Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 22.06.17

ХОЗЯЙКИ ВОЕННО-АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Дата публикации: 03 декабря 2016
Автор: В. С. МУРМАНЦЕВА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1970, C. 218-220
Номер публикации: №1480758439 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. С. МУРМАНЦЕВА, (c)

найти другие работы автора

Четверть века прошло с того дня, когда праздничные залпы майского салюта возвестили миру о победе Красной Армии и всего советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Свой вклад в эту победу внесли и войска военно-автомобильных дорог (ВАД), в рядах которых в годы Великой Отечественной войны служило немало женщин. Не щадя сил, а порой и жизни, они восстанавливали и заново строили дороги, мосты, сооружали переправы, охраняли военные объекты, регулировали движение, обеспечивая подвоз войск, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и обмундирования в районы боевых действий. Большая работа была проведена ими по эвакуации в тыл раненых и больных. Основной специальностью женщин-воинов ВАД была служба регулирования движения и контроль на дорогах. Регулировщицы и контролеры должны были следить за бесперебойностью и безопасностью движения войск и транспорта, поддерживать порядок и дисциплину на дорогах, не допускать аварий, контролировать использование транспорта по назначению. Они наблюдали за выполнением графика движения транспортных колонн, вели учет одиночных машин, проверяли путевые листы, а при необходимости - и личные документы пассажиров. Посты из нескольких регулировщиц выставлялись на мостах, переправах, перекрестках, развилках дорог, железнодорожных переездах, участках с однопутным проездом и ограниченной видимостью, в крупных населенных пунктах.

 

Служба регулировщиц и контролеров строго регламентировалась. Каждые три часа пост сменялся (в сильные морозы - через час-полтора), затем три часа смена находилась в караульном помещении на случай тревоги или подмены товарищей, а следующие три часа отдыхала. Но нередко женщинам приходилось отступать от установленного распорядка и оставаться на посту значительно больше положенного времени. Особенно напряженной была служба во время наступательных операций Красной Армии, когда непрерывным потоком двигался на фронт автотранспорт с войсками и разными грузами. Так, чтобы наладить переправу через р. Вислу в начале 1944 г., в 13-м дорожно- комендантском участке ВАД-2 была создана ударная группа из 48 человек, которая с 17 по 28 января почти без отдыха обеспечивала продвижение войск, транспорта. Регулировщицы проявили исключительное личное мужество. Старший сержант Толмачева, сержанты Зуева, Самушина, Подшивякина, Перепелкина, ефрейтор Северова и многие другие, регулируя движение возле переправ и на самих переправах, не покидали постов в течение 20 часов. Начальник одного из постов, старшина Солонина, около трех суток руководила движением одновременно на двух переправах1 .

 

Немало трудностей преодолели регулировщицы и других ВАД. В августе 1944 г., при обеспечении Ясско-Кишиневской операции, через контрольно- пропускной пункт (КПП) N 1 27-й военно-автомобильной дороги 2-го Украинского фронта (начальник

 

 

1 Архив МО СССР, ВАД-2, оп. 94883, д. 7. лл. 18 - 19.

 
стр. 218

 

КПП - старший сержант Н. Н. Елшина, а контролеры - ефрейторы Л. Д. Бондарева и В. И. Груднова) проходило ежедневно до 4 тыс. автомашин. Кроме того, на своем КПП девушки производили посадку на попутные машины до 3 тыс. военнослужащих в день2 . Особенно трудно пришлось регулировщицам этой ВАД в сентябрьские дни. За 13 дней автотранспорт 2-го Украинского фронта доставил на расстояние в 400 км около 130 тыс. т боеприпасов, горючего, продовольствия и других грузов3 . В сентябре жара в Румынии доходила до 35° в тени, а поднятая колесами на дорогах пыль стояла таким плотным облаком, что автомашины по требованию регулировщиц во избежание столкновения днем двигались с зажженными фарами. И в этих условиях через контрольный пункт сержанта В. И. Смирновой ежедневно проходило до 3500 автомашин4 . Посты регулирования сержантов А. С. Меркуловой и В. И. Бияковой стояли на перекрестке в трех - четырех км от переднего края боевых действий. Снаряды противника ложились в районе постов, но регулировщицы продолжали нести свою службу. Здесь же, прямо в открытом поле, были вырыты землянки, разбиты палатки, в которых они и жили. От женщин требовались большая выдержка и бдительность, так как нередко вражеская агентура устраивала внезапные нападения на посты5 .

 

На фронте приказ регулировщика для всех, проезжающих по военно- автомобильной дороге, - закон. И девушки зорко следили за порядком. Они не боялись вскочить на ходу на подножку автомашины, если водитель не подчинялся сигналу остановиться; стреляли при попытке машин проскочить контрольный пост без проверки; останавливали машины за нарушение дорожных знаков; задерживали проезжающих для выяснения личности. Сколь решительно и хладнокровно действовали женщины-бойцы военно- автомобильных дорог, свидетельствует, например, такой случай. В один из воскресных дней октября 1941 г. под Москвой, на участке Минского шоссе, к контрольно-пропускному пункту ВАД-1 приближалась черная машина. Дежурство в тот день несли Н. Иванова, Л. Боднева, Л. Приходько, а начальником поста была Т. Крылова. Когда автомобиль подъехал, девушки увидели на нем иностранный флаг и немного растерялись. Останавливать или нет? Боднева сказала: "Посольская, неприкосновенная. Влетит нам!" "Наша линия обороны тоже неприкосновенная", - решительно заявила Крылова, подняла красный флажок и приказала: "Ивановой позвонить в штаб дороги, а остальным с винтовками - ко мне!" Машина остановилась у закрытого шлагбаума, из нее вышел посол одной из стран Востока, находившейся в довольно тесной дружбе с фашистской Германией. В машине сидели две дамы. Как и положено, ефрейтор Крылова представилась и вежливо, но настойчиво потребовала предъявить документы. Возмущаясь, посол заявил:

 

- Разве вам не достаточно того, что на машине - флаг моей страны? - Но, видя неумолимость начальника КПП и желая побыстрей проехать, изменил тон и заулыбался: - Я посол. Вот мой дипломатический паспорт. Дамы едут со мной.

 

- Далеко ли намерены ехать?

 

- Какие в России строгие девушки. Им все нужно знать. Едем в лес гулять.

 

- В какой лес? Лесов у нас много.

 

- В какой получше, удобнее для нас.

 

- Мы отвечаем за вашу безопасность. Впереди фронт. Идут бои. Шоссе подвергается обстрелу и бомбежке.

 

- Воюйте себе на здоровье. Нам нет никакого дела до вашей драки с немцами. Мы едем насладиться природой. Я люблю места недалеко от Кубинки...

 

Пока Крылова вела "переговоры", Иванова сообщила о происшествии в штаб. Оттуда приказали передать послу, что противник разрушил впереди мост и магистраль закрыта. Но посол продолжал настаивать на своем. И только приехавшие представители Наркомата иностранных дел СССР прервали эту поездку. Посол был чрезвычайно рассержен. Уж очень требовалось ему побывать под Кубинкой, там, где находились наши оборонительные укрепления; однако пришлось вернуться6 .

 

Офицеры и солдаты 4-й ударной армии хорошо знали комсомолку, регулировщицу 11-го дорожного батальона М. Титову. Она отлично овладела своей специальностью и несла службу на самых ответственных участках. Не раз приходилось ей стоять с флажками под обстрелом вражеской артиллерии, под бомбежкой самолетов противни-

 

 

2 Там же, ВАД-27, оп. 74315, д. 5, л. 39.

 

3 Там же, л. 42.

 

4 Там же.

 

5 Там же.

 

6 З. И. Кондратьев. Дороги войны. М. 1968, стр. 67.

 
стр. 219

 

ка. Титова регулировала движение на дорогах Белоруссии, Латвии, Литвы и на родной Смоленщине. За умелое выполнение своего долга ефрейтор М. Титова была награждена медалью "За отвагу" и знаком "Отличный дорожник"7 . Более двух лет в этом же батальоне служила М. Платонова. Свои обязанности она выполняла блестяще и всегда находила выход из самого трудного положения. Вот какой случай произошел с ней в июне 1944 года. Транспорт двигался по только что освобожденной от врага дороге. Грузовая машина, в кузове которой сидели 7 офицеров и 2 солдата, объезжая другую машину, свернула в сторону, где внимательная девушка заметила замаскированную вражескую мину. В одно мгновение очутилась она между машиной и миной. "Стой!" - крикнула она шоферу, предупредив взрыв. М. Платонову наградили медалью "За боевые заслуги" и грамотой ЦК ВЛКСМ8 .

 

Командир отделения из ВАД-12, младший сержант М. Скачилова во время Данцигско-Гдыньской операции бессменно в течение суток обеспечивала бесперебойное движение транспорта. Находясь на посту, она задержала 5 немецких диверсантов, пытавшихся пробраться в тыл фронта, а также организовывала первую помощь раненым воинам и отправляла их с попутным транспортом в тыловые госпитали. Когда из-за весенней распутицы значительный отрезок дороги в районе участка М. Скачиловой оказался поврежденным, она призвала на помощь местное польское население и с его помощью восстановила дорогу. Как отличница боевой и политической подготовки, хороший командир и воспитатель подчиненных, бдительный и активный борец с врагами и нарушителями движения М. Скачилова была награждена орденом Красной Звезды и несколькими медалями9 .

 

Благодаря бдительности девушек-регулировщиц в нашем тылу неоднократно задерживались вражеские шпионы. Регулировщица ВАД-24 сержант Р. Воронкова в августе 1943 г., отправляясь на пост, поделилась своими подозрениями с подругой: "Что-то фрицы часто начали летать над нами. Надо быть более внимательными". А ночью, услышав нарастающий шум мотора и всматриваясь в темноту, она заметила снижающийся самолет и раскрывшиеся купола парашютов. Вызвав вместо себя дежурного, Воронкова с группой бойцов направилась к месту приземления парашютистов. Прочесав местность, наши воины задержали трех шпионов10 . Немало женщин-бойцов военно-автомобильных дорог, неся службу регулирования и охраны, погибло на своих постах. Регулировщица ВАД-21 1-го Украинского фронта комсомолка П. Цветкова ночью находилась на посту у разрушенного бомбардировкой моста. Она заметила идущую на большой скорости колонну автомашин с вооружением и боеприпасами. Шофер, не замечая сигналов регулировщицы, мчался к мосту. Тогда девушка встала на пути машины. Она погибла, но ценой своей жизни спасла автоколонну, везшую боеприпасы и вооружение на фронт11 . О боевых делах регулировщиц слагались песни и стихотворения. Одно из них посвящено комсомолке Л. Голощаповой, награжденной медалью "За боевые заслуги" и знаком "Отличный дорожник". Она была трижды ранена, но вновь и вновь возвращалась в строй. Фронтовая газета "За честь Родины" 17 апреля 1945 г. опубликовала фотографию Л. Голощаповой и посвященные ей строчки, кончавшиеся такими словами:

 
Быть тебе, сестренка, с нами 
На развилках всех дорог. 
И в Берлине, словно знамя, 
Вспыхнет, Люда, твой флажок12.
 

Самоотверженно, отважно и мастерски несли регулировщицы службу на военно-автомобильных дорогах. В дождь, холод и жару девушки уверенным взмахом красного и желтого флажков указывали путь проходящим мимо автомашинам, танкам, тягачам, самоходкам. Весь свой скромный, но нелегкий труд они отдавали делу победы над фашистскими захватчиками.

 

 

7 Архив МО СССР, ф. 325, оп. 4587, д. 260, л. 416.

 

8 Там же, л. 417.

 

9 Там же, ВАД-12, оп. 225472, д. 2, л. 58.

 

10 Там же, ф. 208, оп. 2522, д. 744, л. 211.

 

11 Там же, ф. 32, оп. 11310, д. 64, л. 54.

 

12 Там же, ф. 236, оп. 2754, д. 41, л. 98.

Опубликовано 03 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?