Рейтинг
Порталус

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В США

Дата публикации: 18 февраля 2018
Автор(ы): Е. Г. КУЛИКОВА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1518958943


Е. Г. КУЛИКОВА, (c)

Вопрос о времени начала промышленного переворота в США остается предметом спора между американскими буржуазными историками. К. Неттелс относит его к периоду после 1790 г.1 , Р. Фогел - к 20-м годам2 , Д. Норт - к 30-м годам3 , У. Ростоу, Р. Гэллмэн и многие другие - к 40-м, Р. Мартин - к 50-м годам XIX в., а Л. Хэкер вообще считает, что настоящее развитие индустрии началось лишь после Гражданской войны4 .

Американские историки-марксисты также занимались данной проблемой. По мнению Г. Аптекера, начало фабричного производства в США восходит к тому периоду, когда "потребности революционной войны за независимость в значительной степени ускорили развитие фабричного изготовления оружия, пороха, одежды, изделий из льна и пеньки". Ф. Фонер пишет, что "начало фабричной системе в Америке положила слейтеровская фабрика (1790 г.)". У. Фостер отметил, что "фабричная система получила развитие в США около 1800 года". Переломными в процессе перехода от кустарного производства к фабричному и возникновения промышленного капитализма в США Аптекер считает 1840 - 1850 годы5 .

Советские ученые (А. В. Ефимов, Л. А. Мендельсон и Л. Б. Альтер) относят появление фабричной системы США к концу XVIII века6 . Н. Н. Болховитинов выдвинул тезис о том, что вполне определенно начальный этап промышленного переворота в США проявился лишь в годы англо- американской войны 1812 - 1815 годов. Б. М. Косарев склонен датировать начало этого процесса 1820-ми годами. По мнению М. Н. Захаровой, "переход к фабричной системе" произошел в 1850-е годы7 .

Создание фабричной системы и внедрение в промышленность паровой машины - вот два критерия, или фактора, знаменующих начальный этап промышленного переворота8 . Применим их к анализу экономического развития США. Зарождение фабричной системы в США наиболее отчетливо отразилось в официальных данных, обобщенных в докладах о состоянии промышленности США министра финансов А. Галлатина (на 1809 г.) и одного из первых крупных американских экономистов, Т. Кокса (на 1810 г.)9 . Политическую сто-


1 C. P. Nelleis. The Emergence of a National Economy, 1775 - 1815. N. Y. 1962, pp. 69 - 71, 123 - 124, 127 - 129.

2 R. W. Fogel. Railroads and American Economic Growth. Essays in Economic History. Baltimore. 1964, p. 177.

3 D. C. North. Growth and Welfare in American Past. N. Y. 1966, p. 87.

4 W. W. Rostow. The Stages of Economic Growth. Cambridge. 1960, p. 427; R. E. Gallman. Commodity Output 1839 - 1899. "Trends in the American Economy in the Nineteenth Century". Princeton. 1960, p. 15; R. Martin. National Income of the United States, 1799 - 1938. N. Y. 1939, p. 187; L. M. Hacker. The Triumph of American Capitalism. N. Y., 1965, p. 64.

5 Ф. Фонер. История рабочего движения в США. Т. I. М. 1949, с. 68; У. З. Фостер. Очерк политической истории Америки. М. 1953, с. 239; Г. Аптекер. Переход в США от кустарного производства к фабричному. "Вопросы истории", 1964, N 7, с. 215.

6 А. В. Ефимов. К истории капитализма в США. М. 1934, с. 202 - 205; Л. А. Мендельсон. Теория и история экономических кризисов и циклов. Т. I. М. 1959, с. 253; Л. Б. Альтер. Буржуазная политическая экономия США. М. 1971, с. 25 - 26.

7 Б. М. Косарев. О начале промышленного переворота в США. "Ученые записки" Ярославского пединститута, 1966, вып. 58; М. Ы. Захарова. Народное движение в США против рабства, 1831 - 1860. М. 1965, с. 9; Н. Н. Болховитинов. США: проблемы истории и современная историография. М. 1980, с. 144.

8 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, с. 384 - 390; В. И. Ленин. ПСС. Т. 3, с. 455; см. также К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, с. 392 - 396, 430, 470 и др.

9 "A. Gallatin's Report on Manufactures, April 17, 1810" ("Gallatin's Report"). "American State Papers. Finance. Vol. II. Washington. 1832, pp. 425 - 439; "T. Coxe's Sta-

стр. 166


рону борьбы нового класса - промышленной буржуазии за утверждение своего положения в обществе и у кормила власти достаточно полно освещают протоколы конгресса10 , различные серии многотомного издания документов правительства и министерств США11 , а также комплекты газеты "The Niles' Weekly Register" за 1811 - 1816 гг.12 , которая настойчиво выступала за "обеспечение преобладания промышленного дела над коммерческим", видя в этом "главный интерес Соединенных Штатов"13 . Ее издатель и редактор Х. Найлз был одним из самых энергичных защитников и пропагандистов прогресса национальной промышленности.

В 1793 г. США объявили о нейтралитете, и их торговый флот сразу же превратился в основного перевозчика товаров воюющих стран и их колоний, а торговый капитал США - в организатора крупного оптового сбыта как американских, так и иностранных товаров. Объем внешней торговли США (экспорт, импорт, реэкспорт иностранных товаров) увеличился с 53 млн. долл. в 1792 г. до 248 млн. долл. в 1807 г., то есть почти в 4,7 раза14 . Принятие конгрессом акта об эмбарго в 1807 г. и других ограничений на торговлю привело к серьезным изменениям в экономике страны и расстановке классовых сил. За один год действия эмбарго экспорт США уменьшился со 109 млн. до 22,4 млн. долл. (в 5 раз), а импорт - со 139 млн. до 56,9 млн. долл. (более чем в 2,5 раза)15 . Следовательно, эмбарго нанесло чувствительный удар по торговой буржуазии. Прибыли торговцев резко сократились, накопленный же в период расцвета коммерческих отношений с Европой капитал ждал иного применения. В результате промышленное производство получило мощный стимул для развития. "Крупные суммы американского капитала были накоплены за последние 20 лет, - сообщал в 1810 г. Галлатин конгрессу, - а пагубные нарушения нейтральной торговли США заставили предприимчивость и капиталы направиться в другие отрасли, где, ломая закоренелые привычки, они за последние два года дали импульс крупному увеличению промышленного производства". О том же говорилось и в послании Т. Джефферсона конгрессу в ноябре 1808 года16 . Эмбарго на ввоз и вывоз промышленных товаров явилось надежным протекционистским щитом для открывавшихся новых мастерских, плавильных печей и фабрик. Владельцы промышленных предприятий твердо поддерживали как политику эмбарго, так и стоявшую у власти республиканскую администрацию президента Джефферсона.

Доклад министра финансов США о состоянии промышленности страны на конец 1809 г. оповестил о появлении и распространении в стране фабричной системы и изготовлении первых паровых двигателей17 . Как и в Англии, промышленный переворот в США начался прежде всего в хлопкопрядении. В 1805 г. здесь действовало 5 небольших фабрик, оборудованных машинами Аркрайта-Слэнтера. К концу 1807 г. появилось еще 10 фабрик, главным образом в Новой Англии. На этих 15 фабриках было всего около 8 тыс. веретен и вырабатывалось до 300 тыс. фунтов пряжи18 . После введения эмбарго в декабре 1807 г. строительство новых хлопкопрядильных фабрик пошло гораздо быстрее: за 2 года их возникло 87, из которых 62 выпускали продукцию, а на остальных производились установка и опробование оборудования. 31 тыс. веретен приводилась в движение силой падающей воды (на 48 фабриках) и конным приводом (на 14). Каждая фабрика постепенно наращивала парк прядильных машин. После вступления в строй действующих еще 25 фабрик оборудование всех хлопчатобумажных предприятий США состояло уже из 80 тыс. веретен, то есть за 2 - 2,5 года их число увеличилось в 10 раз. Из потреблявшихся 3,6 млн. фунтов хлопка (стоимостью в 720 тыс. долл.) выраба-


tement of the Arts and Manufactures of the U. S. for 1810" ("Coxe's Digest"). Ibid., pp. 666 - 811.

10 "The Debates and Proceedings in the Congress of the U. S., 9th to 14th Congress" ("Annals"). Washington. 1834 - 1856.

11 "ASP. Documents, Legislative and Executive of the Congress of the U.S." (ASP). 38 Vis. Washington. 1832 - 1861.

12 "The Niles' Weekly Register", Baltimore, 1811 - 1816.

13 "The Niles' Weekly Register", 4.VI.1814.

14 "Historical Statistics of the United States" (HSUS). Washington. 1961, p. 538; "Annales Statistiques des Etats-Unis". P. 1980, pp. 126 - 127, 129 - 130.

15 HSUS, p. 538.

16 "Gallatin's Report", p. 425; "The Messages and Papers of the Presidents". Vol. I. Washington. 1903, p. 455.

17 "Gallatin's Report", pp. 426 - 427.

18 C. Day. The Early Development of American Cotton Manufacture. "The Quarterly Journal of Economics", vol. 39, May 1925.

стр. 167


тывалось 2,9 млн. фунтов пряжи на сумму в 3,2 млн. долларов. Введение механического прядения хлопка позволило за 2 года (1808 - 1809 гг.) увеличить выработку в 4 раза, а следующие 3 года, как предполагал Галлатин, могли дать рост производства пряжи в 10 раз. Хлопкопрядильные фабрики появились почти во всех штатах, но особенно высокой их концентрация была в Новой Англии - в окрестностях Провиденса (Род-Айленд)19 .

Эмбарго дало толчок к механизации и в шерстопрядении. Однако здесь этот процесс шел гораздо медленнее. Кардные машины и механическое прядение шерсти начали вводиться только на единичных предприятиях в Коннектикуте. Каждая из 14 возникших там небольших шерстопрядилен производила в среднем по 10 тыс. ярдов пряжи в год. Несколько карликовых фабрик действовало в Филадельфии, Балтиморе и ряде других мест. Примитивность и ненадежность первых машин по обработке шерсти, а также недостаток сырья и капиталов являлись в то время основными препятствиями к расширению этой отрасли текстильной промышленности. Шерсти в США производилось мало, да и качество ее было очень низкое. Значительная масса шерстяных тканей по- прежнему выделывалась в домашних условиях ручным трудом20 .

На самой начальной стадии промышленного переворота в США, как в Англии и Франции, машинное прядение не повлекло за собой введения механического ткачества, а лишь вызвало расширение мелкого ручного домашнего производства, поскольку ткачество ни технически, ни экономически еще не созрело для механизации. В докладе Галлатина особо отмечалось, что за 2 года после введения эмбарго чрезвычайно возросло домашнее производство одежды, чулочных изделий, постельного и столового белья. Домашнее и кустарное производство удовлетворяло почти 2 /3 потребностей сельского населения страны в этих товарах21 .

Доклад Галлатина подчеркнул количественный рост металлургии, особенно черной. Увеличилась добыча железной руды. Появились новые - плавильные печи в Вермонте, Виргинии, Мэриленде и Пенсильвании. В 1809 г. в США выплавлялось около

40 тыс. т железа, что удовлетворяло 80% потребностей страны в черном металле. Качество конечного продукта, несмотря на высокое содержание железа в руде и малое количество вредных примесей, являлось низким, технология оставалась столь же примитивной, что и в колониальную эпоху. Поэтому США ввозили около 5 тыс. т высококачественного железа из России и столько же из Швеции и других стран. 2 /3 железа шло на изготовление гвоздей. Важным событием было изобретение специальной машины, штамповавшей 100 гвоздей в минуту. Гвоздильные машины получили повсеместное распространение22 .

Развитие металлургии содействовало появлению машиностроения. В докладе Галлатина упоминалось, что несколько литейных мастерских начали принимать заказы на литье деталей, необходимых для изготовления машин, а в Филадельфии приступили к производству паровых двигателей. В восточных и среднеатлантических, а затем и в западных и южных штатах получили распространение кардные машины, работавшие на водяной силе. Однако в основном железо шло на производство сельскохозяйственных орудий, режущих инструментов, лопат, якорей, кузнечного оборудования и т. п. Металлические изделия тонкой работы почти все были импортными. Часть металла расходовалась на вооружение - пушки, мушкеты, холодное оружие. Стоимость железа и всех изделий из него (включая оружие) составляла в 1809 г., по оценке Галлатина, 12 - 15 млн. долларов23 .

Импульс, полученный от введения эмбарго, продолжал действовать и тогда, когда в июне 1812 г. США объявили войну Англии. Конгресс выделил значительные средства для увеличения производства вооружения и обмундирования. Фабриканты пороха и текстиля, владельцы оружейных и обувных мастерских заключали с правительством исключительно выгодные контракты. Поток долларов влил новые силы в нарождавшуюся национальную индустрию. Одобрение и поддержка мер, направленных на промышленное развитие, рассматривались теперь как проявление патриотизма24 , как


19 "Gallatin's Report", pp. 427 - 428, 432 - 433.

20 Ibid., pp. 427, 434.

21 Ibid., pp. 427 - 428.

22 Ibid., pp. 428 - 429; C. P. Nettels. Op. cit., p. 272.

23 "Gallatin's Report", pp. 429, 430

24 CM. J. L. Bishop. History oi American Manufactures 1608 - 1860. Vol. II. Philadelphia. 1867, pp. 129 - 130.

стр. 168


залог успеха в войне и достижения в конечном итоге экономической независимости от Великобритании. Производство быстро росло. "Прогресс, наблюдаемый в промышленности, просто ошеломляет, - писала "The Miles' Weekly Register". - При сохранении еще в течение 3 лет существующих удвоенных пошлин на текстильные товары... дальнейшее развитие промышленности приведет к тому, что все замыслы врага бросить нас снова в рабство потерпят крах"25 .

Особым покровительством конгресса и правительства пользовались мастерские по изготовлению вооружения и амуниции26 . Конгрессмены- республиканцы призывали всеми мерами способствовать развитию производства, "поощрять развитие местной индустрии"27 . Такого же мнения придерживались губернаторы большинства штатов, за исключением Новой Англии - оплота федерализма, отражавшего интересы крупного торгового капитала, связанного с Великобританией28 . Газеты сообщали об открытии новых фабрик, мастерских, литейных и кузниц, о вступлении в строй текстильных фабрик29 . Филадельфийские газеты печатали множество предложений о продаже товаров отечественного производства и земельных участков, удобных для строительства фабрик30 , объявления о найме квалифицированных рабочих. В кулуарах конгресса и за его стенами можно было часто слышать суждения о том, что "получаемые под воздействием войны огромные прибыли с лихвой покрывают стране все ее другие потери"31 . Прибыли промышленников достигали в те годы 10 - 20% на вложенный капитал32 , что очень характерно для начального этапа промышленного развития33 .

В разгар войны с Англией, летом 1813 г., увидел свет отчет о состоянии американской промышленности на конец довоенного, 1810 г. (в предисловии говорилось и о 1812 г.). Данные, систематизированные Коксом, свидетельствовали о дальнейшем росте промышленного производства. Опубликование доклада Кокса в период тяжелых поражений американцев в войне и ожесточенной внутренней борьбы между представителями торговой и промышленной буржуазии имело большое политическое значение. Факты о прогрессе фабричного производства служили политическим целям зарождавшейся промышленной буржуазии. Газета "The Niles'Weekly Register" даже заявила: "За последние 3 года сделано гораздо больше по сооружению и расширению американских промышленных предприятий, чем за предшествующие 10 или 20 лет"34 .

Обнародованная цифра стоимости промышленного производства США превышала 170 млн. долл. (без стоимости продукции мукомольных предприятий, гончарных мастерских, производства поташа и ряда других товаров)35 . Собранные через год после доклада Галлатина данные Кокса" свидетельствовали о бурном росте производства. Выплавка железа и изготовление изделий из него увеличились с 12 - 15 млн. до 20 млн. долл., то есть по крайней мере на 23%. Стоимость кожевенных изделий возросла с 20 млн. до 25 млн. долл. (на 25%); выработка спирта - с 10 млн. до 16,5 млн. долл. (на 65%). В целом объем промышленного производства США за один только год (1809/10) вырос со 120 млн. до 172,8 млн. долл., то есть на 44%36 . Пять основных в то время отраслей (текстильная, железоделательная и изделия из железа, деревообрабатывающая, кожевенная и спиртовая) давали более 75% промышленной продукции США. В стране действовали 269 хлопкопрядильных и 24 шерстопрядильные фабрики, 153 плавильные печи, 135 кричных горнов с механическим приводом для передела чугуна в железо, 330 кузнечных и 316 механических молотобойных мастерских, 34 цеха по выра-


25 "The Miles' Weekly Register", 12.XI.1812.

26 ASP. Military Affairs. Vol. II, p. 43.

27 "Annals, 12th Congress, ist Session", p. 1113; "The Papers of J. C. Calhoun". Vol. I. Columbia. 1959, p. 467.

28 "The Miles' Weekly Register", Supplement to Vol. VII. November 1814. p. 122.

29 "The Miles' Weekly Register", "5.II.1814.

30 A. Sapio. Pennsylvania and the War of 1812. Lexington. 1970, p. 193.

31 "The Papers of J. C. Calhoun". Vol. I, p. 427.

32 P. Nellels. Op. cit., p. 195.

33 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, с. 461.

34 "The Miles' Weekly Register", 2.X.1813.

35 "Coxe's Digest", p. 713; "The Miles' Weekly Register", 2.X.1813.

36 "Gallatin's Report", pp. 425 - 431; "Coxe's Digest", pp. 712, 713; "The Miles' Weekly Register", 13.VI. 1816. Данные переписи 1810 г. берутся с поправками Найлза, основанными на разнице двух подсчетов стоимости всего промышленного производства в докладе Кокса (127,7 млн. долл. и 172,8 млн. долл.).

стр. 169


ботке листового и других сортов железа, 410 гвоздилен, 383 маслобойни, 22 стеклодувни и т. д.37 .

Война предъявила повышенные требования к металлургической промышленности. До этого в США имелось множество разбросанных маломощных плавильных печей38 . В 1812 г. были сделаны первые шаги в области специализации и концентрации железоделательной промышленности: появились печи с выплавкой чугуна по 2,4 тыс. т в год, что по тем временам считалось крупным достижением39 ; в Питтсбурге (Пенсильвания) начал действовать завод, где продукция прокатного цеха превращалась в готовые изделия - лемеха для плугов, лопаты и др. К концу войны вошел в строй новый завод, выпускавший полосовое железо и проволоку40 . Спрос на машины для текстильной, мукомольной и других отраслей, а также изготовление первых паровых двигателей дали новый импульс литейному цеху. Введение технических усовершенствований позволило получать более качественную и точную отливку деталей. Первое место в черной металлургии прочно удерживала Пенсильвания. Уже в 1810 г. здесь действовало 50 из 153 плавильных печей, имевшихся тогда в США, а выплавка чугуна составляла 50% всего производимого в стране черного металла - 26,9 тыс. т из 53,9 тыс. тонн41 . Из производимых в 1810 г. 918 т стали более половины давала Пеннсильвания42 .

Однако в железоделательную промышленность США еще слабо внедрялись новые методы, уже применявшиеся на металлургических заводах Англии. Плавильные печи и кузницы по-прежнему работали на древесном угле, а не на каменном. Применение водяного колеса вместо уже появившихся паровых двигателей задерживало прогресс в технологии, производительности труда и качестве выпускаемого металла, а именно за качество больше всего ратовал в те годы рупор промышленной буржуазии США "The Miles' Weekly Register"43 .

Во время войны появились новые предприятия по производству огнестрельного оружия и артиллерии, одежды и обуви для армии. "Обеспеченность железом, свинцом, селитрой, древесным углем, лесом, а также поставки иностранного сырья для военных мануфактур дают возможность США, - писал Кокс, - построить необходимые предприятия". На основе богатых залежей селитры, обнаруженных в Виргинии, Кентукки, Теннесси, а также импорта ее из Вест- Индии, в США было организовано производство пороха. В 1810 г. 1,4 млн. фунтов его вырабатывалось на 208 небольших предприятиях44 . Почти половину пороха давал построенный к 1804 г. завод Дюпона де Немура (Мэриленд). К 1812 г. производственная мощность завода возросла почти в 15 раз, и к моменту объявления войны Англии первый американский пороховой фабрикант поставлял армии и флоту США 750 тыс. фунтов пороха в год45 . Два пороховых завода, выросших под Балтимором, изготовляли 450 тыс. фунтов пороха в год46 . Начало военных действий потребовало расширения производства пороха. В 1812 - 1814 гг. возникли новые предприятия, главным образом в Пенсильвании. Но это были небольшие фабрики, расположенные вдали от населенных пунктов.

В целом в результате начавшегося промышленного переворота экономика США оказалась гораздо лучше подготовленной к тому, чтобы выдержать напряжение военных лет, чем это было в период борьбы за независимость. Железоделательная, текстильная отрасли, производство оружия и пороха почти полностью удовлетворяли нужды армии и флота. "Отличие экономического положения США... в 1775 г. от 1812 г. особенно разительно при сравнении уровня развития отраслей промышленности, необходимых для обороны, с любыми другими сферами национальной производительной деятельности"47 , - отмечал в конце первого года войны Кокс.

Рост промышленности и расширение внутренней торговли настоятельно требовали, в частности, развития средств сообще-


37 "Coxe's Digest", pp. 690, 695, 696, 701, 707.

38 J. M. Swank. History of Manufacture of Iron in All Ages. Philadelphia. 1892, p. 535.

39 C. P. Nettels. Op. cit., p. 271.

40 L. C. Hunter. Influence of the Market upon the Technique in the Iron Industry in Western Pennsylvania up to 1860. "The Journal of Economic and Business History". Vol. 2, 1929, N 2, p. 246.

41 "Coxe's Digest", p. 695.

42 "Statistics of the Iron and Steel Production in the U.S.". Washington. 1883, p. 120; "Coxe's Digest", p. 696.

43 "The Niles' Weekly Register", 4.VI.1814.

44 "Coxe's Digest", pp. 701 - 707.

45 C. P. Nellels. Op. cit., p. 339.

46 "Gallatin's Report", p. 429.

47 "Coxe's Digest", p. 676.

стр. 170


ния. В 1801 - 1807 гг. ежегодно сходили со стапелей корабли общим водоизмещением в среднем по 110 тыс. тонн48 . Паровая машина находит применение и в этой отрасли. В 1807 г. пароход Р. Фултона совершил первый успешный рейс по р. Гудзон от Нью-Йорка до Олбани и обратно. Правда, прекращение заморской торговли в связи с введением эмбарго больно ударило по судостроению. Торговцы-импортеры аннулировали заказы, и владельцы многих верфей Бостона и Нью-Йорка разорились. Но это не приостановило внедрения паровых двигателей в судостроение. В 1809 г. пароход другого американского изобретателя, Дж. Стивенса, вышел в Атлантический океан. Лишь в 1811 г., когда эмбарго было временно снято, на воду были спущены суда общим водоизмещением в 146 тыс. тонн. С объявлением войны Англии строительство торговых судов снова упало до 29 тыс. т в 1814 г., то есть в 5 раз по сравнению с 1811 годом49 . Торговые корабли, построенные накануне и в годы войны, конструировались с учетом возможного их участия в морских сражениях50 .

На годы войны приходится крутой подъем военного судостроения. Г. Берг сконструировал боевой корабль "Президент" и ряд других военных судов, построенных на верфях Бруклинского морского арсенала51 ; Г. Экфорд - необычный по размерам для того времени корабль "Бивер" водоизмещением в 110 тонн. С началом войны оба конструктора были направлены правительством на Великие озера52 . Здесь они наладили ускоренный выпуск небольших, но быстроходных парусных бригов и шхун, отличавшихся устойчивостью и прочностью и сыгравших важную роль в операциях против британских эскадр. Для обороны нью-йоркской бухты от нападений английского флота Фултон в 1814 г. построил "Демоголос" - первый военный корабль с паровым двигателем53 . К концу войны по основным рекам страны и вдоль некоторых участков Атлантического побережья США открылось регулярное товаро-пассажирское пароходное сообщение. В 1816 г. его обслуживало уже несколько десятков сравнительно небольших пароходов общим водоизмещением около 3 тыс. тонн. Однако преобладали все же перевозки на парусных судах. По морям и рекам плавало около 1400 парусных судов общей грузоподъемностью 134 тыс. тонн54 .

"Целый ряд обстоятельств - британские "указы в совете" и французские декреты, наши акты по ограничению торговли и, наконец, последняя война - открыл новые пути накопления капиталов и дал новое направление развитию промышленности в Соединенных Штатах, - писал Найлз. - Промышленные предприятия вырастали, как по мановению волшебной палочки, и вселяли надежду, что через определенный срок они смогут обеспечить основную часть наших потребностей - тем самым ликвидировать нашу зависимость от иностранцев и покончить с их происками - и укрепить положение американских промышленников... Эти предприятия удивительно быстро становятся совершенными, но они еще не обладают той мощностью, чтобы на равных соперничать с более богатыми и давно и лучше технически оснащенными фабриками и заводами Европы"55 . По подсчетам Найлза, к 1814 г. промышленное производство США давало продукции на 206 млн. долл.56 , что превысило уровень 1809 г. более чем на 60%.

За 8 лет (1808 - 1815 гг.) машины полностью вытеснили ручной труд в хлопкопрядении. Тот же процесс происходил в шерстяной промышленности, но замедленными темпами. В 1810 г. шерстопрядильные фабрики были оснащены 1776 кардными машинами, однако их продукция составляла лишь 0,7% всех изготовлявшихся шерстяных изделий. Тем не менее с 1810 по 1815 г. фабричное производство шерстяных тканей выросло в 270 раз - с 66,5 тыс. до 19 млн. долларов57 . С 1814 г. применение машин началось и в ткацком деле. Текстильные машины и ручные ткацкие станки обычно создавались в подсобных механических мастерских при фабриках, а также кузнецами, колесными мастерами и литейщиками в своих мастерских. Рост числа


46 "Gallatin's Report", p. 426.

49 HSUS, p. 448.

50 Early History of Shipbuilding in New York. "The U. S. Nautical Magazine and Naval Journal", Vol. VI, July 1857, N 4, pp. 273 - 274.

51 G. W. Sheldon. The Old Shipbuilders of New York. "The Harper's Monthly", Vol. 65, July 1882, p. 226.

52 "The U. S. Nautical Magazine and Naval Journal", Vol. July VI, 1857, N 4 pp. 272 - 274.

53 C. P. Nellels. Op. cit., p. 260; "The Niles' Weekly Register", 8.I.1814.

54 HSUS, p. 448.

55 "The Niles' Weekly Register", 27.I.1816.

56 "The Niles' Weekly Register", 13.IV.1816.

57 "Coxe's Digest", pp. 691, 693; "The Niles' Weekly Register", 6.IV.1816.

стр. 171


прядильных фабрик привел к расширению ткачества на дому, а все это вместе взятое повысило спрос на машины, веретена, ручные ткацкие станки. Появляются специализированные мастерские или мелкие заводы текстильного машиностроения (г. Цинциннати)58 . К 1815 г. фабричная система прочно утвердилась в хлопкопрядении. За сравнительно короткий отрезок времени (1808 - 1815 гг.) число механических веретен на фабриках увеличилось с 8 тыс. до 567 тыс., то есть более чем в 70 раз.

Теперь уже не ремесленное производство (хотя оно и продолжало расти), а машинное хлопкопрядение определяло масштабы и темпы развития хлопчатобумажной промышленности - самой развитой отрасли того времени. На хлопкопрядильных фабриках в 1815 г. было занято около 100 тыс. рабочих. Кроме того, хлопчатобумажное производство обслуживали десятки тысяч ремесленных рабочих, которые на дому или в мастерских на ручных ткацких станках перерабатывали пряжу в ткань. Увеличение числа ремесленных рабочих, характерное и для других стран, означало, что на первоначальной стадии промышленного переворота машинная промышленность еще не пришла в техническое противоречие со своим ремесленным и мануфактурным базисом59 . Вместе с тем этот довольно значительный слой ремесленных рабочих всецело зависел от владельцев фабрик, получая от них и работу и сырье (пряжу). Благосостояние ремесленных рабочих определялось состоянием и развитием машинного производства на хлопкопрядильных фабриках. Появлявшиеся первые машиностроительные предприятия также в основном работали по заказам хлопкопрядильной промышленности, изготовляя прядильные машины и веретена для фабрик и ручные ткацкие станки для ремесленных рабочих. Машинизация в хлопкопрядильной промышленности ставила последнюю в более выгодные условия по сравнению с конкурирующими с ней отраслями (шерстяной, льняной). От состояния хлопчатобумажного производства прямо или косвенно зависели доходы производителей хлопка, торговцев, судовладельцев и других слоев населения. Вследствие этого экономическая роль капиталистических фабрик была гораздо больше их удельного веса в общем промышленном продукте страны.

Таким образом, один из факторов, характеризующих начало промышленного переворота - создание фабричной системы, - был к этому времени налицо. Другой фактор - применение пара в качестве двигательной силы в промышленном производстве - на этом этапе еще не проявил себя в США в таком масштабе, как, например, в Англии. Основной причиной этого послужило изобилие ресурсов водной энергии в гористых штатах Новой Англии, где как раз и возникли первые фабрики. Спустя 13 лет после войны 1812 г. "отец текстильной промышленности США" С. Слэйтер начал на своей фабрике в Новой Англии экспериментировать с машинами, приводившимися в движение паром. В других районах страны появление паровых машин (двигателей) произошло раньше. Уже с 1810 г. в Филадельфии действовала механическая мастерская по выпуску паровых машин60 . До 1815 - 1816 гг. паровыми двигателями были оборудованы крупная хлопчатобумажная фабрика в Мериленде, бумагоделательная фабрика в Питтсбурге, лесопильный завод и шерстяная фабрика в Цинциннати61 .

Но в целом промышленность США работала тогда на энергии падающей воды, которая была в 4,5 раза дешевле паровой62 . В 1818 г. на промышленных предприятиях страны действовало 50 паровых машин63 . Примерно столько же паровых машин приводило в движение неуклонно увеличивавшийся парк речных и морских пароходов64 . Хотя паровые машины и не получили тогда столь широкого распространения, как в Англии (в которой промышленный переворот начался почти на полвека раньше), тем не менее они и на американской почве уже на начальном этапе промышленного переворота использовались не только в промышленности, но и на транспорте (а на морском и речном транспорте даже раньше, чем в Англии).

Создание фабричной системы в хлопкопрядильной промышленности и практиче-


58 C.P. Nellels. Op. cit., p. 286.

59 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, с. 394.

60 "Gallatin's Report", p. 427.

61 R. W. Griffin. An Origin of the Industrial Revolution in Maryland. The Textile Industry, 1789 - 1826. "Maryland Historical Magazine", Vol. 62, March 1966, N 1, p. 32; C. P. Nettels. Op. cit., p. 286.

62 V. S. Clark. History of Manufactures in the U. S. 1607 - 1860. 1929, p. 470.

63 В 1810 г. в Англии насчитывалось около 5 тыс. действовавших паровых машин, то есть в 100 раз больше, чем в США через 8 лет (Л. А. Мендельсон. Указ. соч. Т. 2. М. 1959, с. 535).

64 HSUS, р. 448.

стр. 172


ское применение паровых двигателей в производстве и на водном транспорте убедительно свидетельствовали о начале в США в 1808 - 1815 гг. промышленного переворота. Он постепенно становится определяющим фактором экономического развития страны.

 

Опубликовано на Порталусе 18 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама