аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

“≈’ЌќЋќ√»» есть новые публикации за сегодн€ \\ 19.08.17

“≈’Ќ»„≈— ќ≈ “¬ќ–„≈—“¬ќ –јЅќ„≈√ќ  Ћј——ј ———–  ј  ѕ–ќЅЋ≈ћј »—“ќ–»ќ√–ј‘»»

ƒата публикации: 13 июл€ 2017
јвтор: √. ћ. јЋ≈ —≈≈¬
ѕубликатор: ј.  омиссаров
–убрика: “≈’ЌќЋќ√»»
Ќомер публикации: є1499933384 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


√. ћ. јЋ≈ —≈≈¬, (c)

найти другие работы автора

Ёкономическа€ стратеги€, выработанна€ XXIV, развита€ и конкретизированна€ XXV съездами  ѕ——, определ€ет как магистральный путь советской экономики всестороннюю интенсификацию общественного производства, соединение преимуществ социализма с достижени€ми научно-технической революции. –ешение этих узловых проблем экономической политики партии во многом зависит от плодотворной де€тельности ученых, специалистов, представителей научно- технической интеллигенции. ќднако "успех научно-технической революции, - сказано в ќтчете ÷   ѕ—— XXV съезду партии, - ее благотворное воздействие на экономику, на все стороны жизни общества не могут быть обеспечены усили€ми только научных работников. ¬се большую роль приобретает вовлечение в этот исторического значени€ процесс всех участников общественного производства, всех звеньев хоз€йственного механизма"1 .

¬ услови€х развертывани€ Ќ“– процесс превращени€ науки в непосредственную производительную силу происходит благодар€ де€тельности миллионов людей, в первую очередь рабочего класса, с трудовой энергией которого в решающей мере св€зана материализаци€ научно-технических достижений.  оммунистическа€ парти€ рассматривает широкое развитие социальной творческой активности рабочего класса как закономерность зрелого социализма, как актуальную проблему коммунистического строительства. Ќар€ду с соревнованием и общественным управлением техническое творчество выступает в качестве самосто€тельного, особого вида социального творчества, про€вл€ющегос€ в таком сложном €влении, как изобретательство и рационализаторство. “ехническое творчество не только обеспечивает использование внутренних резервов и повышение эффективности производства, но и служит важнейшим фактором формировани€ коммунистического отношени€ к труду, способствует всестороннему развитию личности, про€влению инициативы, коллективизма как наиболее типичных черт советского рабочего. ƒвижение изобретателей и рационализаторов стало всенародным движением современности, мощным рычагом технического, экономического и социального прогресса. ¬от почему оно посто€нно находитс€ в центре внимани€ партии и государства. ¬ "ќсновных направлени€х развити€ народного хоз€йства ———– на 1976 - 1980 годы" поставлена задача: "¬семерно развивать творческую активность труд€щихс€, новаторство, движение изобретателей и рационализаторов"2 .

¬полне пон€тен все возрастающий интерес историков, экономистов, философов, специалистов других общественных наук к обобщению опыта


1 "ћатериалы XXV съезда  ѕ——". ћ. 1976, стр. 48.

2 “ам же, стр. 171.

стр. 3


технического творчества рабочего класса, освещению его ведущей роли в массовом движении изобретателей и рационализаторов. »зучение данной проблемы, дальнейша€ ее теоретическа€ разработка обусловлены теми важнейшими задачами, которые выдвинул XXV съезд  ѕ—— перед советскими учеными: "¬семерно развивать исследовани€ по проблемам научно-технической революции, повышени€ эффективности и интенсификации общественного производства, совершенствовани€ управлени€ и планировани€ народного хоз€йства, а также прогнозировани€ социально- экономических процессов"3 .

ѕервостепенное значение дл€ исследовани€ различных аспектов истории и современного положени€ рабочего класса имеют труды ¬. ». Ћенина, в которых дан глубокий анализ экономических, политических и социальных факторов, обусловливающих ведущую роль рабочего класса в строительстве коммунистического общества. Ќар€ду с богатейшим ленинским теоретическим наследием методологической основой изучени€ творческой активности рабочего класса в период развитого социализма €вл€ютс€ ѕрограмма  ѕ——, решени€ XXIII - XXV съездов партии, постановлени€ ÷   ѕ—— и —оветского правительства, труды видных де€телей партии и государства 4 .

”же к концу 50-х годов советские историки обобщили опыт партийного руководства производственной де€тельностью рабочего класса, его борьбой за повышение производительности труда, за выполнение и перевыполнение народнохоз€йственных планов, развитием социалистического соревновани€, движением за коммунистический труд. ¬ этой св€зи они раскрыли значение изобретательства, технического творчества рабочих дл€ ускорени€ научно-технического прогресса, показали, что массовое движение изобретателей и рационализаторов €вл€етс€ неотъемлемой частью социалистического соревновани€, политического и трудового подъема советского народа.

”скоренный технический прогресс обусловил дальнейший рост рабочего класса, выдвинул его на передовые рубежи научно-технической революции. ѕоэтому изучение проблемы организации массового технического творчества, участи€ рабочего класса в изобретательстве и рационализации заметно расширилось с начала 60-х годов и наиболее интенсивно ведетс€ в последнее дес€тилетие. ¬ажным достижением науки этого периода €вл€етс€ освещение ведущей роли рабочего класса и его авангарда -  оммунистической партии в ускорении темпов научно-технического прогресса.

ќдним из первых обсто€тельный обзор литературы поэтому вопросу дал ¬. ».  ась€ненко, обративший внимание на то, что существенной частью историографии проблемы создани€ материально-технической базы коммунизма €вл€етс€ литература, посв€щенна€ участию рабочего класса в техническом творчестве5 . ». ≈. ¬орожейкин в своем историографическом труде также отметил, что за последние годы значительно возрос интерес к истории рабочего изобретательства и рационализаторства, что эта область творческой активности рабочего класса получает все более обсто€тельное освещение. ¬ то же врем€ он справедливо под-


3 “ам же, стр. 214.

4 Ћ. ». Ѕрежнев. Ћенинским курсом. –ечи и статьи. “т. 1 - 5. ћ. 1973 - 1976; его же. ќб актуальных проблемах партийного строительства. ћ. 1973; его же. ќб основных вопросах экономической политики  ѕ—— на современном этапе. –ечи и доклады. “т. 1 - 2. ћ. 1975, и др.; ј. Ќ.  осыгин. »збранные речи и статьи. ћ. 1974; ћ. ј. —услов. »збранное. –ечи и статьи. ћ. 1972; его же. ћарксизм-ленинизм - интернациональное учение рабочего класса (—татьи и выступлени€). ћ. 1973;  . ‘.  атушев. –абочий класс и  оммунистическа€ парти€ —оветского —оюза на этапе развитого социализма. "–абочий класс и его парти€ в современном социалистическом обществе". ѕрага. 1973, и др.

5 ¬. ».  ась€ненко. ѕроблемы создани€ материально-технической базы коммунизма (»сториографический очерк). ћ. 1973, стр. 154.

стр. 4


черкивает, что нар€ду с достигнутыми успехами литература этого направлени€ еще не отличаетс€ глубиной постановки и обсто€тельным рассмотрением изучаемых вопросов. »сследователи, оказыва€сь порой в плену фактов и статистических данных, не могут вы€вить существенные и наиболее характерные черты социального процесса, особенности возникновени€ и распространени€ тех или иных форм творческой активности рабочего класса 6 .

–азвернувша€с€ научно-техническа€ революци€ поставила марксистско-ленинскую науку перед необходимостью решить новые проблемы: осветить воздействие Ќ“– на науку, технику, производство; взаимосв€зь современных достижений науки и техники с вызываемыми ими принципиальными переменами в структуре и динамике производительных сил, в социальной структуре современного рабочего класса; взаимосв€зь научно-технического и социального прогресса при социализме и др. ѕротивники ленинизма (ћ. ƒжилас, ‘. –исман, √. ћаркузе, Ќ.  ризан и др.), искажа€ социальные последстви€ научно-технической революции, стрем€тс€ доказать, что произошла "структурна€ трансформаци€ рабочего класса", он растворилс€, утратил свою руковод€щую роль, превратилс€ в "консервативную" силу, что даже в социалистическом обществе рабочий класс лишаетс€ своего революционного потенциала, а на передовые позиции социального прогресса выдвигаетс€ "интеллектуальна€ элита". Ёти ревизионистские концепции пытались осуществить на практике'чехословацкие правые, которые утверждали, что "в ходе научно-технической революции интеллигенци€, прежде всего техническа€, становитс€ частью рабочего класса и его новым революционным €дром, а следовательно, €дром партии"7 . ¬ последнее врем€ ревизионисты Ё. ‘ишер и –. √ароди стали активно пропагандировать идею "сли€ни€ технической интеллигенции с рабочим классом". ќни выдвинули "теорию" о "новом историческом блоке труд€щихс€ умственного и физического труда" при ведущей роли в нем интеллигенции. ѕо мнению √ароди, интеллигенци€ ныне "находитс€ на пути к тому, чтобы стать главной производительной силой общества" 8 .

 онцепции ревизионистов смыкаютс€ со старыми теори€ми буржуазных идеологов о наступлении "эры технократии" и нацелены на то, чтобы доказать несовместимость классового характера социалистической демократии с ростом творческой активности рабочего класса, с дальнейшим расширением его участи€ в управлении государством. Ёто так называемое технократическое сознание, которое ранее вызвало насто€щий бум в буржуазной идеологии, переживает теперь €вный мировоззренческий кризис. —вое выражение оно находит в идеологии технического пессимизма, объективно вызванной к жизни кризисом капиталистической и укреплением социалистической системы. ¬ работах советских ученых дана обсто€тельна€ критика и показана несосто€тельность буржуазных социологических и экономических теорий 9 .


6 ». ≈. ¬орожейкин. ќчерк историографии рабочего класса ———–. ћ. 1975, стр. 138 - 141.

7 "ѕроблемы теории и практики современного социализма". ѕрага. 1973, стр. 51.

8 R. Garaudy. Le grand tournant du socialisme. P. -Gallimard. 1969, pp. 75, 244; E. Fischer. Die Revolution ist anders. Hamburg. 1971, S. 21, 27.

9 —. ѕ. “рапезников. Ќа крутых поворотах истории (»з уроков борьбы за научный социализм, против ревизионистских течений). ћ. 1972; "ѕарти€ и рабочий класс в услови€х строительства коммунизма". ћ. 1973; "Ќаучно-техническа€ революци€ и социализм". ћ. 1973; “. ». ќйзерман. »сторический материализм и идеологи€ "технического" пессимизма. "¬опросы философии", 1973, N 8; –.  осолапов. –абочий класс в социальной структуре советского общества. "»сторическа€ мисси€ рабочего класса и идеологическа€ борьба". ћ. 1974: "ѕарти€ и современна" научно-техническа€ революци€". ћ. 1974; "—оветский рабочий класс и буржуазные фальсификаторы". "–абочий класс развитого социалистического общества". ћ. 1974; "»деологические проблемы научно-технической революции". ћ. 1974, и др.

стр. 5


¬ советской литературе в последние годы усилилась тенденци€ к всестороннему освещению динамизма социальной структуры социалистического общества. јнализиру€ интенсификацию процесса стирани€ классовых и социальных различий, отдельные авторы склонны преувеличивать социальную однородность развитого социализма, включать в состав рабочего класса всех служащих государственных предпри€тий и учреждений и инженерно-технических работников. “акое "орабочивание" некоторых слоев общества, допущенное вследствие расширительного толковани€ социальных границ рабочего класса, было подвергнуто критике в партийной и научной печати 10 . ¬полне пон€тно, что изучение социально- экономических проблем технического творчества рабочего класса во многом зависит от четкого определени€ его социальных границ.

¬ услови€х, когда научно-техническа€ революци€ "стала одним из главных участков исторического соревновани€ между капитализмом и социализмом"11 , вопросы научно-технического прогресса зан€ли одно из важнейших мест в идеологической борьбе. ¬еликие научные открыти€ и изобретени€ последних дес€тилетий, проникновение человеческого разума в тайны микросреды, в глубины космоса - все это поставило новые политические и философские проблемы, потребовало нового подхода и ко многим социальным вопросам, в том числе к вопросам технического творчества. ¬озникла необходимость более глубокого у€снени€ методологических положений, исследовани€ исторических, социально-экономических, партийно-организационных и других аспектов, касающихс€ развити€ технического творчества рабочего класса на современном этапе коммунистического строительства. ¬ этой св€зи всестороннее и полное изучение идейного наследи€  . ћаркса, ‘. Ёнгельса, ¬. ». Ћенина позволило советским ученым создать труды, раскрывающие, в частности, огромное значение вклада ¬. ». Ћенина в разработку теоретических основ политики  оммунистической партии и —оветского государства в области науки и техники 12 .

ѕримечательным €вл€етс€ все большее стремление историков осветить де€тельность ¬. ». Ћенина, его роль в создании и развитии системы изобретательства в —оветском государстве. ¬первые эту важную проблему рассмотрел в конце 20-х годов “. ». —едельников. ¬ книге "ѕути советского изобретательства" (ћ. -Ћ. 1929) он убедительно показал, что становление и развитие технического творчества советского рабочего класса св€зано с именем ¬. ». Ћенина. »зучение ленинского идейного наследи€ в этой области было продолжено в 50 - 60-е годы. ¬ последнее дес€тилетие на основе ѕолного собрани€ сочинений ¬. ». Ћенина, воспоминаний его соратников, ранее неизвестных архивных материалов советские исследователи сумели раскрыть значение ленинских идей и принципов организации технического творчества масс, отметили ог-


10 ѕ. ‘едосеев. XXIV съезд  ѕ—— и основные направлени€ исследований в области общественных наук. " оммунист", 1972, N 1; ÷. —тепан€н. ћетодологические проблемы исследовани€ ведущей роли рабочего класса в строительстве коммунизма. "–абочий класс ———– и его ведуща€ роль в строительстве коммунизма". ћатериалы конференции. ¬ып. I. ћ. 1974, и др.

11 "ћеждународное —овещание коммунистических и рабочих партий". ƒокументы и материалы. ћ. 1969, стр. 303.

12 ј. ƒ. ѕедосов. ѕарти€ большевиков и технический прогресс. ћ. 1969; ё. —. ћелещенко, —. ¬. Ўухардин. Ћенин и научно-технический прогресс. ћ. 1969; "Ћенин и современна€ наука".  н. I. Ћенинские идеи и современное общество.  н. II. Ћенинские идеи и современное естествознание. –асцвет науки в союзных республиках. ћ. 1970; —. ѕ. “рапезников. Ћенинизм и современна€ научно-техническа€ революци€. "¬опросы философии", 1970, N 4; его же. Ќа крутых поворотах истории; ¬. ». „ернышев. ¬. ». Ћенин и технический прогресс в ———–. ћ. 1970; ≈. Ѕорисов. Ћенин о научно-техническом прогрессе. "¬опросы экономики", 1970, N 4, и др.

стр. 6


ромный интерес ¬. ». Ћенина к рабочим-изобретател€м и изобретательству 13 .

¬ этих работах дан анализ произведений ¬. ». Ћенина, в которых впервые определены социальна€ природа технического творчества в услови€х социализма, механизм его действи€, его объективна€ основа, которую следует искать не в технике, а в социально- экономической структуре и потребност€х данного общества. ¬. ». Ћенин €сно показал необходимость освоени€ и использовани€ достижений современной науки и техники, неоднократно подчеркива€, что без новейшей техники, без новых научных открытий коммунизм немыслим. »з всей совокупности меропри€тий, направленных на обеспечение выполнени€ программы развити€ техники, он особо выдел€л постановку дела изобретательства на государственную основу. ¬. ». Ћенин впервые раскрыл громадное экономическое и общественно-политическое значение изобретательства, охарактеризовал его основные принципы и цели: использование изобретений в интересах социалистического общества; возложение на государство функций планировани€, координировани€ и материального стимулировани€ изобретательства в масштабе всей страны; создание на научной основе государственной системы пропаганды новейших открытий и изобретений; необходимость тесной св€зи науки и производства; обеспечение условий, позвол€ющих наиболее полно реализовать творческую энергию созидателей новой техники.

ќднако до сих пор стремление исследователей осветить роль ¬. ». Ћенина в развитии советского изобретательства ограничиваетс€ преимущественно стать€ми, в которых далеко не исчерпана вс€ широта и многоплановость этой актуальной темы. Ќесомненно, что более углубленное овладение ленинским идейным наследием, создание фундаментальных работ, раскрывающих вклад ¬. ». Ћенина в формирование взгл€дов марксизма на природу и значимость изобретательства, вооружат историков и других обществоведов €сным пониманием социально-экономических проблем технического творчества и роли в этом процессе рабочего класса.

¬ 60 - 70-е годы историческа€ литература пополнилась монографи€ми, брошюрами, сборниками статей, в которых широкий круг вопросов технического творчества подвергаетс€ научному анализу в св€зи с разработкой проблем научно-технической революции, партийного руководства техническим прогрессом, социалистическим соревнованием, социальной структуры советского общества 14 . —реди этих работ имеютс€


13 ё. ¬. ¬оскресенский. ¬. ». Ћенин - создатель плана социалистической индустриализации ———–. ћ. 1967; √. ћ. јлексеев. ѕарти€ и массовое техническое творчество в ———–. ћ. 1969;  . ј.  узнецов. ¬. ». Ћенин и техническое творчество рабочего класса в период строительства коммунизма. "Ќекоторые вопросы ленинского учени€ о парти€". Ћ. 1971, и др.

14 ‘. √.  ротов, Ћ. ¬. ‘окин, ќ. ». Ўкаратан. –абочий класс - ведуща€ сила строительства коммунизма. ћ. 1965; "¬ борьбе за технический прогресс". Ћ. 1965; ј. √. ћитюков. –абочий класс ”краины в борьбе за развитие промышленности (1956 - 1961).  иев. 1965; Ћ. ¬. –омашев. ќрганизующа€ роль  ѕ—— в развитии производственной творческой инициативы рабочего класса. "¬опросы теории и практики партийного руководства народным хоз€йством". ћ. 1965; –. √.  адымов. Ѕорьба рабочих за развитие нефтедобывающей промышленности јзербайджана (1951 - 1958 гг.). Ѕаку. 1967; «. “. ѕапь€н. ѕартийное руководство техническим прогрессом в промышленности. " ѕ—— в период завершени€ строительства социализма и перехода к коммунизму". ћ. 1967; ¬. ≈. ѕолетаев. –абочие ћосквы на завершающем этапе строительства социализма, 1945 - 1958. ћ. 1967; "–абочий класс ———–. 1951 - 1965". ћ. 1969; —. Ћ. —ен€вский, ¬. Ѕ. “ельпуховский. –абочий класс ———– (1938 - 1965 гг.). ћ. 1971; √. ћ. јлексеев. ѕарти€ во главе научно-технического прогресса. ћ. 1972; "ѕарти€ и рабочий класс в услови€х строительства коммунизма"; "–абочий класс ———– на современном этапе". ¬ып. 2. Ћ. 1973; "—ущность и значение политики  ѕ—— в услови€х развитого социалистического общества". ћ. 1974; "–абочий класс развитого социалистического общества"; ¬. ј. ≈жов. ”крепление ведущей роли рабочего класса в развитом социалистическом обществе. "¬опросы истории", 1976, N 2, и др.

стр. 7


и такие, в которых проблема рабочего класса освещаетс€ на прот€жении всей истории советского общества 15 , ѕричем, если до середины 60-х годов рабочий класс изучалс€ в основном как субъект исторического процесса, то в последующие годы основное внимание удел€етс€ раскрытию социальной истории самого рабочего класса. ќ  числу таких исследований относ€тс€ монографии, в которых рассматриваетс€ вли€ние научно-технической революции на численность, социальную структуру и облик советского рабочего класса 16 . Ёто дает возможность ретроспективно взгл€нуть на рост технического творчества рабочего класса, проанализировать не только субъективные, но и объективные стороны его эволюции. Ќекоторые аспекты проблемы можно проследить в коллективных трудах и работах отдельных авторов, посв€щенных развитию республиканских, территориальных и профессионально- отраслевых отр€дов рабочего класса ———– 17 .

ƒл€ изучени€ опыта партийного руководства техническим творчеством советского рабочего класса на всех этапах социалистического строительства большое значение имеет издание очерков истории коммунистических партий советских республик, предприн€тое в 60-х годах. ¬ насто€щее врем€ опубликовано 90 очерков истории компартий союзных республик, партийных организаций автономных республик, краев и областей. »сследование де€тельности местных партийных организаций создало хорошую научную, историографическую и документальную базу дл€ более глубокой разработки как общих теоретических и методологических, так и специальных проблем, в том числе проблемы массового технического творчества.

¬ указанных трудах истори€ советского рабочего класса теснейшим образом ув€зана с источниками пополнени€ его р€дов, ростом численности и удельного веса, повышением культурно-технического уровн€, сближением характера труда рабочих с трудом инженерно-технических работников. ¬ли€ние этих и многих других факторов на развитие технического творчества помогает пон€ть его специфику в услови€х зрелого социализма, проследить возникновение его новых форм, изменени€ в составе рационализаторов и изобретателей и уровне творческой активности рабочего класса ———–.

Ќовейший фактический материал о техническом творчестве рабочих содержитс€ в литературе по истории фабрик и заводов. “олько за 1966- 1975 гг. в стране издано более 200 книг по этой тематике18 . ¬ них раскрываетс€ роль рабочего класса в научно-техническом прогрессе, эффективность его технического творчества.


15 "ќчерки истории советского рабочего класса". ћ. 1966; " ратка€ истори€ советского рабочего класса (1917 - 1965)". ћ. 1968; ¬. ≈. ѕолетаев, —. Ћ. —ен€вский. –абочий класс - ведуща€ сила в строительстве социализма и коммунизма. ћ. 1972; "—оветский рабочий класс". ћ. 1975.

16 —. Ћ. —ен€вский. –ост рабочего класса ———– (1951 - 1965 гг.). ћ. 1966; его же. »зменени€ в социальной структуре советского общества. 1938 - 1970. ћ. 1973; —. Ћ. Ѕл€хман, ќ. ». Ўкаратан. Ќ“–, рабочий класс, интеллигенци€. ћ. 1973.

17  . «. —урблис. –абочий класс —оветской Ћитвы. ¬ильнюс. 1965; " омпарти€ “аджикистана в борьбе за формирование и развитие рабочего класса “аджикистана (1917 - 1965 гг.)". ƒушанбе. 1967; "»стори€ рабочего класса —оветского “уркменистана (1917 - 1961)". јшхабад. 1969; –. √.  узеев. –абочий класс - созидатель коммунизма (–абочий класс Ѕашкирии в 50 - 60-е годы). ”фа. 1969; "–азвитие рабочего класса ћолдавской ——–. 1940 - 1965".  ишинев. 1970; ¬. ј. ≈жов. –абочий класс ———–. —оциально- политический очерк. Ћ. 1974; "јктуальные проблемы истории советского рабочего класса". ћ. 1975, и др.

18 —.  остюченко, ». ’ренов, ё. ‘едоров. »стори€  ировского (бывш. ѕутиловского) металлургического и машиностроительного завода (1917 - 1945 гг.). ћ. 1966; "»стори€ ћосковского автозавода им. ». ј. Ћихачева". ћ. 1966; "»стори€  расного —ормова". ћ. 1969; "»стори€ “ульского оружейного завода (1712 - 1972 гг.)". ћ. 1973; "ѕервый подшипниковый. »стори€ ѕервого государственного подшипникового завода (1932 - 1972 гг.)". ћ. 1973; √. ѕ. ≈фремцев. »стори€  оломенского завода.

стр. 8


Ѕольшой интерес представл€ют книги, брошюры и статьи, авторами которых €вл€ютс€ сами рабочие - изобретатели и рационализаторы, новаторы производства, √ерои —оциалистического “руда. ƒел€сь с читател€ми своими думами, они воссоздают обстановку политического и трудового подъема рабочего класса, его борьбы за реализацию выдвинутой партией программы экономического и культурного роста нашего общества, рассказывают об опыте изобретательской и рационализаторской работы, о роли партийных и общественных организаций в развитии массового технического творчества 19 .

Ќар€ду с общими исследовани€ми в 60 - 70-е годы созданы и специальные: о техническом творчестве рабочих ”краины, Ѕелоруссии, јзербайджана, ћолдавии, “аджикистана, ”збекистана,  азахстана, Ѕашкирии, —ибири, ”рала и других районов страны. Ёти статьи и брошюры, хот€ и не дают полного представлени€ о техническом творчестве рабочего класса всей страны, имеют большое значение дл€ разработки проблемы, особенно те из них, в которых даетс€ анализ партийного руководства движением новаторов производства20 .

“аким образом, освещение новаторской де€тельности рабочего класса зан€ло видное место в литературе. ¬месте с тем обилие работ по данной проблеме еще не может служить доказательством всестороннего и глубокого ее изучени€. “ема рабочего изобретательства и рационализаторства порой суживаетс€, раствор€етс€ в общих проблемах научно-технического прогресса и управлени€ производством. ќбъектом большинства исследований о техническом творчестве €вл€ютс€ в основном рабочие машиностроительной, электротехнической, автомобильной и некоторых других отраслей промышленности. ћало внимани€ удел€етс€ другим отр€дам рабочего класса: отсутствуют работы об изобретательстве и рационализаторстве рабочих легкой промышленности, транспорта и строительства. ¬не пол€ зрени€ историков остались также изменени€ в уровне участи€ в изобретательстве и рационализаторстве рабочих и сдвиги в степени их активности за определенный период времени. —тремление же отдельных авторов показать динамику рабочего изобретательства, его количественный и качественный рост нередко подмен€етс€ иллюстративностью, приведением различных примеров и многообразием статистических данных, не позвол€ющих раскрыть полностью сложный механизм всего процесса технического творчества, выступающего, в свою очередь, стимул€тором социального развити€ рабочего класса.


ќчерк истории  оломенского тепловозостроительного завода им. ¬. ¬.  уйбышева (1863 - 1973). ћ. 1973; "ƒинамо" в наши дни. »стори€ завода".  н. 3, ч. 1. ћ. 1973, и др.

19 ¬. ¬. ≈рмилов. —частье трудных дорог. ћ. 1972; ј. ¬. „уев. ћы работаем р€дом. "«нам€", 1972, N 6; "√овор€т герои п€тилетки". ћ. 1972; ¬. ». ∆урило. ћы - рабочие люди. ћ. 1973; ё. √.  ортнев. ѕоказательный процесс. ћ. 1973; ј. √. —таханов. –одник рабочих талантов. ћ. 1973; ». ѕ. —мирнов. —ила влечени€. ћ. 1974; ј. ¬. ¬икторов. ¬ысока€ должность. «аписки рабочего. ћ. 1975, и др.

20 ’. ’. ’олджураев. »зобретательство и рационализаци€ в ———–. ƒушанбе. 1969; —. Ћ. —ен€вский, ¬. Ѕ. “ельпуховский. ”каз. соч.; ‘. —.  иреев, –. √.  узеев. ƒвижение изобретателей и рационализаторов в промышленности Ѕашкирии (1958 - 1969). "”ченые записки" Ѕашкирского университета. ¬ып. 48. —ери€ исторических наук, N 9. ”фа. 1971; ё. √. „уланов.  оллективное техническое творчество и его эффективность. Ћ. 1971; ¬. ћарисов. –азвитие технического творчества масс. " оммунист", 1972, N 14; Ќ. јлександров. ѕовысить роль новаторов в социалистическом соревновании. " оммунист", 1973, N 5; —.  . «олотько. Ќаучно-технический прогресс и техническое творчество масс. ћ. 1973; ¬. ƒ. »сак. ƒе€тельность  омммунистической партии ћолдавии по развитию технического .творчества рабочего класса (1951 -1955 гг.). "¬опросы истории  омпартии ћолдавии". “. II.  ишинев. 1973; √. ћ. јлексеев. ƒвижение изобретателей и рационализаторов в ———– (1966 - 1975). "»стори€ ———–", 1975, N 4; "“ехническое творчество масс". " оммунист ”збекистана", 1975, N 8;  . ј.  узнецов, ћ. ». —ухарев. –азвитие технического творчества ленинградских рабочих в годы восьмой и дев€той п€тилеток. "–абочий класс и научно-технический прогресс". Ћ. 1975.

стр. 9


¬ р€де работ исследуютс€ философские и экономические проблемы технического творчества рабочих21 . Ѕольшой научный интерес представл€ют монографии, в которых исторический подход сочетаетс€ с конкретным социологическим анализом технического творчества, его специфики, тенденций и перспектив в услови€х зрелого социалистического общества22 . »х авторы исследуют социальные и экономические вопросы, св€занные с внедрением в производство достижений науки и техники: экономическую эффективность рационализации и изобретательства, изменение профессионально-квалификационной структуры кадров, их образование, возрастающую роль коллективного творчества рабочих и инженерно-технических работников. ¬ литературе делаютс€ многочисленные попытки определени€ природы и сущности творчества. Ѕ. ». ≈ремеев предлагает свое решение этого вопроса. "»сход€ из социальной роли творчества, - пишет он, - его можно определить как особую форму общественно-исторической практики, специфической функцией которой €вл€етс€ создание новых социально-значимых материальных и духовных ценностей". » далее: будучи синтезом физической и умственной де€тельности, техническое творчество преследует главным образом практическую цель - увеличить производительную силу общественного труда; в этом смысле о техническом творчестве можно говорить как об "одной из форм превращени€ науки в непосредственную производительную силу"23 . — выводом Ѕ. ». ≈ремеева можно согласитьс€.

¬ св€зи с этим представл€етс€ весьма важным проведенный ё. √. „улановым развернутый анализ различных факторов и признаков, детерминирующих развитие и изменени€ в техническом творчестве рабочих. —опоставление уровн€ участи€ рабочих в изобретательстве и рационализаторстве в разных городах страны позволило автору проследить расширение социальной базы технического творчества и показать, что профессионально-квалификационный статус рабочих выступает в качестве одного из важнейших социальных факторов, определ€ющих степень творческой активности новаторов производства. –ассматрива€ взаимосв€зь основных видов социального творчества, ё. √. „уланов приходит к выводу, что взаимозависимость квалификации рабочих и их участи€ в рационализаторской и изобретательской де€тельности более значима, чем взаимозависимость уровн€ квалификации и участи€ рабочих в общественном управлении производством 24 .

“еоретическим проблемам технического творчества посв€щена совместна€ работа советских и чехословацких ученых25 .  руг вопросов, рассматриваемых ими, весьма широк: это и естественнонаучные, и технико-производственные, и идеологические стороны научно-технической революции. ќсновное внимание удел€етс€ ее социальным аспектам. јвторы анализируют задачу, выдвинутую XXIV съездом  ѕ——: органически соединить достижени€ Ќ“– с преимуществами социалистической системы хоз€йства, шире развить присущие социализму формы соединени€ науки с производством. Ѕольшую значимость приобретает подробное изложение таких еще малоизученных вопросов, как измене-


21 —. ». ћостовой. “руд - это творчество. ћ. 1965; ≈. „ижов. ‘ормы ѕоощрени€ рационализаторов и изобретателей. ћ. 1965; ј. Ќ.  олпаков. “ворчество масс и технический прогресс.  уйбышев. 1966; "Ёффективность научно-технического творчества". ћ. 1968; √. ¬.  олбин, ј. Ќ. ѕономарев. Ќоваторство и творчество миллионов. ћ. 1972; "ƒуховный мир советского рабочего. ќпыт конкретно-социологического исследовани€". ћ. 1972; "–абочий класс и его ведуща€ роль в строительстве коммунизма". ћ. 1975.

22 Ѕ. ». ≈ремеев. —оциально-экономические проблемы технического творчества в ———–. ћ. 1967; ё. √. „уланов. »зменени€ в составе и в уровне творческой активности рабочего класса ———–. 1959 - 1970. Ћ. 1974.

23 Ѕ. ». ≈ремеев. ”каз. соч., стр. 12, 13 - 14.

24 ё. √. „уланов. ”каз. соч., стр. 76.

25 "Ќаучно-техническа€ революци€ и социализм". ћ. 1973.

стр. 10


ние структуры и динамики производительных сил социалистического общества, сдвиги в структуре рабочей силы, преобразование труда, повышение квалификации и образовани€ людей, изменение образа жизни человека под воздействием научно- технической революции, участие рабочего класса в техническом прогрессе и другие. —ерьезный анализ этих вопросов привел авторов исследовани€ к выводу о том, что в ———– "сейчас значительно больша€ дол€ времени, нежели прежде, приходитс€ на экономическое, техническое и культурное участие рабочих в общественной жизни. ѕодобные же тенденции в распределении времени рабочего наблюдаютс€ во всех социалистических странах". ¬ работе подчеркиваетс€, что социалистическое общество должно своевременно и последовательно развивать "все более высокие формы участи€ труд€щихс€ в этом процессе (и прежде всего творческую трудовую де€тельность)"26 . ¬ книге разоблачаютс€ различные буржуазные и ревизионистские интерпретации научно-технической революции, среди которых одно из центральных мест занимает так называема€ теори€ обратной зависимости между техническим прогрессом и творчеством, призванна€ доказать, что чем быстрее технический прогресс и выше техническа€ оснащенность труда, тем €кобы меньше дол€ участи€ рабочих в творчестве. Ќа деле это совсем не так. ¬ книге, насыщенной богатым фактическим материалом, показано, что нынешний широкий размах творческой активности рабочего класса и будущее научно-технического прогресса св€заны с социализмом, коммунизмом.

»сториографию 60 - 70-х годов характеризуют интенсивное изучение вопросов вли€ни€ социалистического соревновани€ на рост технического творчества, эффективности пропаганды передового опыта, оперативного использовани€ научно- технических достижений. Ѕольшое внимание также уделено совершенствованию системы научно-технической информации в стране, повышению ее действенности и оперативности, превращению этой системы в неотъемлемое звено управлени€ народным хоз€йством. Ќа конкретных примерах показано расширение прав и повышение роли профсоюзов в развитии движени€ новаторов; освещена де€тельность ¬сесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, ¬сесоюзного научно- технического общества и их советов на местах.

¬о многих книгах, брошюрах и стать€х проводитс€ мысль, что движение новаторов св€зывает воедино борьбу за производственные достижени€ с борьбой за воспитание нового человека - строител€ коммунизма. ¬ процессе технического творчества формируетс€ новый облик советского рабочего, все больше утверждаетс€ взаимопомощь и обща€ заинтересованность тружеников социалистического общества в результатах труда коллектива и каждого его члена. Ёто находит выражение в создании и умножении новых форм трудовой активности рабочего класса - комплексных творческих бригад, общественных цехов внедрени€ изобретений и рационализаторских предложений, общественных конструкторских и патентных бюро, советов новаторов, школ коммунистического труда, общественных бюро экономического анализа и других. »х возникновение и массовое распространение свидетельствуют о возрастающей роли рабочего класса в ускорении технического прогресса, о его высокой сознательности, коммунистическом отношении в труду. ¬овлека€ широкие массы рабочих и инженерно-технических работников в сферу технического творчества, эти организации не только оказывают значительное вли€ние на его развитие и эффективность, но и помогают партийным, профсоюзным и комсомольским организаци€м в воспитании нового человека.


26 “ам же, стр. 248, 249.

стр. 11


„ерез призму исследуемой проблемы прослеживаютс€ отдельные стороны процесса сближени€ и сплочени€ социалистических наций, дальнейшего укреплени€ экономического сотрудничества советских республик, ведуща€ роль рабочего класса в интернациональном единении народов ———–, в укреплении производственных св€зей советских рабочих с рабочими стран - членов —Ё¬ 27 .

Ќакопление знаний в области проблемы развити€ технического творчества масс на современном этапе коммунистического строительства позволило вы€вить его особенности и качественно новые черты. Ёто устойчива€ тенденци€ роста массовости и экономической эффективности технического творчества; направленность его на решение важнейшей задачи единой государственной технической политики - создание и внедрение принципиально новых орудий труда, материалов и технологических процессов, превосход€щих лучшие отечественные и мировые достижени€; превращение изобретательства из процесса эмпирического поиска технических решений текущих производственных задач в коллективный, организованный, планомерный процесс воплощени€ научных идей в объекты новой техники; высокий культурно-технический уровень и широкий диапазон поисковых устремлений рабочих, тесно св€занных с творческими искани€ми ученых и специалистов, прочное и все расшир€ющеес€ их деловое содружество. “ехническое творчество дл€ широких масс рабочих стало органической потребностью, одним из важнейших про€влений производственной и общественной активности рабочего класса, его коммунистического отношени€ к труду.

јнализ литературы позвол€ет выделить несколько характерных черт научно- исследовательской работы по изучению технического творчества рабочего класса ———– периода развитого социализма. ¬о-первых, налицо тенденци€ к выделению в самосто€тельное направление историографии рабочего класса изучени€ всенародного движени€ изобретателей, рационализаторов и новаторов производства, необычайно расширившего сферу де€тельности рабочего класса, еще выше подн€вшего его ведущую роль в создании материально-технической базы коммунизма. ¬о-вторых, де€тельность рабочего класса в области массового технического творчества изучаетс€ в неразрывной св€зи с анализом вопросов экономического развити€ страны, в единстве с историей  ѕ——, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, посто€нно поддерживающих творческие начинани€ рабочего класса. ¬-третьих, научна€ разработка вопросов организации и развити€ технического творчества советского рабочего класса осуществл€етс€ в тесной св€зи с изучением его территориальных, отраслевых и профессиональных отр€дов, а также отдельных производственных коллективов. ¬-четвертых, историками, экономистами, философами, социологами сделаны первые, но важные шаги в комплексном исследовании экономических, социальных, психологических аспектов технического творчества рабочих. ќднако в этом направлении еще предстоит больша€ работа.

»сториографи€ технического творчества рабочего класса имеет и несомненные успехи и не решенные еще проблемы. “рудовому героизму


27 ». ј. –осенко. »нтернациональные св€зи советского рабочего класса. "–абочий класс ———– на современном этапе". Ћ. 1968; ј. ». Ѕыков. Ќаучно-технические св€зи стран социализма. ћ. 1970; "Ѕратское сотрудничество советских республик в хоз€йственном и культурном строительстве". ћ. 1971; ‘. ѕетров. ћеждународное научно-техническое сотрудничество: состо€ние, цели, перспективы. ћ. 1971; "–оль рабочего класса в развитии интернациональных традиций народов ———– и экономических св€зей союзных республик". ћ. 1972; "Ѕратское содружество союзных республик в развитии народного хоз€йства ———–. 1917 - 1971". ћ. 1973; "Ќаучно-технический прогресс и сотрудничество стран —Ё¬". ћ. 1973; "¬едуща€ роль рабочего класса в социалистических странах". »зд. 2-е. ћ. 1974. Ќ.  . ѕетрова. –абочий класс ———– и пролетарский интернационализм. ћ. 1975; "–абочий класс и индустриальное развитие ———–". ћ. 1975, и др.

стр. 12


рабочего класса посв€щена обширна€ научна€ литература. ќднако из пол€ зрени€ исследователей, как правило, выпадает техническое творчество рабочих как самосто€тельна€ проблема. ѕреобладающа€ часть литературы в этой области - статьи и брошюры - не дает полного представлени€ о ведущей роли рабочего класса в ускорении научно-технического прогресса, в развитии массового движени€ изобретателей и рационализаторов в ———–. ≈ще в 1931 г. ј. ћ. √орький, инициатор создани€ "»стории фабрик и заводов", призвал историков, писателей и журналистов "показать техническую изобретательность рабочих в прошлом и насто€щем"28 , но до сих пор отсутствуют фундаментальные работы, обобщающие опыт развити€ технического творчества рабочего класса.

—ейчас, когда накоплен материал дл€ создани€ капитальных, обобщающих трудов, посв€щенных обсто€тельному анализу истории технического творчества рабочего класса, актуальность исследовани€ этой проблемы трудно переоценить. Ќеобходимо осуществить комплексное изучение исторических, социально-экономических, правовых проблем технического творчества, глубинных процессов, происход€щих в нем под воздействием научно-технической революции; вы€вить новые формы, факторы, обусловливающие его эффективность и перспективы развити€; показать замечательные образцы революционного творчества рабочего класса, создающего новую технику. ¬ажно еще шире осветить политику  оммунистической партии в области изобретательства, значение массового движени€ изобретателей и рационализаторов дл€ ускорени€ темпов научно-технического прогресса, коренного обновлени€, перестройки на основе передовой техники различных отраслей народного хоз€йства страны.

Ќе менее важна€ задача - глубокое и всестороннее раскрытие ведущей роли рабочего класса в развитии социалистического соревновани€ изобретателей и рационализаторов. Ётой проблеме пока не уделено даже минимального внимани€. ћежду тем только за годы восьмой и дев€той п€тилеток в результате мощного подъема социалистического соревновани€ изобретателей и рационализаторов и досрочного выполнени€ ими социалистических об€зательств государство получило экономию в общей сумме 32 млрд. руб., а число его участников только за годы дев€той п€тилетки возросло более чем на 2,5 млн. и составл€ет сейчас свыше 8 млн. человек29 . «а этими цифрами - огромна€ созидательна€ и политическа€ де€тельность рабочего класса,  оммунистической партии, большой творческий труд новаторов производства, их идейна€ убежденность, духовный и профессиональный рост. ¬ приветственном письме "»зобретател€м и рационализаторам —оветского —оюза" Ћ. ». Ѕрежнев подчеркнул, что "достигнутым успехам активно способствовала всесторонн€€ организаторска€ работа партийных, хоз€йственных, профсоюзных и комсомольских организаций по развитию технического творчества труд€щихс€, массового социалистического соревновани€ за успешное выполнение задач, поставленных XXIV съездом  ѕ——" 30 .

Ѕольшое значение имеет исследование де€тельности ¬сесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (¬ќ»–). ¬озникшее еще в 1932 г. по инициативе рабочих масс, поддержанной партией, оно выросло в крупнейшую в мире организацию новаторов техники, объедин€ющую в своих р€дах свыше 8 млн. энтузиастов технического прогрес-


28 "ј. ћ. √орький и создание истории фабрик и заводов". —борник документов и материалов в помощь работающим над историей фабрик и заводов ———–. ћ. 1959, стр. 28.

29 ѕодсчитано по статистическим материалам текущего архива ÷— ¬ќ»–. ‘орма статистических отчетов N 4 - Ќ“.

30 Ћ. ». Ѕрежнев. Ћенинским курсом. “. 5, стр. 255.

стр. 13


са (более половины из них - передовые рабочие)31 . «а плодотворную работу по развитию технического творчества труд€щихс€ и активное содействие внедрению в производство изобретений и рационализаторских предложений ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 27 феврал€ 1973 г. ¬ќ»– награждено орденом Ћенина32 . ќднако истори€ создани€ и де€тельности общества, особенно в период зрелого социализма, до сих пор не стала предметом исследовани€. ј между тем это одна из €рких страниц героической летописи борьбы труд€щихс€ масс за технический прогресс, за вовлечение рабочего класса в управление производством и повышение его роли в строительстве материально-технической базы коммунизма.

¬ услови€х современного развити€ производительных сил в странах- членах —Ё¬, ознаменовавшегос€ бурной технической революцией, одним из важнейших факторов научно-технического прогресса во всех отрасл€х производства €вл€етс€ творчество изобретателей и рационализаторов. ѕроцесс международного разделени€ труда, распространившийс€ и на использование результатов технического творчества, приводит к тому, что вопросы, св€занные с изобретательством, приобретают особую актуальность. Ўирокое сотрудничество в области изобретательства предусматривает  омплексна€ программа социалистической экономической интеграции стран - членов —Ё¬33 . ¬ ее осуществлении первостепенное значение имеет изучение и обобщение опыта производственного сотрудничества рабочего класса ———– и братских социалистических стран, интернационализации использовани€ результатов научно-технической де€тельности. ¬ажность исследовани€ данной проблемы определ€етс€ и тем, что это позвол€ет шире раскрыть ведущую роль рабочего класса в упрочении интернационального единства народов социалистических стран, показать значение тесного сотрудничества рабочих братских государств дл€ дальнейшего укреплени€ экономического и политического могущества мирового социализма. ¬месте с тем активное изучение этой проблемы создает прочную базу дл€ разоблачени€ различного рода буржуазных, ревизионистских и прочих фальсификаторских концепций о роли рабочего класса в современную эпоху.

–азработка современных проблем технического творчества труд€щихс€ в материалах XXV съезда партии, а также в специальном постановлении ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– "ќ дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использовани€ в народном хоз€йстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно- технического прогресса" (1973)34 открывает перед исследовател€ми новые горизонты, позвол€€ полнее осветить де€тельность советского рабочего класса - ведущей силы зрелого социалистического общества, носител€ замечательных качеств борца, новатора, созидател€.


31 “екущий архив ÷— ¬ќ»–. ‘орма статистических отчетов N 8 - —.

32 "ћатериалы IV съезда ¬сесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (28 феврал€ - 2 марта 1973 года)". ћ. 1974, стр. 5.

33 " омплексна€ программа дальнейшего углублени€ и совершенствовани€ сотрудничества и развити€ социалистической экономической интеграции стран - членов —Ё¬". ћ. 1972, стр. 37.

34 "—правочник партийного работника". ¬ып. 14. ћ. 1974, стр. 137.

 

ќпубликовано 13 июл€ 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?