Рейтинг
Порталус

О чем расскажет компрессия? (экспертное мнение)

Дата публикации: 09 ноября 2015
Автор(ы): Сергей БОЯРСКИХ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1447059572


Сергей БОЯРСКИХ, (c)

На фото: О чем расскажет компрессия? (экспертное мнение), автор: admin

Как оценить состояние "здоровья" двигателя? Опытные автомобилисты делают это "на глаз" - по величине давления в системе смазки, цвету выхлопных газов, появлению посторонних шумов. А если двигатель начал работать неустойчиво и глохнет на холостом ходу, перестал "тянуть" и не обладает достаточной приемистостью? В этих случаях очень важным оценочным параметром для упрощенной диагностики двигателя является компрессия в его цилиндрах.

ЧТО ЭТО, И С ЧЕМ ЕЕ "ЕДЯТ"?

По сути, компрессия - это давление в цилиндре в конце такта сжатия, но замеренное при соблюдении определенных условий, которые мы оговорим ниже. По величине компрессии можно судить о состоянии деталей цилиндро-поршневой группы, уплотнений "тарелка-седло клапана", прокладки головки блока.

Компрессию определяют с помощью довольно простого как по устройству, так и по использованию прибора - компрессометра, который состоит из манометра и корпуса с обратным клапаном. В свое время компрессометрами комплектовались посты диагностики на СТО, но сегодня эти приборы стали доступны для рядовых автолюбителей, купить их нетрудно, да и стоимость невысока - по крайней мере, на уровне пробников для проверки аккумуляторов или стробоскопов для систем зажигания.

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ

Рассмотрим условия, при которых проводят измерение компрессии.

Работы начинают с проверки зазоров в клапанах и их регулировки, если это предусмотрено конструкцией двигателя. Следует обслужить воздухоочиститель, поскольку его сильное засорение может исказить результаты измерений. Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер исправен.

Далее двигатель прогревают до рабочих температур, выворачивают все свечи (на дизелях - свечи накаливания или форсунки) и приступают к проверке. Для этого наконечник компрессометра ввертывают в отверстие свечи или, если он резиновый, плотно прижимают к кромкам. Помощник выжимает педаль акселератора до упора, открывая тем самым дроссельную заслонку полностью, и прокручивает стартером двигатель, пока показания на манометре не перестанут увеличиваться (обычно 10-20 секунд). Записав величину максимальной компрессии, с помощью запорного винта обратного клапана показания манометра "сбрасывают" в нулевое положение, а затем таким же образом проверяют компрессию в остальных цилиндрах.

В инструкциях по эксплуатации или ремонту многих автомобилей указаны минимально допустимые значения компрессии, однако очень часто автолюбители путают эти величины со степенью сжатия. Напомним, что степень сжатия - это чисто геометрический параметр, показывающий, во сколько раз объем камеры сгорания меньше полного объема цилиндра, и остающийся почти постоянным (если пренебречь некоторым изменением из-за отложений нагара) в течение всего периода эксплуатации, в то время как компрессия способна измениться от начальной величины на новом двигателе даже, например, до нуля, если прогорел поршень, клапан или прокладка головки.

Между тем, при отсутствии у автолюбителя заводских рекомендаций, можно условно считать, что величина компрессии на нормально обкатанном и исправном двигателе будет в 1,2-1,3 раза превосходить величину степени сжатия, при этом замеренная в разных цилиндрах компрессия не должна различаться более чем на 0,1 кПа (1 кгс/кв. cм). Это указывает, что степень изношенности деталей в цилиндрах примерно одинакова. Если деталь изношена - её надо менять. Помните, что плохая деталь обязательно "потянет" за собой и другие узлы системы. Если оригинал стоит дорого или не доступен - возьмите "китайца". Китайские аналоги стоят, как правило, в 2-5 раза дешевле "оригиналов". В Москве, Петербурге и других крупных городах существуют целые китайские барахолки. Жители Дальнего Востока сами могут съездить в прибрежный Китай и купить все там почти за бесплатно. Южным регионам можно посоветовать затариваться в магазине Азия Центр, так популярном у наших украинских соседей: администраторы этой онлайн-барахолке оказывают поддержку в доставке грузов в приграничные с Украиной районы. В общем, приобрести нужные детали можно практически в любом российском регионе. Было бы желание и самое главное - понимание того, что изношенные узлы двигателя вашего "коня" важно вовремя менять.

ЕСЛИ КОМПРЕССИЯ ПОНИЖЕНА

Снижение величины компрессии во всех цилиндрах ниже минимально допустимого значения является показателем общего износа или поломки двигателя.

Если компрессия оказалась низкой в одном или нескольких цилиндрах, то можно предположить, что в этом цилиндре закоксовались и потеряли подвижность поршневые кольца (говорят: кольца "залегли"), тарелка клапана неплотно прилегает к своему седлу, прогорела прокладка. Проверку продолжим, для чего заливаем в "нехороший" цилиндр одну-две столовые ложки моторного масла и вновь проверяем компрессию. Если она увеличилась, то виноваты в неисправности поршневые кольца, однако торопиться с разборкой двигателя не будем. Для начала можно ввести внутрь цилиндра какой-нибудь из имеющихся в продаже очистителей камеры сгорания Combustion Chamber Cleaner. Это полезно сделать, если кольца залегли (между прочим, такой дефект - типичный для иномарок с форсированными двигателями, если владелец с упорством, достойным лучшего применения, ради "копеечной" экономия пренебрегает качественными импортными смазочными материалами). Однако если применение очистителя не дало должного эффекта, нечего не поделаешь - придется готовиться к капремонту. Цилиндр должен выглядеть идеально (см. фото цилиндра двигателя к "Фольксвагену").

Если после добавления масла в цилиндр и повторной проверки компрессия осталась низкой - скорее всего, нарушилась нормальная посадка тарелок клапанов в седла либо не все в порядке с герметичностью газового стыка головка-блок цилиндров - опять- таки предстоит серьезная разборка двигателя.

В качестве примера приведем некоторые величины компрессии (в кгс/кв. см) на двигателях ВАЗ и соответствующие им вероятные дефекты: 12 - показатель нового двигателя; - не более 10 - износ цилиндров и поршневых колец; - менее 8 - трещины на перемычках поршня; - менее 6 - разрушение межкольцевых перемычек поршня и поломка поршневых колец; - около "нуля" - прогорание поршня, клапана, прокладки головки цилиндров.

Попробуем ответить также на "горячий" вопрос: можно ли ориентироваться на показания компрессометра при покупке подержанного автомобиля? Если бывший владелец в порядке предпродажной подготовки добавил в масло какую-нибудь присадку-загуститель или модификатор трения, то компрессометр покажет завышенные в сравнении с фактическими результаты, а потому слишком доверять ему при проверке покупаемого с рук автомобиля не следует.

Опубликовано на Порталусе 09 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): компрессия, цилиндр двигателя



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама