Рейтинг
Порталус

С. Н. НАДЕЛЬ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ

Дата публикации: 22 января 2017
Автор(ы): А. А. ИГЛИЦКИЙ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1485099835


А. А. ИГЛИЦКИЙ, (c)

М. Изд-во "Наука". 1971. 192 стр. Тираж 6000. Цена 59 коп.

В отличие от авторов других работ, посвященных положению, роли и месту интеллигенции в обществе1 , старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, кандидат экономических наук С. Н. Надель обратился к научно-технической интеллигенции, ее судьбе и роли в условиях научно-технической революции и государственно-монополистического капитализма. Эта проблема чрезвычайно важна с точки зрения перспектив развития антимонополистической борьбы, которую трудящиеся массы стран капитала ведут под руководством рабочего класса, а также потому, что она составляет объект острой идеологической борьбы.

Рецензируемая книга открывается главами, в которых интеллигенция характеризуется в целом как социальный слой, показаны ее исторические корни, которые заключались в общественном разделении труда. Такой анализ необходимо было произвести, так как в ряде случаев неоднородность и подвижность интеллигенции в буржуазном обществе служат основанием для не вполне отчетливых, а подчас и прямо ошибочных формулировок.

В нашей научной литературе интеллигенция нередко характеризуется как некий промежуточный слой общества, который занимает в классовой структуре капитализма среднее положение между пролетариатом и буржуазией. С. Н. Надель возражает против такого однозначного определения, поскольку (и это отчетливо показано в книге) современная интеллигенция в буржуазном обществе чрезвычайно разнородна по своему социально-классовому составу. При этом автор оговаривается, что, с одной стороны, ее интенсивная социально-профессиональная подвижность, а с


1 Н. А. Руткевич. Интеллигенция как социальная группа и ее сближение с рабочим классом. "Классы, социальные слои и группы в СССР". М. 1968; А. Мельников Интеллигенция США: численность, состав, социальная дифференциация. "Мировая экономика и международные отношения", 1970, N1; П. П. Амелин. Интеллигенция и социализм. Л. 1970.

стр. 145


другой - повышение общего и специального образования, профессиональной и квалификационной подготовки работников самого различного профиля во всех областях материальной и духовной жизни в значительной степени затрудняют уточнение состава и границ интеллигенции. Автор приходит к выводу, что "интеллигенция, как социальный слой буржуазного общества, состоит из представителей разных классов и промежуточных слоев населения" (стр. 58).

До недавнего времени в советских исследованиях широкое хождение имело определение интеллигенции как прослойки людей, профессионально занятых умственным трудом. Правда, в последние годы все чаще отмечается, что профессиональная занятость умственной деятельностью не представляет собой достаточный критерий, который позволял бы установить четкие контуры слоя интеллигенции, так как в настоящее время большинство видов физического труда во все возрастающей степени включает в себя элементы умственной деятельности. С. Н. Надель вносит уточнение в это понятие, характеризуя интеллигенцию как социальный слой людей, профессионально занятых высшими, наиболее сложными видами умственного труда (стр. 43). При этом высшее образование рассматривается лишь как средство для успешного выполнения указанных видов умственной деятельности.

Автор подвергает критическому анализу утверждения буржуазных исследователей, которые при определении понятия "интеллигенция" исходят не из факта общественного разделения труда и специфики этого разделения в условиях различных общественно-экономических формаций, а из второстепенных моментов, например, приверженности к определенным идейным и морально-этическим принципам, и противопоставляют интеллигенцию тем слоям населения, которые заняты практической деятельностью, трактуемой в вульгарно-утилитарном смысле. "Чаще всего, - справедливо замечает С. Н. Надель, - проявляется функциональный подход при определении слоя интеллигенции" (стр. 53.). Типично в этом отношении приведенное в книге высказывание известного буржуазного экономиста Дж. А. Шумпетера. "Интеллектуалами, - считает он, - фактически являются люди, обладающие даром слова. Одна из черт, выделяющая их из круга других людей, которые заняты такой же деятельностью, - это отсутствие непосредственной ответственности за практические дела" (стр. 53). В книге аргументированно разоблачаются и другие фальшивые тезисы буржуазной социологии: о "сокращении численности" рабочего класса, о "росте" рядов "средних классов", об "ослаблении классовой поляризации" и "сглаживании классовых антагонизмов". Из этих ложных посылок буржуазные идеологи делают вывод, что судьбы пролетарской революции в развитых капиталистических странах бесперспективны. Им вторят ультралевые критики марксизма, которые, в частности, утверждают, что марксистский "реликтовый пролетариат" утратил роль передового класса и на авансцене индустриального общества появился "новый пролетариат", рожденный научно-технической революцией. К нему они прежде всего относят научно- технических работников, а также студенчество, представляющих собой якобы наиболее революционную силу общества.

В книге отчетливо показано, что буржуазные идеологи, изображая дело таким образом, будто у всех лиц, образующих интеллигенцию, имеются общие экономические, социальные и другие классовые интересы, в сущности, отрицают социально-классовую разнородность интеллигенции. Критика этих концепций, содержащаяся в работе, представляет большой методологический интерес. Автор подчеркивает, что в силу разнородности своего состава интеллигенция как общественная группа не воплощает в себе какой-нибудь определенный тип производственных отношений, не составляет никакой особой общности с точки зрения ее места в системе капиталистического производства и других критериев, лежащих в основе определения класса (стр. 58).

Представляют интерес выводы С. Н. Наделя о месте и роли научно- технической интеллигенции в сфере материального производства. В книге показано, что в настоящее время, когда связь между наукой и производством становится непосредственной, специалисты, занятые в сфере производственных научных исследований, включаются в состав понятия "совокупный работник материального производства".

Автор убедительно опровергает воззрения современных технократов, которые преувеличивают размеры социального воздействия науки и техники на общество и утверждают, будто технический прогресс сам

стр. 146


по себе способен обеспечить всестороннее развитие общества и преодолеть все и всяческие социальные антагонизмы.

Материал, содержащийся в книге, подтверждает, что "вопреки модным антимарксистским теориям о том, будто научно-техническая революция ведет к сужению границ рабочего класса и даже к его ликвидации, реальные факты свидетельствуют о прямо противоположном: научно-технический прогресс повсюду ведет к росту рабочего класса, в том числе за счет новых профессий, порождаемых современным производством"2 .

С. Н. Надель подробно и обстоятельно прослеживает противоречия и конфликты, возникающие между научно-техническими специалистами и администрацией капиталистических предприятий. Их природу он верно усматривает в самих буржуазных производственных отношениях.

Достоинством книги является богатый статистический материал. Автор главным образом уделяет внимание анализу социально-экономических проблем, связанных с положением научно-технической интеллигенции в индустриально развитых странах, с ее отношением к революционному движению, к борьбе за мир, демократию и социальный прогресс. Дальнейшее изучение поставленной проблемы требует исследования такого существенного аспекта, как степень и последствия пролетаризации научно- технической интеллигенции.

Книга, написанная на столь важную и злободневную тему, во многом выиграла бы, если бы автор строже отнесся к употреблению терминов "научно-техническая революция" и "научно-технический прогресс", поскольку эти явления далеко не однозначны, как и их многообразные социальные последствия, в том числе и для научно-технической интеллигенции. Вряд ли оправдан подробный пересказ автором технократических идей американского экономиста Дж. Гэлбрейта. Можно высказать сожаление, что в книге не уделено внимание взаимоотношениям научно-технической интеллигенции с другими отрядами интеллигенции, в частности гуманитарной.


2 Л. И. Брежнев. Решения XXIV съезда КПСС - боевая программа деятельности советских профсоюзов. М. 1972, стр. 16.

Опубликовано на Порталусе 22 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама