Порталус \\ Научная библиотека

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 31.03.17

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА

Дата публикации: 20 декабря 2016
Автор: Л. П. Борисов
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1482234938 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. П. Борисов, (c)

найти другие работы автора

Вскоре после окончания гражданской войны и разгрома интервенции, несмотря на разруху и голод, в нашей стране был Поднят вопрос о необходимости скорейшего развития отечественного воздушного флота. Предстояло создать свою авиационную промышленность, построить аэродромы и ангары, подготовить летные кадры. Все это требовало значительных сумм, которые Советское правительство не могло в то время выделить из государственного бюджета. 1 марта 1923 г. в "Известиях" рыла напечатана статья "Неотложное начинание", в которой ставился вопрос о создании Общества содействия развитию воздушного флота в целях популяризации идей воздухоплавания среди широких масс, мобилизации всех сил, готовых работать в данной области, собирания необходимых материальных средств.

"Известия" в течение многих дней в каждом номере печатали тогда воззвание: "Наш воздушный флот должен быть достоин Советской Республики. Служба его многообразна. Он нужен нам для мирного времени, для установления быстрой связи между отдельными пунктами нашей просторной республики Он нужен нам и в военное время, для защиты интересов и прав русского народа Мы призываем всех сознательных граждан Советской Федерации напрячь все силы и жертвовать на создание мощного Красного воздушного флота. Мы обращаемся к партийным организациям, советским учреждениям, к торгово-промышленным учреждениям, к общественным организациям, ко всем гражданам, твердо уверенные, что призыв наш не останется напрасным и что общими усилиями мы поможем сооружению воздушных эскадр, которые, бороздя небо, будут защищать нашу землю". Ежедневно в газете публиковался список организаций и лиц, пожертвовавших деньги на строительство самолетов.

Призыв газеты создать организацию содействия развитию воздушного флота не остался без внимания. 8 марта в помещении Высшей военной школы связи состоялось собрание, посвященное учреждению Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). На собрании был избран Совет общества, а спустя несколько дней - его президиум. В состав последнего вошли начальник Политического управления Реввоенсовета республики В. А. Антонов-Овсеенко, главком Вооруженными Силами республики С. С. Каменев, начальник Главного управления воздушного флота республики А. А. Знаменский, председатель Промышленного банка А. М. Краснощекое, начальник Всевобуча Н. И. Подвойский, научный руководитель Центрального аэрогидродинамического института С. А. Чаплыгин и другие. Через несколько дней после создания ОДВФ было созвано совещание представителей центральных трестов и синдикатов Москвы. Оно положило основание акционерному обществу Добровольный воздушный флот (Добролет). Эта организация должна была заняться развитием регулярных воздушных сообщений в СССР.

ОДВФ приняло решение работать в тесном контакте с Добролетом. Руководство Общества признало целесообразным оказывать содействие деятельности Добролета, а тот, в свою очередь, все поступающие в его адрес пожертвования решил передавать в распоряжение ОДВФ. В целях агитации за авиацию в то время выпускались различные изделия легкой промышленности с "воздушными картинками". Общество придавало этому большое значение и призывало лучше использовать в этих целях предметы широкого потребления. В журнале "Самолет", который являлся органом ОДВФ, помещались призывы содействовать развитию авиации. Вот один из них: "Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров Добролета. Вся страна следит за этим списком". А вот другая характерная надпись в журнале тех лет: "Каждый честный гражданин СССР должен иметь на груди жетон ОДВФ".

Общество быстро завоевывало популярность. Его организации появились во всех

стр. 211


районах нашей страны. 12 марта 1923 г. возникло Общество авиации и воздухоплавания на Украине. Вскоре оно объединилось с аналогичным крымским обществом и стало называться Обществом авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Затем были созданы ОДВФ Белоруссии и Союза закавказских республик. В губерниях и уездах Советского Союза стали действовать отделения Общества. В конце апреля в Москве, в Колонном зале Дома союзов, состоялось торжественное заседание Совета ОДВФ совместно с делегатами XII съезда РКП (б). На заседании М. В. Фрунзе, С. С. Каменев, Н. И. Подвойский и другие выступили с призывом создать свое, советское авиастроение и догнать в этом деле капиталистические страны.

В мае 1923 г. министр иностранных дел Англии Керзон направил, как известно. Советскому правительству ультиматум, содержавший ряд клеветнических обвинений и провокационных требований. Возникла реальная угроза новой интервенции против СССР. В эти дни советский народ еще теснее сплотился вокруг партии и правительства. В стране повсюду проходили многотысячные митинги и демонстрации протеста. На ультиматум империалистов трудовой народ Страны Советов ответил сбором средств на постройку военных самолетов. Предприятия и учреждения, рабочие и крестьяне, служащие и учащиеся делали добровольные пожертвования на укрепление обороны социалистического Отечества. Вносили то, что могли. Одни - деньги, другие - хлеб, третьи - строительные материалы. В результате этого всенародного движения уже 11 ноября 1923 г. в Москве состоялась торжественная передача Красному воздушному флоту самолетов, составивших авиаотряд "Ультиматум" из 9 боевых машин, каждая из которых получила собственное имя: "Московский текстильщик", "Железнодорожник", "Ультиматум московских рабочих", "Рабочая диктатура", "Серпуховский рабочий", "Нижегородский ультиматум", "Абхазский ультиматум", "Красный Баку" и "Ультиматум 26" 1 .

ОДВФ, развернувшее широкую агитацию за создание советского воздушного флота, оказывало материальную поддержку авиационным заводам и научным учреждениям. Общество ассигновало 1 млн. руб. золотом на реконструкцию наиболее крупного в то время в стране авиационного завода ОДВФ (бывший "Дукс"), отпустило значительные суммы на строительство и оборудование лабораторий Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), Академии воздушного флота имени Н. Е. Жуковского и других объектов. Общество друзей воздушного флота пришло на помощь государству в строительстве многих аэродромов. Когда Совет Народных Комиссаров Татарской автономной республики принял решение о постройке в Казани аэродрома и отсутствие необходимых средств мешало своевременно завершить его оборудование, на помощь пришли трудящиеся республики. В апреле 1923 г. в Казани возникло Общество содействия Красному воздушному флоту (позднее переименовано в Общество друзей воздушного флота Татарстана). Оно собрало среди населения средства на окончание строительства аэродрома.

По путевкам ОДВФ были направлены в авиашколы первые десятки комсомольцев, многие из которых получали от Общества материальную помощь. Оно взяло шефство над Академией воздушного флота имени Н. Е. Жуковского, 2-й Высшей школой красных военлетов, авиаотрядом "Ультиматум". ОДВФ проводило конкурсы проектов на одноместные, и двухместные самолеты, на маломощные моторы. Особенно острой была тогда проблема создания своего, советского мотора. Об этом красноречиво говорили лозунги: "Даешь мотор!", "Свой мотор на свой самолет!". 5 октября 1924 г. состоялся выпуск первого советского серийного авиационного мотора. И, несомненно, немалая доля заслуг в этом важном деле принадлежала Обществу друзей воздушного флота. Как оборонно-патриотическая организация трудящихся, оно делало все возможное для того, чтобы содействовать строительству воздушного флота на отечественных заводах из своих материалов, по чертежам наших инженеров и помочь создать кадры летчиков, способных управлять советскими самолетами.

В ноябре 1923 г. Общество организует з Крыму, неподалеку от Феодосии, первые всесоюзные планерные испытания. Трудно было ожидать на них хороших результатов. Слишком несовершенен был тогда планерный парк, отсутствовали опытные пилоты. Тем не менее агитационное значение данного мероприятия было велико. Как отмечала пресса, в сознании широких масс зарождалось убеждение в необходимости раз-


1 "Самолет", 1923, N 1, стр. 41.

стр. 212


вития этого вида оборонного спорта. В Крым из 20 намеченных к соревнованиям машин удалось доставить тогда только 10. Среди них был и планер "Мостяжарт", построенный С. В. Ильюшиным, являвшимся в то время слушателем Академии воздушного флота.

1 июня 1924 г. на Центральном московском аэродроме состоялось совместное торжественное заседание делегатов XIII съезда РКП (б) и Совета ОДВФ СССР, посвященное передаче эскадрильи "Ленин" съезду. На аэродроме и расположенном невдалеке Октябрьском поле собралось около 120тыс человек. 19 самолетов, построенных на одном из советских заводов на средства, собранные трудящимися, от имени ОДВФ СССР передал партийному съезду С. С. Каменев. В резолюции, принятой на этом заседании, отмечалась успешная деятельность общества по укреплению Красного воздушного флота. "С особым удовлетворением, - говорилось в документе, - съезд отмечает создание членами ОДВФ воздушной эскадрильи имени Ленина и вместе с десятками тысяч рабочих Москвы и представителями ОДВФ СССР, сдающих именные самолеты. Выражает уверенность, что эта эскадрилья будет с честью и славой носить имя великого вождя и учителя рабочего класса - Владимира Ильича Ленина"2 . В одном из постановлений XIII съезда РКП (б) отмечалось, что "должна быть поддержана здоровая инициатива в создании добровольных рабочих обществ", в числе которых называлось и Общество друзей воздушного флота 3

Первую годовщину со дня основания ОДВФ решено было отметить в День воздушного флота -14 июля. В этот день, писали газеты, когда рабочие Франции отмечают свою победу над абсолютизмом - взятие Бастилии, советский народ будет демонстрировать свою волю и свои успехи в борьбе за взятие воздушной Бастилии, победа над которой укрепит оборону СССР к из пушек и казематов Бастилии мирового капитализма. Во многих районах и городах страны 14 июля проводились доклады и беседы устраивались митинги и торжественные собрания, на которых принимались новые обязательства. В Минске был объявлен двухнедельник помощи воздушному флоту. ОДВФ передало государству оборудованный на свои средства аэродром. В Тамбове на расширенном заседании Общества и представителей других организаций была принята резолюция о постройке двух самолетов для новой эскадрильи "Ленин".

В день своей первой годовщины Общество получило много приветствий и поздравлений. "Там, где чувство опасности ощущается массами, где защита государства берется миллионными массами, как это показал год успешной работы ОДВФ СССР, - писал Председатель ЦИК СССР М. И. Калинин, - уверенность в безопасности, уверенность в своей силе увеличивается в огромной степени. Пусть это чувство расширяется все шире и шире, углубляется все глубже и глубже в рабоче-крестьянские массы, пусть усиливается, пусть растет ОДВФ СССР". А вот что писала юбиляру видная деятельница международного рабочего движения К. Цеткин: "Дорогие товарищи! Я приветствую сердечно Ваше Общество с блестящим проявлением его деятельности: 19 самолетов, которые оно, по случаю съезда Коммунистической партии, передает ей для службы Союзу Социалистических Советских Республик. Этот факт является не только красноречивым доказательством энергии Вашего Общества и сознательности, самопожертвования широчайших трудящихся масс, но и прочного доверия к той партии, под руководством которой Союз возник и отстоял себя против врагов и лишений. Увеличение Воздушного флота СССР под знаком коммунизма означает непоколебимую волю защищать безопасность, свободу и процветание Вашего великого государственного организма..."4 .

ОДВФ организовывало массовую практическую работу среди населения. Усилиями его местных работников стали создаваться аэроклубы и авиауголки, кружки планеристов. Большое значение уделялось авиамоделизму. Так, один из лозунгов ОДВФ гласил: "Моделизм - работа в кружках воздушного спорта по постройке моделей летательных аппаратов - лучшая школа для подготовки, выявления из среды рабочей молодежи кадра молодых активных авиаработников - будущих красных инженеров нашего союзного воздушного флота". Общество устраивало состязания авиамоделистов, которые привлекали массу участни-


2 "Самолет", 1924, N 6 - 7, стр. 3 - 4.

3 "КПСС в резолюциях и решениях рвздов, конференций и пленумов ЦК". 3. 8-е изд., стр. 48.

4 "Самолет". 1924, N 6 - 7, стр. 4 - 5.

стр. 213


ков и зрителей. Впервые такие состязания были проведены 5 июля 1924 г. ОДВФ Грузии. Через десять дней состоялись состязания авиамоделистов в Краснодаре, а в сентябре - московские соревнования летающих моделей. Затем такие же мероприятия последовали в Ташкенте, Тамбове, Астрахани, Ульяновске и других городах страны. Все большей популярностью стал пользоваться планерный спорт. На Украине он захватил главным образом учащихся технических учебных заведений. В сентябре 1924 г. ОДВФ провело вторые всесоюзные планерные испытания в Крыму. Всего туда было доставлено 48 планеров, из которых 39 участвовали в полетах. Расширился круг организаций, направивших свои машины на соревнования. Большую часть планеров прислали Москва (25) и Украина (11). Остальные планеры прибыли из Казани, Краснодара, Пензы, Саратова и других городов. Председателем комитета по проведению состязаний являлся С. В. Ильюшин. Была отмечена хорошая конструкция ряда планеров, в том числе и планера "АВФ-10", сконструированного тогда еще совсем молодым А. С. Яковлевым. 12 октября 1924г. в Москве, на стадионе физической культуры, при большом стечении зрителей состоялись первые всесоюзные воздухоплавательные испытания, организованные ОДВФ. В них приняли участие 8 аэростатов и воздухоплаватели Н. Д. Анощенко, М. Н. Канищев, П. Ф. Федосеенко и другие, представлявшие ОДВФ, ОАВУК, Академию воздушного флота и аэроклуб Северо-Западной области.

Еще в конце 1923 г. Общество начало агитационную кампанию в деревне, продолжавшуюся и в следующем году. Партийные, комсомольские, профсоюзные и кооперативные городские организации, воинские части посылали в села специальные группы инструкторов-агитаторов. Особенно успешно действовало в этом направлении Дальбюро ЦК РКП (б), выпустившее воззвания и использовавшее своих инструкторов для работы в деревнях. В Средне-Волжской области большое участие в привлечении крестьян в члены ОДВФ принимали части Красной Армии, действовавшие под лозунгом "Каждый красноармеец должен привлечь пять друзей воздушного флота из крестьян". В Тамбовской губернии проводились конкурсы на лучшую ячейку Общества с присвоением ей имени "Красный самолет". Крестьянство некоторых районов добровольно включалось в сбор средств на укрепление Красной Армии, ее воздушного флота. Однако, несмотря на известные успехи, достигнутые в ходе этой кампании, работа в деревне продолжала оставаться слабым звеном в деятельности Общества. Поэтому осенью 1924 г. президиум ОДВФ принял решение начать новую кампанию среди крестьян, успеху которой во многом способствовала посылка агитсамолетов в деревню. Это стало возможным после того, как в декабре 1923 г. Совнарком СССР принял решение, на основании которого Главвоздухфлоту предоставлялось право передачи ОДВФ самолетов, снятых с вооружения. Комментируя это постановление, печать отмечала, что "полное и целесообразное использование местами передаваемых им самолетов положит первый камень в деле проникновения авиации в самые недра страны, в деле приобщения крестьянства СССР к выполнению великой задачи, стоящей перед ОДВФ, - задачи оказания наибольшего содействия делу воздушной обороны страны" 5 .

Во время передачи XIII съезду РКП(б) эскадрильи "Ленин" представители местных организаций ОДВФ взяли обязательство создать еще одну эскадрилью под тем же названием. Свое слово они сдержали. 25 января 1925 г. Общество передало Военно-Воздушным Силам вторую эскадрилью "Ленин" из 16 самолетов. В оборону страны включились также авиаэскадрилья имени Ф. Э. Дзержинского и другие отряды боевых машин. На собранные ОДВФ в течение двух лет средства авиационные заводы страны построили 130 самолетов, а около 50 самолетов в 1925 г. находилось в производстве. Друзья воздушного флота шефствовали над авиаэскадрнльями, летными школами, над самолетостроительными и моторостроительными заводами. А все Общество являлось коллективным рабоче-крестьанским шефом Красной Армии. За два года деятельности ОДВФ выросло в мощную организацию, насчитывавшую 2 500 тыс. членов. В его руководящий орган - Совет ОДВФ СССР - входили многие видные партийные, военные и государственные деятели: П. И. Баранов, А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, С. С, Каменев, А. И. Микоян, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталин, И. С. Уншлихт, М. В. Фрунзе, В. Я. Чубарь и другие.

Общество друзей воздушного флота было одной из первых добровольных массо-


5 "Самолет", 1924, N 1, стр. 30.

стр. 214


вых организаций советских людей. Оно явилось пионером в создании новой формы объединения трудящихся для содействия строительству социализма и укреплению обороноспособности страны. Исключительно быстрый рост рядов ОДВФ и его активная деятельность побуждали советскую общественность к развитию самодеятельности и в иных областях жизни. Стали возникать и развиваться добровольные организации "Долой неграмотность", Доброжим и т. д. Ко дню двухлетия Общества М. И. Калинин писал: "ОДВФ явилось образцовой организацией для всех наших добровольных Обществ. По его типу строятся и другие организации, мобилизующие рабоче-крестьянскую энергию вокруг задач, выдвигаемых партией и Соввластью"6 . Позднее ОДВФ объединилось с еще одной добровольной организацией советских трудящихся - Авиахимом. А в 1927 г. они вместе с Обществом содействия обороне образовали единое военно-патриотическое общество СССР - Осоавиахим.

Л. П. Борисов


6 "Самолет", 1925, N 6 - 7, стр. 5.

Опубликовано 20 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?