Рейтинг
Порталус

Влияние Востока на техническое развитие средневековой Европы

Дата публикации: 27 марта 2016
Автор(ы): Л. А. Гордон
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1960, C. 189-203
Номер публикации: №1459069084


Л. А. Гордон, (c)

"The American Historical Review". New York. 1960. Vol. 65, N 3, pp. 515 - 526.

 

Размеры статьи профессора Калифорнийского университета Л. Уайта невелики, и она отнюдь не исчерпывает вопроса. Однако это не умаляет ее ценности, ибо главное ее значение состоит в самом подходе к проблеме, в необычной для западной историографии трактовке вопроса о роли стран Азии в развитии мировой техники.

 

Статья Л. Уайта, хотя она и выдержана в сугубо академических тонах, отличается по своей концепции от преобладающего в буржуазной историографии утверждения относительно извечного различия между "религиозно-мистическими" цивилизациями Востока и "рационально-технической" культурой Запада. Автор стремится показать, что не только Китай, достижения которого не подлежат сомнению, но и другие страны Азии, в частности Индия, Малайя, а также тибетские районы Китая, были связаны с развитием мировой технической культуры и оказали заметное влияние на развитие научной мысли в Европе. Правда, как отмечает Л. Уайт, современный уровень науки пока не позволяет дать всестороннюю картину подобных влияний: здесь еще предстоит большая работа над первоисточниками. Однако даже имеющиеся материалы с полной убедительностью подтверждают факт индийских, тибетских, малайских, индонезийских влияний в истории средневековой европейской техники.

 

Знаменательно, что с упомянутыми странами связаны не только второстепенные, но и многие основные стороны технического прогресса средневековой Европы. Л. Уайт считает, например, что металлургическая техника франков меровингских времен имеет индийское происхождение. Он утверждает, что случаи прямого заимствования и перенесения технических достижений были сравнительно редким явлением. Как правило, пути взаимодействия и взаимовлияний отличались значительно большей сложностью. Так, иногда высказывается предположение, что европейские ветряные мельницы ведут свое происхождение от своеобразных ветряных двигателей, которые начиная с VII - VIII вв. применялись в тибетских монастырях для вращения больших молитвенных колес. Тщательный анализ устройства ветряных мельниц показывает, что это предположение лишено оснований.

 

Однако тибетские ветряные двигатели сыграли, хотя и более сложным путем, заметную роль в развитии европейской технической мысли. В XV - XVI вв. они стали известны в Италии. Сведения о них попали сюда вместе с рабами из Центральной Азии. Правда, непосредственное практическое применение в Европе воздушных двигателей такого рода было ограничено. Их использовали главным образом в качестве своеобразных вентиляторов-вертушек, помещавшихся в струе теплого воздуха над камином. Конструкция тибетских воздушных двигателей заинтересовала многих выдающихся инженеров эпохи Возрождения, в рукописях которых остались многочисленные чертежи и рисунки их частей. Как считает Л. Уайт, изучение подобных двигателей, в частности вращающихся в воздушной струе лопастей, привело к разработке винта и пропеллера, которые впоследствии явились необходимым условием развития парового судоходства и авиации.

 

Другой пример важного значения технических нововведений, проникших в Европу с Востока, дают так называемые воздушные трубки, своеобразные духовые ружья, с помощью которых в Индии и Малайе охотились на птиц. Подобные приспособления возникали в различное время у разных народов. В средневековую Европу, как это с полной очевидностью показывает этимология, воздушные трубки попали из Южной Индии и Малайи через арабов. Большого распространения они не получили, однако дали толчок к разработке вопросов, связанных с вакуумом, давлением газов, компрессией и тому подобными явлениями, имевшими большое значение при создании паровых машин.

 

Л. Уайт показывает, что развитию европейской техники способствовали не только конкретные технические усовершенствования, но и многие общие научно-технические идеи, возникшие в странах Южной Азии. Выдающуюся роль сыграла, в частности, идея "вечного двигателя". Эта идея попала в Европу из Индии в начале XIII в., почти одновременно с проникновением замечательного достижения индийской культуры - позиционной системы записи цифр (так называемых "арабских", названных так потому, что европейцы познакомились с ними через арабов). Хотя идея "вечного двигателя" и покоилась на ложной основе, работа над ним в XIII - XIV вв. все же способствовала развитию европейской техни-

 
стр. 196

 

ки в целом. Любопытно, что перенесенная из Индии идея гравитационного и магнитного "вечного двигателя" - шара дала в XVI в. одно из первых объяснений вращения Земли. Тем самым эта идея, несмотря на свою ошибочность, сыграла положительную роль в борьбе, развернувшейся вокруг открытия Коперника.

 

В заключение следует заметить, что далеко не все конкретные тезисы Л. Уайта разработаны и обоснованы во всех деталях. Однако основной его вывод - положение о взаимозависимости и взаимовлияниях культур Востока и Запада, о единстве процесса развития техники и науки - представляется бесспорным.

Опубликовано на Порталусе 27 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама