Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕХНОЛОГИИ есть новые публикации за сегодня \\ 25.06.18

ГОРЬКОВСКИИ АВТОЗАВОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дата публикации: 18 февраля 2018
Автор: В. П. КИСЕЛЕВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1518959838 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. П. КИСЕЛЕВ, (c)

найти другие работы автора

В январе 1982 г. Горьковский автозавод (ГАЗ) будет отмечать полувековой юбилей. На знамени этого предприятия - два ордена Ленива, ордена Красного Знамени и Отечественной войны I степени. В 50-летней истории завода немало славных страниц. Незабываемы героические дела горьковских автомобилестроителей в годы Великой Отечественной войны.

Суббота 21 июня 1941 г. была для автозавода знаменательным днем: с конвейера сошел миллионный мотор. На следующий день заводская многотиражка вышла с заголовком "Есть миллионный мотор!". Областная газета "Горьковская коммуна" поздравила автомобилестроителей с большой трудовой победой. Радио передавало концерт по заявкам передовиков производства. В воскресенье многие рабочие отправились на народное гулянье в Стригинский бор, на Окский пляж, на стадион. Но в час дня по местному времени уличные репродукторы разнесли грозную весть: фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. И вскоре к проходным завода устремился людской поток. Автозаводцы шли к рабочим местам. Партком завода созвал экстренное совещание секретарей парторганизаций цехов, отделов и смен, руководящих хозяйственных и инженерно-технических работников. "Родина в опасности, - сказал, обращаясь к собравшимся, секретарь партийного комитета И. В. Маркин. - И главная наша задача - дать как можно больше продукции для фронта, для победы"1 . Партком и дирекция определили ближайшие задачи, обратив главное внимание на укрепление дисциплины и порядка на каждом участке и в каждой бригаде.

Позднее на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, и жизнь делу Победы. Единодушно была принята резолюция: "Мы встанем железной несокрушимой стеной на защиту Родины, объявляем себя мобилизованными, готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!"2 . В президиум митинга стали поступать первые заявления от коммунистов, комсомольцев и беспартийных рабочих с просьбой немедленно направить их на фронт. Заявления были написаны на листках из записных книжек, бланках рабочих нарядов, уголках утренних газет.

Многие автозаводцы, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, встали к станкам, агрегатам и машинам. 22 июня мастер инструментально-штампового отдела Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавневым, слесарем Рыгалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими не выходили из цеха 21 час, пока не справились с делом. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня3 . В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Тулумбасов выполнил три сменные нормы4 . Смена мастера колесного цеха комсомольца Бондарчука 24 июня добилась небывалой производительности. При норме 2600 колес собрала 3030, на другой день - 3416. Строгальщик ремонтно-механическо-


1 Автогигант, 22.VI.1941.

2 Там же.

3 Государственный архив Горьковской области (ГАГО), ф. 2435, оп. 1, д. 177, л. 95.

4 Автогигант, 25.VI.1941.

стр. 79


го цеха Пастухов 24 июня выполнил 4 сменных нормы5 . Подобных примеров трудового героизма в те дни было множество.

Количество заявлений об отправке на фронт непрерывно увеличивалось. 22 июня их поступило свыше 1006 , 23 июня- 1607 . "Могу ли я сейчас оставаться в тылу? - писал наладчик А. Анурин. - Пусть мои товарищи по цеху не беспокоятся. Ведь отец мой тоже наладчик. Он пенсионер, но займет мое место на производстве. Я же хочу, чтобы меня зачислили в разведку, послали на передовую линию. Там я буду защищать любимый автозавод, народ наш русский и Родину советскую"8 . В другом заявлении говорилось: "От работницы-комсомолки теплоэлектроцентрали Воробьевой Антонины Яковлевны. Прошу зачислить меня в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Два моих старших брата в РККА; отец подал заявление о добровольном зачислении его на фронт. Вся моя семья держит в руках винтовки. Я не хочу отставать от братьев и отца, я желаю грудью встать на защиту Родины. Будем бить врага всей семьей"9 .

В первые четыре месяца войны на фронт добровольно ушли 675 коммунистов-автозаводцев и более 3 тыс. комсомольцев10 . Среди них - секретарь партбюро арматурного цеха Ф. Мордашов, секретарь комитета комсомола завода Н. Дружаев, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ А. Разживин, секретари цеховых комсомольских организаций П. Антонов из второго механического, П. Солодаев из второго моторного, А. Гугина из ремонтно- механического цехов, В. Романова из инструментально-штампового отдела.

Ярким проявлением патриотизма автозаводцев явилось их участие в создании народного ополчения. По зову партии в него вступали люди разных возрастов и профессий. За короткое время ополченцами стали около 10 тыс. рабочих и служащих ГАЗ. После напряженного трудового дня они обучались умению владеть оружием. Партийные организации завода, цехов и отделов развернули подготовку боевых резервов для фронта. Создавались подразделения всевобуча, подбирался комсостав, оборудовались военно-учебные пункты. Сотни комсомольцев направлялись на работу инструкторами противовоздушной и химической обороны и руководили группами самозащиты. В цехах создавались комсомольско-молодежные отряды по охране промышленных объектов, борьбе со шпионами и диверсантами, а также с пожарами.

В дни опасности, нависшей над страной, передовые автозаводцы стремились связать свою судьбу и жизнь с ленинской партией. Их заявления о приеме в ряды ВКП(б) были проникнуты глубоким патриотизмом и ненавистью к врагам Отчизны. "Прошу принять меня кандидатом в члены ВКП(б), - писал в своем заявлении мастер цеха шасси В. А. Отбоев. - Я готов в трудную минуту по зову партии и правительства встать на защиту Родины и защищать ее до последней капли крови, а если потребуется, - отдам и свою жизнь за Родину"11 . 30 июня на первом в военное время заседании парткома в члены и кандидаты партии было принято 15 передовых тружеников 12 . До конца 1941 г. в партию вступили 178 автозаводцев. А всего за время Великой Отечественной войны заводская парторганизация пополнилась более чем 2 тыс. человек. Среди тех, кто получил тогда партбилеты, - лучшие люди завода: знатный кузнец, депутат городского Совета Е. В. Куратов, инициатор движения комсомольско-молодежных фронтовых бригад В. Ф. Шубин, мастер-орденоносец А. Н. Воронов, заместитель начальника сборочного цеха Т. Г. Спрыгина, токарь-рационализатор В. Ф. Белан, оператор литейного цеха орденоносец А. И. Баранов, командир военизированной охраны Герой Советского Союза Г. Г. Габайдулин, руководитель женской комсомольско-молодежной фронтовой бригады Е. М. Михайлова и многие другие.


5 Автогигант, 28.VI.1941.

6 Автогигант, 25.VI. 1941.

7 ГАГО, ф. 2435, оп. 1, д. 177, л. 16.

8 Цит. по: Горьковский автомобильный. М. 1964, с. 99.

9 Автогигант, 25.VI.1941.

10 Партийный архив Горьковского обкома КПСС (ПАГО), ф. 39, оп. 1, д. 799, л. 11,

11 Там же, д. 812, л. 19.

12 Там же, д. 709, л. 73.

стр. 80


Война резко изменила условия работы завода. Требовалось в кратчайший срок перестроить производство на военный лад, максимально использовать все резервы и возможности для выпуска боевой техники. Автомобилестроители должны были перейти на производство танков и танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов. "Первые дни войны, - вспоминает бывший директор автозавода И. К. Лоскутов. - Вызов в Москву, в Центральный Комитет партии. Экстренный. В такое время по мелочам не вызывают, - разговор будет серьезный. Подготовив данные, которые могли понадобиться, захватив попутно бумаги, требующие резолюций столичных инстанций, в точно назначенное время я был в приемной ЦК. - Товарищ Лоскутов? Проходите, вас ждут. - В просторном кабинете, кроме партийных работников, представители армии, военных министерств и ведомств, хозяйственные руководители. - ак выполняется решение Государственного Комитета Обороны о производстве танков на вашем заводе? - Коротко доложил, что первая партия танков будет собрана согласно установленному сроку. Перестройка производства идет полным ходом, но мешают трудности, связанные с нехваткой металла, людей. - Сейчас всем трудно. А танки нужны сегодня, немедленно! - Наркомат обязал смежные предприятия оказывать необходимую помощь автозаводу в поставке подшипников, электрооборудования и других изделий. Мне дали более широкие права в решении хозяйственных, административных и финансовых вопросов"13 .

Перестройка мирного производства на военные рельсы потребовала огромных усилий всего коллектива предприятия, напряженной деятельности его парторганизации. 4 июля 1941 г. состоялось первое в дни войны заводское партсобрание. На повестке дня стоял вопрос: "Задачи партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и всего коллектива в связи с военным положением". Участники собрания вносили конкретные предложения, как максимально использовать внутренние резервы, как по-новому наладить дело. Борьба за перестройку производства и освоение в кратчайшие сроки выпуска боевой техники стала основным содержанием деятельности автозаводцев. Повседневную помощь оказывали им областной,, городской и районный комитеты ВКП(б). Непосредственно на заводе большую организаторскую работу проводили первый секретарь обкома М. И. Родионов, второй секретарь обкома С. Я. Киреев, ведавший вопросами промышленности, секретари горкома А. П. Ефимов и В. Ф. Янкавцев, первый секретарь Автозаводского райкома ВКП(б) Н. Ф. Кочетков. Для определения наиболее целесообразного направления перестройки производства в августе 1941 г. на ГАЗ приезжал кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и член ГКО, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, в конце ноября - член Политбюро ЦК ВКП(б) и ГКО К. Е. Ворошилов. Видные деятели партии и правительства постоянно помогали автозаводцам оперативно решать сложные задачи военного времени.

Проявляя упорство, энергию и инициативу, коллектив ГАЗ успешно осваивал новые производственные процессы, наращивал выпуск боевой техники. В трудный для Родины час патриоты, выполняя задания фронта, сутками не выходили из цехов. Однажды поломался зубонарезной станок, на ремонт которого требовался недельный срок. Производственный график срывался. Исправить положение взялась бригада комсомольца Н. Батурина. Она оставалась на рабочем месте 36 часов, пока не отремонтировала станок и сдала дефицитную деталь на сборку14 . В литейном цехе вышла из строя печь. Для ее ремонта требовались дни, а это могло сорвать выполнение военного заказа. Рискуя жизнью, электрик Н. Г. Сорокин вместе с помощником А. В. Дуловым взялись отремонтировать печь, не охлаждая ее. В асбестовых костюмах они трижды залезали под горячий свод. В тот же день печь была отремонтирована15 .

Перестройка производства тесным образом была связана с проблемой кадров. Тысячи рабочих ушли воевать, а фронт настоятельно требовал новую продукцию. На автозаводе, как и по всей стране, развернулось патриотическое движение женщин за овладение производственными профессиями. Они пришли в цеха заменить своих


13 Во имя победы. Горький. 1976, с. 8

14 Ленинская смена, 8.VIII.1941.

15 ГАГО, ф. 2435, оп 1, д. 177, л. 34.

стр. 81


мужей и братьев. Только за первый месяц войны на заводе стали трудиться 1545 бывших домохозяек, а к концу 1941 г. - еще 2500 женщин16 . А. Мельникова, проводив своего отца, кузнеца по профессии, на фронт, заняла его рабочее место, систематически выполняя по 2,5 нормы в смену, а в октябре 1941 г. установила рекорд, которому могли бы позавидовать мужчины: на штамповке новой детали выполнила 5 норм. Ее сменщица Н. К. Горбунова выполняла производственные задания на 400%. Стала кузнецом и А. Ложкина. Работая в бригаде знатного кузнеца Е. В. Куратова, молодая смазчица после смены задерживалась у ковочных машин, следила за работой нагревальщиков и кузнецов, овладевала профессиональными тонкостями дела. Вскоре ее поставили нагревалыцицей, затем кузнецом. С помощью старших товарищей Анна в совершенстве овладела сложной профессией, и впоследствии ей было присвоено звание лучшего кузнеца завода. За самоотверженный труд патриотку наградили орденом Трудового Красного Знамени. Сборщица стержней литейного цеха С. Ефремова, выполняя срочный фронтовой заказ, 4 суток не выходила из цеха. Одна из первых на автозаводе она была награждена орденом Ленина. Более 500 женщин в короткие сроки стали кузнецами, сталеварами, нагревалыщщами, формовщицами17 . Только за первый год войны на ГАЗ пришли почти 11,5 тыс. человек18 . Основным методом подготовки новых кадров на заводе являлась индивидуально-бригадное обучение: за 7 - 10 дней новичок осваивал одну-две операции, и с этим минимумом приступал к самостоятельной работе, постепенно приобретая дальнейшие навыки.

Важным условием повышения производительности труда явилось социалистическое соревнование. "Хочешь врага победить на войне, план выполняй вдвойне и втройне!"- этот лозунг призывал автозаводцев работать по-фронтовому. Конкретное выражение он получил в движении "двухсотников" и "трехсотников". Те, кто остался на заводе, и те, кто стал у станков, заменив фронтовиков, дали слово работать не только за себя, но и за ушедших на фронт товарищей, выполняя по две нормы. "Наше поле боя - цех!" - под таким девизом рождались производственные победы.

Передовые "двухсотники" завода токарь В. Шубин и фрезеровщик И. Якименко, соревнуясь между собой, в 5, 10 и 15 раз превышали установленные нормы19 . "На второй день войны, - вспоминает Василий Шубин, - на фронт ушли мой брат Иван и зять Петр. В первых же боях Петр погиб, сиротами остались четверо малолетних детей, потом пришло письмо от Ивана, - он лежал в госпитале. Я, как и все, часто ходил в военкомат, рвался на фронт, но в военкомате сказали коротко: не обивай пороги, - не поможет, твоя винтовка - твой станок. Перед глазами стояли строки из письма Ивана: "Братуха, давай больше оружия!". Трудно опознавал простую истину: кому-то надо же быть и в тылу. Решил работать и за себя, и за брата, и за погибшего зятя"20 . И действительно, он работал за нескольких, а 19 октября 1941 г. добился невиданной выработки, дав 25 норм за смену; заработок он перечислил в Фонд обороны. А всего за войну Шубин выполнил 24 годовые нормы.

Не отставал от него и Иван Якименко, два брата которого сражались на фронте. "А я, - писал он 23 февраля 1943 г. в заводской многотиражке "Автогигант", - оставшись на производстве, решил работать по-фронтовому, помогать братьям своим трудом. Однажды нужно было выполнить срочный заказ. Непрерывно работал около суток. Я выполнил в этот день задание на 975%. Приходилось работать так, что не выдерживали высокого напряжения даже фрезерные станки: в головках закипало масло. Можем ли мы работать иначе, когда на фронте бушует огонь войны, когда нужно громить и громить проклятого немца? Нет, не можем. Кончится война, придут братья с фронта, и мне не стыдно будет глядеть им в глаза. Я всеми силами помогал им драться с фашистами".


16 Горьковский автомобильный, с. 103.

17 ГАГО, ф. 2435, оп. 7, д. 36, л. 2.

18 Митрофанова А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941 -1942 гг.). М. 1960, с. 349.

19 Горьковская коммуна, 5.IX.1941.

20 Горьковчане в Великой Отечественной войне. Горький. 1970, с. 395.

стр. 82


Большое значение для распространения патриотического движения имело соревнование "двухсотников", начатое по инициативе заводского комитата ВЛКСМ. Каждый комсомолец должен стать "двухсотником" - такая задача была поставлена перед молодежью. И она выполнялась. Если в июле 1941 г. на предприятии трудились 240, то в ноябре - 630, а в декабре - более 1700 "двухсотников"21 . Затем появились "трехсотники", "пятисотники" и "тысячники". Одновременно развернулось движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Строгальщик мастерской горячих штампов Тулумбасов до войны работал на двух станках и выполнял план на 170%. В первые дни войны он перешел на обслуживание четырех станков, затем - пяти и стал перевыполнять сменные задания в 3,5 раза22 . Работница сборочного цеха Макарова успешно работала на шести станках. Во втором моторном цехе Силина, Солдатов, Сурков, работая каждый на четырех станках, выполняли сменные задания на 150 - 160%23 . Сотни рабочих овладевали смежными профессиями. Рихтовщица кузнечного цеха К. Тихонова, уплотняя рабочее время, освоила профессии заточника, шлифовщика и кузнеца24 .

В сентябре 1941 г. Совинформбюро оповестило о трудовых успехах Е. Боряковой. На другой день в цехах уже висел плакат: "Шире развернем движение за совмещение профессий! Вчера Советское Информбюро сообщило: "Стахановка прессового цеха Горьковского автозавода Елена Борякова изучила четыре специальности и может теперь выполнять работу электросварщицы, прессовщицы, сверловщицы и наждачницы. Товарищи автозаводцы, следуйте ее примеру! Овладевайте несколькими профессиями! Заменяйте товарищей, ушедших на фронт!" Это движение приобрело широкий размах. В августе 1941 г. на заводе насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальностями25 .

В начале октября 1941 г. комсомольцы автозавода одновременно с молодежью Уралмашзавода предложили новую форму соцсоревнования - фронтовые бригады. "Самоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Будем работать по- фронтовому!"- этот клич был широко подхвачен по всей стране. К 15 октября на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объединили 256 молодых патриотов26 . Такие бригады (В. Шубина, В. Тихомирова, И. Якименко, В. Шабаева, П. Давыдовой, Ф. Любавина и др.) показывали примеры трудового героизма. Их заповедью было: "Фронт требует - заказ фронта должен быть выполнен быстро и отлично!" Члены этих бригад не уходили из цеха, пока не справлялись с заданием. Новое движение получило поддержку заводской парторганизации. 26 октября 1941 г. состоялось заседание парткома с отчетом "О работе комсомольской организации завода в условиях Отечественной войны". Партком предложил комитету ВЛКСМ "добиваться организации фронтовых бригад на каждом участке и отделении цеха"27 . 30 октября партком обсуждал вопрос "Об организации фронтовых комсомольских бригад". Секретарь заводского комитета комсомола Л. П. Смирнов рассказал об их работе. Образцы самоотверженного труда показал коллектив Ф. Любавина в колесном цехе: при задании 1600 траков он изготовил за смену 3900. Систематически перевыполняли задания бригады Галунина и Хлопова (кузница), Гунина (третий механосборочный), Давыдовой (литейный цех серого чугуна), Ларина (литейный цех ковкого чугуна). Партком принял решение организовать соревнование фронтовых бригад28 .

В декабре 1941 г. по инициативе Горьковского горкома ВЛКСМ был проведен слет руководителей комсомольско-молодежных фронтовых бригад. От имени 87 таких бригад автозавода Шубин, Якименко, Давыдова, Любавин обратились со страниц "Комсомольской правды" к молодым рабочим страны с призывом "Создавайте на своих предприятиях фронтовые бригады! Пусть они будут образцом для всех рабочих,


21 Горьковский автомобильный, с. 107.

22 ПАГО, ф. 39, оп. 1, д. 710, л. 90.

23 Там же, лл. 107, 108.

24 Там же, ф. 4740, оп. 1, д. 19, л. 5.

25 Горьковская коммуна, 7.VIII.1941.

26 Митрофанова А. В. Указ, соч., с. 212

27 ПАГО, ф. 39, оп. 1, д. 710, л. 90.

28 Там же, лл. 107, 108.

стр. 83


пусть они покажут всем, что значит работать по-военному!"29 . 10 января 1942 г. в статье "Ваш вызов принят, автозаводцы!" газета сообщила, что "по почину горьковчан фронтовые бригады создаются в Москве, Свердловске, Ярославской области и во многих других местах". На автозаводе в январе 1942 г. трудились 123, в феврале - 163, в марте - 215 таких бригад30 .

Перед предприятием стояли сложные технические и организационные задачи. На подготовку, наладку и освоение легкового автомобиля М-1 в довоенное время потребовалось два годя и значительное количество импортного оборудования. Теперь освоение сложной боевой техники было закончено за 5 месяцев и без дополнительного оборудования, причем некоторые боевые машины осваивались в месячный срок. Обстановка осложнялась тем, что ряд областей, поставлявших ранее заводу материалы и изделия смежных производств, был временно оккупирован фашистскими захватчиками. Когда прекратилось поступление металлов с южных заводов, автозаводцы, перестроив технологию обработки, стали применять уральские марки металлов. Были организованы новые технологически процессы: налажено изготовление резины и деталей из нее, производство карбида, прокат металла, дутье. Из-за отсутствия запорожского автолиста завод стал выпускать грузовики с деревянной кабиной. В конструкциях ряда деталей клепка была заменена сваркой, поковка - литьем, механическая обработка - штамповкой. Это давало значительный экономический эффект, повышало производительность труда, сокращало время производства. Замена механической обработки штамповкой только одной из деталей позволила высвободить более 100 станков.

Благодаря усилиям инженеров П. Г. Гребельника, С. И. Русакова, А. И. Гуляева, М. М. Маркова, конструкторов М. И. Духинова и С. А. Егорова получил широкое распространение прогрессивный метод автоматической сварки под слоем флюса, разработанный акад. Е. О. Патоном. В результате было не только обеспечено выполнение напряженного плана, но и получен огромный экономический эффект. Производительность созданной на заводе сварочной установки (их было 25) в 7 раз превышала производительность применявшейся ранее дуговой электросварки. Каждый автоматчик заменил 12 - 14 высококвалифицированных электросварщиков, расход электродной проволоки сократился на 1/3, экономия рабочей силы при изготовлении электродов составила 90%, на 41% снизился расход электроэнергии31 .

Враг пытался дезорганизовать работу автозавода и иных горьковских предприятий. 4 и 5 ноября 1941 г. были совершены налеты на город. Воздушная тревога длилась 13 часов. Несколько фугасных бомб попали в кузнечно-рессорный, первый деревообрабатывающий, второй литейный, второй механический, прессовый цехи, конструкторско- эксперимелтальный отдел. Автозаводцы стойко встретили вражеские налеты. Коллектив завода быстро провел восстановительные работы32 , действовали сотни звеньев по устранению разрушений, тысячи рабочих, инженеров, техников, домохозяек и учащихся выходили после работы и учебы на строительство бомбоубежищ.

21 октября 1941 г. на заводе была получена телеграмма председателя ГКО: "Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие два-три дня начал выпуск по десяти танков в день, а к концу октября - по пятнадцати танков в день... Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполнят свой долг перед Родиной"33 . Телеграмма поступила в б час. утра. Еще до начала первой смены были намечены меры по выполнению задания, затем во всех цехах прошли митинги. Текст телеграммы стал известен каждому рабочему. Автозаводцы обязались выполнить задание ГКО. Участки и цехи, связанные с производством танков, были укреплены лучшими кадрами. Ежедневно партком контролировал график, помогая устранять недостатки и "расшивать" узкие


29 Комсомольская правда, 31.XII.1941.

30 ПАГО, ф. 39, оп. 1, д. 79, л. 90.

31 Правда, 16.Х. 1943.

32 ГАГО, ф. 2435, оп. 1, д. 18, л. 16; Митрофанова А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М. 1971, с. 133.

33 Митрофанова А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны, с. 138; Во имя победы, с. 19 - 20.

стр. 84


места на производстве. Руководство завода (директор И. К. Лоскутов, секретарь парткома И. В. Маркин, главный инженер А. М. Лившиц, председатель завкома Н. Н. Шахов, главный технолог К. В. Власов, начальник конструкторского бюро В. А. Дедков), начальники цехов и секретари цеховых партбюро перешли на казарменное положение. 21 ноября директор завода докладывал на пленуме Горьковского обкома партии: "Автозаводцы выпускают сейчас не по 15, а по 20 танков в сутки. Октябрьский план по производству танков перевыполнен. В декабре мы планируем выпускать по 30 танков в сутки"34 .

К концу 1941 г. перестройка ГАЗ на военные рельсы была в основном закончена. Выпуск продукции, шедшей непосредственно на фронт, рос из месяца в месяц: в июне - 100%, в июле - 107%, в августе - 250%, в сентябре - 304%, в октябре - 488%, в ноябре - 817%. Автозаводцы освоили и запустили в поточное производство танки, минометы, танковые моторы двух типов, автомобили высокой проходимости, снаряды, мины и много иной продукции35 . 19 декабря коллектив рапортовал о досрочном выполнении годовой программы36 . А 29 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции" ГАЗ был награжден орденом Ленина. Орденов и медалей удостоилась большая группа автозаводцев.

Весной 1942 г. передовые предприятия металлургической и авиационной промышленности выступили с инициативой начать Всесоюзное социалистическое соревнование. Их обращение нашло поддержку у горьковчан. На заводе прошли митинги, на которых принимались повышенные обязательства и намечались конкретные цифры сверхпланового выпуска оборонной продукции. 23 мая 1942 г. "Правда" опубликовала обращение рабочих, инженерно-технических работников и служащих ГАЗ с призывом развернуть Всесоюзное социалистическое соревнование машиностроителей за выполнение и перевыполнение планов выпуска автомобилей, мотоциклов, вооружения, боеприпасов, подшипников, электрооборудования, вагонов и запчастей. Издавались плакаты: "Завоюем переходящее Красное знамя ГКО!", "Больше танков - ближе победа!", "Фронт требует - выше производительность труда!". Почти 2 тыс. агитаторов проводили на предприятии беседы о том, как лучше выполнить взятые обязательства.

Развернулось соревнование по профессиям, начатое в мае 1942 г. по инициативе знатных кузнецов Кардашина, Колотухина, Аверьянова37 . В сжатые сроки было освоено производство танка Т-70, бронеавтомобиля и аэросаней. За разработку конструкции нового типа танков и бронемашин главному конструктору завода А. А. Липгарту, заместителю главного конструктора Н. А. Астрову и конструктору В. А. Грачеву в апреле 1942 г. была присуждена Государственная премия. Во Всесоюзном соцсоревновании завод завоевал в июле 1942 г. второе место, а в августе вышел на первое и был удостоен переходящего Красного знамени ГКО.

В сентябрьские дни боев за Сталинград по инициативе парторганизации первая декада месяца была объявлена фронтовой. "Все силы на помощь Сталинграду!" - этот лозунг можно было встретить на страницах многотиражки, в цехах, на участках и в бригадах. По итогам соцсоревнования за сентябрь ГАЗ вновь был удостоен переходящего Красного знамени ГКО. 19 декабря коллектив завода рапортовал Родине о досрочном выполнении годового плана, выпустив продукции за 1942 г. в 1,5 раза больше, чем в 1941 году. Выработка на одного рабочего возросла на 25%38 .

Автозаводцы поддерживали тесные связи с защитниками Родины: посылали на фронт посылки, вели переписку. "Дорогие товарищи-автозаводцы, - сообщал с фронта бывший рабочий штамповочного цеха А. С. Серов, - я даю вам честное слово воина Красной Армии, что дело освобождения нашей земли от гитлеровской нечисти буду вести честно и самоотверженно. А вы там, в тылу, тоже работайте не покладая рук, помните, что каждая машина, выпущенная заводом, - это удар по врагу"39 . Нередко ответные письма на фронт были коллективными: "Мы будем в тылу ковать


34 ПАГО, ф. За, оп. 1, д. 299, л. 36; Во имя победы, с. 19 - 20.

35 ПАГО. ф. 39, оп. 1, д. 799, л. 5.

36 Горьковская коммуна, 20.XII.1941.

37 ГАГО, ф. 2435, оп. 5, д. 121, л. 139.

38 Автогигант, 1.I.1943.

39 Автогигант, 15.VII.1942.

стр. 85


оружие, а вы этим оружием на фронте бейте беспощадно врага до полного его уничтожения", - писали своему бывшему товарищу по работе капитану Баранову работники кузнечного корпуса40 . ГАЗ шефствовал над двумя танковыми бригадами, сформированными в Горьком, и дивизионом бронепоездов. Подшефным вручались заводские Красные знамена. Широкий размах приобрело на автозаводе, как и по всей стране, патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. Своими личными сбережениями автозаводцы стремились укрепить боевую мощь Красной Армии и приблизить день Победы. К середине января 1943 г. они собрали на строительство авиаэскадрильи имени В. П. Чкалова и танкового корпуса "Советский танкостроитель" 5125 млн. руб.41 .

Лето 1943 г. готовило горьковчанам новые испытания. 4 июня 1943 г. в городе была объявлена воздушная тревога. На ГАЗ упали фугасные и зажигательные бомбы, загорелись кузнечные и литейные цехи, дома Соцгородка, административные здания. Во многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились конструкции. Была выведена из строя подстанция, принимающая ток от Горэнерго. Начальник второго термического цеха К. Н. Шаганова вспоминала: "Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали... Ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно-светло. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над Соцгородком. Первое стремление - бежать 'на завод. Никто не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было... Подбежала когда к цеху - все горит. Горит весь завод, горит мой цех"42 .

На ГАЗ упало более 100 фугасных бомб43 . В ночь с 5 на 6 июня - новый воздушный налет, принесший разрушения, очаги пожаров и жертвы. В ночь на 7 июня - опять тревога, над заводом повисли гирлянды осветительных ракет, снова завыли фугасные и зажигательные бомбы. Повсюду видны искореженные фермы цеховых пролетов и металлоконструкций, груды дымящихся развалин. И вновь автозаводцы самоотверженно боролись за родной завод. Когда в результате прямого попадания загорелся участок маслохозяйства цеха шасси, старший мастер Б. Т. Федорычев, рискуя жизнью, выкатил бак из-под огня и спас ценнейшее оборудование. Боец охраны Грекова, находившаяся на посту у склада боеприпасов, была отброшена взрывной волной. Очнувшись, она потушила зажигательную бомбу и предотвратила неминуемый взрыв. Во время бомбежки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Необходимо было немедленно отключить свет. Трижды взрывная волна сбивала с ног работника отдела технического контроля Прохорова, но он добрался до электрощита и выключил рубильник44 . Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь на 7 июня обнаружил бомбоубежище, в котором засыпало десятки людей. Не дожидаясь прекращения бомбежки, его взвод раскопал убежище и спас женщин и детей. Были и жертвы. На боевом посту погибли директор филиала автозавода Г. К. Парышев, начальник кузнечного цеха И. В. Китаев, новаторы производства Г. И. Масленников и И. Л. Лышнов. Все они были награждены посмертно орденами Отечественной войны I степени.

После того, как ПВО Горьковского района была усилена зенитными орудиями, пулеметами, прожекторами и аэростатами заграждения, боеспособность частей противовоздушной обороны повысилась. Но фашистская авиация стремилась вывести из строя оборонные предприятия. Вплоть до 22 июня 1943 г. гитлеровцы ежедневно бомбили ГАЗ45 . Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд энергосооружеиий, серьезно пострадали магистральные коммуникационные сети, был нарушен поточный производственный цикл. Всего пострадало 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. м конвейеров и транспортеров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых под-


40 Автогигант, 29.VI 1.1942.

41 Горьковская коммуна, 20.I.1943.

42 Волга, 1971, N 7, с. 118 - 119.

43 ГА ГО, ф. 2435, о.п. 1, д. 180, л. 19.

44 ПА ГО, ф. 37, оп. 1, л. 1336, л. 35.

45 ГАГО, ф. 2435, оп. 1, д. 180, л. 30; оп. 5, д. 121, л. 167.

стр. 86


станций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов и многое другое46 . Однако автозавод продолжал жить, трудиться и выпускать боевую технику.

7 июня в Горький приехала правительственная комиссия во главе с А. С. Щербаковым. В тот же день был разработан план восстановительных работ. 9 июня на бюро обкома ВКП(б) обсуждались вопросы "О ходе восстановительных работ на автозаводе" и "О мерах улучшения противовоздушной обороны города Горького"47 . К восстановительным работам были привлечены крупнейшие предприятия - "Красное Сормово", "Двигатель революции", "Красная Этна", авиазавод имени Орджоникидзе, завод фрезерных станков. Штабом восстановительных работ стал заводской партком. На ГАЗ приехала выездная редакция газеты "Правда". Правдисты оказали существенную помощь парткому в мобилизации рабочих, инженеров и техников на быстрейшее восстановление предприятия и увеличение выпуска боевой продукции. Газета "Все для фронта!", боевые листки и фотогазеты стали боевым 'Оружием парторганизации. За 120 дней выездная редакция выпустила 104 номера газеты "Все для фронта!", 346 "молний", 14 "Окон "Правды", много фотогазет, технических листовок и плакатов48 .

"Вот как надо преодолевать трудности!" - так называлась "молния", выпущенная правдистами 6 октября 1943 года. Она рассказывала о трудовом энтузиазме автозаводцев: "Директор завода поручил цеху Козьмина в небывало короткий срок - десять дней - освоить и наладить производство деталей и узлов новой машины. В цехе не было ни оборудования, ни штампов, ни кадров, подготовленных к решению этой задачи. Дружный коллектив инженеров, техников и рабочих под руководством начальника цеха В. Н. Козьмина создал участок для производства новых деталей, мобилизовал внутренние резервы цеха и с помощью отделов Липгарта и Глинера взялся за освоение и наладку. Коллектив встретился со многими трудностями и преодолел их. На новый участок не прислали людей из других цехов. Тогда руководители производства собрали рабочих и мастеров с разных участков цеха. Не хватало времени днем - работали ночью. Люди не выходили из цеха в течение десяти дней. Не было новых штампов - использовали старые штампы, изготовляли детали вручную и все же организовали поток деталей. Технологи Борис Калинский, Георгий Николаев и Татьяна Петрова вместе с зам. главного технолога А. Я. Фрейдлиным работали круглые сутки. Мастера Анатолий Фадеев и Николай Аверин научили людей выполнять новые операции, умело организовали труд стахановцев и ударников. Сварщики Андрей Пахрицын и Матвей Гительмахер работали за пятерых. Через десять дней коллектив наладил выпуск новой продукции. То, что делали до войны в течение двух месяцев, в цехе Козьмина сделали за десять дней".

"Автозаводцы, - вспоминает И. К. Лоскутов, - не ждали конца восстановительных работ. Цехи были еще без крыш, а мы уже выдавали продукции. Однажды, проходя вдоль разбитого кузнечного корпуса, я увидел такую картину. Под огромным куском брезента споро стучала ковочная машина, подручный кузнеца размеренно, пруток за прутком, посылал в печь стальные заготовки. Кузнец волчком сновал между печью и машиной. Розовые, искрящиеся бруски так и мелькали в клещах. Четыре удара машины - готовая деталь падает в шаланду, а остаток прутка снова в печь. Машина пофыркивает паром, стучит, гудит пламя в печи, кузнец что-то насвистывает. Словно и нет войны, а бомбежка, развалины - просто кошмарный сон, и вообще завтра выходной, настроение у кузнеца Елизара Куратова отличное, работается легко. Четыре удара - ступица готова, еще четыре - другая. Гора раскаленных деталей растет. Заметив меня, Елизар на минуту остановился. - Все в порядке, Иван Кузьмич, работаем. - Потом улыбнулся, поглядел на небо. - Красота! Свежий воздух, солнце не печет, вот-вот дождичек пробежит. Весь бы век так работал! - Веселый парень Елизар. Под стать ему и сменщики, кузнецы Андрей Загорный и Иван Кардашин. Что в шутке, что в работе - огонь! За самоотверженный труд Елизар Куратов и другие ударники были награждены именными золотыми часами"49 .


46 Там же, д. 178, л. 71.

47 Во имя победы, с. 72.

48 Горьковский автомобильный, с. 125.

49 Во имя победы, с. 95.

стр. 87


По инициативе комсомольцев Центральной заводской лаборатории и цеха шасси были созданы комсомольско-молодежные восстановительные отряды. К июлю их стало 60, а через месяц - более 200. Они объединили 3500 молодых патриотов50 . В те дни возникло движение за скоростной ремонт оборудования. Инициатором стала бригада слесарей С. Ибрагимова из ремонтно-мехапического цеха. Расчеты показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2282 тыс. человеко-часов. Для выполнения работы в - срок требовалось более 3 тыс. ремонтников. У Ибрагимова каждый член бригады выполнял определенную операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей; ремонтники средней квалификации - шабровку плоскостей и сборку узлов; бригадир занимался окончательной оборкой и отладкой станка. Если по норме на ремонт предусматривалось 40 - 50 дней, то бригада отремонтировала первый станок за 9, второй - за 8, третий - за 6, четвертый - за 5 дней51 . Султан Ибрагимов писал: "Руки не знали усталости. Сон бежал из глаз. Нельзя было сказать: "Я не знаю этой работы". Надо было знать и уметь делать все! Станки должны становиться в строй немедленно. Не было инструментов, материалов. Трудности были в сложности ремонта, но все это решалось на ходу. Такой пример. Как заливать подшипники распределительного вала токарного автомата? По технологии нужно было сделать разметку, расточку на больших станках, шабровку. А я предложил заливать подшипники на месте. Сэкономили месяц"52 .

12 июля 1943 г. на автозавод пришла телеграмма ГКО: предприятию устанавливался твердый и весьма напряженный план выпуска продукции. Замечательного успеха добился тогда второй литейный цех. На него была возложена трудная задача - обеспечить траками танковую программу. Раньше эта работа выполнялась тремя цехами. По инициативе сталевара Л. З. Бронникова развернулось движение за скоростную плавку. 27 июля литейщики цеха N 2 дали 6 плавок вместо обычных 3 - 5 в сутки, 17 августа - 7, 7 и 8 сентября - по 8, потом стали давать по 12. Бронниковское движение было подхвачено во всех литейных цехах. 25 сентября литейный цех N 3 выдал с пятитонной электропечи 11, 9 октября - 13, а высший рекорд цеха N 3 - 18 плавок. Раньше на одного рабочего в цехе N 2 выпускали по 9,3 т металла, при скоростном методе - 46 тонн53 . По-ударному трудились и кузнецы: Иван Кардашин, Елизар Куратав, Василий Марков, Григорий Малышев, Андрей Загорный, Анна Мельникова, Сергей Коба ежедневно выполняли по полторы-две нормы54 .

Даже в самое трудное для завода время - третий квартал 1943 г. плановые задания были перевыполнены: танков выпущено на 101,5%, автомашин - на 110,3%, танковых запчастей - на 129,6%, автозапчастей - на 122,7%. За это же время налажено производство бронеавтомобиля БА-64 улучшенной конструкции с широкой колеей, грузового автомобиля с модернизированной кабиной и возобновлен выпуск легковой, машины ГАЗ-67. Одновременно осваивалось производство самоходно-артиллерийских установок СУ-15, и с октября они уже отправлялись на фронт55 . 28 октября 1943 г. в ГКО пошел рапорт о восстановлении автозавода. Его подписали более 27 тыс. человек. Первыми среди них были знатный кузнец Иван Кардашин, верхолаз-трехсотник Николай Дмитричев, бригадир плотников Василий Тонькин, кузнец Елизар Куратов, бетонщик Андрей Иванов и слесарь Султан Ибрагимов56 . Годовой план был завершен к 17 декабря 1943 г. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 1943 г. заводу 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. За быструю ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, успешное выполнение заданий ГКО и образцовое снабжение фронта военной продукцией 9 марта 1944 г. завод был награжден орденом Красного Знамени, более 500 рабочих, инженеров и техников удостоены орденов и медалей.


50 ПАГО, ф. 4740, оп. 1, д. 16, л. 173.

51 ГАГО, ф. 2435, оп. 5, д. 121, л. 134; ПАГО, ф. 810, оп. 16, д. 88, л. 42.

52 Во имя победы, с. 159.

53 ГАГО, ф. 2435, оп. 5, д. 121, л. 133; оп. 1, д. 180, л. 171.

54 Там же, оп. 7, д. 29, л. 42.

55 Там же, оп. 1, д. 18, лл. 167 - 169.

56 Автогигант, 2.XI. 1943.

стр. 88


На 1944 г. производственная программа по сравнению г, предыдущим годом была увеличена заводу на 25%57 . Как выполнить ее? Делу во многом помогла рационализация. Так, штамповка одной из деталей в кузнице долгое время давала высокий процент брака. Инженеры Емельянов, Богдан, Семенов, Кожевников, технологи Брыкин, Фадеев, Булит, мастер Чемпалов предложили новый штамп, который вызвал коренную перестройку технологического процесса. Раньше кузнецы ковали деталь в два приема: сначала один конец, затем другой. Теперь ее штамповали сразу. Прежде деталь проходила 16 операций, по новой технологии - всего 4. Одновременно были высвобождены две нагревательные печи, ковочная машина и другое оборудование, число рабочих на линии сократилось с 14 до 9, годовой расход мазута на 1 тыс. деталей снижен на 13 т, электроэнергии - на 2730 квтч, сжатого воздуха - на 54 тыс. кубометров. А главное - повысилось качества продукции, исчез брак. Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании термической обработки другого трудоемкого изделия. Раньше на его нагрев затрачивалось не менее 5 часов. Инженеры Борисов и Масленников сконструировали агрегат, в котором изделия нагревались под закалку токами низкого напряжения за 12 минут58 .

4 декабря 1944 г. автозаводцы рапортовали о досрочном выполнении годовой производственной программы. Во Всесоюзном социалистическом соревновании коллектив ГАЗ в течение года 10 раз завоевывал переходящее Красное знамя ГКО. Кроме того, 9 раз автозаводцы получали переходящее Красное знамя ГКО за успешное выполнение заданий по изготовлению запасных частей для электростанций, 9 раз - переходящее Красное знамя Горьковского горкома ВКП(б). На заводе работали 1900 "двухсотников" и "трехсотников", 1 тыс. многостаночников, 1250 лиц, совмещавших профессии, 915 фронтовых бригад59 . Доброй славой пользовалась бригада восьми мастеров-орденоносцев под руководством А. .Ф. Удода. Она обязалась ежедневно после работы трудиться еще 4 часа на свободном оборудовании и за 100 дней (декабрь 1944 - март 1945 г.) выполнила годовую норму, выпустив продукции на 235 тыс. руб. и подготовив к самостоятельной работе 25 новичков. В апреле 1945 г. Удод получил письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова: "Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом. Воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец также знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведет в бою и принесет нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется еще немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага. Уверен, что Ваш прекрасный опыт станет примером для других и поможет всему коллективу завода добиться новых, еще больших успехов в героическом труде для дела победы"60 . В ответ на это письмо бригада приняла повышенные обязательства и сдержала свое слово.

Победа ковалась не только в цехах, но и в конструкторских бюро. Выдающимися новаторами танкостроения и разработки других машин военного назначения показали себя А. А. Липгарт, В. А. Дедков, В. А. Грачев, Н. А. Астров, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, Н. И. Ефимов, технолог Н. Ф. Денисюк, удостоенные Государственной премии. Но еще в 1943 г. конструкторы думали о послевоенных, мирных днях. Их творческими усилиями были созданы новые грузовые автомобили ГАЗ-61 с 6- цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели ГАЗ-АА, ГАЗ-63 с двумя ведущими осями, легковой автомобиль М-20 ("Победа") с новым 4-цилиндровым двигателем. Опытные образцы автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены к производству.

Несмотря на огромные трудности военного времени, большое внимание уделялось на заводе жилищному строительству, культурно-бытовому, обслуживанию трудящихся, сети общественного питания, огородничеству. С помощью государственных


57 Во имя победы, с. 96.

58 Горьковская коммуна, 9.II.1944.

59 Там же, 20.II.1945.

60 Там же, 11.IV. 1945.

стр. 89


ссуд возводились новые дома. Не хватало материалов. На помощь пришли коллективы цехов и отделов. Они устраивали субботники и воскресники, изготовляли металлические и деревянные детали, выделяли транспорт. Гак появились рабочие поселки Стахановский, имени Парижской Коммуны, имени Г. К. Парышева, летний театр "Родина", детский дом и два детских сада.

И вот пришла долгожданная Победа! 9 мая в 2 час. 10 мин. торжественный голос диктора возвестил об окончании войны с фашистской Германией. Эта весть молниеносно разнеслась по цехам. Со слезами радости люди обнимали и поздравляли друг друга. Два часа спустя под грифом "экстренно" вышел приказ по заводу, самый короткий за все военное время. Он был срочно расклеен и передан по заводскому радио. 9 мая объявлялось "полным нерабочим днем для всех цехов и отделов"61 .

Родина высоко оценила героический труд автозаводцев и в завершающий период войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских самоходных установок ГАЗ был награжден орденом Отечественной войны I степени. Тысячи танков, самоходок и автомашин дал Горьковский завод за войну. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревнование его коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. Перед этими знаменами автозаводцы клялись отдать все силы делу Победы. И клятву свою сдержали. Красное знамя ГКО как символ их мужества и трудового героизма передано автозаводу на вечное хранение.

Горьковский автозавод - один из крупнейших в автомобильной промышленности нашей страны. Это - предприятие массово-поточного производства с высокоразвитой внутренней специализацией, систематически наращивающее выпуск необходимой народному хозяйству продукции. "Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года" предусмотрены новые задания для автомобилестроителей. Коллектив ГАЗ своим самоотверженным трудом уже вносит весомый вклад в выполнение планов, намеченных XXVI съездом КПСС.


61 ГАГО, ф. 2435, оп. 5, д. 195, л. 178.

Опубликовано 18 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?