Рейтинг
Порталус

ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Дата публикации: 19 января 2016
Автор(ы): М.Г. ДОМБИНСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1453220052


М.Г. ДОМБИНСКАЯ, (c)

С момента своего возникновения цивилизация включает в себя в качестве имманентной формы жизнедеятельности -образовательную, которая нацелена на обучение и воспитание, на передачу опыта от поколения к поколению.

Техническая деятельность, оставаясь неизменной на протяжении веков, продолжительное время не нуждалась в специальном образовании и ограничивалась индивидуальным ученичеством. Лишь на стадии развития машинного производства она потребовала целенаправленного и регулярного применения специальных знаний. Появилась необходимость технического образования. "Попытки ввести техническое образование, - отмечает А.Н. Боголюбов, - предпринимались еще в XVII в., однако лишь в XVIII столетии основываются технические школы для подготовки инженеров по специальностям, которые обеспечивали государственную службу. Такие школы почти одновременно возникли в России, Германии, Франции"(1).

Первоначально цель технических учебных заведений сводилась к обучению ремеслам. Правда, по мнению Н.Н. Моисеева, многие из этих заведений, вроде знаменитого МВТУ, уже в прошлом веке стали полноценными техническими университетами. Их объединяло общее: многопредметность, в связи с расширением вопросов, вставших перед обществом и возникновением новых дисциплин, стремление к узкой специализации, постепенная утрата универсальности образования(2).

В России начало технического образования связано с Инженерной (основана в 1700 г.) и Математико-навигационной (1701) школами. Эти и другие технические заведения сыграли большую роль в развитии инженерного дела, однако теоретическая подготовка в них отставала от уровня развития науки,


1 Боголюбов А.Н. Гаспар Монж. 1746-1818. М.. 1978. С. 172.

2 Моисеев Н.Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. N 6. С. 3.

стр. 142


а методика преподавания носила характер ремесленного ученичества(3).

Парижская политехническая школа, основанная Гаспаром Моюк в 1794 г., наиболее полно воплотила идею сочетания творческой и практической подготовки будущих инженеров. По образцу этой школы в России в 1809 г. был создан институт корпуса инженеров путей сообщения, который в первой трети XIX в. стал ведущим научным центром в этой области.

К концу XVIII в. многие ремесленные училища России, Франции, Германии, США преобразуются в высшие технические школы и институты. В этих учебных заведениях наряду с передачей практических умений и навыков, значительное внимание стало уделяться теоретической подготовке. Как отмечает Н.Н. Моисеев, чем ближе к концу столетия, тем все большее число инженерных задач предварительно подвергаются более или менее глубокому теоретическому исследованию. Начинают появляться и отрасли техники, которые были вообще немыслимы, если бы в них не было бы выполнено научное исследование.

Дальнейшее развитие машинного производства, становление крупной промышленности привели к созданию в России Технологического (1882) и Электротехнического (1891) институтов в Петербурге и Высшего Технического училища (1830) в Москве.

В 1816 г. в Гарварде была организована первая кафедра для обучения "применению наук к полезным делам". В 1824 г. был основан первый в США Ренселлеровский политехнический институт, который в 1834 г. полностью перешел на подготовку инженеров.

В 1870 г. в США возникла специализированная лаборатория Т. Эдисона, которая объединила квалифицированных ученых, инженеров, техников, работающих на самом передовом оборудовании на базе научного анализа и технического эксперимента.

Во Франции XVIII столетия действовали высшие школы по строительству мостов, дорог, фортификационных сооружений, кораблей и горные школы. В конце XVIII в. обозначались два направления, которые уже тогда существовавшее многообразие технической практики и технической науки пытались соединить в единое исследование. Одно из них было


3 Механика и цивилизация XVIJ-XIX вв.: Сб. статей / Под ред. А.Т. Григорьяна, Б.Г. Кузнецова. М.. 1979. С. 108.

стр. 143


примечательно тем, что многообразие специальных технических областей должно было быть сведено к общей естественнонаучной основе, а обязанности такого рода общей технической науки должна была до некоторой степени выполнять физика (Политехническая школа Г. Монж в Париже). Другое направление сводилось к камералистской экономии и привело к программе общей технологии, которая должна была строить функциональную концепцию технических процессов(4).

Первое направление имело успех в XIX столетии и способствовало основанию европейских школ по образцу парижской, в то время как программа общей технологии канула в Лету.

Несмотря на то, что академии XVII-XVIII вв. в Германии были ранними формами институционализации науки, они оставались слабыми. Центральной инновацией германского университета и главным шагом на пути к институционализации науки и ее отделения от техники было введение исследовательских работ. Германский университет был единственным учреждением, достигшим разделения теории и практики, "чистой" науки и прикладной науки и техники, тогда как во Франции, к примеру, такое разделение не было еще достигнуто(5).

Система специализированных технических учебных школ возникла в результате ранней утилизации науки государством, кульминационным пунктом стало основание Ecole Politechnique, которые служили потребностям государства в военной сфере и в сфере гражданской инженерии, а позже были дополнены специализированными школами для нужд промышленности.

Однако, несмотря на то, что разделение науки и техники составляло основу концепции германского университета, оно не было полностью реализовано даже в этой стране, если рассматривать положение специализированных школ в Пруссии. Так, артиллерийская и инженерная школы, готовившие военных инженеров, Горная академия, выпускавшая гражданских инженеров, были ориентированы больше на стандарты науки, чем техники. То же самое относится и к политехническим институтам в Праге (1806), Вене (1818) и Карлсруэ (1825), поскольку создавались они в целях подготовки инженеров для государственных нужд. Первым институтом в Германии,


4 Troityeh U., Wohlauf G. Technik - Gescliichte - Fraiikfiirt a. M.: Suhokapt. 1980. S.45.

5 Вайнгард II. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. M.. 1989. С. 150.

стр. 144


обеспечивавшим подготовку технических кадров был Берлинский ремесленный институт (1821), который позднее был слит с более старой Горной академией и назван Берлинской высшей технической школой (1879)(6).

Политические институты фактически так и не стали равнозначными университету заведениями для выпуска "важного класса высших предпринимателей, управляющих и коммерческих служащих", они обозначали начало технического обучения, которое было когнитивно и институционально отделено от науки. Отделение технических институтов от университета было направлено на явное выражение "технических принципов", "сущности техники" и провозглашено организационным принципом этих школ(7).

Развитие технических институтов в Германии отмечено дискуссией на тему: осуществить (ре)интеграцию с университетом или обеспечить независимое развитие технического образования с эквивалентным университету академическим статусом. Это отразилось в интеллектуальных усилиях по объединению науки и техники. Одним из первых здесь был Редтен Бахер, попытавшийся "основать целостную дисциплину инженерии на надежных правилах". Другим примером может являться Рело, который хотел ввести дедуктивный метод в инженерию и имел целью планируемый и направляемый научный метод открытия(8).

Реальная эмансипация технических дисциплин произошла в последней трети XIX столетия. Она характеризуется введением экспериментального обучения и исследования, при котором нетехнические фундаментальные дисциплины, введенные в технических школах, все более теряли свое влияние.

Создание экспериментальной технической лаборатории в Мюнхенской высшей технической школе (1868) явилось организационной предпосылкой для независимости этого института. С появлением лаборатории была признана специфика техники как области исследования, "понимание многообразия


6 Lundgrcen P. Bildung und Wissenschafts // Wachstum im Industrialisirungsprozess des 19. Jahrhunderts. Berlin: Colloguium Veriag, 1973; Lunndgrren P. Techniker in Preuben wahoend der fruhen Industrialisivring. Berlin: Cjlloguium Veriag, 1975.

7 Manegold K.H. Universitat, Technische Hochschule und Industrie. Ein beitrag zur Emanzipation der Technik irn 19. Jahrhundert. Berlin, 1970. S. 39.

8 Manegold K.H. Das verhaltnis von Natar - wissenschaft und Technik im 19. Jahrhundert im Spiegel des Wissenschaftsorganisation // Verein Deutscher Ingenieure, Technikge - Jchichte in Einzeldarstellungen, Nr. 11. Dusseldorf: UDJ - Veriag, 1969.

стр. 145


практических условий", которые были возможны только при применении частных методов, т.е. полномасштабных опытов с машинами в условиях, приближенных к реальным(9).

На рубеже двух столетий, когда технические школы добились наконец равного академического статуса с университетами (в частности, право присуждать докторские степени), определяющим стала разработка характерной для них исследовательской концепции. Способ производства знания, который был таким образом институализирован, однако, оставался отличным от университетского. Правда, различие между техническим и академическим обучением было только в содержании, но не в принципе. Экспериментальную лабораторию, как утверждает П. Вайнгарт, основанную на обучении, не следует принимать за свидетельство того, что инженерные науки основываются на методе проб и ошибок, даже если этот метод может еще играть важную роль. Инженерия стала предметом, которому можно учиться, т.е. и научное, и техническое знание, как они развивались через непрерывное рутинное исследование, совершенно новый тип опытного знания о мире. Подобным же образом и в промышленности в начале XIX столетия становится явной возрастающая важность систематического методического подхода в противоположность традиционному эмпирическому подходу, основывающемуся на опыте(10). Это был переход от "эмпирического" к "рациональному" управлению, от мастера к инженеру.

В начале XX в. связь науки и техники становится более тесной. Если в некоторых сферах, например, связанных с двигателями, инженерная работа могла покоиться на теоретических основаниях, выработанных наукой в настоящем и предшествующих веках, то в других сферах - на современных или самых последних научных открытиях. Например, в случае с радио (Марконе, 1905-1907) и с вентилем Флеминга (1904), которые были тесно связаны с работой Максвелла по электромагнетизму (1873). Другим примером могут служить разработка периодической системы (Менделеев, 1871) и развитие основных теорий химических соединений (Кекуле, 1858-1866), подготовившие фундамент для того, что должно было стать отраслью промышленности, "основанной на науке".

Инженерно-технические институты России - это группа высших учебных заведений, которые отличались большим


9 Ibid. S. 117.

10 Вайтард П. Указ. Соч. С. 152.

стр. 146


разнообразием организационных форм. Среди них были двухфакультетные и многофакультетные политехнические институты, готовившие инженеров для различных отраслей фабрично-заводской промышленности, многоотраслевые инженерные школы - горные, путей сообщения, а также электротехническая, архитекгурно-строительная.

Одним из ведущих старейших технических вузов страны является Московское техническое училище. Оно было задумано в 1826 г. императрицей Марией Федоровной как учебные мастерские для сирот из Московского воспитательного дома. В 1830 г. император Николай I утвердил "Положение" о "Ремесленном учебном заведении для обучения в оном 300 питомцев Воспитательного дома".

Создаются образцовые для того времени мастерские. Слесарная, токарная, медно- и оловолитейная, кузнечная мастерские по обучению крашению тканей, свечному и мыловаренному делу. Были отпущены деньги на приобретение в Европе наглядных пособий и инструментов, а также новейшей технической литературы в том числе и на иностранных языках -так начала составляться научная библиотека училища. Позже Московское уже Императорское техническое училище (И МТУ) находилось под непосредственным покровительством императора и имело два направления: механическое и химико-технологическое.

В 1868 г. был утвержден устав училища, в первом параграфе которого было записано: "Императорское московское техническое училище есть высшее учебное специальное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров- механиков и инженеров-технологов".

На рубеже XIX-XX вв. среди специалистов возобладало мнение, что инженер, владеющий глубокими знаниями в области одной технической специальности, "окажется несравненно более полезным, чем энциклопедист, обладающий лишь верхушками сведений по различным отраслям техники и не умеющий применять их к делу"(11). Идея политехнического образования распространилась и на правительственные круги. Так были созданы политехнические институты в Петербурге, Риге и других городах.

В 1896 г. в Москве было основано Инженерное училище (ныне Московский институт инженеров путей сообщения),


11 Баруськова М.Ю. Из истории технических вузов дореволюционной Москвы // Инженерная этика в России и США: история и социально-политический контекст: Тез. выступл. М.. 1997. Ч. 2. С. 174.

стр. 147


которое готовило инженеров для русской сети железных дорог, а также инженеров- геотехников для строительства портов, каналов, речных путей сообщения. Училище имело хорошую репутацию и было известно программами по фундаментальным дисциплинам; располагало хорошо оборудованными лабораториями физики и химии, и особенно - механических испытаний строительных материалов.

Помимо создания специальных технических заведений была развернута подготовка технических кадров на базе физико-математических отделений университетов в так называемых камеральных отделениях (Московский, Петербургский, Дерптский, Харьковский университеты). На этих камеральных отделениях студенты получали общую теоретическую подготовку, а практику проходили в технических учебных заведениях, на фабриках и заводах.

В XIX - начале XX века в России бурно развивалась торговля, промышленность, транспорт, что требовало большого количества инженеров. Вопросы подготовки инженерных кадров решались на государственном уровне. В 1857 г. в России действовало шесть высших технических учебных заведений, а к началу XX в. их было уже 15, среди них Институт корпуса горных инженеров (1773), Петербургский технологический институт (1828), Санкт-Петербургский электротехнический институт (1891), Харьковский, Киевский, Варшавский политехнический институты (основаны в 1898), Томский технологический институт (1900), Петербургский политехнический институт (1902).

В инженерной деятельности XX в. реализовалась идея единства науки и практики, ранее выдвигавшаяся как идеал. Расширение практики, новые научные открытия, технические конструкции и технологические разработки обеспечивали большие возможности практических преобразований.

К настоящему времени исторический сдвиг в научно-техническом развитии достиг беспрецедентных масштабов, снабдив общество всеми преимуществами цивилизации. К сожалению, постепенно стало возникать все более тревожное осознание того, что научно- технический прогресс представляет собой достаточно противоречивую проблему. Как ни парадоксально, но по мере развития науки, техники, инженерной и промышленной технологии стали утрачиваться те духовные ценности, на основе которых происходило становление самой профессии инженера. Более того, многочисленные успехи НТП породили новую - технократическую духовную

стр. 148


ориентацию, основанную на уверенности во всемогуществе техники, в ущерб другим аспектам социального прогресса.

По мнению Н.Н. Моисеева, развитие науки и технологии в XX в. приобрели совершенно новый характер. Это уже не НТР, а некий процесс "с обострением". Для него характерна стремительно возрастающая скорость инноваций и технологической перестройки, а значит изменений условий жизни (и выживания) не только отдельных людей, но и наций в целом. К такому повороту система образования пока не готова.

В сознании инженеров, осуществляющих деятельность путем расширения технической среды обитания, должен быть преодолен узко профессиональный подход и по возможности должны осуществляться оценки последствий деятельности.

Нынешняя ситуация связана с глобальной переоценкой ценностей, с поиском новой парадигмы мышления, которые смогли бы полностью удовлетворить социальный прогресс во всех его аспектах, в том числе и материально-техническом. Это относится и к сфере высшего технического образования, которая теоретически и функционально связана со всеми структурными элементами общества и является одним из основополагающих факторов научно-технического, экономического и социального прогресса.

Опубликовано на Порталусе 19 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама