Рейтинг
Порталус

М. Я. ВОЛКОВ. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)

Дата публикации: 06 марта 2018
Автор(ы): В. А. ФЕДОРОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1520341041


В. А. ФЕДОРОВ, (c)

Винокуренное производство. М. Наука. 1979. 336 с.

Проблема возникновения и развития различных отраслей промышленного производства в крепостной России (в плане изучения генезиса капитализма) давно привлекает внимание советских историков. В литературе появилось немало исследований, посвященных ранним этапам истории русской промышленности, однако далеко еще не все ее отрасли в достаточной степени изучены. К числу их относится винокуренная промышленность, занимавшая значительное место в промышленном развитии России, игравшая немалую роль в помещичьем хозяйстве, в фискальной политике самодержавия.

Дореволюционные исследователи (И. Г. Прыжов, И. И. Дитятин, М. И. Смирнов), изучавшие торговлю вином в кабаках, практически не затрагивали самой истории винокуренной промышленности. В советской литературе вопросы винокуренного производства освещались лишь попутно в работах общего характера по истории промышленности, вотчинного хозяйства и отдельных регионов России. Содержавшиеся в этих работах отдельные, разрозненные сведения не могли дать цельной картины развития этой отрасли. Книга кандидата исторических наук М. Я. Волкова (Институт истории СССР АН СССР) - первое монографическое исследование винокуренного производства в России.

Как отрасль промышленности винокурение выделилось в XVI - начале XVII в., но как отрасль промышленного производства оно сложилось во второй половине XVII - первой половине XVIII века. Именно этот важный период и является предметом исследования М. Я. Волкова. Отправная дата его - кабацкая реформа 1652 г., установившая монополию казны на сбыт хмельных питей, завершающая - реформа 1754 - 1755 гг., вводившая дворянскую монополию на винокурение. Таким образом, хронологически исследование охватывает целое столетие.

Монография базируется на богатом, преимущественно архивном материале. Это ведомости о промышленных предприятиях, таможенные, писцовые и переписные книги конца XVII - начала XVIII в., ревизские сказки первой и второй ревизий (содержащие сведения не только о численности населения, но и о его занятиях промышленностью и торговлей), отчетная документация собиравших питейные сборы "кружечных дворов" ("кабацкие книги" и "приемочные росписи"), приходо-расходные ведомости винокуренных заводов, книги "винного курения", описи "имений" купцов-винопромышленников, подробные описания отдельных винокуренных заводов (иногда с их графическими планами), различные ведомственные "справки", и "доношения", обширный законодательный материал. Указанные источники (нередко неполные и противоречивые по своему содержанию, требовавшие большого и кропотливого труда при сопоставлении и проверке их данных) позволили автору нарисовать достаточно полную и всестороннюю картину развития винокуренной промышленности за целое столетие. На основе статистической обработки первичных данных им составлены 28 таблиц основных показателей о состоянии винокурения за исследуемый период. В приложениях даны перечень 94 центров винокурения в конце XVII - начале XVIII в. и список 280 винокуренных предприятий за 1719 - 1725 гг. с указанием их местонахождения и социальной принадлежности их владельцев.

В обстоятельном введении раскрывается степень изученности темы и дан подробный обзор используемых источников. Автор начинает исследование с анализа условий и факторов, влиявших на развитие товарного

стр. 137


винокурения в России в конце XVII - начале XVIII века. Он детально рассматривает особенности различных форм организации винокуренного производства, технической оснащенности, состава рабочей силы, сбыта готовой продукции и пр. на казенных, купеческих, дворцовых и помещичьих, винокуренных предприятиях в различных регионах страны. Принятая автором структура исследования позволила ему четко определить как общие тенденции в развитии винокуренной промышленности, так и специфику ее у различных сословных групп винопромышленников, с учетом влияния местных и конъюнктурных условий.

В связи с развитием товарно-денежных отношений в стране и как важный показатель этого развития в книге отмечен рост винокуренного производства, рассчитанного на широкий рыночный сбыт уже с середины XVII в., а также вытеснение мелких винокуренных заведений более крупными, с достаточно развитым разделением труда, соответствующим мануфактурной форме организации производства. Автор характеризует и влияние правительственной фискальной политики на состояние винокуренной промышленности, в первую очередь кабацкой реформы 1652 года. "Введение монополии казны на продажу вина потребителям и осуществление мер, направленных на увеличение доходов государства от его продажи, - пишет М. Я. Волков, - привели к расширению рынка сбыта казенного вина и очень заметному росту спроса казны на вино. Она стала не только его производителем, но и оптовым покупателем. Эти обстоятельства создали условия для относительно быстрого развития товарного винокуренного производства" (с. 36). Казна не только монополизировала сбыт вина, но и сама занималась винокуренным производством, а также субсидировала виноподрядчиков. В середине XVII в. основная часть вина производилась на казенных винокурнях, созданных при кабаках и как "придатки" кабаков. Автором учтено в середине XVII в. до 200 казенных винокурен. С этого времени значительно возрастает подрядное (на казну) винокурение. Прибыль, полученная ею от торговли вином, становится важнейшей статьей государственных доходов.

Наибольший интерес представляет подробная характеристика в книге производственной структуры казенных, купеческих, помещичьих и дворцовых винокуренных заведений: оборудование в них, режим работы, профессиональный и социальный состав работников и другого обслуживающего персонала, организация закупки сырья и его доставки, сбыта готовой продукции.

Анализ данных о развитии винокурения в России в XVII - XVIII вв. позволил М. Я. Волкову выявить следующие изменения в этой отрасли промышленности. С конца XVII в. наблюдается относительно быстрый рост купеческого и вместе с тем упадок казенного винокурения, не выдерживавшего конкуренции более рентабельных купеческих предприятий. С ростом купеческого винокурения было связано укрупнение производства (наиболее крупные винокурни были купеческие), улучшение его технологии, рост применения наемного труда. Это были заведения мануфактурного типа, состоявшие из основных (мельницы, солодовни, поварни) и вспомогательных (кирпичные заведения, кузницы, котельные и бондарные мастерские) производственных ячеек, со специализированным штатом постоянных работников (винокуров, подкурков, браговаров, жеганов и пр.) и значительного числа подсобных. В последней четверти XVII в., пишет автор, происходит перемещение винокуренного производства из городов в сельскую местность - ближе к дешевому сырью и топливу. Развитие винокурения оказало большое влияние на расширение товарного зернового производства в России в первой половине XVIII века. По данным автора, к середине XVIII в. в стране насчитывалось 594 винокуренных предприятия (7 казенных, 298 купеческих, 278 помещичьих и 11 дворцовых), которые производили до 2 млн. ведер вина. На это шло 600 - 800 тыс. четвертей хлеба (около 6 - 6,5 млн. пудов) (с. 316).

С 20-х годов XVIII в. автор отмечает рост помещичьего винокурения, связанный с помещичьим предпринимательством. За 20 - 50-е годы XVIII в. удельный вес помещичьего винокурения возрос с 16 до 53%. Винокуренным предпринимательством занимались высшие военные и придворные чины, представители титулованной знати. Поскольку помещичьи винокуренные предприятия представляли собой вотчинные мануфактуры, основанные на крепостном труде, то рост удельного веса помещичьего винокурения привел к увеличению удельного веса крепостного труда в этой отрасли промышленности и сокращению доли труда наемного. Последнее было также связано, как отмечает автор, с правительственными мерами сыска беглых и закрепления "гулящих людей", что резко сократило и без того узкий рынок рабочей силы.

стр. 138


Таким образом, развитие винокуренной промышленности и ее влияние на экономику страны носило противоречивый характер. С одной стороны, оно способствовало становлению новых явлений в экономике страны - развитию товарно-денежных отношений, товаризации зернового производства, применению найма, формированию торгово-промышленной буржуазии. С другой - расширение помещичьего предпринимательстве приводило к сокращению удельного веса наемного и увеличению доли крепостного труда в этой отрасли промышленности, к расширению барской запашки и росту барщины, то есть к усилению феодально-крепостнической эксплуатации крестьян. И здесь в подавлении ростков нового огромную роль сыграла пропомещичья политика самодержавия, которое системой льгот и привилегий поощряло помещичье предпринимательство и, наконец, реформой 1754 - 1755 гг. ввело монопольное право помещиков заниматься этой наиболее доходной отраслью промышленности.

Таковы основные выводы и положения рецензируемой монографии, которая заполняет существенный пробел в изучении истории становления и развития промышленности в России в эпоху позднего феодализма.

Некоторые положения и утверждения автора, однако, могут быть оспорены. Так, в заключении М. Я. Волков утверждает, что "развитие винокуренной промышленности в Рсссии в конце XVII - первой половине XVIII в. привело к заметному увеличению категории людей, которые кормились полностью или частично своей продажей рабочей силы, и к росту слоя капиталистов-купцов за счет купцов-винопромышленников" (с. 322). Состояние источников не позволило автору показать, как возросла численность купцов- винопромышленников и наемных рабочих за исследуемый им период. Однако и те данные, которые приводятся в монографии, свидетельствуют о том, что слой калиталистов-винопромышленников был невелик (не более 200 - 300 человек), а численность рабочих (и наемных, и кабальных, и крепостных) "была относительно меньшей, чем на предприятиях различных отраслей обрабатывающей промышленности" (с. 319). М. Я. Волков утверждает, что в дворцовых крепостнических предприятиях, связанных с дворцовым вотчинным хозяйством, было немало специфических черт, характерных "в период перехода от феодализма к капитализму": они производили товарную продукцию, были организованы как мануфактуры, постоянным крепостным работникам частично платили жалованье. Однако эти "новые черты" (они были характерны и для вотчинных мануфактур, и барщинного хозяйства XVIII - первой половины XIX в.) носили крепостнический характер и не меняли феодальной природы дворцовых винокуренных предприятий.

 

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама