Рейтинг
Порталус

ПЕРВЕНЕЦ СОВЕТСКОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ

Дата публикации: 06 марта 2018
Автор(ы): В. И. Дорофеев
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1520338085


В. И. Дорофеев, (c)

Первенец советского тракторостроения. История Волгоградского двух орденов Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского . Волгоград. Нижне-Волжское книжное изд-во. 1980. 366 с.

Литература по истории фабрик и заводов СССР включает много работ различного типа - монографий, научно-популярных изданий, сборников документов и статей, очерков и др. В большей мере в ней отражена история предприятий Москвы и Ленинграда, частично - Украины и Урала 1 . Но до сего времени крайне слабо освещена история заводов и фабрик такого важного промышленного региона страны, как Поволжье. Этот пробел отчасти восполняет рецензируемая монография 2 . В ней разносторонне показана полувековая история Волгоградского тракторного завода (ныне производственного объединения) им. Ф. Э. Дзержинского от начала его строительства до наших дней 3 .


1 См.: Рогачевская Л. С. История фабрик и заводов. Итоги и проблемы исследования. - Вопросы истории, 1967, N 8; Митрофанова А. В., Остапенко И. П., Рогачевская Л. С. Итоги и задачи изучения истории фабрик и заводов СССР. - Там же, 1982, N 1.

2 Авторский коллектив: И. А. Трушин (рук.), Н. И. Першин (зам. рук.), В. А. Журкович, Г. М, Зобнина, Н. Е. Иллерицкий, А. С. Казакова, А. Н. Карамелев, А. И. Козлов, А. Д. Курин, Ю. М. Лобачев, В. Г. Меркушенкова, Н. С. Мадянова, Ю. В. Новиков, Г. В. Орлов, В И. Першин, В. А. Семенов, Ю. М. Шевцов.

3 Отдельные сюжеты из истории строительства предприятия, освоения и выпуска первых советских тракторов, деятельности трудового коллектива по послевоенному восстановлению завода, технической его реконструкции, трудовой и общественной активности тракторостроителей раскрываются в следующих работах: Люди Сталинградского тракторного. М. 1933; Пешкин И. Две жизни Сталинградского тракторного. М. 1947; Петров Ф., Чернышев Н. Поточные линии Волгоградского тракторного. Волгоград. 1963; Водолагин М. А. Первый тракторный. М. 1968, и др. Но на-

стр. 124


Книга написана на солидной источниковой базе. Авторы не только выявили новые интересные материалы в местных партийных и государственных архивах, но и ввели в научный оборот обширный круг неопубликованных документов из фондов ЦПА НМЛ, ЦГАНХ СССР, ЦГАОР СССР и ЦА ВЛКСМ. Использование периодической печати, воспоминаний ветеранов позволило живо, ярко, содержательно воспроизвести картину строительства завода, создания и выпуска первых советских тракторов, представить панораму трудовой и общественной деятельности тракторостроителей на протяжении 50 лет.

История предприятия показана на фоне развития страны, в неразрывной связи с задачами, которые решали партия, советский народ на разных этапах социалистического строительства. Содержание монографии свидетельствует о том, что многогранная работа коллектива завода постоянно находилась в центре внимания Центрального Комитета партии, Советского правительства, областных и городских партийных и советских организаций. Исключительный интерес к строительству завода, освоению его мощностей, качеству и количеству выпускаемой продукции проявляли такие видные партийные и государственные деятели, как Ф. Э. Дзержинский, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, М. И. Калинин (с. 14 - 18, 25, 44, 47, 55 - 56, 82 - 83 и др.).

Исследование вносит много нового в освещение борьбы советского народа, рабочего класса за претворение в жизнь ленинских идей индустриализации страны, оснащение сельского хозяйства новейшей техникой отечественного производства. Авторы показывают, в каких сложных условиях осуществлялось строительство завода, и это еще более подчеркивает пафос трудовых будней тракторостроителей, их энтузиазм, граничащий с самопожертвованием. Следствием всего этого и явились высокие темпы строительства завода: "Сборку и установку металлических конструкций механосборочного цеха строители СТЗ провели за 28 дней против 163 по американскому проекту, кузнечного цеха - за 54 дня против 132, литейного - за 72 дня против 193. Мировая строительная практика не знала подобных темпов" (с. 37).

Большое место в книге отведено показу роли молодежи, комсомола в развитии социалистической индустрии. Именно в Сталинграде было положено начало массовому, организованному на добровольных началах участию молодежи в ударных стройках первой пятилетки. Пионерами его стали 7 тыс. юношей и девушек, прибывших для завершения строительства и освоения тракторного завода. Авторы приводят многочисленные примеры трудового героизма молодых рабочих (с. 39 - 40 и др.). В монографии обобщаются интересные формы повышения культурно- технического уровня рабочих в 30-е годы; некоторые из этих форм с успехом можно было бы использовать и на современном предприятии (рабочий университет, кружки дополнительного рабочего образования, движение "за овладение техникой").

Освещая историю завода периода Великой Отечественной войны, авторы повествуют об отваге тракторостроителей, о большом их вкладе в достижение победы над фашистскими захватчиками. За выдающиеся заслуги перед Родиной в дни войны завод награжден орденом Отечественной войны I степени. В этом же разделе показано, как усилиями сталинградцев, всех советских людей в небывало короткие сроки из руин был восстановлен первенец советского тракторостроения. В книге использованы документы, свидетельствующие об огромной помощи возрождавшемуся заводу со стороны ГКО, ЦК ВЛКСМ, выездной редакции и агитпоезда "Комсомольской правды" (с. 155, 156, 159).

Подробно освещается в монографии послевоенный период: непрерывное наращивание производственных мощностей, освоение выпуска новых моделей тракторов, борьба за высокое качество продукции, огромные социальные сдвиги в многотысячном коллективе тракторостроителей (с. 164сл.), Достоинством книги является показ передовиков соревнования, рационализаторов, изобретателей, организаторов производства, инициаторов ценных починов. Авторами названо множество людей, чьи трудовые подвиги не только вписаны золотыми буквами в летопись завода, но и навсегда вошли в историю советского общества как пример служения делу партии, делу коммунизма. При этом отмечается, что рост предприятия, создание благоприятных условий для развития творческих способностей благотворно отразились и на самих рабочих. От


званные работы невелики по объему, написаны в основном по материалам многотиражной газеты, изложение в них ограничено узкими хронологическими рамками.

стр. 125


слесаря до конструктора - таков путь коммуниста И. П. Иночкина, создателя первой в мире автоматической линии. Фрезеровщиком механосборочного цеха начинал свою трудовую деятельность В. А. Семенов, приехавший строить тракторный в числе семитысячников. Ныне он Герой Социалистического Труда, бессменный директор завода с июля 1957 года. Знатным сталеваром, Героем Социалистического Труда стал выпускник ФЗУ П. Н. Бычков.

Особое место в исследовании отведено характеристике авангардной роли партийной организации предприятия в борьбе за выполнение задач, поставленных партией и правительством. Коммунисты, как свидетельствует содержание книги, постоянно находились впереди, на самых трудных и ответственных участках. В отличие от других подобных исследований большое внимание уделено авторами идеологической деятельности партийной организации. Успехи тракторостроителей были бы немыслимы, если бы коммунисты завода не занимались постоянным совершенствованием идеологической, политико-воспитательной работы, поиском новых ее форм.

Книга иллюстрирована. Уникальные по своему содержанию фотодокументы прошлых лет и нашей современности воспроизводят такие события, как митинг по случаю закладки завода, строительство основных цехов, торжественная встреча первого трактора СТЗ в Москве, испытание нового гусеничного трактора в присутствии руководителей партии и правительства, выпуск тракторов под NN 100000, 1500000, 10000000 (с. 21, 31, 46, 93, 83, 349, 351 и др.). На фотографиях запечатлены передовые рабочие завода, производственные помещения, различные технологические линии, культурно-оздоровительные объекты.

Итак, перед нами исследование, раскрывающее одну из страниц развития советской индустрии. Конечно, не все проблемы рассмотрены в нем с равной глубиной. Авторы не избежали определенных просчетов: подчас излишнее внимание уделено сравнительно второстепенным фактам; в работе неоправданно много цифрового материала; есть повторы в изложении. Приходится сожалеть, что в монографии не нашлось должного места для более подробного освещения деятельности коллектива в годы десятой пятилетки. Авторы, как и большинство тех, кто создавал работы подобного типа, не дали углубленного анализа проблем взаимоотношений в коллективе, качественной стороны трудовой и общественной активности рабочих.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама