Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.07.17

Символы мира. ЗНАКИ ПАМЯТИ, ОБРАЩЕННЫЕ В БУДУЩЕЕ

Дата публикации: 06 апреля 2017
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Красная звезда, 11-23-94
Номер публикации: №1491479557 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



Энциклопедия Победы

Фронтовики говорят, что самым ощутимым символом наступившего мира была тишина. Долгожданная, полузабытая, остужающая жерла орудий и двигатели танков, гасящая клокочущую ярость в бесконечно долго воевавших людях. В нее хотелось окунуться с головой, чтобы внутренне очиститься от пороховой гари, освободиться от гнетущего ожидания непоправимого, от запредельного напряжения и усталости, от опаленных огнем, пропитанных кровью горьких воспоминаний войны.

Потом, чуть позже, приходили иные ощущения. Проявлялись, обозначались иные символы. Но этот, предваряющий салюты и памятники, ордена и парады, музейные экспонаты и песни, был сигналом Победы номер один.

Почему вдруг речь о символах? В наше-то сложное, иной раз чересчур рациональное время? А почему нет? Как раз именно потому, ведь они - опознавательные знаки свершений, которыми можно и должно гордиться. Без памяти о которых мы лишаемся духовности и оптимизма, опускаем руки, отдаемся во власть обстоятельствам и сиюминутным настроениям.

Общеизвестно, что символы нашей общенародной памяти не нейтральны, не мертвы, не равнодушны. Они напоминают, учат, предупреждают, поддерживают, воюют за наши души. И с символами воюют именно поэтому. Помните, как у Маяковского: "Сердца, не занятые нами, сейчас же занимает враг..."

Я вспоминаю поразившую меня своим драматизмом лаконичную надпись на фасаде всемирно известной Дрезденской картинной галереи: "Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин". Четверть века прошла с той поры, и вот уже врезана в стену Цвингера другая каменная плита - чуть светлее соседних. И без автографа солдата 45-го. Зачем это сделали? Кому помешал символ? Да тем же, кто в поте лица сдирал со стен и колонн поверженного рейхстага имена и фамилии соотечественников рядового сапера. Тысяч и тысяч дошедших до Берлина, дотоптавших врага, отомстивших. Их автографы, выходит, не та память...

Перелистаем страницы документов, воспоминаний, газетных и книжных публикаций, пожелтевшие фотографии. Вспомним имена, освежим в памяти то, что связано с нестареющими символами Великой Победы.

"Объект 105"

"Объектом 105" на рабочих картах командиров наступавших на Берлин полков и дивизий был рейхстаг. Именно здесь предстояло поставить точку в войне. Сюда, пронзая многоэшелонированную оборону гитлеровцев, устремлялись красные стрелы на картах.

Из книги Е.Долматовского "Автографы Победы"

"...На высоких взлетах истории символы имеют огромное значение. Таким символом оказался рейхстаг, и пятьдесят или шестьдесят часов сражения за него стали важным и завершающим пунктом Великой Отечественной войны... Когда я, пройдя Тиргартен, вышел к рейхстагу, то увидел и знамя на угловой башне, и знамя над фасадом, и знамя на ребристом куполе. И еще много знамен, а точнее говоря, флагов, установленных в трещинах на колоннах, в заложенных кирпичом оконных проемах.

Флаги были чаще всего по размерам невелики, а то и совсем маленькие. Шелк" и бархат знамен полков и дивизий был как бы представлен здесь простыми лоскутами пробитого пулями кумача. Уже тогда было трудно определить, кто и когда, в какой час установил свой флаг и флажок. Всем хотелось быть первыми, но не из чувства соперничества, а потому, что каждый торопился к победе и жаждал ее мучительно и вдохновенно...

А на исколотых пулями и исклеванных снарядами колоннах и стенах рейхстага были уже выцарапаны штыками и ножами, написаны углем и даже краской (откуда она взялась!) имена - русские, узбекские, армянские, украинские, грузинские...

Да, это было 2 мая утром, часов в восемь по московскому времени (гринвичское время тогда отступило, и все часы в освобожденной Европе шли соответственно стрелкам Спасской башни).

Я не знаю, кто расписался на рейхстаге первым, - наверное, теперь это и установить-то невозможно. Можно лишь назвать тех, кто первыми вели бой за рейхстаг и в рейхстаге, и о них я напишу еще, хотя вряд ли удастся рассказать обо всех.

Мой же нынешний рассказ о том, как на отрезке одних суток родились и утвердились ритуал и традиция: победители ставили свои подписи на рейхстаге, на его стенах, на колоннах - как на важном документе.

Стены и колонны рейхстага в те первые майские дни 1945 года с невероятной быстротой превращались в скрижали истории. Наша победа явилась приговором германскому фашизму, и каждый участник битвы, как судья, ставил свою подпись под приговором.

Я должен сказать, что росписи на рейхстаге были неким стихийным движением, труднообъяснимым порывом, охватившими тех, кто участвовал в битве за Берлин, а затем передавшимися всем, кому доводилось быть в Берлине в первые послевоенные месяцы".

Знамя под номером 5

Из воспоминаний бывшего командира 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрипко-Берлинской дивизии Героя Советского Союза генерал-полковника В.М.ШАТИЛОВА:

"...В тот вечер, вернее, уже в ночь Артюхов возвратился с совещания начальников политотделов, на которое их созывал член Военного совета армии. Войдя в коттедж, он с порога объявил:

- Вот, товарищ генерал, Знамя нам вручили, - и показал скрученный в трубку и обернутый бумагой сверток, из которого торчало длинное древко.

- Что за Знамя?

- Военный совет учредил. Девять знамен - по числу дивизий. Какая дивизия возьмет рейхстаг, та и водрузит над ним Знамя. В знак полной победы.

Почему именно над рейхстагом? Как всякий грамотный человек, я знал тогда, что рейхстаг - это немецкий парламент, что в 1933 году он стал ареной чудовищной провокации - Геринг организовал его поджог и обвинил в этом коммунистов. Эту провокацию смело разоблачил на Лейпцигском процессе Георгий Димитров. Но она к тому времени уже сыграла свою роль - фашисты использовали ее для разгрома компартии и захвата власти. А рейхстаг? Он утратил свое прежнее значение с установлением фашистской диктатуры, когда парламентаризм в стране был фактически уничтожен.

Словно угадав ход моих мыслей, Михаил Васильевич добавил:

- Как-никак, а рейхстаг - символ германской государственности. Даже при фашизме.

- Ну что ж, рейхстаг так рейхстаг, - согласился я. - Ну-ка, покажи Знамя.

Артюхов снял бумагу и развернул алое полотнище. Оно было шириной около метра и длиной около двух. На нем, как обычно, в верхнем углу выделялись звезда и серп, скрещенный с молотом. Внизу у древка стояла пометка - N 5. Все девять знамен, учрежденных Военным советом, имели порядковые номера.

- Номер у нашего Знамени - пятый, - сказал Артюхов, - но это не значит, что нам заказано быть первыми..."

История распорядилась именно так. Знамя, отмеченное пятым номером, стало Знаменем Победы, одним из ярчайших символов разгрома фашизма. Впрочем, мало кто знает, что над куполом рейхстага именно это алое полотнище развевалось лишь несколько дней.

Особый груз ЛИ-2

Из воспоминаний бывшего начальника политотдела 3-й ударной армии генерал-лейтенанта в отставке Ф.Я.ЛИСИЦЫНА:

"Было это в июне 1945 года. В штаб нашей армии поступил приказ: Знамя Победы, водруженное советскими войсками в ночь на 1 мая 1945 года над поверженным рейхстагом, доставить в Москву с особыми воинскими почестями.

Здесь мне хотелось бы сделать следующее уточнение. На другой день после волнующего праздника войска 3-й ударной армии по приказу командования фронта передислоцировались в район Эбер-свальде, передав свой участок в Берлине, в том числе и район рейхстага, соединениям 5-й ударной армии. Тогда же было передано на хранение в 756-й стрелковой полк 150-й стрелковой дивизии Знамя Победы, а вместо него на куполе рейхстага был установлен дубликат. При передаче это было оговорено в акте.

И вот по получении приказа утром 19 июня я выехал в штаб 150-й стрелковой дивизии. Здесь уже собрались сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Канта-рия, старший сержант Илья Сьянов, капитан Степан Неустроев и старший лейтенант Константин Самсонов. Они должны были сопровождать Знамя Победы в столицу нашей Родины...

20 июня эти герои штурма рейхстага прибыли на Берлинский аэродром, где уже находился в готовности к вылету специально выделенный самолет. Выполнить ответственный рейс поручалось летному экипажу под командованием старшего лейтенанта Павла Федоровича Жилкина. Штурманом экипажа был лейтенант Григорий Иванович Попов, бортрадистом - старшина Иван Иванович Иванов. В их летных книжках есть запись о том полете. А вот кто был вторым пилотом, мне неизвестно.

После короткого митинга под звуки оркестра я вручил Знамя Победы старшему сержанту И.Сьянову. А через несколько минут самолет ЛИ-2, пилотируемый П.Жилкиным, стартовал в небо и взял курс на Москву. Опытнейший экипаж успешно справился со своей задачей. Во второй половине того же дня посланцы 3-й ударной прилетели в столицу, на Центральный аэродром. Там Знамя Победы было встречено почетным караулом Московского гарнизона.

В день Парада, который состоялся 24 июня 1945 года, Знамя Победы было на специально оборудованной открытой автомашине. Над ее кузовом возвышался большой глобус. Знамя Победы, установленное на нем в точке, обозначенной словом "Берлин", как бы снова реяло над поверженной столицей фашистской Германии..."

Из тысячи орудий

История салютов - торжественных приветствий, ритуалов отдания особых почестей - уходит в глубокую древность. Оружием, беря его "на караул", салютовали еще наши прапредки. Перед полководцами, как, например, перед Суворовым, склоняли знамена. По приказу Кутузова были опущены ниц перед прославившими себя на поле брани русскими полками трофейные французские стяги.

Колокольным звоном встречала Москва Дмитрия Донского и его рать после победы на Куликовом поле. Громом пушек и малиновым перезвоном златоглавых церквей чествовала столица ополчение Минина и Пожарского. Обязательной же частью торжеств по случаю победы русского оружия пушечный салют стал при Петре I.

В годы Великой Отечественной Москва впервые отсалютовала 5 августа 1943 года, отдавая почести войскам, освободившим Орел и Белгород. Приказ предусматривал 12 залпов из 120 орудий. В действительности же в салюте участвовало 124 орудия: 100 зенитных, взятых с батарей ПВО столичной зоны, и 24 горные пушки, выделенные комендантом Кремля. Именно это число - 124 - было в последующем закреплено в разработанном Генштабом и утвержденном Верховным Главнокомандующим документе. 'По нему вводилось три категории салютов - в зависимости "от значимости" победы: 1-я-24 залпа из 324 орудий, 2-я - 20 залпов из 224 орудий и 3-я - 12 залпов из 124 орудий. За годы войны соответственно прозвучало 23, 210 и 12 салютов.

Значимость того, о чем мир узнал 9 мая 1945 года, не вписывалась, разумеется, в салютную "табель о рангах". Поэтому подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии, День Победы были отмечены беспрецедентным, поистине грандиозным салютом - тридцатью залпами из тысячи орудий. Небо столицы подсвечивалось ста шестьюдесятью прожекторами.

"...Апофеоз всенародного праздника наступил в 22 часа, когда по приказу Верховного Главнокомандующего был произведен салют - торжественные залпы из 1.000 орудий. Миллионы восхищенных взоров устремились к небу, расцвеченному лучами прожекторов. Красные, фиолетовые, зеленые и голубые ракеты с оглушительным треском взвились над Москвой и каскадами огненных брызг осыпались над праздничной столицей...

30 раз гремела тысяча орудий в честь победоносной Красной Армии, в честь праздника Победы. Гром московских пушек сливался с ликующей песней народа-победителя, радостно отпраздновавшего первый день мира.

Когда отзвучали залпы салюта, небо заполнили десятки самолетов, сбрасывавших над городом гирлянды разноцветных ракет. На площадях столицы вспыхивали бенгальские огни,дополнившие феерическое зрелище этой незабываемой майской ночи" ("Красная звезда", 10 мая 1945 г.).

Парад парадов

Совершенно очевидно, что парад победителей в 45-м должен был стать парадом парадов. Об этом думал Сталин, это понимали все те, кому предстояло реализовывать его решение. Не просто смотр, не просто почести, не просто незабываемое зрелище. Параду Победы была изначально уготована роль исторического символа. Тут сошлось объективное и субъективное - воля Истории, воля народа и воля Верховного Главнокомандующего.

Из воспоминаний генерала армии С.М.ШТЕМЕНКО:

"Через несколько дней после подписания победного приказа Верховный Главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией.

- Нужно подготовить и провести особый парад, - сказал он. - Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск...

Через два-три дня предварительные расчеты были закончены. Как мы и прикидывали,

получалось, что на подготовку парада нужно не менее двух месяцев. Срок этот диктовался главным образом необходимостью пошить более 10 тысяч комплектов парадного обмундирования. Ведь на фронтах, да и в тылу о нем и думать забыли. Ни у кого такого обмундирования, конечно, не сохранилось. Следовало также, хотя бы немного, потренировать людей в хождении строем. Этим тоже не занимались четыре долгих военных года.

На парад мы предлагали вывести по одному сводному полку в 1.000 человек от каждого действующего фронта, не считая командиров. Сводный полк должен был представлять все виды Вооруженных Сил и родов войск и выйти на Красную площадь с 36 боевыми знаменами наиболее отличившихся соединений и частей данного фронта.

Всего на парад предстояло вывести 10 сводных фронтовых полков и один сводный полк Военно-Морского Флота при 360 боевых знаменах. Помимо этого, к участию в параде предлагалось привлечь военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона...

24 мая, как раз в день торжественного обеда, мы доложили все это Сталину. Наши предложения он принял, но со сроками подготовки не согласие - я.

- Парад провести ровно через мгсяц - двадцать четвертого июня, - распорядился Верховный и далее продолжил примерно так: - Война еще не кончилась, а Генштаб уже на мирный лад перестроился. Потрудитесь управиться в указанное время. И вот что еще - на парад надо вынести гитлеровские знамена и с позором повергнуть их к ногам победителей. Подумайте, как это сделать... А кто будет командовать парадом и принимать его?

Мы промолчали, зная наверняка, что он уже решил этот вопрос и спрашивает нас так, для проформы. К тому времени мы уже до тонкостей изучили порядки в Ставке и редко ошибались в своих предположениях. Не ошиблись и на сей раз. После небольшой паузы Верховный объявил:

- Принимать парад будет Жуков, а командовать - Рокоссовский..."

Вскоре в войска ушла директива. Началась активная, сжатая до предела по срокам подготовка к параду. Лучшие из лучших - Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, участники штурма Берлина, прославленные снайперы,наиболее отличившиеся солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры собирались во фронтовые сводные полки. Возглавлять их должны были соответствующие командующие.

Из множества привезенных в Москву фашистских знамен отобрали две сотни, в том числе личный штандарт Гитлера. Специально выделенная рота должна была вынести их на Красную площадь и бросить к подножию Мавзолея.

23 июня 1945 года на страницах всех без исключения газет страны был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего о проведении Парада Победы.

24 июня, едва рассвело, на Красной площади и прилегающих улицах выстроились войска. Порядок построения сводных полков напоминал размещение наших фронтов на полях недавних сражений от Ледовитого океана до Черного моря. Десять ударов курантов на Спасской башне возвестили о начале действа.

Хроника парада, его действующие лица описаны в исторической литературе многократно. Как и намечалось, два парадных часа превратились в незабываемое зрелище. Оно по праву стало символом нашего величия и мощи, символом несокрушимости страны, своего рода грозным предупреждением тем, в чьих протокольных улыбках прятался недобрый прищур.

Им дали гордое имя

Можно понять наших соотечественников конца сороковых, не устававших повторять это удивительно сладостное и гордое слово - победа. Все самое красивое, светлое, доброе ассоциировалось с ним. Это имя получали встававшие из руин проспекты, оно присваивалось лучшим образцам отечественной промышленности, перестраивающейся на выпуск гражданской продукции. Пожалуй, самыми популярными и полюбившимися из них стали одноименные ручные часы и легковой автомобиль.

На 15 рубиновых камнях

Первенец отечественной часовой промышленности Московский завод имени Кирова вступил в строй в 1930 году. Спрос на его продукцию - будильники, специальные и карманные часы, хронометры - был, как теперь говорят, ажиотажный. С началом войны часть коллектива ушла на фронт, сам завод эвакуировали на Урал. В. старых корпусах в Москве осталось всего 18 человек. Тем не менее инженер Зильберман, мастер Хмельницкая, техник Куликов и их товарищи сумели, используя оставшееся оборудование, обучить новые кадры, и вскоре завод освоил выпуск часовых механизмов для нужд армии и флота.

К массовому выпуску мирной продукции - высококачественных мужских часов "Победа" - коллектив приступил вскоре после завершения войны.

- Часы "Победа", - рассказывал со страниц "Красной звезды" 14 октября 1945 года главный инженер завода Шевелев, - не уступают лучшим заграничным маркам. Они на 15 рубиновых камнях с анкерным ходом. Основные детали отделаны золотом. Корпус круглый, хромированный. Диаметр часов 26 миллиметров. Состоят они из 88 деталей... Чтобы понять, насколько сложны в изготовлении часы "Победа", достаточно привести такой факт: необходимо совершить 918 операций с применением 1.324 наименований только лишь основного инструмента, чтобы собрать этот маленький чувствительный механизм.

Остается добавить, что обладателями часов-символом наступившего мира в нашей стране и за рубежом стали миллионы людей. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. И по-прежнему они точны и надежны.

"Исключительно русский автомобиль"

ГАЗ-20 "Победа" - живая легенда нашей автомобильной промышленности. Ее несомненные достоинства - исключительная долговечность и выносливость - признавались самыми маститыми авторитетами.

Главный конструктор А.Лингарт, художник-конструктор В.Самойлов и их товарищи, стоявшие у колыбели "Победы", изначально задались целью создать такую машину, которая превосходила бы тогдашний уровень развития техники, не повторяла, не копировала существующие в то время отечественные и западные модели.

ГАЗ-20 отличала удачная форма кузова, обеспечивающая минимальное аэродинамическое сопротивление. Не просто прогрессивным, но и поистине смелым решением стало применение на ней так называемой понтонной концепции кузова. "Победа" дала старт автомобильной моде на "бескрылые" кузова. Такие, где передние и задние крылья слиты в общую форму, где исчезли подножки и увеличился (без увеличения габаритов) салон.

Многое из того, чем "блеснула" тогда "Победа", позже появилось на английском "стандард-вангарде" (1948 г.), чехословацкой "Татре-план" (1947 г.), американских "студебекер-чемпионе" (1949 г.) и "форде" (1949 г.).

Вместе с тем ГАЗ-20 стала первой советской серийной моделью с несущим кузовом.

Жизнь "Победы" по автомобильным меркам была весьма продолжительной. В течение 14 лет она сходила с конвейера Горьковского автозавода, периодически модернизируясь и обновляясь. За все это время завод изготовил 236 тысяч машин.

Английский журнал "Мотор", оценивая в 1952 году начавшую поступать на западный, в частности бельгийский рынок, советскую "Победу", отмечал: "Это автомобиль исключительно русский... Самая сильная сторона "Победы" - ее способность работать на любых дорогах... На "Победе" не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда машина полностью нагружена".

Оценка, отметим, весьма объективная, если учесть, что "Победа" по- прежнему нет-нет да и мелькнет в дорожном потоке. Недавно мой сосед по кооперативному гаражу решил продать свою темно-коричневую "вете-раншу". Цену назначил немалую. И что- вы думаете, нашлись покупатели, продал. Теперь, правда, жалеет.

- "Победа" она и есть "Победа", - говорит. - Уличная химия и соль для нее - тьфу...

Две точки на карте Берлина

Трептов. Знаменитому мемориалу воинам-освободителям в Трептов- парке в немецком путеводителе "Берлин для молодых людей" отведено всего несколько слов. Между тем писать об этом святом месте можно, наверное, не одну книгу. Задумайтесь, тысячи имен на скорбных плитах - это трагические судьбы людей, не доживших до победы считанные часы...

Мемориал, занимающий площадь в двадцать гектаров, сооружен по рекомендации Вильгельма Пика. В 1946 году Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на создание памятника-кладбища воинам, павшим при штурме немецкой столицы.

Скульпторы и архитекторы из разных стран, в том числе немецкие, представили 52 проекта. Лучшим был признан проект Е.Вучетича и Я,Бело-польского. Определяющую роль в формировании замысла, вспоминали авторы, сыграло русское зодчество с его традициями создания архитектурных ансамблей. Не случайно в основе монумента лежит курган - истинно русская национальная форма братских захоронений. Именно над ним возвышается 13-метровая бронзовая скульптура Воина-освободителя.

ВторЫм важным элементом мемориала стала скульптура скорбящей матери-Родины из светло-серого гранита. Главный вход образован двумя склоненными знаменами из красного гранита. В центре ансамбля - пять зеленеющих полей с массивными бронзовыми венками. Прах пяти тысяч советских воинов покоится по краям мемориала. По обеим сторонам от центра установлены мраморные саркофаги. На предпоследнем - символическое изображение народов Европы, спасенных от коричневой чумы, на последнем - отдание почестей павшим героям.

Общеизвестно, что собирательный образ воина-освободителя с девочкой на руках имеет конкретные прототипы. Прежде всего это знаменщик 220-го гвардейского полка гвардии старший сержант Н.И.Маслов, спасший немец-^У(ОдД^в^к""0 другом спасителе - рассказывает медная" доска на памятнике на Эльзен-штрассе, установленная по решению берлинского магистрата. На ней высечено: "Трифон Лукьянович, старший сержант Советской Армии, спас на этом месте 25 апреля 1945 года немецкого ребенка от пуль СС. Пять дней спустя после этого героического поступка он умер в госпитале от тяжелых ранений. Вечная честь и слава его памяти!"

Были и другие примеры. Не случайно; когда в свое время попытались отыскать спасенную русским солдатом девочку, откликнулось ни много ни мало сто девяносто восемь берлинок...

Мемориал был построен очень быстро. Сооружали его большая группа советских солдат и офицеров, коллектив. Ленинградского завода "Монументальная скульптура" и тысяча двести жителей германской столицы (в том числе двести каменотесов). Открыли мемориал 8 мая 1949 года. В 1950 году авторам - скульптору Е.В.Вучетичу и архитектору Я.Б.Белопольскому была присуждена Государственная премия.

...Наши войска ушли из Германии. Центральный эпизод торжественных проводов проходил в Трептов-парке у подножия памятника-символа наступившего в Европе мира.

Карлсхорст. 6 ноября 1967 года в неприметном с виду здании бывшего инженерного училища на Фриц-Шменкель-штрассе открылся необычный музей. Необычный уже тем, что именно здесь, в этих стенах, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии перед силами антигитлеровской коалиции. 3.000 документов, фотоснимков, звукозаписей, кинофильмов, схем и карт собрано в экспозиции. В числе экспонатов - личные вещи Г.Жукова, рисунки фронтового художника В.Богаткина, диорама штурма рейхстага, детальный макет германской столицы, личная карта Гитлера, которой он пользовался накануне своего бесславного конца...

До вывода российских войск музей принадлежал Западной группе войск, теперь он официально передан немецкой стороне. Новые хозяева обещали, что сюда, как и прежде, будут приходить люди, чтобы прикоснуться к истории, чтобы знать и помнить.

Символы Великой Победы...

Мы вспомнили лишь некоторые, в жизни их, понятно, куда больше. Опознавательные знаки прошлого, его неизгладимые приметы, они обращены в будущее, адресованы тем, кто пришел и придет на эту землю после войны. Символы не стареют, не перекрашиваются, они - сама правда истории. Печальная и .гордая одновременно. Свидетельствующая и предупреждающая. Как хочется верить, что такая же судьба уготована будет и многострадальному мемориалу на Поклонной. Еще одной точке благодарной памяти человеческой.

Опубликовано 06 апреля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?