Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.10.17

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Дата публикации: 30 июня 2017
Автор: Е. И. ПИВОВАР
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1498839550 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е. И. ПИВОВАР, (c)

найти другие работы автора

Научно-техническая революция (НТР) исследуется представителями различных областей знаний, в том числе и обществоведами. За последние пять лет такое комплексное изучение проблем, связанных с НТР, заметно продвинулось вперед. Этому во многом способствовала постановка XXIV съездом КПСС задачи органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма1 . Съезд призвал советских ученых, в том числе и специалистов в области общественных наук, всемерно содействовать выполнению этой задачи. "Все более решительный поворот общественных наук, - отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, - в сторону


1 См. "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. 1. М. 1971, стр. 82.

стр. 151


разработки проблем, актуальных для настоящего и будущего, - вот что нам нужно"2 . Необходимость проведения "комплексных исследований современных процессов развития общества"3 , выдвинутая в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 гг., потребовала от советских обществоведов дальнейших усилий в осмыслении научно-технической революции, раскрытии ее сущности, основных направлений, ее влияния на современное общество. Эти усилия дают положительные результаты, о чем свидетельствуют появление ряда серьезных трудов, посвященных НТР, растущая интенсивность в разработке данной проблематики. За пятилетие 1971 - 1975 гг. опубликовано несколько десятков монографий, анализирующих социальные проблемы научно- технической революции. Если же учитывать статьи в периодической печати, сборники, материалы конференций и другие издания, вышедшие в центре и на местах, а также исследования по социальным проблемам научно-технического прогресса в целом, то количество научных работ по вопросам НТР составит, по- видимому, несколько сотен. Большая часть этой научной продукции4 , созданной представителями различных общественных наук и потому отличающейся разнообразием подходов к теме, рассматривает прежде всего процессы, протекающие в условиях НТР и под ее воздействием: изменения в социальной структуре общества, экономическое развитие отдельных регионов, проблемы образования, трудовых ресурсов и многое другое. Вместе с тем появилось значительное число работ, посвященных общим проблемам научно- технической революции, ее социальной проблематике в целом. Эти исследования представляют интерес не только по своей тематике, но и потому, что дают представление о степени разработанности проблемы, позволяют наметить основные направления конкретно-исторического анализа НТР, делают все более актуальной задачу обобщения проделанной работы в историографическом плане.

В обзоре предпринимается попытка кратко охарактеризовать наиболее значительные из вышедших за последние годы работ: коллективные труды, как подготовленные виднейшими советскими специалистами по проблемам научно- технической революции, так и написанные в содружестве с учеными других социалистических стран5 ; монографические исследования6 ; первые учебные пособия для высшей школы, посвященные характеристике НТР7 . Учитывая, что эти работы различны по научному профилю и кругу освещаемых сюжетов и поэтому нет возможности проанализировать все поднимаемые в них проблемы, ограничимся лишь несколькими вопросами, которые дают обобщенное представление о НТР: характеристика научно- технической революции как процесса в целом, определение сущности НТР, ее периодизация и основные направления.


2 Там же, стр. 112.

3 Там же. Т. II. М. 1971, стр. 255.

4 Н. П. Иванов. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М. 1971; В. Г. Афанасьев. Научно- техническая революция, управление, образование. М. 1972; Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М. 1973; Д. А. Лебин. Научно- техническая революция и социалистическая интеграция. М. 1973; "Научно- техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР". М. 1973; "Проблемы использования рабочей силы в условиях научно-технической революции". М. 1973; В. Н. Турченко. Научно-техническая революция и революция в образовании. М. 1973; Г. И. Самборский. Специализация производства в условиях научно-технической революции. М. 1973; "Партия и современная научно-техническая революция в СССР". М. 1974; "КПСС и современная научно-техническая революция". Киев. 1974; "Научно-техническая революция и интеграция стран СЭВ". М. 1974; "Научно-техническая революция, управление, право". М. 1975, и др.

5 "Научно-техническая революция и общество". М. 1973; "Научно- техническая революция и социализм". М. 1973; "Человек - наука - техника (Опыт марксистского анализа научно-технической революции)". М. 1973; "Научно-техническая революция и особенности социального развития в современную эпоху". М. 1974; "Научно-техническая революция и преимущества социализма". М. 1975.

6 Н. И. Дряхлов. Социальные проблемы научно-технической революции. М. 1972; В. Д. Камаев. Современная научно-техническая революция: экономические формы и закономерности. М. 1972; Н. В. Марков. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. Изд. 2-е, доп. М. 1973.

7 В. Ф. Глаголев, Г. С. Гудожник, И. А. Козиков. Современная научно- техническая революция. М. 1974; В. Г. Марахов. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. М. 1975.

стр. 152


Научно-техническая революция рассматривается в этих работах в сопоставлении с предшествующими ей переворотами в науке и технике. Авторы дают оценку научным и техническим революциям прошлого, прослеживают историческую преемственность, общее и особенное в научно-техническом перевороте современности. Анализируя развитие в прошлом революций в науке и технике, большая часть исследователей приходит к выводу, что лишь на современном этапе произошло не только совпадение по времени, но и органическое слияние в единый процесс научной и технической революций и это породило такое явление, как научно-техническая революция. "В прошлом перевороты в естествознании и технике иногда лишь совпадали во времени. Ныне они сливаются в единый процесс научно-технической революции. Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее", - отмечают авторы коллективного труда "Человек - наука - техника", подготовленного сотрудниками Института философии АН СССР и Института истории естествознания и техники АН СССР совместно с учеными Института философии и социологии Чехословацкой академии наук 8 . Именно исходя из такой оценки процесса органического слияния современных революций в науке и технике, авторы рассматриваемых работ формулируют свое представление о научно-технической революции, деют обобщенную характеристику содержания понятия "НТР", что позволяет им вычленить в общей форме объект исследования: тесно взаимосвязанные революционные изменения в технике, науке и производстве.

Значительное внимание уделяется анализу самого процесса органического слияния в наши дни технической и научной революций, и прежде всего характеристике складывания и развития единой системы "наука - техника - производство". Так, Н. В. Марков отмечает, что это - "качественно новое явление, которого ранее не было. Именно современная научно-техническая революция создает эту единую цельную систему... приводит к возникновению и последующему бурному развитию не только единой двухкомпонентной большой системы "наука - техника", но и качественно новой сверхбольшой трехкомпонентной системы "наука - техника - производство"... Происходит сращивание науки, техники и материального производства"9 . Несколько иной точки зрения придерживаются Н. И. Дряхлов и В. Г. Марахов. Они считают, что данная система начала складываться в более раннее время, а сейчас, в условиях научно-технической революции, она достигает своей зрелости10 . Особенность нового этапа единства науки, техники и производства, по мнению В. Г. Марахова, "состоит не только в том, что производство испытывает постоянную потребность в научных решениях и исследованиях, но и (что особенно важно) в том, что новые производства (атомная промышленность), новые виды техники (электронные вычислительные устройства), новые технологические процессы (основанные на применении данных химии полимеров) и т. п. не могли бы принципиально возникнуть без науки и научных исследований"11 .

Системное развитие науки и техники в условиях научно-технической революции детально освещено в коллективном труде "Человек - наука - техника". Его авторы справедливо подчеркивают, что "научно-техническая революция представляет собой процесс глубоких качественных изменений, затрагивающих самые различные стороны жизни общества. Взаимодействие этих сторон придает всему изучаемому процессу отчетливо выраженный системный характер". В работе определяется место НТР в широкой системе, где слияние научной революции с технической связано в первую очередь с системой "наука - техника", процесс превращения науки в непосредственную производительную силу - с системой "наука - производство", а качествен-


8 "Человек - наука - техника", стр. 21; см. также "Научно-техническая революция и общество", стр. 54, 57 - 58; "Научно-техническая революция и социализм", стр. 25; Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 12 - 13; В. Ф. Глаголев, Г. С. Гудожник, И. А. Козиков. Указ. соч., стр. 4. В литературе, посвященной НТР, высказывались точки зрения, согласно которым научно-технические революции имели место и в прошлом (см. Е. Ф. Борисов. Политико-экономические проблемы современной научно-технической революции. М. 1970; С. Н. Смирнов. Исторический подход к пониманию сущности современной научно- технической революции. "Вопросы истории", 1975, N 1).

9 Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 14 - 15.

10 Н. И. Дряхлов. Указ соч., стр. 80 - 83; В. Г. Марахов. Указ соч., стр. 29 - 32.

11 В. Г. Марахов. Указ. соч., стр. 32.

стр. 153


ные изменения технологической базы производственных процессов, означающие замену человека функционированием овеществленного знания, - с системой "техника - человек" и т. п.12 .

Анализируя процесс развития НТР, исследователи не ограничивают его сферой науки и техники, а всегда рассматривают в определенных условиях той или иной общественно-экономической формации. "Протекание всех этих процессов (НТР. - Е. П.) имеет ряд общих форм и закономерностей и имеете с тем коренные различия в зависимости от тех конкретных социально-экономических условий, в которых они реализуются. Эти различия столь существенны и принципиальны, что правомерно говорить о двух социальных типах научно- технического прогресса, о двух принципиально различных направлениях социального использования результатов научно-технической революции - капиталистическом и социалистическом"13 , - подчеркивает С. В. Шухардин. Подобную мысль мы находим и у Н. В. Маркова: коренные отличия в социальных последствиях НТР в условиях социализма и капитализма "связаны, прежде всего, с тем, что экономическую основу, на базе которой развивается революция, составляет форма собственности. Из противоположного характера... форм собственности, социалистических и капиталистических производственных отношений вытекает противоположный характер воздействия научно-технической революции на социальные процессы при социализме и капитализме"14 . Исходя из такого понимания процесса развертывания НТР в современном обществе, исследователи вполне обоснованно подразделяют и социальные последствия научно-технической революции на общие и специфические для социализма и капитализма, характеризуют преимущества, создаваемые социалистическим общественным строем для развития НТР и использования ее достижений15 . "Смысл соединения достижений научно-технической революции с социализмом, - подчеркивается в труде "Человек - наука - техника", - заключается... в формировании нового типа общественных отношений", а результатом этого явится "высшая форма человеческой цивилизации"16 .

Пристальное внимание к процессу соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, проявившееся в литературе последних лет, отражается и в появлении монографических работ, специально посвященных этой проблеме. Так, авторы коллективного труда "Научно- техническая революция и преимущества социализма", справедливо отметив, что многие аспекты "процесса соединения достижений НТР с преимуществами социализма только поставлены", анализируют основные направления и формы этого соединения: планирование научно-технического прогресса при социализме, укрепление материально-технической базы производства и его значение в реализации достижений НТР, формирование работника автоматизированного производства и т. д. - и тем самым предпринимают попытку выявить основные элементы (черты) механизма органического соединения достижений НТР с преимуществами социализма17 .

Важнейшей задачей, которая встает перед исследователями научно-технической революции, является выяснение ее сущности. Среди советских обществоведов нет еще единого мнения по этому вопросу18 . Так, Н. В. Марков, отметив, что исходным пунктом современной научно-технической революции следует считать переход от трехзвенной структуры машин к четырехзвенной, когда добавляется новое звено - управляющее, контролирующее и регулирующее автоматическое устройство, подчеркивает, что "сущность современной научно-технической революции заключается в переходе от


12 "Человек - наука - техника", стр. 9, 353.

13 "Научно-техническая революция и общество", стр. 8.

14 Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 143.

15 Там же, стр. 143 - 152; "Человек - наука - техника", гл. IV-X; "Научно- техническая революция и социализм", гл. I, §§ 3, 4; гл. II, § 2; "Научно-техническая революция и особенности социального развития в современную эпоху", гл. V, VI, VII, и др.

16 "Человек - наука - техника", стр. 344.

17 "Научно-техническая революция и преимущества социализма", стр. 5, 34 - 46 и др.

18 О различных точках зрения на сущность НТР см.: "Современная научно-техническая революция. Историческое исследование". М. 1967; изд. 2-е. М. 1970; "О сущности научно-технической революции. Обмен мнениями". "Философские науки", 1973, N 5; 1974, N 2; 1975, N 3, и др.

стр. 154


машинно-фабричного производства к комплексно-автоматизированному" 19 . Долгое время точка зрения, согласно которой сущностью НТР является автоматизация производства и управления, была одной из наиболее распространенных в литературе. Ее сторонники базируются на одном из основных законов технического прогресса, выражающемся в последовательной передаче производственных функций от человека техническим средствам. В условиях промышленной революции XVIII-XIX вв. процесс развития техники состоял в передаче от человека машинам исполнительной и двигательной функций, а в условиях НТР происходит процесс передачи автоматическим устройствам логических, контрольных, управляющих функций. Таким образом, автоматизация является следующей (после внедрения в производство рабочих машин) ступенью технического прогресса.

Значение автоматизации как одного из важнейших проявлений современного научно-технического переворота неизменно признается всеми исследователями проблемы. Б литературе высказывались предложения рассматривать процесс передачи функций управления производственными элементами техническим устройствам как сущность современной технической революции. Вместе с тем еще в 60-е годы стремление дать характеристику сущности НТР, исходя из ее направлений - автоматизации и "космизации" производства, развития кибернетики, использования новых видов энергии, - вызвало, как нам представляется, справедливые возражения20 . Эта линия получила развитие и в некоторых из рассматриваемых работ. Так, в коллективной монографии "Человек - наука - техника" утверждается: "Передача непосредственных производственных функций человека техническим системам, осуществляемая на основе автоматизации и кибернетизации, хотя и является существенным моментом научно-технической революции, однако полностью не характеризует особенность осуществляемых ею революционных преобразований в производительных силах. Необходимо учитывать также и те качественные сдвиги, которые имеют место в науке, и преобразования, происходящие во всей структуре производительных сил"21 . "При раскрытии сущности научно-технической революции, - пишут В. Ф. Глаголев, Г. С. Гудожник и И. А. Козиков, - некоторые авторы ее основное содержание сводят к одной лишь автоматизации производства или к кибернетизации общественной жизни, или к овладению атомной энергией, к качественному изменению управления производством и т. д. На наш взгляд, научно- техническая революция - явление сложное, и сводить ее сущность к отдельным ее направлениям было бы неправильным"22 . С этой позицией нельзя не согласиться.

Комплексный подход к анализу проблем научно-технической революции привел исследователей к мысли, что социальный аспект является важнейшей стороной ее сущности23 . Исходя из этого, они усматривают сущность НТР в коренном перевороте во всех производительных силах общества. Подобный подход к характеристике современного переворота в науке и технике наиболее плодотворен. Он позволяет не только охватить всю систему "наука - техника - производство", но и акцентировать внимание прежде всего на социальных аспектах научно-технической революции: переменах в облике работника, являющегося главной производительной силой общества.

Наиболее полно сущность НТР как коренного и вместе с тем универсального переворота в производительных силах общества раскрыта в коллективных трудах советских и чехословацких ученых "Научно-техническая революция и социализм", "Человек- наука - техника", а также в работе "Научно-техническая революция и общество". Авторы двух последних исследований понимают под НТР "коренное преоб-


19 Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 32, 37.

20 Ю. С. Мелещенко. Характер и особенности научно-технической революции. "Вопросы философии", 1968, N 7, стр. 14 - 17.

21 "Человек - наука - техника", стр. 34; см. также "Научно-техническая революция и общество", стр. 66 - 67 (авторы главы Б. М. Кедров и С. В. Шухардин).

22 В. Ф. Глаголев, Г. С. Гудожник, И. А. Козиков. Указ. соч., стр. 16.

23 В. Д. Камаев. Указ. соч.; "Научно-техническая революция и социализм"; "Научно-техническая революция и общество"; "Человек - наука - техника"; "О сущности научно-технической революции". "Философские науки", 1973, N 5 (выступления Н. И. Дряхлова, В. Г. Марахова, С. В. Шухардина и др.). Из более ранних работ см. "Научно-техническая революция и социализм". "Вопросы философии", 1971, N 12.

стр. 155


разование науки и техники, их связей и общественных функций, ведущее к универсальному перевороту в структуре и динамике производительных сил общества в смысле изменения роли человека в системе производительных сил на базе комплексного технологического применения науки как непосредственной производительной силы, проникающей во все составные части производства и преобразующей вещные условия жизни человека"24 . Такое понимание НТР выдвигает социальный аспект ее сущности на первый план в процессе коренного переворота в производительных силах общества, ориентирует исследователей на изучение изменений как в облике производителя материальных благ, так и в науке, технике, материальных основах производства. Данный подход к характеристике сущности научно- технической революции позволяет верно определить направления дальнейшей разработки проблем НТР.

В совместном труде ученых СССР и Чехословакии "Научно-техническая революция и социализм" предпринята попытка раскрыть характер изменений в структуре производительных сил в условиях НТР. Отмечая, что производительные силы следует понимать как "широкую и меняющуюся совокупность всех сил, производящих жизнь людей, включая общественные связи, науку, творческие способности человека и овладение им самим природой", исследователи подчеркивают, что если сущностью промышленной революции явился переворот в орудиях производства, который отодвинул на второй план предметы труда и противопоставил машине в качестве "вечного неотделимого антипода простую рабочую силу", то в условиях НТР формируется новая структура производительных сил, изменения затрагивают не только орудия производства, но и предметы труда (расширяется круг материалов, некоторые предметы труда сами становятся средствами труда - искусственные алмазы) и "субъективный фактор" производства: "постепенно отпадают одни и появляются другие элементы труда рабочего"25 . Представляется, что этот вывод верно раскрывает универсальный характер переворота в производительных силах общества.

Большое значение для плодотворного изучения НТР имеет выяснение различий в содержании понятий "научно-технический прогресс" и "научно-техническая революция". Авторы рассматриваемых работ стремятся разграничить данные процессы и выделить специфические особенности каждого из них. Так, в труде "Научно-техническая революция и общество" (автор главы Н. И. Дряхлов) указывается: "Научно-технический прогресс охватывает весь исторический процесс научно-технического развития от глубокой древности и до наших дней, а научно-техническая революция раскрывает лишь его современную форму"26 . Примерно ту же мысль высказывает и Н. В. Марков: "Понятия "научно-технический прогресс" и "научно-техническая революция" не тождественны друг другу. Первое из них - более широкое по объему, поскольку включает в себя как революционную, так и эволюционную формы развития науки и техники"27 . Данное разграничение правомерно, поскольку такие элементы научно-технического прогресса, как комплексная механизация производственных процессов, модернизация механизированного оборудования, отражающие процесс совершенствования рабочей машины, заменившей физические усилия работника ручного труда, не входят в содержание НТР, связанной прежде всего со следующим этапом прогресса в науке и технике: передачей техническим устройствам функций управления производственным процессом28 . Когда же имеется в виду социальное значение современного научно-технического переворота, его связь с процессом строительства коммунистического общества, соотношение между этими понятиями приобретает несколько иной смысл. "Научно-техническая революция, - подчеркивает Н. И. Дряхлов, - по своему социальному значению является более широким общественным явлением, связанным с характером революционных преобразований современной эпохи"29 .


24 "Научно-техническая революция и общество", стр. 63 - 64; см. также "Человек - наука - техника", стр. 352.

25 "Научно-техническая революция и социализм", стр. 7, 71 - 73.

26 "Научно-техническая революция и общество", стр. 41.

< sup>27 Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 10.

28 В этой связи интересная мысль была высказана С. В. Шухардиным: "Научно-технический прогресс пока еще в значительно большей степени находит свое выражение в эволюции техники, построенной на прежних традиционных принципах. И было бы ошибкой преуменьшать значение этой эволюции" ("Научно-техническая революция и общество", стр. 6).

29 Там же, стр. 41.

стр. 156


В ряде работ детально рассматривается вопрос о хронологических рамках и периодизации НТР. Подавляющее большинство советских исследователей относит начало современной научно-технической революции к концу 40-х - 50- м годам30 . Однако имеются и другие точки зрения. Так, В. Д. Камаев выделяет три этапа в развитии научно-технической революции: подготовительный (научный) этап - с начала XX столетия; современный этап - "перестройка технической и отраслевой структуры народного хозяйства" (его начало совпало с началом второй мировой войны); "этап крупного автоматизированного машинного производства" (переход к третьему этапу, по его мнению, произойдет в 90-х годах)31 . Более правильным представляется нам определение первого этапа НТР, предложенное в коллективном исследовании "Человек - наука - техника", где отмечается, что "рубеж XIX и XX вв., когда началась "новейшая революция в естествознании" (В. И. Ленин), является предпосылкой возникновения научно-технической революции. Лишь с начала 40-х годов нашего века можно обнаружить первые проявления этой революции... Развернулась же она только в середине XX в."32 . Оригинальную точку зрения по вопросу о завершающем этапе научно-технической революции выдвинул Н. В. Марков. По аналогии с развитием промышленной революции, которая увенчалась комплексным производством машин машинами, автор считает, что "если началом современной научно-технической революции служит изобретение и распространение автоматов и электронных вычислительных машин, то ее завершением, как логично будет предположить, станет возникновение производства автоматов автоматами"33 .

Характеристика основных черт, или направлений, научно-технической революции в той или иной мере присутствует во всех рассматриваемых работах, однако подавляющая часть исследователей по-разному трактует этот вопрос. Такое положение вещей не вызвало, однако, дискуссии или каких-либо встречных предложений со стороны тех или иных авторов, видимо, потому, что в настоящее время, когда научно-техническая революция находится на начальной стадии своего развития, определить все основные ее направления практически невозможно. Эта работа потребует коллективных усилий специалистов различных общественных наук, анализирующих направления современной НТР. Вместе с тем именно данная проблема имеет первостепенное значение для плодотворного изучения собственно исторической проблематики научно-технической революции.

Исходя из понимания сущности НТР как универсального переворота во всей структуре производительных сил, можно выделить следующие основные черты современной научно-технической революции из числа отмечаемых исследователями: процесс передачи третьей производственной функции - функции управления - от человека автоматам, автоматизация производства, использование ЭВМ в материальном и духовном производстве, социальном управлении и т. д.; улучшение природных и создание принципиально новых, не существующих в природе материалов с заранее заданными свойствами; резкое увеличение энерговооруженности труда, создание и использование новых источников энергии: атомной, солнечной и др.: революция в технологии: использование в производстве процессов и условий, не существующих в атмосфере; превращение науки в непосредственную производительную силу, а производства - в технологическое применение науки; изменение социальной ориентации науки, становление науки как определяющего фактора в управлении общественным прогрессом, в воспитании человека; изменение места и роли человека в производственном процессе: содержания и характера его труда, степени влияния его деятельности на конечный результат производства.

Этот перечень охватывает лишь те основные направления или проявления НТР, которые чаще всего рассматриваются в литературе и, по-видимому, отражают понимание научно-технической революции как комплексного переворота в производительных силах. В рассматриваемых работах указываются и другие характерные черты совре-


30 Н. И. Дряхлов. Указ. соч., стр. 49; Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 38; В. Г. Марахов. Указ. соч., стр. 18. Из более ранних работ см. "Современная научно- техническая революция. Историческое исследование".

31 В. Д. Камаев. Указ. соч., стр. 78.

32 "Человек - наука - техника", стр. 31.

33 Н. В. Марков. Указ. соч., стр 39.

стр. 157


менной научно-технической революции. Так, авторы монографического исследования "Человек - наука - техника" выделяют такие направления, как изменение всего облика современной науки, связанное со взаимопроникновением и взаимовлиянием естествознания и общественных наук34 , освоение космического пространства, бурное развитие молекулярной биологии и биохимии, расширение коммуникаций и "информационная революция" и т. п. Н. В. Марков отмечает развитие квантовой электроники, бионики, науковедения, изменение естественнонаучной картины мира, смену лидера в естествознании и т. д.35 .

Подводя краткие итоги, необходимо подчеркнуть, что комплексное изучение проблем НТР, предпринятое советскими обществоведами в последние годы, способствовало выявлению ряда новых и более плодотворных подходов к решению таких кардинальных проблем, как выяснение сущности научно- технической революции, различий в содержании понятий "научно-технический прогресс" и "научно-техническая революция"; характеристика общих черт и специфики развертывания НТР в условиях разных общественно-экономических формации; раскрытие основных направлений развития современного научно- технического переворота и т. д. Дальнейший конкретно-исторический анализ вопросов, связанных с современной научно-технической революцией, позволит более основательно осветить многие теоретические аспекты проблемы и показать современную НТР во всех ее разносторонних проявлениях.


34 С одной стороны, естественнонаучные методы находят все большее применение в общественных науках, с другой - "результаты общественных наук" воздействуют на материальное производство и на стратегию развития естествознания... дают возможность осознать цели развития, исходя "из социальных условий развития науки и потребностей общества" ("Человек - наука - техника", стр. 39).

35 Там же, стр 38 - 69; Н. В. Марков. Указ. соч., стр. 60 - 142.

Опубликовано 30 июня 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?