроходимые леса - всё наносится на карту. Далее компьютер с помощью технологии ATG моделирует участок в 3D-формате. Затем за работу принимаются специалисты - изучают построенную модель. дают рекомендации по освоению, преодолению сложных участков местности.

Рассказывает начальник СУ-8 треста Василий Сорокин:

- Под трубопроводы отводятся бросовые земли - скальные участки, заболоченные почвы, лесные дебри. Встречаются и неприятные сюрпризы. Как-то проходили по старым разработкам золота. Здесь десятки лет драги качали пульпу и образовался илистый массив шириной 210 метров, а глубиной - 9. Похлеще любого болота! Как пройти такое препятствие? Пытались наморозить ледяной мост - лед оседал и тонул. Пришлось вычерпывать ил экскаватором, а затем вновь и вновь набрасывать грунт, пока не навели прочную дамбу - только с нее и можно было опустить трубу.

Надолго запомнится и разлившаяся речка под названием Каква - по модели ATG её ширина 480, глубина пять с половиной метров. Впервые в стране опускали на дно такой длинный дюкер, сваренный из труб диаметром в 1.420 миллиметров. Уж лучше иметь дело со скалами. На участке, где работает наше управление, придется преодолеть восемь водных переходов - это на дне каждой речки нужно готовить ложе для трубы, трижды "подкапываться" под железные дороги и дважды - под автомобильные. Пока не оттаяли болота, спешим проложить трассу именно в самых гиблых местах, так как летом они превратятся в трясину.

Потому и со временем не считаемся. Трудимся зачастую полный световой день. Люди у нас - на все руки мастера. Отлично освоили сложную технику. И отечественную и зарубежную. В нашем деле невозможно переоценить значение, даже одного хорошего профессионала. Тем более, если у него в руках почти все "трассовые" специальности. Таков и бригадир мехколонны Герой Социалистического Труда Анатолий Звона рев, бригадир ремонтников Григорий Дейнека, машинисты тяжелых бульдозеров Алексей Калугин и Анатолий Иванов. К осени мы перейдем на экспортную линию Уренгой - Ужгород. Должны подготовить задел к будущему году.

Омскому тресту, расположенному на бойком перекрестке у "ворот Сибири", ежегодно предстоит прокладывать почти две сотни километров газовых магистралей, выполнять работ на сумму, близкую к 100 миллионам рублей. Дело налажено. Хороший опыт есть. Трубы большого диаметра, поступают бесперебойно.

Опубликовано на Порталусе 07 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): освоение Омска



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама