Порталус \\ Научная библиотека

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 27.03.17

Начальник бронетанковой службы ДВО генерал-майор Сергей МУРЯ: "...СНАЧАЛА БЫЛА ЛЮБОВЬ К ТЕХНИКЕ"

Дата публикации: 01 февраля 2017
Автор: Владимир СТРАШКО
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Суворовский натиск, № 106, 09 сентября 2006, C. 3
Номер публикации: №1485965678 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Владимир СТРАШКО, (c)

найти другие работы автора


Генерал-майор Муря Сергей Ефимович родился 28 июня 1985 года в г. Кишиневе. Его поступлению в Киевское высшее военное танковое инженерное училище предшествовало два года срочной службы в войсках связи. По окончании инженерного танкового вуза в 1980 году лейтенант С. Муря направляется в Южную группу советских войск на должность заместителя командира ремонтной роты отдельного ремонтно- восстановительного батальона 13-й гвардейской танковой дивизии имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева.

Через три года, пополнив послужной список еще и должностью командира роты, офицер в порядке замены убыл в Уральский военный округ. Там он проходил службу на должностях командира ремонтной роты, заместителя комбата и командира учебного танкового батальона, командира БУБВиТа учебной танковой дивизии, которая впоследствии была реорганизована в окружной учебный центр. За это время в вождении боевых машин офицер достиг классности мастера. За уровень освоения техники и высокие показатели, достигнутые его батальоном в ходе боевой учебы, он был отмечен председателем проверяющей комиссии из Главной инспекции МО РФ и награжден медалью "За боевые заслуги".

После этого в 34-ю мотострелковую дивизию, дислоцированную в Свердловске, он прибыл на должность заместителя командира развернутого танкового полка. По мнению Сергея Ефимовича, там за два года службы он приобрел ценный опыт учебно-боевой работы. Ведь полигонам в те времена не давали молчать ротные, батальонные и полковые учения, а также дивизионные тактические маневры с боевой стрельбой.

1988 - 1990 годы службы офицера прошли в Академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Затем была десятилетняя работа в системе ГАБТУ ВС РФ на должностях от старшего офицера до начальника отдела. Этот период службы характерен частыми командировками в "горячие точки". 1992-й "подарил" полгода, проведенные в Приднестровье в составе 27-й миротворческой дивизии. 1994, 95,96 и 98-й годы запомнились полуторамесячными поездками в Чечню для организации танкотехнического обеспечения войск, участвующих в контртеррористической операции. Потом в 2000 г. по правительственному заданию в течение года находился в специальной командировке в Республике Йемен.

В 2002 году Сергей Ефимович впервые встретился с Дальневосточным военным округом в качестве начальника вооружения - заместителя командующего общевойсковым объединением по вооружению. В 2004 году генерал-майор Сергей Муря назначен на должность начальника бронетанковой службы ДВО.

Награжден медалью "За отвагу", орденом "За военные заслуги" и рядом других государственных и правительственных наград.

Женат. Воспитывает трех дочерей. Примечательно, что рождение двух младших, близняшек, является символичным совладением с политическими переменами начала 90-х. И, по словам главы семьи, Катя и Настя, появившиеся на свет 19 августа 1991 года, с первых минут своей жизни имеют непосредственное отношение к истории новой России.

Природу этого чувства танкисты объясняют по-разному. Одни, например, обращаются к своему дошкольному детствуf вспоминая мальчишеский восторг от увиденного на военном параде марша грозных машин. Других увлекла романтика службы в этом роде войск, которая была особенно популярна в среде первых послевоенных поколений. Это и чувство экипажа, воспеваемое в песнях, и подвиги, и приключения легендарного "квартета", положенные в основу фильма "Четыре танкиста и собака". И так далее. Есть и те, кто, идя по стопам отцов, дедов и прадедов, "находит" истоки любви к танкам в собственном генетическом коде.

Но какими бы ни были обстоятельства первого знакомства с "железным зверем", все они рано или поздно привели к зрелому, взвешенному решению - связать свою судьбу со службой в танковых войсках.

У нашего собеседника была своя, довольно необычная история такой встречи. На Широколамском полигоне Одесского военного округа танкисты приметили сержанта, начальника аппаратной дальней связи, проявлявшего неуемный интерес к их машинам. И накануне широкомасштабных учений "Запад-73" любознательному связисту все-таки доверили рычаги управления танка Т-55.

Избавиться от полученных ощущений молодому человеку так и не удалось. Сегодня его службе в бронетанковых войсках пошел четвертый десяток лет...

В преддверии Дня танкиста на вопросы нашего корреспондента ответил начальник бронетанковой службы ДВО генерал-майор Сергей МУРЯ.

- Сергей Ефимович, наверное, это уже можно назвать традицией, что в канун своего профессионального праздника разговор с начальниками управлений и служб ДВО о положении дел в войсках не выходит за рамки деловой беседы...

- И в этом нет ничего особенного. Праздник - праздником, а служебные вопросы постоянно требуют решений. Ничего не поделаешь: объемы задач плюс дальневосточная специфика.

- В чем она состоит для бронетанковой службы округа?

- В нашем ведении находятся практически все бронетанковое вооружение и техника округа, которые должны грамотно обслуживаться, быть исправными и боеготовыми. Поэтому мы отвечаем за поддержание их качественного состояния и работаем над сохранением численности парка боевых машин.

Определенный отпечаток накладывает многообразие и так называемая "разномарочность" техники, находящейся в войсках ДВО.

За этими словами большой комплекс вопросов и серьезный объем задач, решение которых невозможно без грамотных специалистов. Ведь они должны знать каждую машину и уметь организовать правильную ее эксплуатацию, регламентированное обслуживание, подготовку к переконсервации и контрольному пробегу, к постановке на длительное хранение. Также нельзя забывать о выполнении текущих, средних и капитальных ремонтов, организации поставок в войска запасных частей и материалов, и многом другом.

- А насколько оправдывает себя новая система ремонта по техническому состоянию, проводимая в войсках округа?

- Этот подход теперь лег в основу новой концепции, определенной ГАБТУ МО РФ уже в масштабах всех Вооруженных сил страны, которая позволит повысить надежность парка бронетанкового вооружения и техники, имеющей незначительный выработанный ресурс, но находящейся в войсках 15 лет и более.

Возникновению данного вида ремонта предшествовала предложенная начальником вооружения - заместителем командующего войсками округа по вооружению генерал- лейтенантом Олегом Семеновичем Райхманом и бывшим начальником БТС округа генерал-майором Виктором Ивановичем Демидовым, система проведения регламентированного технического обслуживания с углубленным объемом дополнительных работ. Данный вид обслуживания проводился силами войск.

Учитывая опыт дальневосточников, начальником ГАБТУ МО РФ было принято решение организовать этот вид ремонта на бронетанковых заводах Министерства обороны страны. Суть данного ремонта заключается в проведении в заводских условиях входного контроля всех систем, узлов, агрегатов и механизмов боевых машин, проведение необходимого объема восстановительного ремонта с приведением в соответствие с установленными техническими условиями.

- Сергей Ефимович, практика последних лет показывает, что в войсках округа уже не ново проведение этапов боевой стрельбы на БТУ или РТУ в сочетании с форсированием водных преград. Как, на ваш взгляд, выполняются мероприятия технического обеспечения этой трудоемкой задачи?

- Обучение экипажей преодолению водных преград и подводному вождению, тем более в ходе динамики боя, конечно, сложный и ответственный этап ратной учебы, требующий больших знаний, длительной и тщательной подготовки. Ведь, преследуя учебные цели, важно не допустить несчастных случаев на воде, вероятность которых при действиях на технике резко возрастает.

В войсках округа эта практика получила начало в 2002 году сразу на двух территориальных направлениях: на полигонах в Амурской области и в Приморье. Кроме того, участок форсирования оборудован и на одном из полигонов под Хабаровском. С каждым годом этот элемент боевой подготовки войск совершенствуется, усложняется и отрабатывается в большем объеме. Приятно, что, начав с обыкновенных занятий по вождению, мы теперь уверенно проводим БТУ и РТУ с форсированием водных преград. Думаю, и дальше будем наращивать усилия на этом фронте работы.

- Какой опыт командировок в "горячие точки" вы внедряете в процесс эксплуатации техники в войсках?

- Опыт боевых действий - всегда не только крепкая профессиональная, но и жизненная школа, которая заставляет оценивать одни и те же события по-разному. И если в мирной обстановке мы позволяем себе какие-либо послабления, то на войне каждая упущенная мелочь может стоить жизни не только механику-водителю, но и всему экипажу. Поэтому в боевой обстановке, коль уж готовят машину, то в первую очередь обращают внимание на вопросы ее технического состояния, на способность действовать по предназначению и выполнять боевую задачу в полном объеме, а не думают о внешнем виде и не заставляют выкрашивать в трехцветный "камуфляж" ее борта. Это не пустые слова.

Взять, например, конкретный эпизод из работы танкистов в боевой обстановке. Перед боем механик-водитель Т-80 всегда тщательным образом подготовит аккумуляторы. Никому не доверяя, обязательно проверит их в аккумуляторной, измерит плотность и напряжение батарей, чтобы в ответственный момент техника не подвела. Просто "восьмидесятка" без электропитания не заведется ни воздухом, ни буксиром. Для сравнения, как-то в ходе подготовки к ПТУ в войсках я наблюдал противоположную ситуацию: машины стоят на огневом рубеже с разряженными аккумуляторами, но "сметливые" командиры припасли провода, дабы в случае чего "запитаться" для запуска двигателя от соседней машины. Война таких ошибок не прощает.

Есть пример и для механиков-водителей БМП. Случай, по поводу которого в войска округа разослана даже специально разработанная инструкция. Проблема распространенная - отказ в работе топливного насоса, а причина неисправности элементарная. В общем, горючее подается в топливную систему через систему очистки, замыкающим звеном которой является фильтр тонкой очистки. Если этот механизм после обслуживания был неправильно или не полностью собран, то он автоматически отключается от системы очистки. Следовательно, нефильтрованное топливо напрямую поступает в насос, который по этой причине быстро приходит в негодность. В итоге двигатель молчит, машина остается без движения. И теперь ее, применяя войсковой сленг, пытаются завести "с толчка". А всему виной - расчет на авось.

- Сергей Ефимович, специалисты вашего профиля сегодня, как говорится, на вес золота. Вероятно, вам приходится "давать бой" за каждого офицера-выпускника...

- Конечно, мы стараемся отслеживать судьбу воспитанников Омского высшего военного танкового инженерного училища. С танковыми вузами, в том числе и командного профиля, у нас налажено тесное взаимодействие, в том числе и по вопросам распределения выпускников, и по внесению коррективов в организацию учебного процесса с учетом сложившейся в войсках обстановки.

Другое дело, что сегодня мотивация службы на Дальнем Востоке для молодых офицеров не высокая. Тем не менее мы стараемся создать им достойные условия службы, быта и добиваемся полного обеспечения по всем видам довольствия. Также, работая в частях, я персонально встречаюсь с каждым начинающим офицером-танкистом, знакомлюсь с его устремлениями и подбираю кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности. Эта работа ведется в рамках созданной системы подбора кандидатов и подготовки кадров. Сегодня уже есть реальные результаты такого подхода. Так, в частности, в нашей службе с недавних пор полку офицеров прибыло. Майоры Андрей Мухин и Иван Семенов успешно проходят службу в нашем коллективе, а их бессменным и опытным наставником является ветеран БТС округа начальник отделения организационно-плановой эксплуатации полковник Алексей Гончаров.

- Комплекс стоящих перед БТС округа задач не выполним без участия других управлений и служб ДВО. Кто является вашими главными помощниками в этом вопросе?

- Несомненно, сама по себе бронетанковая служба округа существовать не может. Являясь частью единого целого в деле технического обеспечения, мы неразрывно связаны с автомобильной службой и службой РАВ управления вооружения ДВО. А ритм нашей работы все-таки задает управление боевой подготовки округа, которое планирует кто, где, когда и в каком объеме будет организовывать и проводить конкретные учебно-боевые мероприятия. При этом мы совместно действуем с управлениями РВиА, тыла, связи, организационно-мобилизационным управлением ДВО, а по отдельным вопросам с рядом других управлений и служб округа.

- Сергей Ефимович, о чем, несмотря на праздник, больше всего, как говорится, болит голова начальника бронетанковой службы ДВО?

- Это, чего греха таить, неизжитая в войсках округа "болезнь" разукомплектования техники. Характерная для ВС РФ проблема хищения дорогостоящих элементов вооружения и техники сегодня волнует не только меня, но и других начальников. К сожалению, практика прокурорских предостережений, работа следственных органов, показательные суды имеют воспитательный упреждающий эффект не на всех преступников.

Также оставляет желать лучшего призывной контингент, который сегодня приходит служить в подчиненные службе части и ремонтные заводы. Так, например, часто нам приходится обучать специалиста с незаконченным средним образованием, полгода вводить его в курс дела, а потом только начинать поручать выполнение специализированных задач.

- Что вы хотели бы пожелать танкистам-дальневосточникам в канун их профессионального праздника?

- В первую очередь хочу поздравить всех танкистов "сороковых-пороховых", которые своим потом и кровью ковали Великую Победу и прославили наш род войск, а также ветеранов оборонной промышленности. Их труд зачастую остается в тени. Это и конструкторы - создатели легендарных Т-34, ИСов, KB, и труженики, стоявшие у станков и в литейных во время войны.

Отдельное спасибо нынешним танкистам: командирам и инженерам, с которыми мы продолжаем общее славное дело наших дедов и отцов.

Персонально хочу поздравить с этим праздником самого уважаемого танкиста нашего округа командующего войсками ДВО генерала армии Юрия Николаевича Якубова, а также начальника штаба - первого заместителя командующего войсками округа генерал- полковника Олега Леонидовича Салюкова.

Всем желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия и всего самого доброго. И чтобы ни у кого и никогда не повернулся язык, сказать, что танки нам не нужны. Они всегда были, есть и будут главным ядром Сухопутных войск, основой бронетанковых и механизированных частей и соединений, решающей мощной и грозной силой в современном бою.

- Сергей Ефимович, примите поздравления и от творческого коллектива нашей редакции и спасибо за беседу.

Ее провел майор Владимир СТРАШКО, "Суворовский натиск".

Опубликовано 01 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?