Рейтинг
Порталус

ТАНКИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ В СТРОЙ

Дата публикации: 06 января 2017
Автор(ы): Д. А. КОЖЕВНИКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483723961


Д. А. КОЖЕВНИКОВ, (c)

В начальный период Великой Отечественной войны бронетанковые войска Красной Армии почти. не располагали техническими средствами для эвакуации поврежденных танков, с поля боя. Для этих целей применялись или исправные танки, или тракторы 413 - 60, тихоходные и легкоуязвимые: "Достаточно было одной пуле попасть в радиатор или топливный бак, и трактор выходил из строя. А ведь им приходилось все время работать под огнем"1 . При извлечении застрявшего танка иногда использовались. одновременно несколько танков или тракторов, но в ряде случаев и, это не помогало. Для подъема машин нужно было специальное такелажное оборудование. Подразделений, оснащенных таким оборудованием, в войсках в то время не было, а недостаток и маломощность существовавших технических средств эвакуации влекли за собой неоправданные потери танков, особенно в случае вынужденного отхода наших войск.

Боевые действия бронетанковых войск под Москвой осенью 1941 г. носили в основном маневренный характер. При обороне опорных пунктов или важных рубежей действия пехоты сочетались с широким маневром танков, с их решительными и дерзкими контратаками. Действуя часто без инженерной разведки местности, танкисты нередко встречали на пути занесенные снегом естественные ловушки - болота, пруды, овраги. Извлечь застрявшие или затонувшие в них машины танкистам своими силами удавалось далеко не всегда. Именно такой случай произошел в конце ноября под Серпуховом, в 31-й отдельной танковой бригаде А. Г. Кравченко во время одной из контратак под несколькими танками, вырвавшимися вперед, неожиданно проломился мерзлый грунт, и они стали погружаться в болото. Попытки вытащить танки с помощью других боевых машин или самоходом оказались безрезультатными. Работая гусеницами, те все глубже погружались в торфяную массу, и скоро на поверхности видны были только башни.

Кто-то из танкистов вспомнил, что в мирное время в Москве с помощью специального оборудования передвигались целые дома, и предложил обратиться за помощью к строителям. Действительно, в системе Управления жилищного строительства Мосгорисполкома существовал созданный еще в 1937 г. трест передвижки и разборки зданий (ныне - Мосстрой N 2)2 . В ходе работ по реконструкции Москвы в предвоенные годы трестом было передвинуто на новые места свыше 50 многоэтажных зданий3 . Этот-то коллектив и пришел на помощь танкистам. Бывший управляющий трестом, ныне начальник подотдела Госплана СССР И. Т. Иванов рассказал: "Строители, узнав о просьбе бойцов выручить попавшие в беду боевые машины, снарядили небольшую экспедицию под руководством прораба И. И. Лапыгина. В нее вошли лучшие такелажники треста: А. В. Первушин, И. М. Песня, Д. Битмухамедов и другие. Быстро погрузили на транспорт трос, блоки, лебедки и домкраты. Танки находились на "ничейной полосе", в 150 - 200 м за нашим передним краем, а метрах в 600 от них - передний край обороны немцев. Только ночью, осторожно пробравшись к танкам, можно было приступить к работе. В первую ночь такелажники разведали положение машин, на санках доставили к ним оборудование. Во вторую ночь сделали все приспособления, а в третью - танки были вытащены и отбуксированы за передний край нашей обороны. Недоверчиво смотревшие на несложное наше оборудование, танкисты теперь с благодарностью пожимали руки людям, возвратившим в строй боевые машины" 4 . Через несколько дней в беде оказались три танка Т-34 1-й гвардей-


1 Ф. И. Галкин. Танки возвращаются в бой. М. 1964, стр. 10.

2 Архив Главмосстроя, фонд Управления жилищного строительства Мосгорисполкома (далее - УЖС), оп. 1, д. 1, л. 120.

3 "История Москвы". Т. 6, кн. 2. М. 1969, стр. 49.

4 Стенограмма беседы с И. Т. Ивановым. Архив автора.

стр. 197


ской танковой бригады М. Е. Катукова, действовавшей на волоколамском направление. Потеря была весьма ощутимой, но 14 ноября бригада имела только 15 танков5 . Механик И. С. Шавкунов, такелажники В. Ибрагимов, Н. Т. Гусаков и М. С. Белоусов за двое суток вытащили застрявшие танки и возвратили их воинам-гвардейцам.

Слава о "передвижниках" разнеслась по всему Западному фронту. В Москву за помощью к строителям приезжали из-под Истры, Наро-Фоминска и с других участков фронта, где шли горячие бои. Коллективом треста было внесено в; Моссовет предложение о формировании специальных отрядов - для помощи танковым частям. В условиях начавшегося вскоре контрнаступления наших войск это имело особо важное значение. Инициативу строителей одобрили командование Западного фронта, Главное автобронетанковое управление Красной Армии и МГК ВКП(б). 18 декабря Мосгорисполком принял решение отправить на фронт три эвакоотряда; Ядро каждого отряда составляли примерно 60 работников треста передвижки и разборки зданий. В качестве подсобной рабочей силы им придали по две истребительные роты: МПВО г. Москвы6 . Отряды были оснащены тракторами, автомашинами и такелажным оборудованием. Первый отряд (начальник П. Ф. Панфилов) действовал на можайском, второй (начальник - Г. Х. Скакальский) - на волоколамском, и третий (начальник - А. С. Терновский) - на нарофоминском направлениях. Руководство их работой осуществлялось командованием армий Западного фронта, однако отряды сохраняли свою подчиненность тресту, оставаясь, по существу, гражданскими организациями.

Подвигаясь вслед за наступавшими войсками, строители при помощи несложных технических средств (лебедки, домкраты, полиспасты) извлекали, казалось бы, безнадежно застрявшие танки. Характерными являются эпизоды действий отрядов в декабре 1941 года. "В районе ст. Крюково Октябрьской ж. д., танк Т-34, форсируя реку, выскочил на другой берег, но по крутому Склону выбраться не смог - сполз обратно и моторной частью вмерз в реку. Две недели бились танкисты, но спасти, танк не смогли. Семь такелажников во главе с прорабом М. Г. Лобжиновым и бригадиром И. А. Гусевым вытащили его за трое суток. Танкисты быстро привели машину в рабочее состояние, и она ушла на выполнение боевых заданий. В полосе наступления 33-й армии, на высоте 210,8, танк КВ провалился в торфяную массу болота... К моменту приезда нашей бригады, руководимой инженером М. С. Фураевым, танка вовсе не было видно. К этому времени болото хорошо промерзло, и на его покрове, усиленном наледью, можно было установить клети, нужные как опоры для вертикального подъема танка... Неделя напряженной работы - и танк был поднят. Дважды немецкие самолеты прилетали к месту работы. Строчили из пулеметов, сбрасывали бомбы, - но инженеры и рабочие-бойцы не ушли, пока не выполнили задания"7 .

Извлекать попавшие в беду танки приходилось не только в тылу наших войск, но и на Переднем крае - или, как уже говорилось, на нейтральной полосе. Московские строители, люди мирной профессии, быстро освоились в боевой обстановке и успешно действовали в самых сложных условиях, проявляя мужество, находчивость и смекалку. Вдохновлял их на трудовые подвиги пример коммунистов. Так, П. Ф. Панфилов лично руководил работами Своего отряда под огнем и бомбежками, Д. И. Порохов во втором отряде совмещал обязанности комиссара с работой механика. Группа бойцов, направленная под его руководством в район г. Белева, обеспечила эвакуацию танков, находившихся в зоне артиллерийско-пулеметного обстрела противника. Командир взвода, кандидат в члены партии А. П. Дюкалии разработал и применил несколько рационализаторских предложений, ускоривших поднятие танков из прудов и болот в районах населенных пунктов Белый Раст, Гришин, Сурмино и из реки Оки у г. Белева8 .

Немала танков было навлечено из рек и прудов в зимнее время, причем без помощи водолазов. В районе ст. Кубинка, форсируя Москву-реку, один танк провалился и ушел под лед. Вытащить его было поручено группе рабочих первого отряда, которую возглавлял техник В. М. Белоглазов. Длинными шестами через прорубь они нащупали


5 Д. З. Муриев. Провал операции "Тайфун". М. 1966, стр. 84.

6 Государственный архив Московской области - (ГАМО), ф. 5314, оп. 1; д. 739, лл. 29 - 30.

7 Стенограмма беседы с И. Т. Ивановым. Архив автора.

8 Архив Главмосстроя, ф. УЖС, оп. 1, д. 14-к, лл. 19, 23, 30, 32.

стр. 198


танк но зацепить буксирный трое не смогли. По предложению рабочего В. Ибрагимова над танком расчистили полынью. При 27-градусном морозе В. Ибрагимов опустился в воду и зацепил трое за буксирные крюки танка. Через два часа танк был уже на берегу. В районе Наро-Фоминска при 32-градусном морозе ночью боец С. П. Жаров дважды нырял на дно реки, выполняя такую же работу9 . Эти случаи не были единичными, для зачаливания танков в ледяной воде неизменно находились добровольцы10 . Самоотверженность стала нормой поведения. Зачастую при сильных морозах, работа в полевых условиях, люди не уходили на отдых по двое-трое суток.

В мае 1942 г. были эвакуированы 19 танков Т-34, затонувших в реке Угре, в полосе наступления 49-й армии. Работы велись на расстоянии 500 м от переднего края наших войск и не более чем 100 м от немецких позиций. Фашисты неоднократно открывали ожесточенную стрельбу, снарядами рвали тросы, разбивали блоки. Этой операцией, которая явилась настоящим боевым подвигом, руководил прораб М. А. Маркин, а ее участниками были рабочие И. В. Виноградов, С. В. Беляков, Е. П. Филяков и другие11 . Эвакуированные танки буксировались на войсковые ремонтные базы или к станциям железной дороги для отправки в тыл. С декабря 1941 по март 1942 г. на московских предприятиях было отремонтировано около тысячи танков и бронемашин12 . Немалую их часть составляли танки, спасенные эвакоотрядами. Многие машины оказывались вполне исправными и своим ходом отправлялись затем на фронт.

До конца 1942 г. строители на Западном фронте извлекли 1209 застрявших боевых машин, причем более половины в районах Волоколамска, Можайска, Боровска и Рузы13 . Затраты на эвакуацию одного танка составили в среднем 0,5% его стоимости14 . Помимо танков, такими отрядами было собрано и сдано Красной Армии 1078 автомашин, 66 тракторов и тягачей, 88 мотоциклов, 5 самолетов, большое количество орудий, стрелкового вооружения, боеприпасов и другого имущества, построено 9 мостов, обезврежено 2785 мин15 . Около деревни Черная Грязь (в районе станции Крюково) было демонтировано дальнобойное орудие, установленное на бетонной подушке и предназначенное немцами для обстрела Москвы16 . Строители трудились в содружестве с воинами-фронтовиками. Единство фронта и тыла было скреплено кровью, совместно пролитой в боях за Москву. Упомянутые отряды потеряли на полях Подмосковья ряд своих работников, убитыми, пропавшими без вести и ранеными. Деятельность эвакоотрядов получила высокую оценку военного командования. Военные советы Западного фронта и его армий наградили орденами и медалями 40 инженеров, техников и рабочих, из них были награждены дважды17 .

Вклад московских строителей в укрепление боевой мощи бронетанковых войск далеко не ограничивается их работой только на Западном фронте. Накопленный ими опыт широко распространялся на всех фронтах. В этих целях было издано массовым тиражом "Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя". В аннотации к нему отмечалось, что в основу брошюры "...положена техническая инструкция, разработанная штабом эвакуационных отрядов треста по передвижке и разборке зданий Мосгорисполкома на опыте работы... по вытаскиванию тяжело застрявших танков на Западном фронте..."18 .

Опыт Московской битвы наглядно показал необходимость оснащения танковых войск техническими средствами эвакуации. Особенно возросла потребность в них в связи с увеличением в войсках численности тяжелых и средних танков, а также количественным ростом танкового парка в целом. С 1942 г. на всех фронтах формировались штатные эвакоотряды. Для оказания им помощи и передачи технического опыта трестом передвижки и разборки зданий по заданию МГК ВКПб) и Мосгорисполкома были направлены инструкторы. Это мероприятие вполне себя оправдало. Помощник командующего бронетанковыми и механизированными войсками Северо-Западного фронта инженер-полковник Бабушкин сооб-


9 Там же, лл. 33 - 34.

10 Стенограммы бесед с И. Т. Ивановым, Г. Х. Скакальским, М. А. Маркиным. Архив автора.

11 "Знамя строителя", 12.IX.1970.

12 См. "История Великой Отечественной войны Советского Союза". Т. 2. М. 1961, стр..316.

13 Копия отчета о работе эвакоотрядов за 1942 год. Личный архив И. Т. Иванова.

14 Там же.

15 Там же.

16 "Знамя строителя", 1.VIII.1970.

17 Копия отчета о работе эвакоотрядов за 1942 год..Личный архив И. Т. Иванова.

18 "Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя". М. 1942.

стр. 199


щал штабу эвакоотрядов: "Командированные ко мне для оказания помощи по эвакуации боевых машин инженер Фураев и бригадир Ханин за время своего пребывания на Северо-Западном фронте провели большую работу как по оказанию инструктивно-методической помощи, так и по своему непосредственному участию в эвакуации тяжело застрявших танков. Тт. Фураев и Хании принимали личное участие в подготовительных работах и извлечении танков из болот и воронок в зоне артиллерийско-пулеметного огня противника. Под руководством тт. Фураева и Ханина за короткий срок воспитаны кадры, которые самостоятельно начали производить сложные работы по извлечению застрявших танков. Тт. Фураев и Ханин приняли живое участие в формировании эвакоотряда за счет ресурсов фронта..."19 . Московским трестом передвижки и разборки зданий было изготовлено на подсобных предприятиях 150 двухроликовых блоков для полиспастов, что обеспечивало потребность семи-восьми эвакоотрядов20 .

Эвакоотряды в интересах дела были переданы в феврале 1943 г. в распоряжение Управления по сбору трофейного имущества Главного управления тыла Красной Армии и направлены на Южный, Юго-Западный и Донской фронты21 . Выйдя из подчинения тресту, они были преобразованы в войсковые подразделения. Отряды действовали на огромной территории: под Сталинградом и в калмыцких степях, под Миллеровом и Ростовом, затем в Донбассе, собрав на полях сражений большое количество отечественной и трофейной боевой техники. В сентябре 1944 г. заместитель начальника Главного управления ремонта танков Красной Армии генерал Мельник в своем письме на имя председателя исполкома Моссовета В. П. Пронина особо отметил, что помощь, оказанная строителями, "послужила основой для создания в бронетанковых войсках специальных эвакосредств"22 . Московские строители, проявив высокие чувства патриотизма, мастерство и технический опыт, оказали действенную помощь фронту и внесли свой вклад в победу над врагом.


19 Копия донесения. Личный архив И. Т. Иванова.

20 Копия отчета о работе эвакоотрядов за 1942 год. Там же.

21 Архив Главмосстроя, ф. УЖС, оп. 1, д. 55, лл. 63 - 64.

22 ГАМО, ф. 5314, оп. 4, д. 13, л. 1.

Опубликовано на Порталусе 06 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама