Рейтинг
Порталус

М. А. ВЫЛЦАН. Укрепление материально-технической базы колхозного строя во второй пятилетке (1933 - 1937 гг.). М. 1959. 143 стр.

Дата публикации: 14 апреля 2016
Автор(ы): И. Е. Зеленин
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1960, C. 149-154
Номер публикации: №1460649023


И. Е. Зеленин, (c)

М. А. ВЫЛЦАН. Укрепление материально-технической базы колхозного строя во второй пятилетке (1933 - 1937 гг.). М. 1959. 143 стр. Тираж 1200 экз. Цена 4 руб. 60 коп.

 

Вопросы создания и развития материально-технической базы колхозного строя представляют значительный интерес для советских историков и экономистов. Во многих исследованиях, посвященных колхозному строительству, в той или иной степени затрагиваются отдельные стороны данной проблемы; специальных же работ мало1 .

 

В центре исследования автора - техническая реконструкция сельского хозяйства, которая, по существу, составляла основу проблемы укрепления материально-технической базы колхозного производства в период второй пятилетки. Книга состоит из трех глав, в которых последовательно рассматриваются такие важнейшие вопросы, как рост технической оснащенности сельского хозяйства, подготовка механизаторских кадров, механизация колхозного производства.

 

В развитии материально-технической базы колхозов М. А. Вылцан выделяет два важнейших периода. Первый - непосредственная техническая реконструкция сельского хозяйства, когда осуществлялся переход от конно-ручных машин и орудий живой тяги к системе усовершенствованных машин механической тяги. Второй период, еще не завершенный в настоящее время, характеризуется развитием комплексной механизации сельского хозяйства, то есть механизацией не только основных, но и всех производственных процессов (стр. 4). С такой периодизацией можно согласиться.

 

Автор делает правильный вывод о том, что если в конце первой - начале второй пятилетки сплошная коллективизация была в основном завершена, то период непосредственной технической реконструкции в деревне длился значительно дольше. Характерно, что в 1932 г. механическая тяга составляла 22,2% от общих энергетических ресурсов сельского хозяйства, а основные полеводческие работы были механизированы всего на 10 - 20%. МТС обслуживали 34% всех колхозов. В 1937 г. удельный вес механической тяги в сельском хозяйстве поднялся до 66,7%, а механизация основных полеводческих работ достигла 50 - 70%. МТС обслуживали 78,3% колхозов, посевная площадь которых равнялась 91,2% от всей посевной площади колхозов. Анализируя эти и другие статистические данные об уровне механизации сельского хозяйства, автор утверждает, что к концу второй пятилетки "переход от конно-ручных машин и орудий на живой тяге к системе усовершенствованных машин на механической тяге был в основном завершен", в результате чего было ликвидировано существовавшее ранее временное несоответствие между передовым социальным строем советской деревни и ее недостаточно развитой материально-технической базой (стр. 48). Таким образом, если организация колхозов закончилась в основном в годы первой пятилетки, то про-

 

 

1 См. В. П. Данилов. Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР. М. 1957; О. Б. Джамалов. Развитие материально-производственной базы колхозов Узбекистана. Ташкент, 1959. Сведения об отдельных сторонах создания и укрепления материально-технической базы социалистического сельского хозяйства содержатся в книге М. А. Краева "Победа колхозного строя в СССР. М. 1954.

 
стр. 149

 

цесс подведения под колхозное производство индустриальной материально-технической базы был завершен во второй пятилетке.

 

Развитие индустриальной базы сельского хозяйства партия и правительство направляли главным образом по линии роста сети и технической вооруженности МТС. Конкретный материал, который мы находим в книге, показывает, что на всем протяжении периода непосредственной технической реконструкции машинно-тракторные станции были наиболее целесообразной формой производственно-технического обслуживания колхозов. Попытки передачи тракторов и других машин непосредственно колхозам, предпринятые в начале первой пятилетки, не были успешными. В то время колхозы не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно использовать сложную сельскохозяйственную технику (стр. 17 - 18). Правда, как справедливо отмечает автор, отрицательные последствия наличия на одной земле двух хозяев - МТС и колхоза - в известной мере сказывались и тогда. В целом, однако, та помощь, которую получали колхозы от МТС, значительно перекрывала ряд недостатков, связанных с применением данной формы технического обслуживания.

 

Интересны выводы автора о социально-экономическом положении колхозников-механизаторов, составлявших основную часть работников МТС. Работая на машинно-тракторных станциях, они в то же время не входили в штаты МТС, считались колхозниками. Однако труд этих колхозников базировался на средствах производства, принадлежавших государству, и был сходен с трудом индустриальных рабочих. По своему социально-экономическому положению, замечает автор, колхозник-механизатор находился как бы на стыке двух классов (рабочих и крестьян) и, воплощая в себе черты, присущие тем и другим, служил ярким примером постепенного стирания существенных различий между ними (стр. 43).

 

Укрепление материально-технической базы колхозного строя в годы второй пятилетки явилось решающим условием подъема колхозного производства. Весьма характерны сведения о росте производительности труда в колхозах в результате применения передовой техники. В 1937 г. МТС затрачивали на весновспашке в 6 раз меньше человеко-дней, чем в единоличных крестьянских хозяйствах в 1922 - 1925 гг., и в 4,5 раза меньше, чем на конно-ручных работах в колхозах в 1937 году. На уборке (комбайнами) МТС затрачивали в 33 раза меньше человеко-дней, чем единоличные хозяйства (стр. 114). В конце второй пятилетки в колхозах на обработку 1 га зернового посева затрачивалось труда вдвое меньше, чем в единоличных крестьянских хозяйствах до коллективизации (стр. 113).

 

Рост производительности труда в колхозах позволил высвободить для социалистической промышленности большое число рабочих рук. В годы второй пятилетки советская деревня ежегодно давала промышленности несколько миллионов человек (1935 г. - 3,7 млн., 1937 г. - 4 млн.).

 

Важнейшим достижением колхозного строя во второй пятилетке следует считать значительное увеличение товарной продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим пятилетием. Так, государственные заготовки и закупки зерновых и технических культур в 1933 - 1937 гг. возросли против 1928 - 1932 гг. не менее чем в 1,5 раза2 . Вместе с тем в книге вскрываются причины недостаточного роста урожайности в годы второй пятилетки: недочеты в области применения агротехники, отсутствие материальной заинтересованности МТС в увеличении амбарного урожая, нехватка в МТС прицепного тракторного инвентаря, слабое использование имевшейся техники и др. (стр. 107, 123).

 

М. А. Вылцан извлек из архивов данные о распределении колхозной продукции в 1935 и 1937 гг. (стр. 129, 134). Показательно, что в конце второй пятилетки распределялись по трудодням 35,9% зерновой продукции и 47,7% денежных доходов. Доходы колхозников от общественного хозяйства в колхозах, обслуживаемых МТС, как правило, были более высокими, чем в колхозах, которые не прибегали к помощи машинно-тракторных станций. В 1935 г. на один трудодень в колхозах, обслуживаемых МТС, приходилось 2,8 кг зерна, а в необслуживаемых - 2,3 кг. В этом наглядно проявились результаты механизации сельского хозяйства.

 

Фактический материал, содержащийся в рецензируемой книге, свидетельствует о значительном повышении к концу второй пятилетки материального благосостояния и культурного уровня колхозного крестьянства. Окончательная победа колхозного строя открыла новые возможности на пути развития социалистического сельского хозяйства.

 

 

2 См. "Народное хозяйство СССР в 1958 году". Статистический сборник. М. 1959, стр. 352 - 355.

 
стр. 150

 

Книга М. А. Вылцана не свободна от недостатков. Отметим некоторые из них.

 

При определении уровня механизации колхозного производства важно знать не только количество обслуживаемых МТС колхозов и размер их посевных площадей, но и удельный вес машин тракторной тяги в полеводческих работах. Известно, например, что в конце первой пятилетки в колхозах, обслуживаемых МТС, с помощью тракторов производилось не более Уз работ (правда, наиболее тяжелых), а % работ выполнялись с помощью лошадей3 . На стр. 45 говорится, что и в годы второй пятилетки в колхозах, обслуживаемых МТС, применялась живая тяга. Однако автор не иллюстрировал это положение конкретными показателям.

 

Рассказывая о достижениях колхозного строя во второй пятилетке, М. А. Вылцан приводит мало данных о производстве колхозами товарной продукции. А ведь в росте товарности прежде всего и проявились достижения колхозов в рассматриваемый период. Не совсем правильно утверждение автора, что в статистических справочниках ЦУНХУ Госплана СССР совершенно отсутствуют сведения о валовых сборах зерновых культур в колхозах в годы второй пятилетки (за исключением 1937 г.). В статистическом ежегоднике по сельскому хозяйству за 1935 г. такие данные приводятся за 1933, 1934 и 1935 гг., равно как и сведения о товарной продукции колхозов4 .

-----

 

3 Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР и СС), ф. 7446, оп. 17, ед. хр. 8, л. 16.

 

4 См. "Сельское хозяйство в СССР. Ежегодник. 1935". М. 1936, стр. 629 - 630.

Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама