Рейтинг
Порталус

КНИГИ ПО ИСТОРИИ ЗАВОДОВ

Дата публикации: 08 ноября 2016
Автор(ы): Л. К. ЕКШУРСКАЯ, З. К. ЗВЕЗДИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1968, C. 167-170
Номер публикации: №1478615791


Л. К. ЕКШУРСКАЯ, З. К. ЗВЕЗДИН, (c)

Книга по истории Кировского завода1 - это результат совместных усилий почти всего коллектива предприятия. В работе над ней принимали участие и рабочие, и инженеры, и сотрудники многотиражной газеты. Монография охватывает период от победы Октябрьской революции до завершения Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Таким образом, она, по существу, является продолжением первой книги по истории этого завода2 . В основу нового исследования положены как воспоминания непосредственных участников событий, так и научная литература, материалы прессы и архивов.

 

"История Кировского завода" - это последовательное изложение истории предприятия за первые 28 советских лет, подлинная его летопись. В книге воссоздается целостная и конкретная картина становления и развития крупнейшего социалистического завода, постепенного складывания новых форм управления и системы общественных организаций, рождения новых производств и форм труда, шефских и иных связей завода со многими районами страны и с иностранными рабочими, духовного и культурного роста людей, новых черт быта. Рабочий класс в монографии показан не как безликая масса: это живые, порой очень разные люди.

 

Авторы не старались приукрашивать события. Они показали, что на заводе в первое время после победы Великой Октябрьской социалистической революции было много меньшевиков и эсеров, которые оказывали пагубное влияние на часть рабочих; что путиловские большевики не сразу поняли значение Брестского мира: их на ка-

 

 

1 С. Костюченко, И. Хренов, Ю. Федоров. История Кировского завода. 1917 - 1945. М. Изд-во "Мысль". 1966. 702 стр. Тираж 20 тыс. Цена 2 руб. 35 коп.

 

2 М. Мительман, Б. Глебов, А. Ульянский. История Путиловского завода. 1801 - 1917. Изд. 3-е. М. 1961.

 
стр. 167

 

кое-то время увлекла идея "революционной войны". К концу гражданской войны силы рабочих в значительной мере были ослаблены, революционный порыв у некоторых из них сменился усталостью. Но это было лишь временным явлением. Страна переходила к восстановлению народного хозяйства, и путиловцы встали, как всегда, в первые шеренги борцов за новую жизнь. В книге показан подъем производственной и политической активности рабочих в конце восстановительного периода и в годы индустриализации, рассказывается о ленинском призыве, давшем в партию большой приток кадровых, наиболее сознательных и активных рабочих, о движении за режим экономии и повышении производительности труда, о массовом изобретательстве. В работе заводского и цеховых производственных совещаний в 1927 г. участвовало до 30% всех рабочих и служащих завода (стр. 261). Авторам удалось передать напряженную жизнь, которой жил весь коллектив "Красного путиловца" в годы первой пятилетки. Перед читателями проходят яркие картины героического труда рабочих.

 

История такого гигантского предприятия, каким является Кировский завод, со сложным производством, с высококвалифицированными кадрами инженеров - это и история создания новой, социалистической интеллигенции. Важный и интересный сюжет книги составляет показ развития взаимоотношений между рабочими и инженерами, перестройка старых "спецов" и выдвижение новых администраторов, инженеров и техников из числа рабочих.

 

С первых же лет Советской власти Путиловский (потом Кировский) завод вносил все более значительный вклад в создание и совершенствование материально-технической базы социализма и оборону страны: бронепоезда, паровозы, щиты для Волховстроя, тракторы, а затем оригинальные конструкции паровых турбин, танки, пушки - вот его продукция. С освоением все более сложных машин и механизмов росли мастерство и зрелость коллектива предприятия. Этому процессу отведено много ярких страниц. "Экзаменом на зрелость" назвали авторы раздел, посвященный созданию в предвоенные годы легкового автомобиля "Л-1". Советские конструкторы, металлурги, рабочие самостоятельно разработали и изготовили 5450 деталей автомобиля, которые раньше приходилось заказывать за границей. Труд для все большего числа людей становился подлинным творчеством. Во всех крупных цехах в 30-е годы работали ячейки рационализаторов и изобретателей. Сотни рабочих учились в техникумах и институтах. До 500 стахановцев и инженерно-технических работников было выдвинуто на должности руководителей производства на своем заводе и на ряде других предприятий страны (стр. 542 - 543).

 

Авторы приводят обширный фактический материал, характеризующий отношение рабочих к крестьянству, их заботу о восстановлении и социалистической перестройке сельского хозяйства. Рабочие участвуют в ремонте и изготовлении сельскохозяйственного инвентаря в опустевших в годы гражданской войны мастерских, организуют продотряды, создают сельскохозяйственные коммуны, восстанавливают совхоз "Бор", приписанный к заводу в 1919 г., осваивают тракторное производство, шефствуют над деревней, направляют на помощь колхозному строительству "двадцатипятитысячников".

 

Книга рассказывает и о многочисленных связях коллектива завода с иностранными рабочими; в ней названы имена таких выдающихся деятелей международного рабочего движения, как Э. Тельман, К. Цеткин и другие, кто в разное время посетил завод, а также имена простых людей труда, в частности болгарина П. Монолова, английского рабочего Д. Мортона, трудившихся в цехах "Красного путиловца".

 

Несколько слов о недостатках исследования. Не все его разделы равноценны в литературном отношении. Нельзя не отметить, что обращение к прямой речи во многих случаях помогает авторам избегнуть протокольности изложения и обрисовать характер конкретных героев. Тем не менее следует признать, что они несколько злоупотребили диалогами. Желательно было бы еще более полно представить в книге партийных и хозяйственных руководителей, рабочих, инженеров, являвшихся активными участниками производственной и общественной жизни завода. Полезно было бы снабдить книгу диаграммами и таблицами, наглядно характеризующими развитие производства, рост благосостояния рабочих завода в годы социалистического строительства. В целом "История Кировского завода" - удачный опыт создания работы в духе горьковских требований и традиций к такого рода литературе. Это делает чтение книги интересным и увлекательным.

 
стр. 168

 

*

 

Вторая монография3 посвящена истории Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева за 50 лет его существования. Она написана большим авторским коллективом - работниками автозавода и сотрудниками Института истории АН СССР - на основе привлечения многочисленных архивных источников, материалов прессы, сборников документов, воспоминаний и специальной литературы. Книгу отличают удачное сочетание исторического исследования с занимательностью и доступностью материала для самого широкого круга читателей, обилие фактических данных, большой и интересный справочный аппарат, прекрасное полиграфическое оформление.

 

В монографии подробно освещена история строительства автозавода. Небольшой автомобильный заводик, заложенный в разгар первой мировой войны русским капиталистом Рябушинским, который стремился нажиться на военных заказах, так и не был достроен. Только при Советской власти предприятие вошло в строй действующих, а затем превратилось в один из гигантов современного автомобилестроения. 7 ноября 1924 г. завод начал выпуск грузовика "АМО-ф-15". Однако в то время технологический процесс не был приспособлен к массовому производству, а конструкция машины вскоре устарела. Подлинное, второе рождение завод пережил в годы первой пятилетки, когда на месте старых корпусов был возведен новый, оборудованный по последнему слову техники гигант. Если в 1928 г. завод выпустил 580 автомашин, то в 1932 г. его производственная мощность достигла 25 тыс. машин. На заводе началось производство грузовика "ЗИС-5". В результате последующих реконструкций завод подвергся еще более значительному расширению и к 1941 г. мог выпускать 65 тыс. автомашин в год. В период Великой Отечественной войны завод не только изготовлял автомашины, но снабжал фронт боевой техникой и боеприпасами. Во время эвакуации (с 1941 г.) предприятие стало базой двух организованных в то время новых автомобильных заводов - Ульяновского и Миасского. После окончания войны на автозаводе была проведена реконструкция, разработаны марки современных грузовых и легковых автомашин. Успехи Московского автозавода, как показано в книге, были достигнуты в результате самоотверженного труда всего заводского коллектива, большой работы партийной организации, действенной помощи со стороны ЦК и МК партии.

 

В монографии приведены материалы о зарождении большевистской ячейки на заводе и ее первых успехах, об участии рабочих этого предприятия в Октябрьских боях 1917 года. Большой интерес представляют сведения о борьбе большевиков завода против меньшевиков и анархо-синдикалистов, за новую, сознательную дисциплину труда. В книге обрисована руководящая роль коммунистов в реконструкции завода. Партийная организация вместе с администрацией предприятия выдвинула проект реконструкции, поддержанный Политбюро, и с помощью ЦК и МК ВКП (б) возглавила коллектив на борьбу за быстрейшее его претворение в жизнь. Коммунисты завода явились инициаторами социалистического соревнования и стахановского движения на предприятии. Особенно возросла роль партийной организации в годы Великой Отечественной войны. Под руководством партийной организации коллектив не раз завоевывал переходящее Красное знамя ГКО. Партийная организация много потрудилась и в послевоенный период.

 

Читателей заинтересуют материалы книги, повествующие об освоении новой техники в годы довоенных пятилеток. В книге изложена вся система подготовки кадров, включавшая обязательный техминимум, стахановские школы и школу мастеров социалистического труда. На заводе был создан большой учебный комбинат с филиалом техникума и института. Война резко изменила состав рабочих завода. В 1942 г. 40% рабочих составляла молодежь, а 71% имели стаж работы от 6 месяцев до 3 лет. Возвращение к мирному труду, вторичная реконструкция завода и оснащение его современной техникой заставили внести коррективы в систему подготовки кадров. С 1960 г. на заводе работает автомеханический институт по системе завода-втуза. В книге приведены десятки примеров того, как бывшие рабочие стали ныне видными конструкторами и руководителями, получили ученые степени. К числу таких самородков, воспитанных на заводе, принадлежал и бывший его директор И. А. Лихачев.

 

Эти бесспорные удачи авторского коллектива труда по истории Московского автоза-

 

 

3 "История Московского автозавода имени И. А. Лихачева". М. Изд-во "Мысль". 1966. 647 стр. Тираж 35 тыс. Цена 2 руб. 36 коп.

 
стр. 169

 

вода позволяют поставить данную работу в один ряд с книгой по истории Путиловского завода.

 

Необходимо, однако, высказать и замечания. Следовало бы доходчивее показать те характерные изменения в материально-бытовом положении и культурных запросах рабочего, которые произошли на протяжении пятидесяти лет Советской власти. Если этот пробел в изложении не так ощутим в главах, повествующих об автозаводцах в годы Великой Отечественной войны, то для периода последовавшего затем мирного труда он гораздо заметнее. Авторы попытались здесь в качестве конкретного примера привести результаты бюджетного обследования всего четырех семей рабочих автозавода (см. стр. 554 - 555); к тому же свой анализ они ограничили лишь вопросами питания, тогда как надо было бы отвести также место исследованию духовных запросов рабочих. Словом, авторы могли бы осветить жизнь советского рабочего по более широкой программе показа, которая, например, лежала в основе обследования материального положения и культурных запросов рабочей и студенческой молодежи, проводившегося в 1936 г., в том числе и по Московскому автозаводу4 . Тогда были бы лучше видны большие положительные сдвиги, происшедшие в положении советского рабочего, и тем самым книга приобрела бы большее воспитательное значение.

 

Выше уже говорилось, что в труде показан технический прогресс в производстве и конструировании машин. Однако достижения завода в этом можно было бы осветить полнее. Кроме сложностей, связанных с освоением технологии производства автомашин, встречались и другие трудности, которые заключались в отсутствии в России до революции традиций автостроения и отечественных кадров конструкторов: советские автомобилестроители учились заново; и если первые конструкции не всегда выдерживали сравнение с некоторыми зарубежными образцами, то новая автомашина "ЗИЛ-130" является одной из лучших грузовых машин мира. Порою мелкие факты заслоняют в работе главную сюжетную линию исследования. Особенно это касается тех мест, где речь идет о заседаниях различных производственных организаций.

 

 

4 См. "Молодежь СССР". Статистический сборник. М. 1936.

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама