Рейтинг
Порталус

Рецензии. И. М. ПУШКАРЕВА. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ РОССИИ В БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЯХ

Дата публикации: 17 июля 2017
Автор(ы): Г. С. КУНАВИНА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1500307350


Г. С. КУНАВИНА, (c)

М. "Наука". 1975. Тираж 1400. 390 стр. Цена 1 руб. 58 коп.

Место пролетариата в современном общественном развитии определяет политическое и научно- теоретическое значение изучения его прошлого, то есть "борьбы передового класса за передовые исторические задачи человечества"1 . В последние десятилетия еще более "возросли сила и авторитет рабочего класса, поднялась его роль как авангарда в борьбе за интересы трудящихся"2 . Поэтому закономерно то внимание, которое уделяется его революционному прошлому, истории его отдельных отрядов, в том числе железнодорожного пролетариата. В исследованиях последних лет рассматриваются специфика развития, сложность и неоднозначность состава, особенности борьбы пролетариата и демократических сил на транспорте, формирование пролетарских кадров национальных окраин. Однако эти исследования, обобщая огромный материал, не дают полной картины. В частности, слабо представлены периоды спада революции, реакции, первой мировой войны, а также социально- экономическое положение и место железнодорожников в период складывания социально-политических предпосылок социалистической революции. Монография кандидата исторических наук, научного сотрудника Института истории СССР АН СССР И. М. Пушкаревой в значительной мере восполняет этот пробел. Перед автором стояла сложная задача - на основе обобщения предшествующих исследований и изучения большого числа документов дать комплексный обзор исторического пути железнодорожников России на этапе двух революций. Эту задачу автору решить удалось: перед нами обстоятельное исследование, основанное на многочисленных источниках (опубликованных и неопубликованных), литературе и прессе тех лет, отражающих становление, формирование и революционную борьбу


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 25, стр. 134.

2 "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, стр. 29.

стр. 143


российских железнодорожников в 1905- 1917 годы. Работа снабжена солидным научно-справочным аппаратом.

Автор поставил цель - "показать на примере революционного движения железнодорожников, как в ходе буржуазно-демократической революции в России под руководством пролетариата и его авангарда - большевистской партии складывался единый фронт борьбы пролетарских и революционно- демократических сил" (стр. 4). Эта основная линия прослеживается на широком историческом фоне. Сквозь призму революционной борьбы железнодорожников автор анализирует многогранный процесс формирования политической армии революции. Единство железнодорожников с другими отрядами рабочих и трудящимися автор рассматривает в двух аспектах: внутри собственно железнодорожников, поскольку пролетариат увлекал за собой революционные слои демократии на транспорте; во взаимодействии с другими отрядами рабочего класса и средними слоями города и деревни (стр. 172 - 174, 185 - 193 и др.). Это особенно наглядно продемонстрировали осенние забастовки и Декабрьское вооруженное восстание 1905 г., обстоятельно освещенные в монографии (стр. 182 - 186, 195 - 201 и др.). В. И. Ленин эту взаимосвязь железнодорожной забастовки со всеобщим революционным подъемом выразил так: "Все указывают на крайнюю важность железных дорог во всеобщей стачке. Остановятся железные дороги - забастовка имеет все шансы стать всеобщей. Не удастся добиться полной остановки жел. дорог - и забастовка, почти наверное, не будет всеобщей" 3 .

В книге затронута тема союза рабочего класса и крестьянства и роль железнодорожников в формировании этого союза (стр. 165, 247 и др.). Крестьяне помогали бастующим продовольствием, а те посылали в деревню агитаторов, разъяснявших на крестьянских сходках смысл событий и т. д. Важным резервом и союзником пролетариата явились трудящиеся национальных окраин России. В книге эта мысль получила косвенное подтверждение, не будучи достаточно развита и проиллюстрирована. Между тем факты свидетельствуют, что борьба на железных дорогах оказывала революционизирующее влияние на трудящееся население отдаленных окраин, заселенных "инородческим" населением. Общая обстановка, накаляемая выступлениями железнодорожных и других отрядов, рабочих, благотворно влияла на развитие социального и национального протеста местной городской и сельской бедноты. Идейное революционизирующее влияние передовой демократической России на окраины осуществлялось через русских рабочих, значительную часть которых составляли железнодорожники. Так складывался единый фронт революционно-демократических сил, который оказал решающее влияние на победоносный исход буржуазно-демократической революции.

Материалы, приведенные в этой связи в книге, опровергают позицию буржуазных авторов, искажающих истинную роль железнодорожников России в классовой борьбе и стремящихся представить их политическое движение как сугубо профессиональное, изолированное, замкнутое. Железнодорожные рабочие, руководимые большевиками, уже с 1905 г. связали свою судьбу с общероссийским пролетариатом не по профессиональной, а по классовой принадлежности. Другой стороной этой общей проблемы явилось участие железнодорожников и рабочих других производств в стачкомах и Советах - факт очень важный, что и объясняет то внимание, с которым автор отнесся к нему, введя в научный оборот н обобщив ряд новых неопубликованных документов.

На историческом опыте железнодорожников в книге прослеживается деятельность стачкомов и их взаимосвязь с местными большевистскими организациями. Их действия, хотя и не носили характера вооруженной борьбы, явились, по словам автора, составной частью вооруженного восстания (стр. 195 - 230, 234 - 235). Из этого обстоятельства вытекает взаимодействие Советов и стачкомов с революционными солдатами, чему в работе уделено недостаточное внимание. Советы и стачкомы на местах пользовались поддержкой воинских, преимущественно специализированных (железнодорожных, саперных) частей. По составу и роду службы они были близки транспортным рабочим и охотно солидаризировались с ними. На Средне-Азиатской дороге, например, в октябре - ноябре 1905 г. солдаты Закаспийских батальонов активно поддержали рабочих; в их казармах в Ашхабаде размещался штаб Совета солдатских депутатов и т. д. Прямым следствием этих фактов было расформирование батальонов в 1910 г. (а не в 1917 г., как утверждает автор, стр. 42). Подобная ситуация, очевидно,


3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 13, стр. 316.

стр. 144


возникала и на других дорогах, где дислоцировались воинские части специального или общевойскового назначения.

Страницы о развитии профессионального движения на транспорте являются наибольшей удачей автора. Впервые в литературе столь широко и обстоятельно исследуется этот вопрос. Вся противоречивая и сложная обстановка Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС) представлена в динамике и взаимодействии с другими политическими силами. Интересны анализируемые автором документы, свидетельствующие о борьбе между сторонниками пролетарского профессионального союза и соглашательским эсеровским крылом управленческого персонала. На стороне рабочих выступали большевики, развернувшие широкую пропаганду за создание "классово-пролетарского профсоюза железнодорожников" (стр. 191). Оформление пролетарских профсоюзов происходило в острой борьбе с меньшевиками, отстаивавшими "нейтральность" профсоюзов и, по существу, скатившихся к тред- юнионизму. Это опровергает позиции буржуазных фальсификаторов, выдающих за единственных организаторов революционного движения железнодорожников управленческих служащих из ВЖС.

Через все исследование И. М. Пушкарева последовательно проводит тему - железнодорожники и революционная социал-демократия. На конкретных документах исследуется влияние большевиков на железнодорожные массы, борьба за выполнение главной тактической задачи, разработанной III съездом РСДРП, - подготовки вооруженного восстания. И одновременно выясняется сложный вопрос восприятия массами большевистских лозунгов. Столь же трудоемка и многообразна организаторская работа большевиков: первичные ячейки в мастерских, группы в профсоюзах, большевистские фракции в ВЖС и др. В годы реакции под руководством большевиков был создан новый тип парторганизаций - узловые бюро РСДРП. Интересны используемые в книге источники, отражающие большую и сложную работу большевиков в массах весной 1917 года. Не поддавшись соглашателям-меньшевикам и эсерам, железнодорожники в своей пролетарской части остались верны делу революции и неуклонно следовали за большевиками.

Осуществление этой центральной задачи тормозила социальная неоднородность железнодорожников. Подсчитано, что к 1905 г. примерно 34,3% личного состава всех железных дорог составляли рабочие4 , 21,8% от этого числа падает на долю мастерских и депо (стр. 50 - 52), остальные - низшие и средние служащие, административно-управленческий аппарат. Из этой важной предпосылки автор не сделал вывода о том, что социальная рыхлость чувствовалась все годы, но наиболее наглядно проявилась в период реакции. Менялась тактика, и пролетарская борьба с улиц переместилась на страницы печати, в Думу, в профессиональные союзы. Социальная неоднородность железнодорожников приводила к разнобою в политической линии. Эсеровская тактика террора, например, получила большое распространение среди непролетарской прослойки железнодорожников, что следовало оговорить особо, как и показать борьбу в их среде с ликвидаторами, отзовистами и прочими оппортунистами и соглашателями.

Рецензируемая книга по истории железнодорожников - первая, написанная в столь широком историческом плане. Она имеет ряд достоинств, главное из которых - постановка новых сложных вопросов, которые решены на новом материале. В работе имеются шероховатости, отдельные упущения, неточно подсчитан национальный состав лиц, занятых на среднеазиатских дорогах (стр. 43); возражения вызывает характеристика мелкобуржуазной (стр. 50) и полупролетарских прослоек железнодорожников, в число которых включены лица рабочих специальностей (стр. 52). В целом же монография И. М. Пушкаревой - серьезное исследование борьбы одного из крупных отрядов российского пролетариата на этапе буржуазно- демократической революции.


4 Автор подробно перечисляет рабочие специальности, но его список нуждается в некотором уточнении. Так, паровозные машинисты не включены в категорию рабочих, а между тем они принимали деятельное участие в революции (стр. 229 - 230) и были в числе первых, поддержавших революционную социал-демократию и вступавших в ее ряды (стр. 351).

 

Опубликовано на Порталусе 17 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама