Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Февраль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728 


ТЕХНОЛОГИИ новое | RSS


Главная ТЕХНОЛОГИИ СЕРЬЕЗНЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ ФАБРИКИ "СКОРОХОД"

СЕРЬЕЗНЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ ФАБРИКИ "СКОРОХОД"

Дата публикации: 03 декабря 2016
Автор: М. М. ШЕГАЛ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1970, C. 138-141
Номер публикации: №1480760241 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. М. ШЕГАЛ, (c)

найти другие работы автора

В 1967 г. в журнале "Вопросы истории" были подведены некоторые итоги в создании трудов по истории фабрик и заводов нашей страны1 . За последние годы работа над книгами по истории промышленных предприятий еще заметнее активизировалась. Только московские и ленинградские издательства выпустили в 1967 - 1968 гг. около десяти монографий на эту тему2 . Рецензируемая книга по истории крупнейшей в нашей стране обувной фабрики "Ско-

 

 

1 Л. С. Рогачевская. История фабрик и заводов. Итоги и проблемы исследования. "Вопросы истории", 1967, N 8.

 

2 Л. С. Ганичев. На Аптекарском острове. Л. 1967; "Ленинградский металлический завод им. XXII съезда КПСС". Т. 1. Л. 1967; "Металлурги с Матисова острова". Л. 1967; "Радуга трех гор". М. 1967; А Я. Сукновалов. "Завод "Электрик". Л. 1967; Р. М. Тайц, Т. А. Ермолаев, В А. Горюнов. Корабельщики Нарвской заставы. Л. 1967; А. Я. Сукновалов,

 
стр. 138

 

роход"3 вобрала значительную часть того хорошего опыта, который сложился в результате работы по истории заводов и фабрик. Многолетний труд большого коллектива авторов, в том числе десятков рабочих и служащих фабрики, в содружестве с ленинградскими историками увенчался выходом книги, которая, на наш взгляд, является одной из лучших среди исследований подобного рода.

 

Авторы привлекли большое количество новых документов, хранящихся в Ленинградском партийном, центральных и областном архивах, использовали многочисленную прессу, записали более 150 воспоминаний рабочих и служащих фабрики, собрали около трех тысяч фотодокументов. Все это позволило детально рассмотреть значительное количество вопросов, связанных с историей фабрики. Книга охватывает период от зарождения небольшого предприятия резиновых изделий в 1832 г. до 1965 года. Однако основное изложение авторы начинают с возникновения "Товарищества С. -Петербургского механического производства обуви", в дальнейшем получившего наименование "Скороход".

 

Около трети монографии занимает история фабрики в дореволюционный период. Используя широкую документальную базу, авторы подробно характеризуют уровень производства на ранних этапах, его механизацию, постановку сбыта, положение рабочих, постепенное усиление эксплуатации. В книге анализируются специфические условия, создававшиеся на фабрике политикой владельцев-иностранцев, применявших принцип "кнута и пряника". На конкретных и в то же время хорошо отобранных фактах авторы показывают возмущение рабочих ростом эксплуатации, штрафами, принявшими на фабрике вопиющие масштабы; подробно анализируют первые "искры протеста", которые рассматриваются в тесной связи с состоянием рабочего революционного движения в Петербурге, агитацией передовых рабочих, пребыванием В. И. Ленина в столице, деятельностью "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", показывая, как рабочие фабрики "Скороход" пришли к первой организованной стачке 1903 г., к появлению первой большевистской организации на фабрике.

 

В книге прослеживается месяц за месяцем в течение всего 1905 г. рост сознательности рабочих фабрики, кропотливая работа большевиков и их борьба с гапоновщиной, укрепление профсоюзной организации, рассказывается о новых методах борьбы, которые менялись в зависимости от общей политической обстановки, о сочетании легальных и нелегальных форм борьбы пролетариата в период реакции.

 

Подробно описываются в книге события на фабрике в период между Февралем и Октябрем 1917 г., причем они освещаются в тесной связи с развертыванием революции в Петрограде. Авторы показывают заслуги рабочих фабрики в завоевании своих насущных прав - повышении зарплаты, введении 8-часового рабочего дня и др. Особую роль в этом плане сыграла стачка скороходовцев 20 марта 1917 года (стр. 138). Интересные документы позволили авторам детально показать рост влияния большевиков на фабрике благодаря их правильной позиции по наиболее острым вопросам и большой работе среди отдельных групп рабочих, женщин, молодежи. В результате большевики одержали убедительную победу на перевыборах депутатов в Московский районный Совет в мае 1917 года. В ходе политической борьбы работам фабрики во главе с большевиками удалось добиться проведения ряда мероприятий по улучшению труда и быта.

 

Около половины монографии занимают главы, посвященные истории фабрики в советский период. Среди них наиболее удачны те разделы, в которых рассказывается о деятельности рабочих и инженерно-технических работников "Скорохода" в годы первых пятилеток. В главе о восстановительном периоде трудно проследить, как осуществлялась экономическая перестройка фабрики, выяснить, какими путями шел коллектив "Скорохода" к позициям, на которых он оказался накануне пятилеток. Задания первой пятилетки были для фабрики очень сложными: выпуск продукции должен был

 

 

И. Н. Фоменков. Фабрика "Красное Знамя", Л. 1968; "Ленинский заказ". М. 1969.

 

3 История Ленинградской государственной ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени обувной фабрики "Скороход" имени Я. Калинина. Л. Лениздат. 1969. 574 стр. Тираж 11000. Цена 1 руб. 24 коп. Авторы: Э. А. Корольчук, В. Р. Лейкина- Свирская, Ю. Д. Марголис, Г. Г. Прошин, А. В. Плешакова, Г. В. Дерягина, К. Г. Шариков, А. С Пухов, Н. В. Афанасьев, Б. Н. Камешков, Е. А. Ершова, А. И. Спивак, Б. А. Фролов, Ф. И. Сирота, В. А. Ежов, А. С. Дубин, К. В. Григорьева. Редколлегия: Е. А. Ершова, С. Н, Семанов, К. Г. Шариков.

 
стр. 139

 

увеличиться вдвое, а производительность труда - в полтора раза. В книге рассказывается о трудностях, которые испытывала фабрика, о существенных недостатках в самом процессе производства, часто очень серьезных, приводивших к срыву выполнения программы, об изношенности оборудования, о проблеме подготовки квалифицированных кадров и о путях преодоления этих трудностей, о развертывании движения ударных бригад, расширении социалистического соревнования, изменении его форм. Интересные сведения приводят авторы о производственных коммунах, возникших на фабрике в 1929 г., вскрывая положительные и отрицательные стороны этой формы соревнования. Такой подход, когда исследуются не только успехи коллектива фабрики, но и анализируются и встречавшиеся недостатки, дал возможность раскрыть реальную картину жизни и деятельности коллектива с его радостями и успехами, с его ошибками и трудностями.

 

В единстве с общегосударственными задачами, определенными решениями партийных съездов и конференций, авторы показывают деятельность фабрики в годы второй и третьей пятилеток. Повествуя о работе фабрики год за годом, квартал за кварталом, они выделяют в каждом периоде самое главное, показывают, за что в каждом случае боролся коллектив скороходовцев и какими методами достигалось выполнение тех или иных задач. Например, в период, когда квалифицированных рабочих было недостаточно, выдвигалась задача - овладеть техническими знаниями, что должно было способствовать росту производительности труда. Читатель имеет возможность проследить роль партийной и комсомольской организаций в походе за техническими знаниями, познакомиться с наиболее активными "техпропами", организацией системы технического минимума (стр. 345 - 348). Привлекает внимание материал, посвященный бригаде новатора П. С. Дзвеньковского, усилиям молодых передовиков в уплотнении рабочего дня, освоении машин и технологического процесса, взаимной помощи и контроле и, наконец, борьбе за распространение передовых методов работы на всей фабрике (стр. 351 - 352). Значительным новшеством в годы первой пятилетки становится опыт производства обуви методом горячей вулканизации на фабрике "Скороход", который имел общегосударственное значение.

 

Книги об истории Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в большинстве глубоко эмоциональны. Глава об этом периоде в жизни фабрики "Скороход" также читается с глубоким волнением. Неимоверные трудности, в которых оказался Ленинград в условиях блокады, героические усилия коллектива фабрики, стремившегося наладить производство в помощь фронту, вызывают восхищение. Более 400 рабочих и инженерно- технических работников фабрики ушли в народное ополчение, рабочие участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом. Ярки страницы книги о трудовом героизме женщин, заменивших мужчин на самых трудных участках, на производстве продукции ручным способом, так как не работали многие электроверстаки. Восстановление фабрики началось еще в 1943 г., что также получило освещение в книге.

 

Разумеется, наибольшим количеством материалов авторы располагали по послевоенному периоду. Умело выделяя главные задачи для каждого этапа, авторы показали возрождение фабрики, борьбу за выполнение и перевыполнение экономических показателей, рост производительности труда. В книге анализируются новые передовые методы на различных участках, связи с другими предприятиями и взаимный обмен опытом. Авторы с достаточной убедительностью показывают экономический смысл отдельных начинаний рабочих и инженеров фабрики, приобретавших общегосударственное значение (например, О. Я. Муштуковой - за экономию материалов и др.). Вместе с тем авторы не проходят и мимо крупных упущений в работе предприятия, которые имели место в 1951 - 1953 и 1960 гг.

 

Книга имеет и ряд недостатков. В ней приведено множество имен передовых рабочих, фабричных большевиков, профсоюзных деятелей. Вместе с тем живых и ярких портретов явно недостаточно. Часто читатель ничего не узнает о человеке, кроме его имени и факта, с которым это имя связано. Содержательные рассказы о людях фабрики, яркие биографии и очерки значительно оживили бы изложение. В отдельных местах авторы рассказывают о специфических особенностях производства и планирования, забывая о необходимости объяснить каждую из них. Некоторые страницы изобилуют цифровым материалом, значительную часть которого можно было бы обобщить, дать итоговые показатели и избежать таким образом определенной сухости изложения. И, наконец, почти общая беда многих монографий по истории фабрик

 
стр. 140

 

и заводов - схематичность и сжатость материала (подкрепляемые лишь отдельными иллюстрациями) о культурном росте рабочих и ИТР фабрики и улучшении их бытовых условий. Несовершенна и структура монографии. Так, вряд ли оправдано выделение небольшой главы "В борьбе за упрочение Советской власти". Ограниченный материал об этом, которым, видимо, располагали авторы, было бы целесообразно привести в главе, посвященной истории фабрики в период гражданской войны.

 

В связи с возросшим количеством монографий по истории промышленных предприятий следует сказать, что история фабрики "Скороход" представляется наиболее отвечающей задачам подобных изданий. Хронологический принцип изложения позволяет представить полную и глубокую картину жизни фабрики на различных этапах, выделить в каждом из них главные проблемы, делает книгу целенаправленной и политически заостренной.

Опубликовано 03 декабря 2016 года


Система Orphus


Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

М. М. ШЕГАЛ, СЕРЬЕЗНЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ ФАБРИКИ "СКОРОХОД" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 декабря 2016. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1480760241&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.02.2017.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

М. М. ШЕГАЛ, СЕРЬЕЗНЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ ФАБРИКИ "СКОРОХОД" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 декабря 2016. URL: http://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1480760241&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 25.02.2017).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

М. М. ШЕГАЛ, СЕРЬЕЗНЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ ФАБРИКИ "СКОРОХОД" / Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1970, C. 138-141.

наверх

Автору публикации:


Распечатать публикацию (версия для печати)

© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Ваше мнение о публикации?

World Library

Проект для детей старше 12 лет!

Научная цифровая библиотека Порталус: опубликовать статью, опубликовать исследование, опубликовать книгу

 

 
РЕКЛАМА: узнать расценки на рекламу
ТЕХПОДДЕРЖКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: eewc@yandex.ru
АВТОРАМ, ДЕЯТЕЛЯМ НАУКИ: регистрация, статистика публикаций
Copyright @ 2004-2017, Научная цифровая библиотека "Порталус". Все права защищены.