Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 19.09.17

Легенда британского автомобилестроения Rolls-Royce Motor Cars: мечта, идея, воплощение

Дата публикации: 21 ноября 2016
Автор: НИКОЛАЙ ДАВЫДОВ, ОЛЬГА КУЧЕРОВА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Русский телеграф, 03-05-98
Номер публикации: №1479757076 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


НИКОЛАЙ ДАВЫДОВ, ОЛЬГА КУЧЕРОВА, (c)

найти другие работы автора

На фото: Легенда британского автомобилестроения Rolls-Royce Motor Cars: мечта, идея, воплощение, автор: admin
На фото: Легенда британского автомобилестроения Rolls-Royce Motor Cars: мечта, идея, воплощение. Добавлено: admin, http://portalus.ru

Истинно королевский автомобиль

"Роллс-ройс" на протяжении всей своей истории и вплоть до сегодняшнего дня является самым престижным представительским автомобилем, символом комфортабельности, надежности и роскоши. Среди его владельцев особы королевской крови, короли бизнеса и сцены. В зависимости от вкусов и потребностей владельца этот автомобиль может быть оснащен по последнему слову техники кабинетом на колесах либо роскошной гостиной. История гласит, что одним из первых, кто установил у себя в машине телефон (а это был, конечно же, "роллс-ройс"), был король шоу-бизнеса Джек Хилтон. Вскоре после этого и Лю Грейд, не желая отставать от Хилтона, последовал его примеру. Естественно, он тут же позвонил своему именитому сопернику и был поражен ответом шофера: "К сожалению, мистер Хилтон сейчас у другого телефона".

Впрочем, компания прославилась не столько "навороченным" внутренним дизайном своих автомобилей, сколько их надежностью, которая стала легендарной: про "роллс-ройс" говорят, что он никогда не ломается, он просто "перестает ездить". Дело в том, что с первого дня своего существования Rolls-Royce предъявляла строжайшие требования к выпускаемой продукции -- они соблюдаются и по сей день. Однажды в разговоре с основателем компании Генри Ройсом о производимых им автомобилях одна аристократка спросила: "Но сэр Генри, что будет, если фабрика в Дерби сделает плохую машину?" Сэр Генри невозмутимо ответил: "Мадам, привратник просто не выпустит ее за ворота".

Своеобразным свидетельством качества является тот факт, что по всей фабрике в Дерби (первый завод Rolls-Royce) были развешаны таблички "Берегись бесшумного автомобиля!" Даже в наше время некоторые детали знаменитых "роллс-ройсов" делаются вручную -- в первую очередь это относится к моторам и фирменным "ройсовским" решеткам радиаторов. Последние, например, изготавливаются без измерительных инструментов -- просто "на глазок". Этот процесс занимает целый рабочий день одного человека, а на полировку радиатора тратится не менее 5 часов (интересно, что знаменитый "фирменный" радиатор Rolls-Royce был зарегистрирован как торговая марка только в 1974 году).

Помимо надежности, изысканного дизайна и цены (это самый дорогой в мире автомобиль) ходят легенды и о комфортабельности "роллс-ройсов". Знатоки убеждают в том, во что трудно поверить: ход этой машины настолько мягкий и легкий, что монетка, поставленная на ребро на панели управления, не падает, на какой бы скорости автомобиль ни ехал. Во главе этого проекта была уникальная идея о создании автомобиля мечты. И по сей день сотни начинающих предпринимателей создают новые и новые идеи, обмениваются ими на специальных сайтах (см., например, банк подобных идей на сайте "Идея для тебя"). И лишь немногие реализуются в долгосрочные проекты, о которых узнает затем весь мир. Одна из таких идей прошлого века - "Роллс-Ройс".

Как рождалась идея о "Роллс-Ройсе"? Появилось это чудо техники в результате исторической встречи в мае 1904 года двух совершенно разных людей, одержимых одной страстью - к автомобилям. Встречу будущих партнеров, в результате которой появился на свет автомобиль, который сразу же был признан лучшим в мире, можно, конечно, считать чудом. Два эти человека были настолько далеки друг от друга по происхождению, воспитанию и началу жизненного пути, что остается только удивляться, каким образом судьбе удалось свести их вместе. И тем не менее оба они впоследствии признавали, что каждый из них был, что называется, "половинкой" другого. Без Роллса не было бы Ройса, без Ройса Роллс не осуществил бы свою заветную мечту, а без их встречи не было бы британской национальной гордости -- самого надежного, дорогого и престижного, истинно королевского автомобиля.

Сын мельника

Ройс был сыном бедного мельника из Элуолтона (рядом с Питерборо), и начало его жизни легким никак не назовешь. В десять лет он начал работать разносчиком газет, но вскоре бросил это занятие и нашел свою первую "настоящую" работу -- подмастерьем в железнодорожной компании в Питерборо. Именно там он изучил основы инженерного дела. Уже тогда Ройс проявил серьезность и тягу к знаниям: он самостоятельно изучил иностранные языки, алгебру и основы электрического дела. Тремя годами позже он перешел в фирму Leeds, производящую станки и оборудование, -- работал он по 54 часа в неделю, а получал всего 11 шиллингов.

Следующим его шагом стал переезд в Лондон, где самостоятельно приобретенные познания в электричестве позволили ему получить работу в одной из первых компаний по производству электрических ламп. В 19 лет он перебрался в Ливерпуль, где получил должность технического советника фирмы Lancashire Maxim & Western Electric Company. А спустя еще три года Ройс со своим партнером создал в Манчестере свое первое дело -- компанию, производящую электрическое оборудование, динамо-машины и краны. Только благодаря упорству Ройса к началу нового века компания процветала, а бизнес быстро наращивал обороты.

Для человека, который начал с нуля, все эти достижения впечатляют, но настоящий прорыв был еще впереди. Это случилось в 1903 году, когда Ройс купил себе подержанный автомобиль French Decauville для поездок на фабрику. Он обнаружил, что машина очень тяжело заводится, перегревается с завидным постоянством, страшно трясется, жутко ненадежна и вдобавок имеет отвратительную систему зажигания. Вероятно, это больше всего и раздражало Ройса -- ведь он был своего рода экспертом в области электричества. В конце концов Ройс настолько разочаровался в машине, что с характерной для него уверенностью в себе решил, что у него все получится лучше. И уже через несколько дней объявил своим коллегам, что собирается построить свой собственный двухцилиндровый автомобиль. Первый автомобиль, спроектированный Ройсом практически в одиночку, вышел из ворот фабрики весной 1904 года. Самая первая машина была удачной почти по всем параметрам: легко заводилась, мягко и быстро шла и была очень надежна, что не переставало изумлять всех, кто видел эту машину или ездил на ней. Сын лорда

У Роллса начало жизни было гораздо легче, чем у его будущего партнера. Роллс родился в аристократической семье -- он был третьим сыном лорда и леди Лангатток и подобно большинству людей дворянского сословия провел молодые годы в роскоши. Образование он получил в Итоне и Кембридже. Врожденное пристрастие к инженерному делу помогло ему преуспеть в прикладных науках и механике и получить степень. Именно в Кембридже проявился его интерес к молодой еще тогда области автомобилестроения.

Вместе со своим отцом он отправился во Францию, а по возвращении купил себе Peugeot мощностью 3,75 лошадиных силы. Это был самый первый автомобиль, который появился в Кембридже. Путешествие до фамильного гнезда в Монмуте занимало два дня: приходилось часто и надолго останавливаться, чтобы починить машину. К моменту окончания университета Роллс был, наверное, самым опытным водителем в стране. Свой талант автогонщика он проявил, выиграв первый тысячемильный заезд на проверку прочности. Победа была настолько убедительной, что в честь Роллса была отчеканена специальная золотая медаль. А в 1903 году в Phoenix Park в Дублине Роллс на автомобиле Mors с двигателем мощностью 80 лошадиных сил установил новый мировой рекорд скорости -- 93 мили в час (150 км/ч) .

В 1902 году Роллс занялся продажей автомобилей, а его фирма C S Rolls and Co быстро заняла лидирующее положение. Через несколько месяцев после основания фирмы Роллс уговорил Клода Джонсона вступить в дело на правах партнера. Джонсон заработал себе репутацию блестящего организатора автошоу и оказался талантливейшим маркетологом. Своим успехом компания Rolls-Royce была в значительной степени обязана организаторскому таланту Джонсона, за что он и получил впоследствии прозвище "Связующее звено". Роль этого человека в деятельности компании особенно возросла после трагической гибели Роллса в 1910 году и смерти Ройса в 1933. Роллс и Ройс.

У Роллса было два страстных желания. Во-первых, он хотел, чтобы его имя было так же связано с машинами, как имя Chubb с сейфами или Steinway с роялями. Во-вторых, он хотел найти чисто британскую машину, которая была бы лучше, чем те автомобили, которые он продавал. Он едва не прозевал свой шанс убить одним выстрелом сразу двух зайцев, когда Генри Эдмундс (акционер Royce Ltd) рассказал ему о новой двухцилиндровой машине Генри Ройса. Роллс тогда решил, что эта машина столь же шумна и ненадежна, как и все остальные автомобили с двумя цилиндрами. Тем не менее Генри Эдмундсу удалось убедить Роллса поехать в Манчестер и посмотреть на детище Ройса. Роллс опробовал машину и сразу же стал горячим ее поклонником. Автомобиль действительно сильно отличался от всего, что производилось в те годы: легко заводился, ехал мягко и быстро и, что самое главное, был чрезвычайно надежен.

Знаменательная встреча будущих партнеров произошла в мае 1904 года, а вскоре они договорились о сотрудничестве, заключив соглашение, по которому Royce Ltd должна была продолжить производство автомобилей, а C S Rolls & Co -- получить права на их эксклюзивную продажу. Новоиспеченные партнеры взялись за дело с удвоенной энергией и в начале декабря представили на Парижском салоне первый совместный автомобиль с двигателем мощностью 10 лошадиных сил (впоследствии он был продан за 395 фунтов стерлингов). 23 декабря между двумя компаниями был подписан контракт, один из пунктов которого подразумевал, что отныне все автомобили партнеров будут называться Rolls-Royce. Успех объединенных усилий привел к слиянию Royce Ltd и C S Rolls & Co -- в мае 1906 года на свет появилась компания Rolls-Royce, и тогда же на фабрике в Дерби был выпущен шестицилиндровый Silver Ghost с двигателем мощностью 40--50 лошадиных сил. Британская пресса захлебывалась от восторга и называла эту модель "лучшим автомобилем в мире".

Вплоть до 1914 года компания сосредоточила почти все свои усилия на выпуске Silver Ghost (с 1910 года уже без Роллса, который трагически погиб в автомобильной катастрофе). В 1921 году была построена фабрика в Спрингфилде (США), которая специализировалась на выпуске именно "серебряных призраков". Однако в 1931 году производство в Штатах остановилось -- американцы предпочитали автомобили, собранные в Великобритании, завоевавшие всемирную славу и ставшие национальной гордостью британцев.

Поглощение Bentley

Интересно отметить, что с 1904 по 1939 год Rolls-Royce производила только ходовую часть, а салон предлагалось изготавливать дизайнерским фирмам -- по индивидуальным требованиям заказчиков. И только после второй мировой войны было решено выпускать автомобили целиком. Увеличение объемов работ потребовало расширения заводских площадей для сборки и окраски кузовов и салонов. Поэтому в 1946 году производство было переведено из Дерби на новую фабрику в Крюэ, построенную в 1938 году специально для выпуска авиационных двигателей. Первой машиной, целиком собранной Rolls-Royce в Крюэ, была Bentley Mk VI. Марка этих престижных спортивных автомобилей досталась Rolls-Royce во второй половине 20-х годов после серии перепродаж. В период Великой депрессии мало кто мог себе позволить производство столь дорогих элитных автомобилей, и Bentley много раз переходила из рук в руки.

Bentley Motors Ltd была основана в 1919 году Уолтером Оуэном Бентли. Компания с самого начала испытывала серьезные финансовые трудности, несмотря на то что ее спортивные автомобили пользовались большой популярностью. Чтобы спасти положение, Бентли пришлось искать внешние источники финансирования. Решение было найдено, когда в 1925 году Вульф Барнато купил Bentley Motors. Счастье, однако, длилось недолго. Экономический спад сильно приуменьшил возможности Барнато, и он не мог больше содержать столь дорогостоящее производство. Было объявлено о продаже Bentley Motors. Предполагаемым покупателем называли фирму Napier. Но тут в дело вмешалась инвестиционная компания British Equitable Trust Ltd, представлявшая интересы неизвестного покупателя, и просто-напросто "перебила" предложение Napier. О том, кто стал новым хозяином его компании, Уолтер Бентли узнал только через несколько дней после совершения сделки. На светской вечеринке кто-то сказал его жене, что Bentley Motors купила компания Rolls- Royce. С тех пор автомобили марки Bentley производились вместе с "роллс-ройсами". После поглощения спортивные машины Bentley Motors постепенно потеряли свое "лицо" и стали очень похожи на "ройсы". Эта ситуация начала меняться лишь в 1982 году, когда под маркой Bentley была создана принципиально новая модель -- Mulsanne Turbo со своим собственным стилем, отличавшимся от Rolls-Royce.

Рожденный не только ездить

Начало первой мировой войны заставило компанию подумать о расширении сферы деятельности -- и в ответ на нужды нации Генри Ройс спроектировал свой первый авиационный двигатель Eagle. Во время войны этот двигатель был установлен почти на половине самолетов всего авиационного флота союзников. Именно Eagle был установлен и на самолетах, совершивших первый трансатлантический перелет, а также первый полет из Англии в Австралию. В перерыве между двумя крупнейшими войнами столетия новые автомобили и авиационные двигатели конструировались и производились на одной и той же фабрике в Дерби. Помимо вышеупомянутой продукции, Rolls-Royce во время первой мировой войны выпускал еще и винтовки.

"Двигательное" направление Rolls-Royce развивалось ничуть не хуже, а, может быть, даже и лучше, чем традиционное -- автомобильное. Начиная с 20-х годов и далее был разработан довольно широкий спектр авиационных двигателей. Они не раз ставили мировые рекорды скорости и брали первые места в различных соревнованиях. Опыт в данной области дал Rolls-Royce технологическую базу для создания двигателя Merlin. Он был установлен на самолетах Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, которые участвовали в Битве за Британию. Спрос на Merlin во время второй мировой войны превратил Rolls- Royce из сравнительно небольшой компании (в плане производства авиационных двигателей) в крупного производителя силовых установок для воздушного флота. Примерно в то же время под руководством Фрэнка Уиттла была начата разработка воздушных газотурбинных двигателей. В 1944 году был создан двигатель Welland, затем Derwent, а в 1953 году -- Dart. Последний был установлен на самолете Vickers Viscount. С этого момента авиационная индустрия повсеместно приняла идею газотурбинных двигателей.

Помимо Rolls-Royce, другими крупнейшими производителями автомобилей и авиационных моторов в Великобритании в то время были компании Armstrong Siddeley, Blackburn, Bristol, de Havilland и Napier. Лидером среди них являлась Bristol, которая в 1959 году слилась с Armstrong Siddeley. Остальные компании были поглощены Bristol Siddeley и Rolls-Royce в 1961 году. Окончательная консолидация в британской индустрии авиадвигателей произошла в 1966 году, когда Rolls-Royce слилась с Bristol Siddeley. Bristol Siddeley привнесла в этот союз свои уникальные двигатели Pegasus (установленный на истребителе вертикального взлета Harrier) и Olympus 593 (установленный на Concord, единственном в мире сверхзвуковом аэробусе).

Разными путями

После объединения под крылом Rolls-Royce ведущих британских производителей авиационных двигателей возникла необходимость выделения этого бизнеса в отдельную компанию. Далее развитие Rolls-Royce пошло по двум разным направлениям. С появлением в начале 60-х годов широкофюзеляжных самолетов был разработан авиадвигатель RB211 для самолета Lockheed L1011 TriStar, а в 1971 году "двигательное подразделение" было приобретено британским правительством и получило название Rolls-Royce Plc. Производство автомобилей осталось за Rolls-Royce Motor Cars -- частной компанией, абсолютно независимой от Rolls-Royce Plc.

Судьба компании Rolls-Royce Plc оказалась счастливой -- она прочно заняла место одного из лидеров в авиастроении. Была создана целая серия двигателей мирового класса, установленных на самолетах L1011, Boeing 747, 757, 767 и на российском ТУ- 204. В 1987 году компания была приватизирована. С приобретением Northern Engineering Industries в 1989 году и последующей покупкой американской Allison Engine (в 1995 году) Rolls-Royce Plc расширила спектр выпускаемой продукции и укрепила свои позиции на рынке. В июне 1996 года Rolls-Royce объявила о намерении уйти из энергетики и продать свои подразделения Parsons Power Generation Systems и International Combustion. Parsons была продана Siemens в прошлом году.

А для Rolls-Royce Motor Cars процесс выживания был гораздо более трудным. После разделения со своей "авиационной половиной" Rolls-Royce Motor Cars столкнулась с серьезными финансовыми затруднениями из-за потери подряда на изготовление танковых моторов для иранского шейха. Этим не замедлила воспользоваться компания Vickers Plc - - давний конкурент Rolls-Royce Motor Cars, которая и приобрела компанию в 1980 году. В 1991 году продажа автомобилей Rolls-Royce практически сошла на нет из-за снижения покупательского интереса к престижным и дорогим машинам. И несмотря на то что к середине 90-х обстановка в достаточной мере стабилизировалась, Vickers Plc решила больше не рисковать и сосредоточить все свои усилия на том, что именно у нее лучше всего получалось, -- на двигательных технологиях, автомобильных моторах и оборонных системах. Дорогостоящее производство элитных автомобилей, пусть даже самых известных в мире марок, оказалось для Vickers не по силам, и она решила избавиться от Rolls- Royce Motor Cars. Начиная с осени прошлого года, когда было объявлено о намерении продать Rolls-Royce, весь мир не устает гадать, кому же в итоге достанется "британская национальная гордость". Однако и продавец, и потенциальные покупатели пока хранят упорное молчание. Только концерн BMW честно признал, что в его производственной линии Rolls-Royce смотрелся бы неплохо, да еще VW намекнул, что не отказался бы приобрести Bentley.

Таинственность, окружающая продажу Rolls-Royce, очевидно, связана с настроениями общественности -- британцы категорически не хотят расставаться со своим символом. Они готовы пожертвовать многим, чтобы перекупить Rolls-Royce и спасти его от "смены национальности". Уже сейчас наиболее состоятельными поклонниками Rolls-Royce собрана сумма в 700 млн фунтов стерлингов, что почти вдвое больше предполагаемой цены компании, и создан консорциум, призванный перекупить компанию, чтобы она не досталась иностранцам. Между тем совершенно очевидно, что подобное приобретение (и главным образом поддержание этого производства) по силам только крупному автомобильному концерну -- скорее всего германскому или американскому.

Опубликовано 21 ноября 2016 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Роллс-Ройс



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?