Рейтинг
Порталус

РОЖДЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРАКТОРНОГО...

Дата публикации: 02 августа 2017
Автор(ы): Н. П. ШМАКОВА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1977-03-31
Номер публикации: №1501675244


Н. П. ШМАКОВА, (c)

Царская Россия оставила в наследство Советскому государству крайне отсталую машиностроительную промышленность. В 1913 г. на машиностроение приходилось всего 7 % объема продукции крупной промышленности страны1 . Особенно низкой была техническая вооруженность сельского хозяйства. Г. К. Орджоникидзе говорил по этому поводу на XVII съезде партии: "Сельскохозяйственное машиностроение производило исключительно конный инвентарь... Оно было построено для того, чтобы обслуживать индивидуала, чтобы давать такую машину, такой плуг, который может потащить одна хорошая или плохая лошадка"2 . А ведь еще во второй половине XIX в. талантливым русским механиком, крепостным крестьянином с. Никольского, Саратовской губ., Ф. А. Блиновым был построен и испытан первый гусеничный трактор с двумя паровыми машинами3 . Наследник идей Блинова, его ученик Я. В. Мамин создал в 1897 - 1899 гг. первый в мире бескомпрессорный тракторный двигатель внутреннего сгорания высокого сжатия, работающий на тяжелом жидком топливе. Им же в 1915 г. был изготовлен первый отечественный колесный трактор4 . В сельском хозяйстве России тракторы с экспериментальными целями стали применяться уже в конце 1900-х годов. В 1913 г. их было всего 165, в том числе 75 паровых и 90 керосиновых с двигателями внутреннего сгорания. В годы первой мировой войны в Россию было завезено несколько сот гусеничных машин для военных целей. Все они до 1921 г. и составляли тракторный парк страны.

В. И. Ленин еще в первые годы Советской власти выдвинул в качестве важнейшей задачи создание условий для широкого применения техники в сельском хозяйстве. В речи на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабря 1918 г. он говорил: "Чудеса техники должны пойти в первую голову на преобразование самого общенародного, занимающего более всего людей, наиболее отсталого производства - земледельческого"5 . Не случайно поэтому в марте того же года Ленин пригласил в Москву на беседу Я. В. Мамина. Вскоре после этой встречи на заводе "Возрождение" в Саратовской губ. началась работа по созданию первых советских тракторов. В 1919 г. был сделан опытный образец колесного трактора "Карлик" мощностью двигателя в 10 - 12 л. с. конструкции Мамина6 . В октябре 1920 г. Ленин в записке народному комиссару земледелия РСФСР С. П. Середе предлагал в срочном порядке разработать план тракторной кампании, предусмотрев не только закупку тракторов за границей, но и организацию их отечественного производства7 . А в конце


1 Я. С. Розенфельд, К. И. Клименко. История машиностроения СССР. М. 1961, стр. 96.

2 Г. К. Орджоникидзе. Статьи и речи. Т. 2. М. 1957, стр. 533.

3 Л. Давыдов. Россия - родина трактора. М. 1949, стр. 27. Американская фирма Холт начала выпуск первых гусеничных тракторов в 1912 году.

4 "Тракторизация сельского хозяйства РСФСР". М. 1930, стр. 15. Я. В. Мамин многие годы был научным сотрудником Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 358.

6 В. И. Дмитриев. В. И. Ленин и первые мероприятия Советской власти по механизации сельского хозяйства (1917 - 1918 гг.). "Вопросы истории КПСС", 1965, N 1, стр. 47.

7 "Ленинский сборник" XXXVI, стр. 135,

стр. 96


того же года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет "О едином тракторном хозяйстве республики"8 . На основании декрета Наркомзем провел учет тракторов по стране. Их насчитывалось тогда 660 штук9 .

В восстановительный период некоторое количество тракторов производилось на Харьковском паровозостроительном заводе, на "Красном путиловце" в Ленинграде и на других предприятиях. Однако решить задачу массового производства машин можно было только путем создания специализированных заводов. XVI партийная конференция (апрель 1929 г.) в резолюции "О пятилетнем плане развития народного хозяйства" наметила строительство нескольких заводов по производству тракторов, в том числе на Урале10 . Местом для него был избран Челябинск11 . Там намечалось соорудить крупный завод тяжелых гусеничных тракторов12 . Выбор Челябинска был не случайным. Угольные шахты Копейска обеспечивали будущему заводу дешевое топливо, ЧелябГРЭС - электроэнергию, сооружавшийся Магнитогорский металлургический комбинат - чугун и кокс. В окрестностях города было много строительного материала. Кроме того, Челябинск находился в одном из районов потребления будущей продукции завода. Бескрайние просторы Заволжья, Урала, Казахстана и Сибири могли быть поставлены на службу Родине только с помощью гусеничных тракторов. В них нуждались и нетронутые лесные массивы Урала и Сибири. Немаловажное значение имел тот факт, что Челябинск был расположен на Сибирской железнодорожной магистрали. Доставка оттуда тракторов в восточные районы страны обошлась бы в два раза дешевле, чем из Харькова, и в четыре раза дешевле, чем из Ленинграда13 . При выборе места для будущего тракторного завода учитывали то, что Челябинск находился в рамках старейшего горнозаводского района страны - Урала, который мог оказать предприятию всестороннюю техническую помощь и снабжать высококвалифицированными кадрами.

В спорах решался вопрос о типе машины, предназначавшейся к производству. Некоторые предлагали утвердить традиционный колесный трактор, к выпуску которого готовились Сталинградский и Харьковский заводы. Другие возражали: развивающееся народное хозяйство, украинские, сибирские и казахстанские просторы, леса и степи требовали более мощных машин. Поэтому в первоначальной стадии проектирование завода велось в двух вариантах: в расчете на выпуск и колесных и гусеничных тракторов. Вопрос о типе будущего челябинского трактора обсуждался на специальном совещании в Новосибирске, где получило поддержку мнение основных потребителей - сибиряков, которые высказались за гусеничный трактор как более пригодный для восточных районов по мощности и по проходимости14 . В результате к первоначальному выпуску был утвержден гусеничный трактор марки "Коллективист" в 30 - 40 л. с. с последующим увеличением мощности до 50 - 60 лошадиных сил. Ежегодно завод должен был давать до 40 тыс. гусеничных тракторов. При весе около Ют гусеничный трактор должен был превосходить по мощности своих сталинградских собратьев в три раза, а путиловские "фордзоны" - в пять.

Проектирование Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) было поручено группе, созданной в 1929 г. при Государственном институте по проектированию металлургических заводов в Ленинграде (ГИПРОМЕЗ). В нее вошли инженеры К. П. Ловин, назначенный начальником строительства, И. В. Иванов, Н. А. Межевич, А. Ю. Божко, Г. Г. Одобошьян и другие. Несмотря на многочисленные трудности и отсутствие опыта проектирования подобных предприятий, эскизный проект был составлен в течение 50 дней. 23 февраля 1930 г. его утвердила очередная сессия технического совета ГИПРОМЕЗ15 ,


8 "Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. 1917 - 1937". Сборник документов. Т- IV, ч. 1. М. 1962, стр. 120.

9 "Тракторизация сельского хозяйства РСФСР", стр. 14.

10 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 4, стр. 202.

11 "Съезды Советов...". Т. IV, ч. 1, стр. 120.

12 "Сборник законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР", 1929, N 34, ст. 306.

13 "ЧТЗ им. Сталина". Л. 1930, стр. 10.

14 "Челябинский рабочий", 22.VI. 1929; Государственный архив Челябинской области (ГАЧО), ф. 379, оп. 11, д. 296, л. 3.

15 ГАЧО, ф. 379, оп. 3, д. 91, л. 1.

стр. 97


и он получил высокую оценку у американских специалистов тракторостроительных фирм "Катерпиллер" и "Альберт Кан". При ЧТЗ предусматривалось сооружение небольшого опытного завода - своеобразной лаборатории по освоению процессов производства и кузницы кадров квалифицированных рабочих для основного предприятия. ЧТЗ проектировался как крупнейшее в стране предприятие по производству гусеничных тракторов. Общая площадь его заводских зданий должна была составить 220 тыс. кв. метров. По производственной мощности ЧТЗ должен был превосходить в полтора раза Сталинградский и Харьковский заводы, вместе взятые. Чтобы создать такой гигант тракторостроения, только в процессе промышленного строительства предстояло выполнить 876 тыс. куб. м земляных работ, уложить 87 тыс. куб. м железобетона, 96 тыс. куб. м кирпича, установить 16 тыс. т металлических конструкций и т. д.16 . Масштабы будущего производства многим казались невероятными: 40 тыс. машин в год, то есть через каждые 6 - 7 мин. - гусеничный трактор! Ни в Европе, ни в Америке не было подобного завода. Даже с конвейеров американской фирмы "Катерпиллер", тип трактора которой был взят за основу, сходило всего 5 - 6 тыс. таких машин в год!

При сооружении ЧТЗ было решено использовать новейшие достижения зарубежной науки и техники, для чего разработка генерального плана завода и проектов основных цехов переносилась в США. 7 января 1930 г. туда выехали начальник строительства К. П. Ловин и главный инженер И. В. Иванов. Они вели переговоры с американскими фирмами об оказании технической помощи. Однако большинство фирм отвергло наши предложения, считая невероятным сооружение подобного завода для поточно-массового производства гусеничных тракторов в СССР. Руководители фирмы "Катерпиллер" не отказывались помочь в проектировании завода, но выдвинули кабальные условия. Фирма потребовала в качестве вознаграждения за проект 3500 тыс. долл. и согласилась представить его только на английском языке и только в американских, а не в принятых на европейском континенте метрических мерах. По условиям фирмы наша страна не имела права экспортировать в течение 20 лет тракторы типа "Катерпиллер". Кроме того, компания отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях в машинах, которые будут сделаны после сдачи проекта17 .

6 марта 1930 г. Ловин писал в Челябинск своим заместителям В. В. Борисову и Б. П. Пронину: "Наша начатая с первых же дней по приезде в Нью-Йорк упорная и тяжелая работа протекает в исключительно неблагоприятных условиях... Теперь у меня остается очень мало надежд на благоприятный исход переговоров с "Катерпиллером". Время безвозвратно уходит, и, по-видимому, придется работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов. Это... займет значительно больше времени. Мы и так уже потеряли два месяца" 18 . Действительно, переговоры зашли в тупик. Тогда в Детройте, центре автотракторной промышленности США, нашими представителями было организовано специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт". В его состав вошли 40 советских и 12 американских специалистов19 . Советские проектировщики побывали на многих автотракторных заводах Америки, которые в то время уже работали вполсилы из-за начинавшегося экономического кризиса. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, бюро внесло изменения в эскизный проект ЧТЗ. Вместо 20 цехов, намеченных первоначально, было решено сооружать три отдельных корпуса: механический, литейный и кузнечный20 . По предложению специалистов фирмы "Альберт Кан" бюро рекомендовало применить цельнометаллические опорные колонны вместо железобетонных. К 1 июня проектировщики в Детройте закончили составление генерального плана завода. Были готовы рабочие чертежи фундаментов основных цехов, шла разработка технологического процесса.

Пока решались вопросы, связанные с проектированием ЧТЗ в научных организациях и планирующих органах, к востоку от Челябинска, на безлюдном месте, на территории предстоящей стройки глубокой осенью 1929 г. были забиты первые колышки.


16 Челябинский областной партийный архив (ЧОПА), ф. 92, оп. 1, д. 79, л. 259.

17 ГАЧО, ф. 379, оп. 3, д. 100, л. 67.

18 "Летопись Челябинского тракторного (1929 - 1945 гг.)". М. 1972, стр. 22 - 23.

19 ГАЧО, ф. 379, оп. 3, д. 100, л. 67,

20 Там же, оп. 11, д. 305, л. 113.

стр. 98


Завод должен был вырасти на том месте, где 1 мая 1905 г. рабочие Челябинска провели свою первую маевку, организованную городским комитетом РСДРП. В конце 1929 г. было учреждено "Главное управление по постройке тракторного завода в городе Челябинске" ("Челябтракторострой" - ЧТС)21 с представительствами в Москве, Ленинграде и Свердловске. С их помощью осуществлялось снабжение ЧТС всем необходимым и наем рабочей силы. Придавая исключительно важное значение созданию отечественной тракторной промышленности, ВСНХ СССР занес ЧТС в числе других крупнейших новостроек в ударную группу. XVI съезд партии отметил в своей резолюции, что форсированное строительство Челябинского тракторного завода является задачей огромного политического значения22 .

Большевики Урала восприняли постановление о строительстве ЧТЗ как проявление огромного доверия к ним в решении важнейшей задачи - создания советского тракторостроения. Делегаты IX Уральской областной партийной конференции в 1929 г. заверили Центральный Комитет партии, что с честью выполнят это поручение: "Мы сделаем все возможное к дальнейшему развитию на Урале сельскохозяйственного машиностроения... Мы сделаем все возможное и необходимое к тому, чтобы ускорить на Урале постройку тракторного завода". В постановлении от 6 декабря 1929 г. Уралобком ВКП(б) предложил всем партийным, хозяйственным и. профсоюзным организациям оказывать самую энергичную помощь строительству тракторного завода в Челябинске и развернуть в связи с этим широкую разъяснительную работу23 . В июне 1929 г. газета "Челябинский рабочий" обратилась с призывом создать общества содействия постройке ЧТЗ. Первыми откликнулись коммунисты службы тяги Самарской железной дороги. Они решили помочь стройке квалифицированной рабочей силой, наладить бесперебойное продвижение грузов "Тракторострою". Подобные же ячейки возникли на Челябинских копях. Колхозники Челябинского округа запахивали особые полосы в фонд ЧТС. Шучанские крестьяне приняли решение об увеличении товарности сельскохозяйственной продукции для ЧТС на 10% сверх плана. В декабре 1929 г. было создано правление общества "Трактор"24 .

Внимание и помощь партийных, советских и комсомольских организаций к первенцу гусеничного тракторостроения позволили успешно начать подготовительные работы. В морозные декабрьские дни 1929 г. состоялась закладка первых бараков для прибывающих рабочих. К месту стройки прокладывались железнодорожные пути, была пущена временная понижающая подстанция, велась добыча камня и песка в местных карьерах. В начале 1930 г. закончилось строительство ремонтно-механического комбината, лесопильного завода, деревообделочной мастерской. Началось сооружение кирпичного завода и завода по изготовлению силикатно-бетонных камней. В феврале рабочие приступили к постройке опытного завода. Весной развернулись работы по планировке основной заводской площадки. Для этого требовалось вынуть 0,5 млн. куб. м земли. Все это производилось вручную, главным орудием труда была лопата. Землю вывозили на грабарках. 1930 год вошел в историю ЧТС как "век земли".

В июле из Детройта была получена телеграмма25 : "Передаю окончательный генеральный план завода. Первое: главным корпусом является механический, включающий собственно механический, сборочный, вторую термическую, холодноштамповочную, склад запасных частей и готовых тракторов, главный магазин. Второе: размеры этого корпуса - длина 468, ширина 156. Третье: направление большой оси главного корпуса параллельно оси Омской на расстоянии 600 метров..." и т. д. План разбивки будущего завода был настолько точен, что произведенная по нему закладка фундаментов в дальнейшем не потребовала изменений. И вот наступил торжественный день - 10 августа 1930 г., день закладки фундаментов основных корпусов ЧТЗ. На площадке будущего завода состоялся многотысячный митинг. На него собрались тракторостроевцы, рабочие ЧелябГРЭС, Ферростроя, завода имени Колющенко, железнодорожного узла и других предприятий Челябинска. На грубо сколоченной деревянной трибуне под


21 Там же, оп. 3, д. 62, л 1.

22 "КПСС в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 4, стр. 439.

23 "Бюллетень Уралобкома ВКП(б)", 1930, N 2 - 3, стр. 19 - 20.

24 ЧОПА, ф. 75, оп. 1, д. 636, л. 258.

25 "1933 год". Сборник очерков и статей. М. 1934, стр. 157 - 158.

стр. 99


знаменем Особой краснознаменной дальневосточной армии торжественно выстроился почетный караул бывших партизан. Выступающие на митинге выразили желание всех трудящихся построить тракторный в срок. Под звуки оркестра были заложены первые камни фундамента литейного цеха. Здесь же состоялся и один из первых субботников с участием 5 тыс. рабочих города.

На строительную площадку "Тракторостроя" по заданию ЦК партии были направлены лучшие технические кадры и наиболее квалифицированные рабочие. Во главе строительства партия поставила крупного хозяйственника и замечательного организатора Казимира Петровича Ловина. Член ВКП(б) с 1912 г., он прошел путь от ученика лудильной мастерской до инженера, руководил восстановлением электростанций в Ленинграде, работал начальником МОГЭС. Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили его труд. Он был награжден орденом Ленина. Ветераны тракторного и сейчас с любовью вспоминают заместителя начальника ЧТО Леона Богдановича Сафразьяна, который работал на самых ответственных участках строительства. Рабочие любили его за прямоту и заботливое отношение к людям. Он отличался высокой требовательностью, настойчивостью, умением в самых трудных условиях организовать работу, зажечь в рабочем коллективе стремление к победе. По путевке Уральского обкома ВКП(б) прибыл на ЧТС и И. С. Белостоцкий, большевик с 1904 года. Он возглавил отдел снабжения стройки, а позднее работал начальником монтажного управления завода26 . По направлению областного комитета партии трудились на стройке И. И. Волюженич - инспектор-нормировщик отдела труда, Г. А. Треубов - начальник инструментального цеха и др. После окончания Московского механического института принимал непосредственное участие в проектировании завода воспитанник Ленинского комсомола молодой талантливый инженер Сергей Лещенко. Вместе с группой советских специалистов он был послан в США. Под его руководством проводилась затем работа по монтажу оборудования завода. После пуска тракторного С. М. Лещенко работал начальником кузнечного цеха, а затем техническим директором завода27 . В начале строительства на ЧТС было мобилизовано 28 крупных инженеров и техников, 8 из них прибыли по путевкам ЦК партии. В 1930 г. по путевкам партии и комсомола на строительстве работало 1200 человек28 .

"Челябтракторострой" властно тянул к себе людей. На стройку тракторного гиганта приезжали плотники из Костромы, землекопы из Пензы, каменщики из Вятки. Жители окрестных мест прибывали на строительство целыми семьями, со своими опрокидывающимися специальными тачками, на лошадях. Русские, башкиры, татары, казахи, киргизы - представители 17 национальностей стремились внести свой вклад в сооружение крупнейшего в мире предприятия. Основную массу рабочих, прибывших на тракторный, как и во всей стране, составляли крестьяне. Приезжали они на стройку, как правило, стихийно, самотеком. Так, в первый же год сюда пришло 17,5 тыс. рабочих29 . Уже в тот период Советское правительство вносило элементы организованности в приток строителей. Оно закрепляло контингент рабочих за строительными организациями и вело плановую вербовку их, что, однако, было связано с большими трудностями. Часто в округах отсутствовали рабочие требуемой квалификации. Иногда на местах отказывались давать людей. Нередко в одних и тех же районах сталкивались вербовщики с разных строек30 . Были трудности и иного порядка. В деревнях посланцам тракторного мешали кулацкие элементы. Они пытались угрожать односельчанам, которые ехали на стройку.

В начале 1931 г. ударники "Челябтракторостроя" обратились с письмом к колхозникам Уральской области: "Тракторы, которые будет выпускать наш завод, изме-


26 И. С. Белостоцкий принимал активное участие в революционном движении. Он встречался с Лениным, учился в Ленинской школе в Лонжюмо. На Пражской конференции был кооптирован в состав ЦК РСДРП. И. С. Белостоцкий - кавалер двух орденов Ленина и ордена Отечественной войны II степени.

27 С. М. Лещенко в 1934 г. работал управляющим треста "Автотрактородеталь". С 1936 по 1953 г. был директором крупнейших предприятий авиационной промышленности и в течение 10 лет занимал пост первого заместителя министра авиационной промышленности.

28 ГАЧО, ф. 379, оп. И, д. 194, л. 1; д. 305, л. 91.

29 Там же, оп. 4, ж, 24, л. 40.

30 "Челябинский рабочий", 10.VI.1930.

стр. 100


нят вашу жизнь, облегчат труд, улучшат положение колхоза. Чтобы окончить постройку ЧТЗ в срок, необходима и ваша помощь"31 . В ответ на это обращение колхозники Челябинского округа решили уже в сентябре - октябре того же года послать 2 тыс. своих лучших представителей. Посланцы сел брали обязательства работать по-ударному. Большую роль в привлечении колхозников на строительство сыграло улучшение работы аппарата оргнабора. В него стали вовлекаться рабочие - выходцы из деревни. Они доходчиво объясняли крестьянам постановления правительства, говорили о значении продукции тракторного гиганта для сельского хозяйства. Хорошим средством агитации было и посещение колхозниками строительства ЧТЗ. Величественная картина стройки поражала крестьян, а мощные стальные тракторы на опытном заводе были лучшим доказательством реальности грандиозных планов партии и народа. Так, посланцы Мишкинского, Шумихинского и других сельсоветов Челябинского округа, побывав на ЧТС, дали слово направить на "Тракторострой" своих представителей. К концу 1931 г. уже половина рабочих поступала на тракторный в порядке организованного отходничества. В 1932 г. по договору с колхозами на строительство приехало более 7 тыс. человек32 .

На помощь строителям пришел и город. Заводы Урала, Сибири, центральных районов страны посылали на ЧТС мастеров различных профессий. Одной из первых прибыла артель плотников С. Фролова, работавшая до того на "Уралмедьстрое". Строители Сталинградского тракторного прислали лучшую артель землекопов во главе с комсомольцем И. Семеровым. В числе первых прибыли на "Тракторострой" посланцы комсомола Челябинского железнодорожного узла, завода имени Колющенко, крестьян Шумихинского района (среди них - А. Епифанов, Н. Чемоданов, М. Башкирова и др.). Несколько позднее приехали комсомольцы по путевкам Уральского, Московского, Орловского и Тамбовского обкомов ВЛКСМ С. Галанов, Б. Свищ, М. Александрова, Е. Чуев, Н. Самохин и многие другие. Всего на "Тракторострой" было направлено более 3 тыс. комсомольцев33 .

Вместе с мужчинами на стройке трудились и женщины. В июле 1930 г. здесь было уже 17 женских бригад. В августе городской комитет партии и горсовет приняли решение о привлечении на заводы и новостройки Челябинска 10 тыс. домохозяек. В ответ общегородское собрание женщин, а затем и первая районная женская конференция заявили о своей решимости по-ударному включиться в социалистическое строительство. В 1931 г. женщины составляли на строительстве тракторного 19% общего числа рабочих, а в начале 1933 г. - 26%34 .

Во главе многотысячного коллектива строителей стояла партийная организация. Партийная ячейка на "Челябтракторострое" сформировалась в ноябре 1929 г., когда вместе с первыми рабочими на строительство прибыли пять коммунистов. Секретарем ячейки была А. А. Аксенова, работавшая плановиком в отделе труда. В сентябре 1930 г. состоялась партийная конференция строителей. На ней был избран партийный комитет во главе с А. И. Баранниковым (в прошлом секретарь ЦК комсомола Белоруссии). В январе 1931 г. партийную организацию возглавил В. Н. Кайгородов, присланный Уральским обкомом партии. Партийный коллектив рос быстро. "Стройке тракторного - ленинское пополнение!"- под таким лозунгом вела парторганизация работу по вовлечению лучших ударников-строителей в свои ряды. В январе 1930 г. на строительстве было 146 коммунистов, через год-690, в 1932 г. - 2126, а ко времени пуска завода - более 3 тыс. человек35 . Большинство коммунистов составляли рабочие. Так, в 1931 г. их было 90%, а производственный стаж рабочих не превышал трех-четырех лет. Несмотря на молодость партийной организации, она успешно решала сложные задачи на строительстве ЧТЗ.

Боевым помощником партии на стройке стал комсомол. Сооружение ЧТЗ можно по праву назвать ударной молодежной стройкой первой пятилетки. Половину ее рабочих составляли молодые строители. Весь свой комсомольский задор, всю свою кипу-


31 "Челябинский рабочий", 6.II.1931.

32 ГАЧО, ф. 792, оп. 4, д. 24, л. 40; ф. 379, оп. 11, д. 189, л. 32.

33 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 1, д. 389, л. 12.

34 ГАЧО, ф. 792, оп. 4, д. 24, л. 29.

35 ЧОПА, ф. 92, оп. 1, д. 382, л. 10.

стр. 101


чую энергию они вкладывали в сооружение столь нужного стране предприятия. Первые комсомольцы появились среди строителей в ноябре 1929 года. Их было 27. Возникла комсомольская ячейка. Секретарем был избран Л. Устюжанин. В сентябре 1930 г. состоялась общепостроечная комсомольская конференция, и первым секретарем комитета ВЛКСМ "Челябтракторостроя" стал В. П. Степанов36 . В январе 1932 г. комсомольская организация насчитывала в своих рядах уже 5 тыс. человек37 . Авторитет ее среди строителей рос с каждым днем. Комсомольцы глубоко вникали в производственную работу, приобретали опыт, активно содействовали увеличению темпов стройки, занимались воспитанием молодежи. Блестящие страницы трудового героизма вписал передовой отряд молодых строителей в летопись ЧТЗ.

Большую роль в деятельности коллектива, в улучшении условий жизни строителей и организации их труда играли профсоюзы. Уже осенью 1929 г. на "Челябтракторострое" действовала профсоюзная организация, а в январе 1930 г. был создан рабочий комитет стройки. В конце 1931 г. 90% рабочих состояли в профсоюзе, а к пуску завода насчитывалось около 8 тыс. членов профсоюза38 .

Путь создания предприятий отечественного машиностроения, как и других отраслей промышленности, был нелегким. С большими трудностями встретились и строители ЧТЗ. Стройке не хватало кирпича, цемента, пиломатериалов. Обеспеченность кадрами в 1929 - 1930 гг. составляла всего 60% к плану. Нормальный ход работы тормозился отсутствием в первое время техники, жилья и медицинской помощи. Местная кооперация не приготовилась к обслуживанию рабочих. Обнаруживались неувязки в проектировании, часто не хватало чертежей и производственных смет по отдельным видам работ. Пытались помешать успешному ходу строительства и враждебные элементы, которые просачивались на стройку. На лесокомбинате кто-то вгонял в бревна железные костыли, поэтому выходили из строя механические пилы. Враги перекрывали водопроводные трубы - останавливались бетономешалки. В конце августа 1930 г. стройку облетела тревожная весть: вредители спутали планировку литейного цеха. Они выдернули колышки, а ямки от них замазали грязью. Чтобы сорвать или замедлить стройку, классовые враги использовали любые средства. В годовщину Великого Октября на строительстве сгорел первый дом, заложенный на территории социалистического городка. Вначале запылали два небольших камышитовых барака. Пока тушили этот пожар, вспыхнул дом на участке жилищного строительства. Мужественно боролись рабочие е огнем. Однако вредители приняли меры, чтобы помешать этому. Водопровод оказался закрытым, исчезли огнетушители. В ответ на вылазки враждебных элементов строители восстановили дом за две недели. Пробравшиеся на стройку кулаки вели агитацию за уход со строительства. Под ее влиянием в один из ответственных периодов ушла со стройки бригада бетонщиков Зыкина. Члены ее заявили: "Сезон кончился, мы на зиму не останемся, стройте тракторный сами!" Рабочие заклеймили дезертиров позором. "Нам дорог тракторный. Мы знаем, что именно этот завод сделает техническую революцию на полях наших колхозов"39 , - так выразила настроение основной массы честных тружеников бригада чернорабочих Казанцева.

Все эти трудности сказывались на ходе строительных работ. План 1930 г. был выполнен только на 55%. Особенно ухудшилось положение в конце года. ЧТЗ был вычеркнут из списка ударных строек, сократилось его финансирование. Поползли слухи о том, что строительство завода на Урале решено задержать до тех пор, пока не будет освоен Сталинградский тракторный. Стройка оказалась под угрозой срыва.

2 марта 1931 г. бюро Уралобкома ВКП(б) слушало доклад К. П. Ловина о состоянии работ на строительстве ЧТЗ. Областной комитет партии не только наметил конкретную программу перестройки всей работы на тракторном, но и принял меры по


36 В. П. Степанов был секретарем комсомольской организации ЧТС, а затем и ЧТЗ. В 1935 г. по путевке ЦК ВЛКСМ он учился в Промышленной академии, после этого был на хозяйственной и партийной работе. В. П. Степанов - член КПСС с 1929 г., имеет правительственные награды. Сейчас он персональный пенсионер, почетный комсомолец ЧТЗ.

37 ЧОП А, ф. 124, оп. 1, д. 1, л. 19.

38 Там же, ф. 92, оп. 1, д. 302, л. 131.

39 "Челябинский рабочий", 3.Х.1931.

стр. 102


обеспечению ее механизмами и стройматериалами. А 30 апреля 1931 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "О ходе строительства Челябинского тракторного завода"40 . В нем определялось значение завода как важнейшей технической базы коллективизированного сельского хозяйства и отмечалось, что своевременное окончание постройки и пуск ЧТЗ являются одной из главных задач, стоящих перед народным хозяйством страны. ЦК партии вскрыл причины невыполнения строительных работ и потребовал сосредоточить основное внимание на сооружении главных корпусов завода. Были разработаны конкретные мероприятия по обеспечению ЧТС кадрами, стройматериалами. Решался вопрос о сырьевой базе завода, принимались меры по своевременной доставке грузов, особенно металлоконструкций. Контроль за выполнением этого постановления возлагался на члена ЦК ВКП(б) Н. М. Шверника. Выделялись дополнительные ассигнования на строительство городского водопровода и канализации. Каждые два месяца в ЦК партии заслушивались доклады о ходе строительства ЧТЗ. В постановлении ЦК ВКП(б) особо подчеркивалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Уральской области будет оцениваться по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ.

Постановление ЦК партии стало конкретной боевой программой для строителей тракторного. Расширенный пленум парткома ЧТС, а затем и бюро партийного комитета в мае - июне 1931 г. выдвинули главный лозунг дня: "Лицом к промплощадке!". На строительстве основных объектов временно вводился 10- часовой рабочий день, устанавливалась двухсменная работа41 . Партийный комитет направил на сооружение основных цехов завода с других участков 25 коммунистов и 100 комсомольцев. Начальником промышленного строительства был назначен один из лучших руководителей стройки Л. Б. Сафразьян. Комсомол послал на промплощадку своих боевых вожаков М. Карповича и Н. Самохина. Постановление ЦК ВКП(б) способствовало мощному размаху социалистического соревнования на стройке, повышению трудового энтузиазма, самоотверженности. Вот одно из характерных заявлений того времени: "Настоящим довожу до вашего сведения, - писал один из строителей в профсоюзную организацию, - что за преподнесенную мне премию - поездку на курорт за досрочное окончание бетонирования склада песка на 10 дней раньше срока я благодарю вас как за высокую оценку моей работы. Но, принимая во внимание постановление ЦК партии и учитывая важное значение в союзном масштабе пуска Челябинского тракторного гиганта и отсутствие рабочей силы, я от использования курорта отказываюсь, и все деньги, подлежащие израсходованию по командировке на курорт, я жертвую в фонд постройки современной авиации". Бетонщики бригады В. Подшивалова, работавшие на строительстве инструментального цеха, заявили: "Закрепляемся до конца строительства завода. Вводим строжайший режим экономии стройматериалов. Передаем в ряды ленинской партии лучших наших ударников - Жуйкова, Бронкина, Носкова, Исмагилова"42 .

Пионером социалистического соревнования выступила бригада плотников С. Фролова, которая еще в феврале 1930 г. перешла на ударные методы работы. Трудно приходилось вначале 25 безграмотным деревенским плотникам, многие из которых впервые попали на стройку. Скоро все они взялись за учебу и ликвидировали неграмотность. Бригада не знала прогулов и даже при сильных морозах перевыполняла норму. Лучшие ее рабочие стали коммунистами. Бетонщики, возглавляемые И. Монаховым, шли в авангарде бойцов за скоростные темпы строительства. Эта бригада в течение трех лет 14 раз завоевывала переходящее Красное знамя. Все 72 ее члена к концу стройки стали коммунистами и комсомольцами. Слава о ней гремела по Уралу, а многие ее начинания были известны всей стране. Оценивая заслуги передовиков соцсоревнования И. Монахова, А. Першина, Б. Фельдмана и других, IV конференция Челябинской окружной партийной организации отмечала, что их имена будут записаны в историю Челябинска как образцы беззаветной преданности делу рабочего класса43 . И таких ударников было немало! Если в начале 1931 г. они составляли 57% к об-


40 "Правда", 4.V. 1931.

41 ЧОПА, ф. 124, оп. 1, д. 24, лл. 65 - 68.

42 "Летопись Челябинского тракторного", стр. 50.

43 ЧОПА, ф. 92, оп. 1, д. 79, л. 267.

стр. 103


щему числу рабочих, то в октябре - уже 81%44 . Накануне пуска завода почти 90% строителей находились в рядах ударников45 .

На "Челябтракторострое" развернулось широкое движение за овладение строительными профессиями. Необходимость этого диктовалась тем, что пополнение строительных кадров шло в основном за счет выходцев из деревни, и для многих из них стройка была первой производственной школой. Кроме того, почти половину строителей составляла молодежь, не имевшая специальности. В первую очередь нужно было ликвидировать неграмотность. В 1930 г. на строительстве ЧТЗ начал работу штаб по борьбе с неграмотностью. В декабре 1931 г. был проведен месячник борьбы по всеобучу. В течение месяца открылось 27 новых пунктов ликбеза, дополнительно пришло заниматься свыше 500 человек, 200 рабочих вступили в общество "Долой неграмотность!". В январе 1933 г. 95% строителей обучались на курсах ликбеза46 . Работа по ликвидации неграмотности и повышению культурного уровня помогала и в овладении строительными профессиями. Обучение осуществлялось через сеть вечерних и дневных курсов. Работали школа ученичества массовых профессий, курсы Центрального института труда, профтехшколы и т. д. Нелегко давалась учеба строителям. Днем - ударная работа на стройке, субботники, боевые штурмы, а вечером - занятия. И хотя не хватало преподавательских кадров и отсутствовала хорошая учебная база, стройка получила большую армию квалифицированных строителей. В 1930 г. сеть школ и курсов подготовила 4125 человек, из них 1830 каменщиков, 665 штукатуров, 238 бетонщиков, 403 плотника и др. В 1931 г. закончили обучение 3794 строителя. В целом за период стройки овладели профессией свыше 11 тыс. человек47 .

Партийная, профсоюзная и комсомольская организации вели большую работу по преодолению трудностей и недостатков в организации труда, которые имели место на "Тракторострое". Начинали, как и на многих других новостройках тех лет, с реорганизации артелей в бригады. Вот как об этом рассказывал член одной из бригад: "Особенно ударная работа началась у нас с тех пор, как мы из артели превратились в бригаду. Значительно повысилась дисциплина, сократились прогулы. Появилась возможность заранее подготовить рабочие места, правильно расставить рабочую силу, организовать соревнование между сменами внутри бригады. Результаты не замедлили сказаться. На бетонировании литейного цеха бригада дала 306 замесов в смену, а потом- 509". За короткий срок на ЧТС вместо пензенских, вятских и костромских артелей появились семеровские, мухарямовские, яковлевские и другие бригады, называвшиеся по фамилиям их бригадиров. К 1 мая 1931 г. их насчитывалось на "Тракторострое" 217, то есть 75,5% к общему числу бывших артелей48 .

Наряду с производственными бригадами, которые становились основной формой организации труда на стройке, по инициативе передовых рабочих возникли так называемые индустриально-строительные бригады. Это было практическим претворением в жизнь решений XVI съезда партии о создании постоянных кадров строителей и о переходе на индустриальные методы работы на стройках. Формировались такие бригады из высококвалифицированных рабочих, после окончания строительства их можно было посылать на другие объекты. В результате сокращались затраты и время на обучение и вербовку рабочей силы. Первую индустриально-строительную бригаду организовали капраловцы, затем штукатуры бригады Леонова, плотники бригады Агеева и др. Индустриально-строительные бригады воспитывали нового рабочего. С их помощью создавался костяк постоянно действующих подрядных строительных и монтажных организаций.

С конца 1930 г. на "Тракторострое" широкое распространение получила контрактация, или самозакрепление, строителей. Рабочий давал письменное обязательство, что он не покинет стройку до пуска завода. В декабре 1930 г. уже половина строителей изъявила желание остаться на ЧТС до окончания строительства49 . Многие из быв-


44 ЦГАНХ СССР, ф. 7620, оп. 1, д. 504, л. 36.

45 ГАЧО, ф. 379, оп. 4, д. 24, л. 20.

46 "Наш трактор", 24.XII.1931; "Челябинский рабочий", 25.1.1933.

47 ГАЧО, ф 379, оп. 3, д. 94, л. 23; оп. 4, д. 98, л. 238; ои. 5, д. 35, л. 8.

48 "Наш трактор", 1.V.1931.

49 3. Красильщик. В борьбе за Челябинский тракторный. Свердловск. М. 1931, стр. 58.

стр. 104


ших строителей и сейчас трудятся на ЧТЗ. Среди них И. Семеров, знаменитый бригадир бетонщиков, а теперь начальник Управления вспомогательных служб; слесарь-сборщик опытного завода М. Макагон возглавляет ныне участок технического контроля цеха сборки тракторов, работают на тракторном И. П. Запорожец, П. Д. Воробьев, А. В. Гончаров и многие другие, а всего более 1 тыс. человек.

Организаторская работа партии и героический труд строителей позволили перейти в 1931 г. к монтажу металлических конструкций. Первоначально предполагалось ввозить их из-за границы. Однако позднее было решено закупать за рубежом только металл, а изготовление конструкций поручить отечественным предприятиям, что давало экономию в 864 тыс. руб. золотом. Для нашей страны, создававшей социалистическую индустрию в капиталистическом окружении, это имело огромное значение. Но с доставкой импортного металла сразу же возникли трудности. Он поступал с опозданием, а потом долгое время находился в отечественных портах: не было вагонов. Так, в первом квартале 1931 г. в Мурманске задерживалась отправка более 200 вагонов с импортным металлом для ЧТЗ50 . Чтобы доставить этот ценный груз, потребовалось вмешательство газеты "Известия" и первого секретаря ВЦСПС Н. М. Шверника. По инициативе челябинских комсомольцев были созданы буксирные бригады по доставке грузов, в порты посылались уполномоченные "Тракторостроя". Для заводских грузов открывалась "зеленая улица". Изготовление металлических конструкций было поручено заводам объединения "Стальмост". Рабочие Москвы, Донецка и Луганска боролись за своевременное выполнение заказов для ЧТЗ. На этих заводах действовали комсомольские контрольные посты, проходили специальные производственные конференции, посвященные отгрузке металлоконструкций "Челябтракторострою". На одной из таких конференций в Донецке выступили представители ЧТС. Они рассказали о трудовом героизме строителей, о значении тракторного гиганта и предъявили "социалистический счет" рабочим "Стальмоста". В ответ было принято решение по-ударному выполнять заявки челябинцев.

А на промышленной площадке уже шел монтаж прибывающих металлических конструкций, росли стены цехов. В сентябре 1931 г. по инициативе Н. Самохина комсомольцы промышленного строительства, а затем и всей стройки взяли шефство над сооружением механосборочного цеха. Самохин был сыном крестьянина-бедняка, 14 лет вступил он в ряды Ленинского комсомола. В октябре 1930 г. Николай прибыл на "Тракторострой" и привел с собой группу односельчан. Комсомол посылал его на самые трудные участки строительства. Во время прорыва на сооружении кирпичного завода Н. Самохин организовал комсомольский буксир. Бригада в два раза перевыполняла задания. За хорошие показатели в общепостроечной финансовой эстафете, которой руководил Н. Самохин, молодые строители получили переходящее Красное знамя и денежную премию. В мае 1931 г. он был направлен секретарем комсомольской организации на промышленное строительство, где в то время решалась судьба тракторного. Всю свою силу, энергию и даже молодую жизнь отдал Н. Самохин ЧТС51 .

В ноябре в механосборочном цехе до наступления зимы нужно было уложить 10 тыс. кв. м стен, убрать 3 тыс. куб. м земли. Штурм начала комсомольская бригада Пережогина, затем бригады Пономарева, Логинова, Чумбарева и др. Эти бригады отказались от выходных дней и стали работать по 10 час. в смену. Здесь же по инициативе комсомольцев были организованы так называемые "бетонные вечера". Многие рабочие из других смен часто оставались, чтобы посмотреть на работу энтузиастов, нередко, охваченные общим подъемом, сами брались за лопаты. Случалось так, что в "бетонные вечера" под звуки духового оркестра укладывали бетона больше, чем в обычные рабочие дни. На одних лишь субботниках комсомольцы возвели свыше 3 тыс. кв. м стен52 . Люди делали буквально невозможное. Недосыпая, на морозе, при леденящем ветре ударники творили чудеса.

Одной из самых ярких страниц в истории стройки было соревнование комсомольских бригад на монтаже металлических конструкций. Наперекор суровым уральским морозам комсомольская бригада Воробьева ставила по 365 заклепок в смену вместо


50 "Челябинский рабочий", 24.V.1931.

51 Н. Самохин умер в 1932 г. прямо на строительных лесах ЧТС. Одна из улиц Челябинска носит его имя.

52 М. Карцман. "Сталинец-60". М. 1934, стр. 11.

стр. 105


150 по норме, превысив все мировые достижения. С большим энтузиазмом трудились комсомольцы и на других участках. 45 комсомольско-молодежных ударных бригад выполняли производственную программу на 116 - 121%. Комсомольские штурмы на строительстве паросиловой установки дали возможность закончить работы за 2,5 месяца53 . Героизм молодежи вызывал восхищение у иностранных специалистов. Так, представитель немецкой фирмы инженер Грэфф заявил перед отъездом на родину: "Я изумлен смекалкой и настойчивостью молодых рабочих. Они в несколько дней освоили процессы работы, на которые у нас, в Германии, затрачиваются целые месяцы" 54 . За самоотверженный труд на строительстве Челябинского тракторного завода комсомол стройки был награжден почетной грамотой Ударника пятилетки55 .

В 1931 г. было закончено строительство инструментального цеха, первенца ЧТЗ; работал опытный завод; полным ходом шло сооружение механосборочного, кузнечного и литейного корпусов; возводились жилые дома социалистического городка.

Большое внимание уделялось механизации строительных работ. К концу 1930 г. имелось уже 130, а в 1931 г. - 226 различных механизмов, заменявших ручной труд56 . Среди них - траншеекопатели, экскаваторы, подъемные краны. В целом обеспеченность тракторостроителей техникой в 1932 г. составляла 70 %57 . По своей оснащенности механизмами "Челябтракторострой" не уступал другим крупнейшим новостройкам страны. Однако использование техники было недостаточным. Так, в начале 1931 г. простои механизмов часто составляли половину их рабочего времени. Это объяснялось главным образом нехваткой механизаторов. Такое положение было на многих новостройках. В конце января 1931 г. по инициативе ЦК ВКП(б) собралась I Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности. На ней партия выдвинула лозунг "Большевики должны овладеть техникой!". Январский пленум Уральского областного комитета партии призвал: "Дело овладения новейшими техническими знаниями превратить в центральную задачу каждого члена партии, каждого комсомольца. Ударник должен быть технически грамотным"58 . В марте 1931 г. на "Тракторострое" был создан специальный отдел механизации. Вопросы технической учебы неоднократно обсуждались на бюро парткома стройки.

Во главе похода за овладение техникой шли коммунисты. Старые члены партии Игнатов, Горбущенко, Шевалдин, Чеботарев и др. взяли шефство над молодежью. По почину прораба кузнечного цеха Зальцмана развернулось движение за сохранность машин, за лучшее использование механизмов. На стройке действовали многочисленные школы и кружки по овладению техникой. В августе 1931 г. состоялась партийная конференция по механизации, обобщившая положительный опыт борьбы за технические знания. Конференция выдвинула лозунг "Советский ударный паспорт - импортным механизмам!"59 . Замечательным в этом отношении был рекорд бригады Ф. Капралова. Члены ее вместе с бетонщиками крупнейших новостроек страны вступили в соревнование за наивысшую производительность бетономешалки. Ударники-капраловцы в сентябре дали 811 замесов в смену вместо 240, указанных в заграничном .паспорте60 . В овладении современными механизмами на строительстве завода большая роль отводилась технической пропаганде. В бригадах проводились лекции и беседы о механизации. В специальном листке "За технику" рабочие могли найти ответы на интересующие их вопросы. Ударники механизации командировались на действующие предприятия для обмена опытом. За успехи, достигнутые в проведении месячника техпропаганды, "Челябтракторострой" был премирован на Всесоюзном конкурсе смотра технической учебы. В целом за период сооружения завода получили техническое образование 13 тыс. строителей. В результате массовой учебы уже в 1932 г.


53 ГАЧО, ф. 379, on. 4, д. 98, л. 256.

54 "Челябинский рабочий", 28.X. 1932.

55 Там же.

56 ЦГАНХ СССР, ф. 7620, оп. 1, д. 456, л. 62; ГАЧО, ф. 379, оп. 3, д. 91, л. 40.

57 ЦГАНХ СССР, ф. 7620, оп. 1, д. 694, л. 79.

58 "Хозяйство Челябинска". Челябинск. 1932, Стр. 40.

59 "Челябинский рабочий", 13.VIII.1931.

60 "Челябинский рабочий", 18.IX.1931 Мировой рекорд в бетонировании принадлежал бригаде Хабибуллы Галиуллина на Магнйтострое. Она дала за смену 1196 замесов (см. В. Ф. Романов. Магнитогорский металлургический... "Вопросы истории", 1975, N 9).

стр. 106


простои механизмов сократились до 0,6% рабочего времени, а производительность труда у отдельных рабочих увеличилась в 8,5 раза 61 .

Движение за овладение техникой нашло яркое выражение в росте рационализации и изобретательства. Член ВКП(б) с 1922 г., один из первых строителей (ныне пенсионер) В. А. Щеглов возглавил движение за бережливое использование отходов материала. Он много раз был премирован за ударную работу и творческий подход к делу62 . Во время закладки фундамента механосборочного цеха коммунист П. П. Черепанов, мобилизованный на строительство окружным комитетом партии, предложил ускорить процесс работы. Бетон до этого подвозился к месту укладки на тачках по земле. Черепанов изготовил специальные деревянные накаты, что увеличило производительность труда бетонщиков в полтора раза. Для строительства термических печей был необходим легкий теплоизоляционный кирпич. Он ввозился из-за границы, платить за него приходилось золотом. Рабочие кирпичного завода во главе с И. С. Белостоцким решили наладить выпуск отечественного кирпича, не уступающего импортному. Задача была успешно решена. По инициативе комсомольцев на 7-м участке был создан штаб по борьбе с потерями. Он объявил поход за бережливость и подлинно социалистическое отношение к строительным материалам. В результате были ликвидированы лишние расходы раствора при каменной кладке, кровельного железа при покрытии' крыш и т. д. В целом за 1930 г. только на жилищно- бытовом участке строительства рационализаторские предложения, собранные штабом, дали экономию в 92 тыс. рублей63 .

В 1931 г. слет энтузиастов-рационализаторов Челябинска от имени 800 делегатов обратился с призывом добиться стопроцентного использования оборудования. Это предложение поддержали редакция газеты "Челябинский рабочий" и Горпрофсовет. Они решили создать фонд из 10 тыс. рабочих предложений. Комсомольцы строительства за короткий срок дали свыше 600 ценных усовершенствований. Рабочий Я. Синебрюхов внес изменения в конструкцию бетономешалки. Это освободило 16 человек, сэкономило средства, улучшило качество бетона. Решение строителей прокладывать водопровод под железной дорогой методом бурения дало экономический эффект в 10 тыс. рублей. За 1930 - 1932 гг. рабочие внесли 3,5 тыс. рационализаторских предложений. Общая сумма экономии от внедренных в производство предложений на строительстве завода составила за это время более 2 млн. рублей64 . Челябинский "Тракторострой" явился родиной многих нововведений. Так, здесь впервые в практике отечественного строительства были применены сборные многоэтажные железобетонные конструкции. Они не только ускоряли темпы сооружения объектов, но и были дешевле обычных на 13 - 15%. С их помощью мастерские ФЗУ (площадью в 4,5 тыс. кв. м) были смонтированы рабочими за четыре дня, а два 82-метровых трехэтажных корпуса учебного здания школы - за 15 дней. Иа ЧТО перешли к сооружению жилых домов упрощенного типа с применением специального кирпича, вместо керамических труб изготовлялись бетонные. Лозунг "Овладеть техникой!" был воспринят строителями не только как призыв к учебе. Они поняли его шире - как борьбу за полную реализацию рабочих предложений" за повышение производительности труда, уменьшение брака й снижение себестоимости строительства.

Темпы строительных работ в 1932 г. позволили перейти к развернутому монтажу производственного оборудования. Это был сложный и ответственный этап в сооружении предприятия, Здесь строители столкнулись с большими трудностями, прежде всего с тем, что многие механизмы были импортными, Приобретение их для ЧТЗ проходило в особенно неблагоприятной обстановке. Проект ЧТЗ и технологический процесс были разработаны с учетом только американского оборудования. Но позднее выяснилось, что все агрегаты закупить в США невозможно. Приходилось часть заказов переносить в Европу, причем многие заграничные фирмы совсем не выпускали Некоторые тины необходимого заводу оборудования. Поэтому по заказу ЧТЗ впервые на европейских предприятиях изготовлялись тяжелые молоты, ковочные машины, конвейеры. В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 иностранных


61 ГАЧО, ф. 379, оп. 5, д, 68, Л, 20; оп. 4, д. 94, Л. 6,

62 Музей Революции СССР, ф. Д 205, 1 Ба, док. 29723/1.

63 ГАЧО, ф. 379, оп. 11, д. 203, лл. 104 - 105.

64 ЦГАНХ СССР, ф. 7620, оп. 1, д. 456, Л. 69; ГАЧО, ф. 379, ой. 3, Д. 91, л. 64.

стр. 107


фирм Германии, США, Франции, Англии65 . Однако иностранные фирмы предпочитали продавать готовые изделия, а не оборудование, чтобы закрепить технико-экономическую зависимость нашей страны. В 1931 г. группа советских специалистов, в составе которой был молодой инженер Н. А. Межевич, находилась в Германии. Он вспоминал позднее, как их пригласил к себе главный директор компании. После обмена первыми фразами о заводе, о заказах он заявил: "Вы, уважаемые господа, строите большой завод, заказываете много оборудования. Вам потребуется много инструмента, не проще ли купить этот инструмент у меня?". Советские представители ответили ему: "Для того мы и строим инструментальный цех, чтобы делать самим инструмент, а не быть в зависимости от заграницы"66 .

Большую роль в укомплектовании ЧТЗ оборудованием сыграли отечественные предприятия. Более 120 заводов изготовляли станки и механизмы для Челябинского тракторного. Только в Ленинграде над заказами ЧТЗ трудились рабочие 52 предприятий. Электропечи и трансформаторы поставляла Москва, регулирующую аппаратуру - Харьков, ковши - подольские заводы, "Красный путиловец" и "Уралмаш". 20-тонные вагранки изготовляли дебальцевские предприятия. Удельный вес агрегатов советского машиностроения на ЧТЗ в целом составлял более 40%67 - Рабочие отечественных предприятий считали большой честью выполнять заказы челябинцев. Развернулось соревнование за досрочную отгрузку оборудования для завода. В 1932 г. состоялась Всесоюзная декада проверки выполнения заказов для "Челябтракторостроя". "За пуск Тракторного отвечает весь рабочий класс СССР и в особенности заводы - поставщики оборудования и стройматериалов", - писали строители в газете "Челябинский рабочий". А в октябре того же года в Челябинске состоялась выездная сессия президиума революционно- производственного трибунала при газете "Уральский рабочий". На ней были подведены итоги работы заводов - поставщиков станков и механизмов для ЧТЗ.

Новый этап в сооружении предприятия требовал решения проблемы кадров монтажников и рабочих завода. 31 октября 1932 г. при управлении завода был создан монтажный отдел. Основное внимание теперь сосредоточивалось на установке оборудования. Монтажом оборудования в инструментальном цехе руководил крупный специалист коммунист Г. А. Треубов. Представители американской фирмы "Келлер", английской "Старк" и немецкой "Альфред- Шютте" не раз с уверенностью заявляли, что механизмы могут быть смонтированы лишь с помощью их рабочих. Однако наши монтажники не только сокращали сроки установки, но и в рекордно короткое время осваивали импортные агрегаты. Так, фирме "Келлер" для наладки 10 копировально- фрезерных станков требовалось 45 дней. Рабочие ЧТЗ смонтировали первые восемь агрегатов и запустили их за 17 дней. При этом монтажники превысили и производительность, указанную компанией. Отдельные операции были сокращены в полтора раза68 . Установка станков и механизмов в кузнечном корпусе шла параллельно со строительными работами. Это давало возможность освоить кузнечные процессы раньше, чем производство в других цехах, хотя и здесь были свои трудности. Агрегаты кузницы устанавливались под открытым небом, имелась масса строительных недоделок. Монтажом ковочных машин руководил А. Штеренберг. Никто из рабочих не знал этих машин, а фирма не прислала ни чертежей, ни инструмента. И все же было решено произвести установку их своими силами. Начинали с разбора ковочных машин. Внимательно изучали детали, наблюдали за их взаимодействием. Работали, не считаясь со временем. Задание было выполнено. Зимой в 40- градусные морозы устанавливали и кузнечные прессы. Монтажники бригады Болдырева целыми сутками не отходили от прессов, пока не выполнили работу. В результате ремонтно-инструментальная кузница через три месяца смогла выполнять заказы для основных цехов завода.

Замечательно трудились комсомольцы. В первые же дни монтажа они создали 15 молодежных бригад. "Не допускать ни одной переделки!" - таков был их девиз. Семь комсомольцев в кузнечном цехе досрочно смонтировали крупнейший на заводе 10-тонный молот. Они в полтора раза перевыполнили задание69 . Всей стройке была


65 ГАЧО, ф. 792, он. 5, д. 96, л. 5; ЧОПА, ф. 288, оп. 9, д. 5, л. 144.

66 "Индустриальный Челябинск". Челябинск. 1934, стр. 56.

67 "Автотракторное дело", 1931, N 6, стр. 186.

68 ГАЧО, ф. 379, он. 5, д. 38, л. 20.

69 М. Карцман. Указ. соч., стр. 25.

стр. 108


известна молодежная бригада И. Дыбы из литейного цеха. Она устанавливала третий конвейер. Дело это было сложным и малоизученным. По плану предполагалось закончить монтаж 4 мая 1933 года. Бригада решила не уходить из цеха, пока не заработает конвейер, и 25 апреля он был досрочно сдан в эксплуатацию. Многие бригады, соревнуясь на монтаже оборудования, добивались высоких результатов. Благодаря умелой расстановке сил и ударничеству бригада мастера Ушанина в июле 1932 г. установила 25 станков. Она перекрыла существовавшие нормы наладки механизмов. Так, переносный етанок "Шепинг" ударники смонтировали за 36 час. вместо 52 по плану. Бригада Пашнина перевыполняла норму в два раза, Андрейченко - в три раза и т. д.70 .

Борьба за создание завода велась не только на строительной площадке. Сооружение первенца гусеничного тракторостроения было окружено заботой и вниманием всего советского народа. Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней установили постоянный контроль за строительством ЧТЗ. На площадку будущего завода приезжали председатель ЦИК СССР М. И. Калинин, нарком по военным и морским делам К. Е. Ворошилов, нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе, нарком РКИ Э. Я. Рудзутак, председатель СНК РСФСР Д. Е. Сулимов. За ходом строительства неустанно следил В. В. Куйбышев, бывший в то время председателем Госплана СССР. Руководитель ленинградских большевиков С. М. Киров требовал от предприятий города аккуратного выполнения всех заказов ЧТС и ЧТЗ. Подлинным организатором строительства выступил Уральский областной комитет партии. Первый секретарь Уралобкома ВКП(б) И. Д. Кабаков часто бывал на стройке. Он интересовался положением дел на каждом строительном объекте, беседовал с рабочими в бараках, проверял качество питания в столовых, заходил в магазины. Своей неустанной заботой о стройке и ее людях он завоевал большой авторитет у рабочего коллектива. Исключительную настойчивость в проведении политики партии по созданию отечественного тракторостроения проявил и Челябинский окружной, а затем городской комитет партии. На заседаниях его бюро неоднократно обсуждались вопросы обеспечения "Челябтракторостроя" кадрами и стройматериалами, о состоянии партийно-массовой работы, о культурно-бытовом обслуживании строителей и др. Почти на всех объектах строительства были установлены посты горкома партии.

Борьбу за создание гиганта тракторостроения активно вели комсомол и профсоюзы. IX съезд ВЛКСМ, состоявшийся в январе 1931 г., записал в своем постановлении: "В центре хозяйственных задач комсомола съезд ставит помощь ВЛКСМ партии в разрешении Урало-Кузнецкой проблемы, Бобриковского, Березниковского, Магнитогорского, Челябинского, Харьковского строительства"71 . Комсомольцы Урала взяли шефство над важнейшими новостройками области. Участие в их сооружении считалось почетным делом для членов ВЛКСМ.

Сильнейшим оружием партии в борьбе за создание крупнейших новостроек первой пятилетки была печать. Газеты "Известия", "За индустриализацию" взяли шефство над строительством ЧТЗ. Более двух месяцев работала на "Тракторострое" выездная редакция "Правды", три месяца - газеты "Труд". Они создавали на основных участках строительства контрольные рабкоровские посты, занимались вопросами организации труда, соцсоревнования, снабжения стройматериалами и оборудованием. Центральные и местные газеты посылали на трудные участки стройки буксирные группы, проводили внутрипостроечные конкурсы на лучший цех, смену, бригаду, объявляли штурмы земляных и бетонных работ. Газета "Челябинский рабочий" и многотиражка ЧТС "Наш трактор" выделили специальные обменные полосы на своих страницах. Там печатались статьи рабочих Харьковского и Сталинградского заводов, иностранных специалистов. Газеты помещали открытые письма и "социалистические счета" ударников различным предприятиям, проводили перекличку заводов-поставщиков72 . Органом широкой общественности был революционно-производственный трибунал при "Челябинском рабочем", который отражал ход стройки в своих сооб-


70 "Известия", 12.XII.1932.

71 "IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ". Стенографический отчет. М. 1931, стр. 412.

72 ГАЧО, ф. 379, оп. 5, д. 8, л. 16.

стр. 109


щениях, вел борьбу с нарушителями трудовой дисциплины. Вместе с рабочими и инженерно-техническими работниками, коллективами железных дорог помогали сооружать Челябинский тракторный своими открытиями, своим творчеством ученые, писатели, художники, артисты.

В 1931 г. на московском заводе "Красный пролетарий" из отечественного металла был сконструирован первый советский двухтактный бескомпрессорный дизель мощностью в 60 лошадиных сил. Его создание помогало разрешить проблему широкого использования тяжелого топлива (мазутная нефть) при эксплуатации трактора. Уральский филиал АН СССР приступил к разработке методов получения жидкого топлива из челябинских углей для питания гусеничных машин. Решалась проблема повышения качества металла для тракторов73 . Советские писатели и журналисты Ф. Панферов, Д. Бедный, А. Эрлих, Б. Галин, Ю. Гетлинг, Е. Воробьев, И. Харченко и другие в статьях и очерках рассказывали стране о сооружении крупнейшего завода. На "Тракторострой" приезжали артисты крупнейших театров. О массовом героизме строителей и самоотверженной помощи трудящихся сооружению ЧТЗ говорил на XVII съезде партии Г. К. Орджоникидзе74 .

За ходом дел на "Челябтракторострое", как и на других крупнейших новостройках первой пятилетки, с пристальным вниманием следили трудящиеся капиталистических стран. Большинство зарубежных рабочих, приехавших в Советский Союз, чтобы оказать братскую помощь советским людям, были движимы чувством пролетарского интернационализма. "Пуск ЧТЗ - это пуск тракторного завода всего мира, завода, который даст сельскохозяйственному пролетариату сознание и залог успешности того, что сделано для рабочих и крестьян, и того, что социализм и социалистическое плановое хозяйство являются силой, освобождающей массы. Ваш грандиозный завод вместе с Днепростроем и другими предприятиями - это новый удар по капиталистическому миру"75 , - заявил строителям ЧТЗ Ж. Югленд, рабочий-француз, делегат конгресса Профинтерна. В октябре 1932 г. на строительстве завода работали 24 иностранных рабочих, в начале 1933 г. - 38 76 . Успешно трудились на строительных лесах тракторного австриец Р. Шнейдер, немец Э. Эейклер, румын Дж. Лайка (рабочие), немецкий инженер Грэфф, американский специалист Л. Финн (награжден грамотой ЦИК СССР) и другие.

Крепли связи строителей ЧТЗ с трудящимися зарубежных стран. Вместе с рабочими крупнейших новостроек округа, шахтерами и железнодорожниками тракто-ростроевцы вступили в соревнование за революционное знамя рабочих Веддинга - пролетарского квартала Берлина, оплота Коммунистической партии Германии. В ноябре 1930 г. в Челябинске побывала делегация КПГ во главе с членами Центрального комитета Г. Реммеле и В. Пиком. Они заявили: "Мы возвестим во всех странах о вашем деле, и во всех странах земли пролетарии будут воодушевляться вашей революционной мощью, вашим героизмом, готовностью самопожертвования для пролетарской революции"77 . Многочисленные делегации несли всему миру правду о ЧТЗ, о первой в мире стране социализма. Многие иностранные специалисты, даже недруги советского строя, вынуждены были прийти к выводу о неизбежной трудовой победе советского народа. "Выполненная работа, которую мне пришлось видеть, - говорил американский специалист Л. Финн, - недалеко ушла от чудес и не могла бы быть превзойдена никакой другой группой рабочих и инженеров в мире при тех же условиях"78 .

Напряженный труд строителей и монтажников, участие всего советского народа в сооружении ЧТЗ увенчались замечательным успехом. Тракторный вступал в пусковой период. 29 сентября 1932 г. начальник строительства К. П. Ловин был назначен одновременно директором завода. Вопрос о готовности ЧТЗ к пуску обсуждался в январе 1933 г. на бюро горкома ВКП(б), в феврале - Уральским областным комитетом партии. Конкретные мероприятия для реализации решений Уральского обкома


73 "Правда", 1.XI.1931; "Челябинский рабочий", 22.VI.1933.

74 Г. К. Орджоникидзе. Указ соч., стр. 531,

75 "Наш тракторный", 21.I.1934.

76 ГАЧО, ф. 379, оп. 4, д. 130, л. 30; д. 47, л. 37.

77 "Челябинский рабочий", 17.XI.1930.

78 "Челябинский рабочий", 27.VIII.1931.

стр. 110


ВКП(б) были разработаны на объединенном заседании бюро Челябинского горкома партии и расширенного пленума парткома "Тракторостроя" в феврале 1933 года79 . А завод все настойчивее заявлял о своем рождении. Его опытные тракторы уже проходили проверку на колхозных полях. Бывшие строители осваивали производство сложнейшего инструмента. В конце февраля начало работу отделение легких молотов в кузнечном цехе, в апреле выдали первую плавку литейные отделения. В конце первого квартала рабочие ЧТЗ приступили к выполнению правительственного задания: нужно было изготовить запасные части для тракторов "Катерпиллер" к посевной кампании. План был выполнен на 106%. То была большая победа молодого коллектива тракторостроителей. 23 апреля 1933 г. цехи ЧТЗ получили первую производственную программу - дать 15 мая первый советский гусеничный трактор, а к 1 июня - еще 12 машин80 . Комсомольцы механосборочного цеха решили собрать к пуску предприятия 13-й, сверхплановый, трактор. Были организованы сквозные ударные бригады по изготовлению деталей, расставлены посты для бесперебойного продвижения их по отделениям, создана буксирная бригада в помощь литейщикам.

1 июня 1933 г. состоялся торжественный пуск ЧТЗ. На заводской площади собрались посланцы Урала, Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, а также Харькова, Сталинграда и других городов страны. На 12-тысячном митинге директор завода К. П. Ловин зачитал рапорт строителей Центральному Комитету партии и Советскому правительству об окончании стройки и о готовности ЧТЗ начать работу. С речью перед собравшимися выступил М. И. Калинин. "За вашей работой, - говорил он, - как за ее успехами, так и неполадками, будут следить и наши друзья и наши противники. Это надо не забывать всем трудящимся тракторного завода... На вас ложится большая обязанность и большая ответственность"81 . Перед участниками митинга прошла колонна первых челябинских тракторов. Их вели лучшие люди завода: М. Макагон, М. Суровцева, ударники Зыков, Спиридонов, а также делегаты совхозов и МТС, прибывшие на торжество, - Шурупов, Мавлюта, Бондаренко и другие. Тринадцатый, комсомольский, трактор вела комсомолка Ветренкова, завоевавшая право на это в борьбе за высокие темпы сборки машин.

Оценивая пуск ЧТЗ, Г. К. Орджоникидзе говорил: "Если взять наш тракторный Челябинский завод, то такого огромнейшего и роскошнейшего завода нет не только в Европе, но, кажется, и в Америке"82 . Строителей приветствовали Уральский областной комитет партии, Академия наук СССР, Совнарком Украины, газеты "Правда", "Известия". День пуска завода стал праздником для всех советских людей. "Пуск Тракторного - победа коммунизма" - под таким заголовком напечатала свою передовую статью газета "Правда" 1 июня 1933 года. "Ваш тракторный завод, - писал в тот день С. М. Киров, - новая огромная победа генеральной линии партии"83 . В приветствии строителям ЦК ВКП(б) отмечал, что ЧТЗ должен сыграть решающую роль в деле перестройки сельского хозяйства, он призван служить основной силой технического переворота в земледелии84 .

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили самоотверженный труд строителей. 10 лучших работников были удостоены ордена Ленина: начальник стройки К. П. Ловин, его заместитель Л. Б. Сафразьян, главный инженер В. В. Лельков, заместитель технического директора завода С. М. Лещенко, председатель постройкома И. А. Смагин, бригадиры И. В. Монахов, А. Т. Першин и другие. 21 человек был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 42 строителя получили грамоты ЦИК СССР, в их числе - секретарь комитета ВЛКСМ стройки В. П. Степанов, работник газеты "Наш трактор" А. И. Александров (ныне заслуженный учитель РСФСР). Имена девяти лучших организаторов строительства были занесены по решению партии и правительства на Доску почета Челябинского тракторного завода.


79 ГАЧО, ф. 379, он. 5, д. 35, л. 24.

80 "Челябинский рабочий", 26.IV. 1933.

81 М. И. Калинин. Избранные произведения. Т. 3. М. 1962, стр. 30.

82 Г. К. Орджоникидзе. Указ. соч., стр. 531.

83 "Челябинский рабочий", 7 VI.1933.

84 "Правда", 7.VI.1933.

стр. 111


После пуска ЧТЗ перед его рабочими и инженерно-техническими работниками встала новая сложная и ответственная задача - освоить неизвестное ранее в нашей стране поточное производство гусеничных тракторов. Коллектив завода успешно справился и с этой задачей. В 1934 г. была освоена проектная мощность первой очереди ЧТЗ. Это позволило Советскому Союзу не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. А 30 марта 1940 г. с конвейера завода сошел 100-тысячный трактор. То, о чем мечтал великий Ленин, сбылось.

Славный путь прошел коллектив челябинских тракторостроителей. В грозные годы Великой Отечественной войны завод стал знаменитым "Танкоградом". ЧТЗ был награжден орденами Красной Звезды и Кутузова I степени, а его конструкторское бюро - орденом Ленина. Продукция Челябинского тракторного известна строителям и механизаторам во всех уголках нашей Родины. Более 30 стран мира покупают машины с маркой завода. Ныне он переживает свое второе рождение: осуществляется коренная его реконструкция. Славные труженики ЧТЗ под руководством партии вносят достойный вклад в дело строительства коммунизма в нашей стране.

 

Опубликовано на Порталусе 02 августа 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама