Рейтинг
Порталус

РУССКАЯ ТЕХНИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Дата публикации: 14 марта 2018
Автор(ы): В. М. Родионов
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1521024247


В. М. Родионов, (c)

Для развитых стран Западной Европы и Америки конец XVIII - середина XIX в. являются временем серьезных изменений в материально-технической базе общества, носивших характер промышленного переворота. Особенно интенсивно этот процесс шел в Англии. Революционные изменения в производстве были связаны прежде всего с изобретением ряда технических устройств для крупной промышленности, в которой продукт производства обрабатывался машинным способом, а не вручную (как в ремесле). При этом происходило разделение производственного технологического процесса на составные элементы, выполняемые специализированными машинами. Как следствие этих изменений возникло производство, представлявшее собой систему для создания машин машинами, с кооперацией и взаимодействием уже не "частичных" рабочих, как в ремесле, а "частичных" машин. Эти перемены как раз и привели к перевороту, который В. И. Ленин определил как "крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин (заметьте, именно под влиянием машинной индустрии, а ке "капитализма" вообще)" 1 . Техническую основу преобразования составили машины, получившие название " робочих машин" 2 . Другую сторону промышленного переворота определило создание и внедрение в производство двигателя нового типа - паровой машины, которая пришла на смену водяному колесу.

Наконец, важной стороной дела явились сдвиги в ряде областей науки конца XVII - начала XVIII в., главным образом в сфере механики и физики (оптика, учение о теплоте). Из натурфилософских эти науки превращались в экспериментальные. Были сделаны серьезные открытия в области электрических явлений, составившие основу ряда технических устройств, прежде всего электродвигателя, электрогенератора, электромагнитного телеграфа. Первая половина XIX в. знаменательна также открытием закона сохранения и превращения энергии - краеугольного камня науки, утвердившего диалектическое понимание характера явлений природы.

Промышленный переворот постепенно охватил наиболее важные сферы производства, транспорт и связь, коснулся затем сельского хозяйства. В результате произошли такие изменения в способе производства, которые привели к созданию нового уклада техники, соответствующего машинно- фабричному капиталистическому способу производства. Промышленный переворот тесно связан и с социально-политическими преобразованиями, которые были привнесены в жизнь стран Западной Европы буржуазными революциями в Нидерландах, Англии и Франции, на немецких землях и в Австрийской империи, реформами в Швеции и России.

В России наиболее характерной чертой первой половины XIX в. являлся кризис крепостнической системы, разложение дворянского землевладения. Развивается национальная буржуазия - купечество, промышленники. Имевшие значительные денежные средства и производственные возможности, они стали теснить помещиков в хозяйственной сфере, что имело последствия и для основного класса трудящихся - крестьянства: феодальный гнет резко усиливался и приобретал наиболее грубые формы 3 . Однако разложение феодальных отношений оказалось затяжным из-за устой-


1 Ленин В. И. ПСС. Т. 2, с. 231.

2 Современная научно-техническая революция. М. 1970, с 48 - 54, 56 - 58.

3 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 39, с. 70.

стр. 89


чивости дворянского землевладения, силы абсолютистского государства и слабости российского капитализма, особенно на его первых этапах. Развитие товарно-денежных отношений создавало ощутимые трудности для патриархального помещичьего хозяйства, вызывало расслоение как в среде дворянства, так и в крестьянской массе. Расширялось применение наемного труда, появлялись предприятия капиталистического типа. Царское правительство было вынуждено приспосабливаться к изменениям, связанным с ростом буржуазии, осуществляло частичные меры поощрения развития промышленности и торговли, устраивало промышленные выставки, поддерживало отдельные работы в сфере техники и технологии.

С 20-х годов XIX в. в России наблюдаются изменения и в самом характере производства. Однако до реформы 1861 г. этот процесс не был интенсивным. Промышленный переворот в России в полной мере проявился только к концу XIX века. Тем не менее в русской технике рассматриваемого периода известны многие нововведения и изобретения, сыгравшие в последующем существенную роль в укреплении базиса капитализма. О них и пойдет главным образом речь в этом очерке.

Горная техника

В начале XIX в. горная техника в России стала отставать от горной техники западноевропейских стран. Это объяснялось тем, что горнопромышленники основывали свое господство "не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве" 4 , т. к. они одновременно были и промышленниками и помещиками, применявшими крепостной труд. Производительность его была низкой, а законодательные основы горнодобывающего дела, выработанные еще в петровскую эпоху, уже не удовлетворяли новым социально-экономическим условиям. В начале века правительство проводит в жизнь некоторые изменения в законах, относящихся к горнодобывающему и металлургическому производствам. По инициативе и при деятельном участии видного горного специалиста А. Ф. Дерябина было принято в 1806 г новое Горное положение, в котором, хотя и предусматривалось использование труда крепостных (приписных рабочих), вводились положения об улучшении юридического статуса горняков, нормировании их труда, введении частичного вольнонаемного труда. Это улучшило организацию рабочей силы и способствовало формированию класса промышленных рабочих.

Взамен отдельных и разрозненных горноразведочных работ началось более систематическое геологическое изучение и освоение ряда районов страны, геологическое картографирование. Здесь большую роль сыграли департамент горных и соляных дел, Академия наук, Русское географическое общество. В результате были найдены многие новые месторождения руд, черных и цветных металлов, каменного угля, каменной соли и других ископаемых под Петербургом (Ижора), в Прибалтике, на Дону, Урале, в Западной Сибири, по Амуру и на Дальнем Востоке 5 .

В соответствии с изменением организации горного дела был введен ряд усовершенствований в этой области техники. В качестве средств водоотлива, сложившихся еще в XVIII в., применялись многоступенчатые насосы с конным приводом, которые обычно совмещались с шахтными рудоподъемниками. Отличался оригинальностью конструкции водоподъемник мастерового Нижне-Тагильского завода Е. Г. Кузнецова, который применил на Меднорудянском руднике бесконечную цепную передачу с конным приводом, подвесив между цепями бадью. Наряду с гидравлическими колесами и механизмами для рудоподъема и откачки воды из шахт в начале XIX в. стали применяться паровые двигатели. Долгое время их количество было незначительным, и только к 40-м годам паровой двигатель стал постепенно заменять в России другие средства рудничного привода. В 1803 г. механик Л. Ф. Сабакин установил паровую машину двойного действия на Березовских золотых приисках. В 1827 - 1837 гг. механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми были построены паровые машины для водо-


4 Ленин В. И. ПСС. Т. 3, с 485 - 486.

5 Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века. М. 1978, с. 160.

стр. 90


отливных установок Меднорудянского рудника. В начале XIX в. были созданы оригинальные механизмы для шахтной вентиляции. В 1832 г. А. А. Саблуков использовал центробежную силу для постройки вентилятора нового типа - центробежного. Первые модели этого вентилятора нашли применение на Чагирском руднике Колывано-Воскресенеких заводов. Данное техническое устройство позволяло всего за два часа проветривать горные выработки.

В первой половине XIX в. в России была начата систематическая добыча нефти путем рытья и бурения скважин и подъема нефти на поверхность т. н. колодезным способом 6 . Колодезный промысел развивался близ Баку, а также в районе Уфы. Здесь использовалась довольно примитивная техника бурения скважин с помощью штанговых буров и долот, а также вычерпывания нефти особыми ведрами-черпаками на канатах с конным приводом. С середины века черпание производилось желонкой, т. е. длинным ведром с клапаном в днище.

Расширение практики горного дела дало возможность обобщить накопленные знания. В 1843 г. вышел в свет "Курс горного искусства", написанный профессором Петербургского горного института А. И. Узатисом.

Металлургия

Вызванные промышленным переворотом на Западе значительное развитие и перестройка машиностроения требовали выработки большого количества чугуна и железа, которые повсеместно приходили на смену дереву. Быстро возрастало мировое их производство. К концу первой четверти XVIII в. Россия занимала первое место в мире по производству чугуна. Однако в первой половине XIX в. темпы роста выпуска чугуна снизились: сказывалось тормозящее влияние крепостного права. Мировой удельный вес российской тяжелой промышленности резко упал, достигая в 1830 г. 12%, а к. 1860 г. - лишь 4%. Вольнонаемный труд в крепостной мануфактуре в 1825 г. составлял всего 22% 7 .

Тем не менее потребность в чугуне и железе росла и способствовала дальнейшему совершенствованию способов их получения. В начале XIX в. в отечественной металлургии стали широко вводиться плавильные печи нового типа - домны. В развитии доменного производства важную роль играло улучшение воздуходувных устройств. В 1805 г. на Кусинском заводе (Урал) были построены доменные печи, в которых использовалось тепло колошниковых газов, а с 1825 г. в домнах и нагревательных печах-вагранках стали применять для дутья подогретый воздух. Однако горячее дутье в первой половине XIX в. не получило еще широкого распространения. Русские металлурги непрерывно совершенствовали технологию получения чугуна и железа, стремились сделать производственные процессы более экономичными. К 1860 г. производительность доменных печей заметно выросла. За этот год в 100 домнах России выплавили 14 512 тыс. пуд. (т. е. около 232 тыс. т) чугуна 8 .

В 30-х годах в России начинают использовать контуазский, или "французский", вариант кричного передела чугуна 9 . В горне нагревательной печи, имевшем особую форму, найденную экспериментально, фурмы, через которые подавался поток воздуха, были расположены с меньшим, наклоном. При этом в нагреваемую чушку чугуна воздух ударял сбоку и ближе к ее концу. Расплавленный металл стекал вниз, на железистые шлаки и окалину. Так достигалось получение более чистого чугуна при крицах меньшего размера, а на изготовление крицы шло меньше времени. Контуазский способ давал возможность увеличить продукцию при сокращении "угара" чугуна.

Следующей ступенью совершенствования процесса передела чугуна в железо было пудлингование. Чугун нагревался в отражательных печах, затем проковывался в полосовое железо 10 . На металлургических заводах России пудлингование стало при-


6 Там же, с. 177 - 187.

7 Хромов П. А. Экономическое развитие России в XIX - XX веках. М. 1950, с. 61.

8 Струмилин С. Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. М. 1954, с. 430.

9 Очерки истории техники в России, с. 208.

10 Там же, с. 209 - 216.

стр. 91


меняться в первой половине XIX века. Большой вклад в этой области был сделан известным русским металлургом А. А. Иосса, который в середине прошлого века внедрил на Боткинском заводе газопудлингование и газосварочные печи. В конце 1850 г. в отечественной металлургии была налажена технология пудлингования на каменном угле. Этот метод получил в последующие десятилетия широкое развитие на южных заводах. Русские мастера нашли способы усовершенствования технологии пудлингования и добились большой отдачи металла. Значительно раньше, чем в За падной Европе, в нашей стране было введено газовое пудлингование с помощью газогенераторов, в которых сжигались мелкие угольные отходы (на Боткинском заводе - в 1842 г., на Лысьвенском - в 1847 г.). Процесс пудлингования потребовал развития ковочного производства и создания специальных молотов для проковывания полос нагретого металла, придания им необходимого уплотнения и нужной формы.

Пудлингование заканчивалось проковкой металла с помощью обычных кричных молотов. Однако потребность в конструктивном металле нужного профиля (например, для железнодорожных рельсов, строительных балок) поставила задачу создания специальных прокатных станов и организации нового прокатного производства. Русские инженеры многое сделали в этой области. Сначала для профильного проката использовались уже имевшиеся станы, производившие полосовое железо (например, на Камско-Боткинском заводе в 1840 - 1841 гг.). Одновременно вступали в строй специальные прокатные станы для получения профилированного металла. В 1843 г. стали действовать рельсопрокатные станы на Пожевском (Пермская губ.) и Выксунском заводах. Крицы из пудлинговой печи обжимались сначала полосовыми валиками, а после, вторичного нагрева вновь прокатывались в профильных валках. Подобные работы выполнялись и на Нижне-Тагильском, Чермозском (Пермская губ.) заводах, а также на подмосковных заводах Мальцева. Производство проката в России постепенно увеличивалось и в середине прошлого века позволило уменьшить ввоз этой продукции из-за границы.

Необходимость получения более прочного металла, чем сварочное железо, вызвала к жизни технологические приемы выработки углеродистой стали. Сначала использовалось получение уклада, т. е. малоуглеродистой стали, известное еще в XVIII веке. Уклад получали из сыродутного железа сильным нагреванием железной крицы в раскаленном древесном угле. Науглероженные поверхностные слои железа закаливались при последующем быстром охлаждении водой. После многократного повторения такого процесса из крицы извлекались полосы низкоуглеродистой стали, которые на дальнейших технологических этапах сваривались в монолит - уклад. Этот металлургический прием просуществовал до начала XIX в., например, на Олонецких заводах.

Еще в XVIII в. были созданы два способа получения углеродистой стали цементование железа и тигельная плавка, получившие в грядущем столетии более широкое распространение. В России применялся способ цементования предложенный в 1722 г. французским физиком Р. Реомюром. Способ заключался в длительном нагревании железных полос в закрытых сосудах в присутствии вещества, способного отдавать железу углерод. Происходил процесс науглероживания железа на большую глубину (цементование). Полученная таким методом сталь была неоднородна, и ее вновь проваривали в горне и проковывали молотом. Тигельный способ получения углеродистой стали, изобретенный в 1730 г. английским мастером Б. Гунстмэном, предполагал нагревание и плавление небольших порций цементованного металла, смешанного с древесным углем и силикатными присадками. Таким путем получалась литая высокоуглеродная сталь, которую использовали, например, для изготовления часовых пружин. В России в начале XIX в. на ряде заводов производили и цементованную литую сталь. Так, в 1808 - 1810 гг. крепостной мастер С. И. Бадаев получал тигельную литую сталь сначала на Петербургском заводе хирургических инструментов, а затем тигельную и цементованную сталь на Боткинском заводе.

Огромная роль в развитии отечественной металлургии первой половины XIX в. принадлежит выдающемуся металлургу П. П. Аносову, выполнившему ряд прикладных научных исследований по технологии получения черных металлов, в том числе "литой, стали" (1837 г.). Из нее делались многие бытовые инструменты - ножи, серпы, косы и др. Особое значение имеют его труды по раскрытию секрета булат-

стр. 92


ной стали (1841 г.) 11 . Основные свои работы Аносов выполнил на Златоустовском заводе. Другой известный, металлург П. М. Обухов разработал на Златоустовской оружейной фабрике технологию тигельных плавок и в 1854 г. наладил производство тигельной стали, из которой изготавливали кирасы - пуленепробиваемые нагрудники. Им же был предложен способ получения однородных крупных отливок тигельной стали. "Обуховская" сталь имела высокую упругость и вместе с тем была вязкой, не уступала по качеству лучшим немецким и английским образцам того времени. Обухов внедрил способ одновременной плавки в нескольких тиглях.

Из цветных металлов наибольшее распространение в нашей стране еще с древнейших времен получили медь, олово, свинец, золото. Технология производства меди в XVIII в. на некоторых доменных заводах состояла в выплавке ее из руды с по следующей очисткой полученного продукта ("штейна") в обжигательных печах. Затем процесс получения меди несколько изменился: плавильные горны строились отдельно от обжигательных печей. До середины XIX в. в технологии производства меди не произошло существенных изменений, лишь кое-где воздуходувки были переведены на конный привод. 12 .

Производство свинца и серебра было взаимосвязано, ибо серебро извлекалось из серебряно- свинцовых руд. К середине XIX в. в нашей стране выплавлялось около 1 тыс. т свинца в год. Важнейшими серебряно-свинцовыми заводами были Колывано-Воскресенские, Нерчинские и Алтайские. Серебряно-свинцовый расплав из руды получался в плавильных горнах с последующим раздельным осаждением этих металлов. Так же поступали и с золотистым серебром, осаждая из него золото. Сплавы серебра и золота в слитках шли на петербургский Монетный двор, где производился, их аффинаж (разделение). В России известны были два его способа: сухой и мокрый; первый состоял в цементации, другой - в сплавлении золота с сурьмой. Серебро аффинировали, обрабатывая его "царской водкой", т. е. концентрированной смесью соляной и азотной кислот 13 .

До начала XIX в. золото получалось главным образом из руд. В 1814 г. произошли существенные изменения в отечественной золотопромышленности: Л. И. Брусницын предложил новую технологию промывки золотоносных песков. Были разработаны промывочные машины, позволившие вдвое увеличить производительность. В технологии получения золота определенную роль сыграл метод амальгамации, который нашел промышленное применение с 1808 г. на екатеринбургском Монетном дворе благодаря работам инженеров А. А. Агте, И. И. Варвинского, И. В. Авдеева.

В 1819 г. на Урале был найден новый металл - платина, который сначала назывался "новый сибирский металл", или "белое золото" 14 . В 1825 г. горные инженеры А. И. Архипов, Г. А. Иосса и мастер В. Сысоев применили очистку платины сплавлением с мышьяком. Разработка методов получения ковкой платины из отдельных гранул принадлежит известному металлургу П. Г. Соболевскому, а также В. В. Любарскому. Их работы явились, по существу, основой порошковой металлургии, получившей развитие только в XX веке.

Энергетическая техника

До XIX в. в России применялись водяные - и ветряные двигатели. Ветряные мельницы использовались в районах, лишенных рек. В первой половине века на территории нашей страны их насчитывалось более 200 тысяч. Водяное колесо сначала применялось в основном в качестве водоподъемного устройства (шадуфы, колодцы) и на мельницах, а в мануфактурный период стало служить двигателем в горных и металлургических заводах.

Характерным образцом русской техники, сложившейся во второй половине XVIII в. и сохранившейся до середины следующего столетия, были гидросиловые комплексы гидротехника и механика К. Д. Фролова, возведенные на Колывано-Воскре-


11 Аносов П. П. О булатах. - Горный журнал, 1841, N 2.

12 Любомиров П. Г. Очерки по истории русской промышленности в XVII, XVIII и начале XIX.века. М: 1947, с. 16 - 25.

13 Очерки истории техники в России, с. 227 - 229.

14 Там же, с. 232 - 233.

стр. 93


сенских заводах. Они имели систему плотин и деривационных водотоков (отведение воды из реки иди водохранилища по каналу) с водяными колесами. Колеса приводили в действие заводское машинное оборудование. Служили они и источником механической энергии для внутризаводских дорог с канатной тягой вагонеток. Гидросооружений, подобных комплексу Фролова, было в России несколько - на различных горнодобывающих и металлургических предприятиях. В первой половине XIX в. гидротехника России имела достаточно высокий технический уровень. К этому времени русские инженеры сумели разработать теоретические начала расчета и построения гидрокомплексов. В 1823 г. появляются первые русские труды по гидравлической механике (Д. С. Чижов), а в 1852 г. вышло исследование И. И. Рахманинова по теории вертикальных водяных колес, по своему научному уровню значительно опередившее научную мысль Запада и удостоенное в России Демидовской премии 15 .

В 30-х годах XIX в. появляется новый тип водяного двигателя - гидротурбина. Первая в России гидротурбина мощностью около 36 л. с., созданная уральским механиком крепостным И. Е. Сафоновым, была установлена на Алапаевском заводе, где она приводила в действие листопрокатный стан. В 1839 г. А. И. Узатис предпринял попытку теоретически рассмотреть действие турбин и показал, что они значительно эффективнее простых водяных колес. В 1856 г. В. И. Рожков установил на екатеринбургском Монетном дворе сдвоенную гидротурбину с горизонтальным валом. Он же дал теоретическое обоснование работы и инженерный расчет таких турбин 16 . Эти и другие технические новшества с большим трудом пробивали себе дорогу в России. Военно-бюрократическая правящая верхушка, признававшая только иностранные авторитеты, отвергала отечественные достижения, стремясь всюду применять ручной крепостной труд.

После изобретения паровых двигателей, в особенности после создания в 1769 г. Дж. Уаттом паровой машины двойного действия, в России с конца XVIII в. начался процесс внедрения силы пара в производстве. В своем проекте "огнедействующей машины" русский механик И. И. Ползунов, по отзыву акад. Российской АН Э. Лаксмана, "делающий честь своему отечеству", предложил двухцилиндровый паровой двигатель непрерывного действия. В нем был реализован метод суммирования движения поршней цилиндров на общий рабочий вал машины и использован механический "аккумулятор" энергии - маховик. Эти принципы применяются в тепловых двигателях до настоящего времени. Паровой двигатель Ползунова, предназначенный для привода воздуходувных мехов на Барнаульском заводе, был построен в 1766 г., уже после смерти изобретателя. Он был испытан его учениками и помощниками, но проработал недолго, т. к. дешевый крепостной труд был выгоднее постройки сравнительно дорогих паросиловых установок.

В начале XIX в. и в России началось применение и изготовление паровых машин, где оно пошло своими путями, специфическими для местных технико-экономических условий. В 1815 - 1819 гг. на Верх-Исетских заводах А. С. Вяткин построил несколько паровых двигателей, а двумя годами позже на Пожевских заводах стали делать паровые машины и котлы, предназначавшиеся для первых русских пароходов. В 1824 г. механики Е. А. и М. Е - Черепановы построили паровой двигатель для Нижне-Тагильского завода; в дальнейшем для заводских и транспортных нужд они изготовили около 20 паровых машин, в том числе мощностью до 60 л. с. В 1836 г. на Выксунских заводах было налажено производство паровых двигателей для текстильных фабрик. В результате творчества русских мастеров и инженеров мощность паровых машин постепенно возрастала, и они становились конструктивно совершеннее. Тем не менее в 1840 г. общая установленная мощность паровых машин составляла в России около 20 тыс. л. с., т. е. всего 7% от мощности всех водяных колес. Причина медленного освоения тепловых машин все та же: социальное несоответствие крепостной мануфактуры этим новым техническим средствам. Заводовладельцы не хотели идти на дополнительные затраты, отказаться от труда крепостных.

Техническое применение паровых двигателей было тесно связано с развитием разделов Физической науки о тепловых явлениях. Сначала эта связь проходила


15 Там же, с. 268 - 270.

16 Там же, с. 271 - 279.

стр. 94


на эмпирическом уровне, использовались опытные данные физики. Впоследствии возникают теоретические основы тепловых машин, и в начале XIX в. теплотехника сложилась как техническая наука, вклад в которую был сделан учеными инженерами многих стран.

Средства транспорта

По транспортной технике еще в конце XVIII в. в России был сделан ряд изобретений, связанных с совершенствованием традиционных средств передвижения. Первую механическую коляску, которая посредством ременной передачи приводилась в движение мускульной силой человека, создал в 1760 г. талантливый механик крестьянин Л. Л. Шамшуренков. Через 30 лет известный русский умелец изобретатель И. П. Кулибин построил самоходный экипаж, имевший коробку передач и фрикционные тормоза. Изобретатель, зная о новинках века, предполагал поставить на этот экипаж паровую машину.

Русские инженеры конца XVIII в. имели определенные достижения и в технике перевозки больших грузов. Так, при сооружении в 1782 г. в Петербурге памятника Петру I ("Медный всадник") для транспортировки пьедестала - каменной глыбы весом более 1500 т - была построена "рельсовая" дорога с желобами, по которой перемещалась деревянная платформа на медных шарах. Первую в России рельсовую чугунную дорогу (с конной тягой) для перемещения вагонеток с рудой построили в 1808 - 1810 гг. по проекту П. К. Фролова на Змеиногорском руднике. На 2-м километровом пути эта дорога имела мост, виадук, существенный излом профиля, поворотный круг, т. е. все технические элементы современного железнодорожного пути. По техническому уровню она превосходила английские внутризаводские дороги 17 .

Первая половина XIX в. отличается интенсивным развитием и внутризаводской подъемно- транспортной техники. К началу 30-х годов на Олонецком заводе был установлен элеватор для подачи на высоту 5 м шихты к нагревательным печам (вагранкам), выполненный в виде цепной передачи с закрепленными на цепях движущимися полками. В мировой промышленной практике это была первая машина подобного типа. В те же годы на смену применявшимся ранее подъемным кранам деревянной конструкции пришли грузоподъемные механизмы с чугунными литыми опорными элементами. Такие чугунные поворотные краны с лебедочным цепным устройством впервые стали применяться на Александровском заводе под Петербургом. Строились тогда и передвижные краны, смонтированные на рельсовых платформах. В качестве силового приводного устройства в некоторых кранах применялись гидравлические цилиндры. В конце 40-х годов на Екатеринбургском механическом заводе впервые в России были установлены мостовые краны большой грузоподъемности, а немного позже "подвижные ворота" такого типа имелись уже на многих русских предприятиях тяжелого машиностроения.

Интересным было предложение Д. А. Загряжского, который в 1837 г. создал модель "экипажа с подвижными колеями" - первое транспортное устройство на гусеничном ходу. В то время это изобретение не нашло широкого применения, однако к концу века гусеничные механизмы стали быстро распространяться 18 . В первой половине XIX в. вводится механизация транспортных процессов в горнорудном производстве: канатно-рельсовые устройства для откатки руды, транспортеры. А в начале 60-х годов инженер А. Лопатин изобрел транспортер для вывозки песка (песковоз) - прообраз заводских конвейеров будущего.

Применение паровой машины в России на транспорте относится к началу 30-х годов. В 1833 - 1834 гг. на Нижне-Тагильском заводе отец и сын Черепановы сконструировали паровоз для внутризаводской железной дороги, его скорость достигала 16 км в час. Их второй паровоз имел тягу 16 тонн. В 1837 г. между Петербургом


17 Виргинский В. С. Творцы новой техники в крепостной России. Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - первой половины XIX века. М. 1962, с. 182 - 193.

18 Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин В. С. История техники. М. 1962, с, 432.

стр. 95


и Павловском (27 км) была пущена первая в России пассажирская железная дорога с английскими паровозами. И только 14 лет спустя, когда во всем мире уже существовала сеть железных дорог, была проложена двухколейная железная дорога, соединившая Петербург и Москву. Если первая дорога сооружалась иностранными концессионерами, то вторая строилась на средства казны. В ее сооружении принимали участие видные русские инженеры П. П. Мельников, Д. И. Журавский и Н. О. Крафт, которым пришлось решить труднейшие технико-строительные задачи, в частности проблему переброски железнодорожного пути через множество рек. Журавским, С. Ф. Крутиковым и др. были построены для этого мосты из чугунных ферм. Русским инженерам пришлось преодолевать препятствия и другого характера, ибо правительство поручило многие работы иностранным дельцам, проводившим в жизнь далеко не лучшие технические решения. Развитие железных дорог в России шло крайне медленно, и в середине XIX в. их протяженность составляла всего 1,5% от длины мировой сети.

В 1815 г. появились первые русские пароходы 19 . На р. Неве был испытан пароход "Елизавета" с колесным движителем, построенный на заводе Берда. Затем были спущены на воду еще два парохода: один с 1816 г. плавал по Каме, другой совершал рейсы по Каме и Волге. В 1821 г. был построен волжский пароход "Всеволод". Развитие водного, тем более парового транспорта шло медленно. На реках процветал варварский, но дешевый труд бурлаков. В 1850-х годах бурлаков и портовых грузчиков насчитывалось около 0,5 млн. И только необходимость создания сильного военного флота подтолкнула царское правительство на сооружение судов с паровым двигателем. В 1826 г. был спущен на воду пароход "Ижора", вооруженный 8 пушками. Существенный прогресс в развитии парового флота России связан также с переходом в середине века от весьма непрочных на море колесных движителей к винтовым.

В середине XIX в. во всех странах началось строительство судов с железными корпусами. Этот процесс охватил и Россию. После потери Черноморского флота в Крымской войне русское кораблестроение и металлургия получили большой побудительный импульс и быстро стали приобретать характер крупных капиталистических производств. Существенный прогресс в кораблестроении был достигнут благодаря тесному сочетанию создания паросиловых установок с конструированием корпусов кораблей. В этой области важную роль сыграли работы многих русских механиков (Н. Д. Брашмана, Д. С. Чижова, М. В. Остроградского) и кораблестроителей, связавших эксперимент с использованием достижений науки.

В России первой половины XIX в. немало делалось для подготовки контингента инженеров. Открываются учебные заведения, которые выпускают теоретически и практически подготовленных специалистов. Воспитанники Института корпуса инженеров путей сообщения (1810 г.), Главного инженерного училища (1810 г.), Практического технологического института (1828 г.), Михайловского и Николаевского инженерных училищ (1819 г.) применяли свои знания не только в кораблестроении, но также в горном деле, металлургии и других отраслях промышленности. Характерной чертой взаимодействия науки и техники в России было тогда то, что отечественные ученые связывали свою научную деятельность с капиталистическими предприятиями значительно меньше, чем представители науки развитых западных стран. Это определялось прежде всего слабыми темпами развития капитализма в России 20 .

Применение электричества

Вторая половина XVIII в. в русской науке была связана с рядом важных исследований в области статического электричества, главным образом с изучением атмосферных явлений, основанных на количественном анализе и показавших электрическую природу молнии и северных сияний (работы М. В. Ломоносова, Г. В. Рихмана). Научные открытия того времени в России и за рубежом создали предпосылки для практического применения электричества и магнетизма в последующие годы. В 1802 г. профессор Петербургской медико-хирургической академии В. В. Петров,


19 Там же, с. 189.

20 Развитие естествознания в России (XVIII - начало XX века). М. 1977, с. 248.

стр. 96


проведя серию опытов и измерений с большой гальванической батареей ("вольтовым столбом"), открыл и исследовал явление электрической дуги, практически использовав ее для опытов по электрическому освещению и как источник высокой температуры для плавки металлов и химического анализа веществ. Предложения Петрова изолировать металлические проводники посредством жирных веществ и масел при напряжениях более 1500 вольт были использованы в производстве электрических кабелей.

Примечательными и опередившими свое время были труды А. Т. Болотова, имевшие значение как для развития физики, агрономической науки, так и для практической медицины. Он проследил влияние на человеческий организм электрических токов и статических зарядов, организовав первую в России электролечебницу. Это сыграло затем определенную роль в становлении электротерапии. Практическое применение электричество нашло в работах П. В Шиллинга, в частности в разработке им электровзрывателей. Он создал в 1812 г. электрические мины, которые взрывал током, подводя его к минам посредством специального кабеля, на конце которого находились два уголька, накалявшиеся при пропускании через них электричества. Работы Шиллинга нашли дальнейшее развитие в опытах М. М. Борескова, В. Г. Сергеева, Б. С. Якоби.

Значительным событием мировой науки и техники начала XIX в. было появление первых электрических двигателей и генераторов. Однако их изобретение не нашло в начале XIX в. широкого практического применения в России. Эти устройства еще долго оставались лишь демонстрационными приборами. Одним из первых создал электрогенератор русский физик Э. Х. Ленц, а в 1838 г. он практически осуществил принцип обратимости электрической машины постоянного тока, т. е. показал ее способность работать в качестве как двигателя, так и генератора. В 1834 г. русский электротехник Б. С. Якоби построил электрический двигатель с вращающимися постоянными магнитами, испытав его на небольшом речном судне. В 1848 г. он построил электрический генератор постоянного тока, который нашел применение в качестве источника тока для взрывания электрических мин. Он же придумал электрический взрыватель ударного действия и сконструировал "гальваническую" мину, срабатывающую от механического удара. Чрезвычайно важным применением электрического тока было открытие Якоби способа нанесения металлических покрытий на поверхность различных предметов (меднение, серебрение и т. п.). Он разработал в 1837 г. способ получения точных копий предметов, например, монет и медальонов, использовав электролитические свойства тока, и изобрел гальванопластику, которая широко применяется и в наши дни 21 . К. И. Константинов создал "электрический хроноскоп", позволивший измерять скорость полета пуль, артиллерийских снарядов и ракет.

Техника связи

Сложившиеся в России к началу XIX в. средства связи были представлены почтой, звуковой сигнализацией на короткие дистанции, устройствами для подачи сигналов от световых источников на расстояние прямой видимости и оборудованием для флажной, главным образом морской, сигнализации.

Развитие торговли и транспорта потребовало новых средств для передачи возросшего потока информации. Поэтому в начале XIX в. в жизнь входят специальные стационарные устройства - семафорные, "оптические" телеграфы 22 . Наибольшей известностью пользовались телеграфы французской системы К. Шаппа. В 1824 г. такая линия семафорного телеграфа, построенная по проекту ученика Шаппа П. Шато русскими инженерами Фитингофом и Ф. А. Козеном, была проведена из Петербурга в Шлиссельбург. Вскоре подобные линии соединили Петербург с Кронштадтом (1833 г.), Гатчиной (1835 г.), Варшавой (1838 г.). После строительства первых русских железных дорог линии семафорного телеграфа стали их обязательной принадлежностью. В начале XIX в. оригинальную систему семафорного телеграфа разработал И. П. Кулибин, который предложил емкий телеграфный код и особые таблицы для пользова-


21 Бочарова М. Д. Электротехнические работы Б. С. Якоби. М. 1959, с. 23 - 59.

22 Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства. М. 1979, с. 340 - 344.

стр. 97


ния им. Есть косвенные свидетельства о том, что телеграф Кулибина применялся в Севастополе в 30 - 50-х годах XIX века 23 .

Несовершенство оптических систем телеграфирования, определяемое трудностью передачи сигналов ночью и в плохую погоду, заставило искать другие принципы передачи сигналов и использовать с этой целью электрический ток. П. В. Шиллинг создал первый в мире электромагнитный телеграф и в 1832 г. показал его модель в действии 24 . Основным элементом этого телеграфа был мультипликатор - многовитковая катушка с проводом, по которой пропускался электрический ток от батареи. Помещенная внутри катушки магнитная стрелка отклонялась, а укрепленный на стрелке черно-белый легкий кружок поворачивался. По проволочной линии передавались посылки электрического тока прямого и обратного направления, вследствие чего кружки поворачивались или черной, или белой сторонами, либо при отсутствии тока занимали положение в профиль. Передача букв и цифр производилась сочетанием этих трех положений кружков по разработанному в 1835 г. Шиллингом набору сигналов. Он же применил системы телеграфирования как с одним, так и с шестью мультипликаторами, а для латинского алфавита использовал пять мультипликаторов. Линии передачи были многопроводными. Шиллинг также впервые применил клавишное передающее устройство, напоминающее рояльную клавиатуру.

Усовершенствованием электромагнитных телеграфов занимался Якоби 25 . В 1841 г. он разработал пишущий электромагнитный телеграф, который записывал сигналы в виде ломаной линии грифелем на стеклянном матовом экране, перемещаемом с помощью часового механизма. В дальнейшем ученый предложил несколько оригинальных систем электромагнитных телеграфов, в которых передающий и принимающий аппараты имели циферблаты с нанесением знаков по окружности буквами и цифрами. В центре циферблатов вращались стрелки. Движение стрелок было синхронно-синфазным: в одни и те же моменты на передающем и на приемном аппаратах стрелки показывали одинаковые знаки. Это достигалось коммутаторным электрическим устройством. Для передачи нужного знака передающий оператор на короткое время останавливал стрелку у этого знака, и на приемном аппарате стрелка останавливалась в том же положении.

Чтобы устранить влияние электрических потерь в линии передачи большой протяженности, Якоби в 1843 г. изобрел ретрансляционные устройства, которые включались в нескольких местах длинной линии связи. Ретрансляторы имели реле, срабатывающее от сигналов, принятых по линии. Оно включало местную батарею в последующий участок линии, образуя импульсы тока большей величины, чем принятые. Таким образом Якоби смог увеличить протяженность телеграфных линий. Этот метод применяется до настоящего времени.

В 1850 г. Якоби разработал буквопечатающий телеграф, в котором использовался принцип импульсного синхронношагового действия электромагнитов, но вместо стрелок применялось типовое колесо с расположенными на нем выпуклыми металлическими литерами ("типами"). Печатание знаков производилось электромагнитным устройством на движущейся бумажной ленте.

К середине XIX в. в связи с бурным развитием промышленности и транспорта усиливается необходимость в надежных средствах связи. В это время во всем мире строится много линий электрических телеграфов. Сооружаются они и в России. К середине века Петербург был соединен телеграфом с Москвой, Одессой, Варшавой, Таллином, Ригой, другими городами. Электрический телеграф стал важным средством общения.

Машиностроение

Развитие в России горной и металлургической техники, а также энергетики послужило еще в XVIII в. базой формирования новой отрасли техники и производства - машиностроения, основными составляющими которого были сначала кузнечное и


23 Бренев И. В., Лунев П. А. Новые сведения о телеграфе Кулибина. - Вопросы истории естествознания и техники, 1980, N 1.

24 Яроцкий А. В. Павел Васильевич Шиллинг. М. -Л. 1953, с. 50.

25 Бочарова М. Д. УК. соч., с. 108 - 166.

стр. 98


литейное дело, а также обработка металлов резанием; затем возникло приборостроение 26 .

В кузнечном ремесле, издавна развитом в России, в XVIII в. произошел переход на промышленную основу благодаря использованию молотов с приводом от водяных колес. Важным для кузнечного дела было применение силы пара и изобретение в 1839 г. автличанином Дж. Несмитом парового молота, что позволило увеличить технологические усилия при ковке. В 1848 г. паровые молоты были установлены на Екатеринбургской механической фабрике и Боткинском заводе для ковки крупногабаритных деталей к паровым двигателям, а также для металлообрабатывающих станков. Паровые молоты позволили быстро совершенствовать методы кузнечной сварки металлов. К середине XIX в. появляется новый вид металлообработки - прокатка, возникает и соответствующий тип машин - прокатные станы. В 1859 г. первый в России прокатный стан для выработки корабельной брони построил мастер В. С. Пятов.

С 1819 г. в русском металлообрабатывающем производстве стала применяться штамповка. Хотя этот технологический прием требовал создания дополнительных дорогих приспособлений - штампов, он позволил "перейти к серийному производству однотипных деталей. В отличие от свободной ковки штамповка давала детали строго заданной формы и размеров. Вначале она возникла в производстве огнестрельного оружия на Тульских и Сестрорецких оружейных заводах, уровень производства на которых превышал в то время зарубежный. Несколько позже штамповку стали использовать при изготовлении железных предметов гражданского назначения и повседневного спроса, например, гвоздей, ножей, подков 27 . Заслуживает отдельного упоминания интересный по техническим решениям рычажный монетопечатающий пресс И. А. Неведомского для петербургского Монетного двора (1828 г.). Прессы этого типа нашли применение в ряде стран.

В литейном деле в России в начале XIX в. стал применяться новый способ отливки медных орудий и ядер в чугунных опоках, что давало возможность получать однотипные и однокачественные изделия с многократным использованием одного технологического приспособления. Большой вклад в технологию литейного дела был сделан И. И. Ползуновым, получившим отливки сложной формы и высокой точности впервые с припусками на дальнейшую механическую обработку. В первой половине XIX в. на заводе Берда по алебастровой модели была отлита в формовочной земле (песок, глина, графит) огромная фигура ангела для триумфальной колонны на Дворцовой площади Петербурга. Русское литейное мастерство было известно далеко за пределами страны 28 . Даже Англия делала в России заказы, например, на колокола для Вестминстерского аббатства.

С 1802 г. на заводе Вильсона в Москве, а позже в Риге и на уральских заводах началось производство литых деталей для сельскохозяйственной техники. Уже в начале XIX в. в России стали применять механизацию приготовления формовочных смесей, а в 1850 г. появилась специальная машина с бегунами для растирания формовочного материала.

Существенным моментом в развитии отечественной технической науки было появление в 50-х годах XIX в. первого инженерного пособия по литейному делу - учебника А. Ф. Мевиуса. Началась к тому времени и систематическая подготовка кадров литейщиков.

Наиболее ранними приспособлениями в технике резания металла были устройства для сверлильно-расточных операций при изготовлении огнестрельного оружия. Это старинное оборудование, несколько модернизированное, просуществовало в России до конца первой четверти XIX века 29 . В. И. Геннин еще в конце XVIII в. разработал горизонтальный сверлильный станок и отрезную пилу с водяным приводом. Они применялись для обработки цилиндров воздуходувных насосов и паровых машин, став прототипом специализированных расточных станков первой половины XIX века.

С начала прошлого столетия используются универсальные сверлильные станки, возникшие из ручных сверлильных инструментов, соединенных с водяным приводом.


26 Очерки истории техники в России, с. 298 - 308.

27 Там же, с. 301 - 307.

28 Там же, с. 308 - 327.

29 Там же, с. 322 - 334.

стр. 99


Характерна конструкция универсального вертикального сверлильного станка Черепановых, построенного для Выйского механического завода (Урал). В этом станке содержатся все основные элементы современного универсального сверлильного станка. Развитие конструкций данного типа станков в XIX в. шло довольно быстрыми темпами.

В то лее время происходило развитие токарных станков. Этому предшествовало накопление большого опыта токарного ремесла - изготовление художественных изделий, различного рода украшений и др. Еще в первой четверти XVIII в. механик А. К. Нартов 30 сконструировал и построил ряд оригинальных и точных станков для токарных и фрезерных работ, в том числе токарно-копировальные станки. Наиболее ценным его изобретением был уникальный токарно- винторезный станок (1738 г.). Нартов описал эти станки в дошедшей до нас рукописи "Театрум махинарум, то есть ясное зрелище махин". Позднее массовые заказы на металлические изделия строго заданной формы и точных размеров привели к необходимости расширения станочного парка металлообрабатывающих заводов, к усовершенствованию конструкции токарных станков.

Металлообрабатывающие заводы России первой половины XIX столетия имели точные и совершенные по конструкции токарные станки и инструменты. Так, механик П. Д. Захаво, много сделавший для развития отечественного машиностроения, создал в 1812 г. на Тульских оружейных заводах специализированный токарный станок с жидкостным охлаждением резца. Это был самый автоматизированный для того времени станок в Европе 31 . В 20 - 30-х годах того же века Черепановы создали для Выйского завода полный комплект металлорежущих станков для производства паровых двигателей. Станки такого типа использовались на русских заводах вплоть до XX века. Одновременно с токарными станками возникли строгальные и фрезерные станки оригинальной конструкции. Операцию фрезерования и строгания металла необходимо было механизировать в массовом производстве, например, на оружейных заводах, на заводах сельскохозяйственной техники. В 1829 г. на Тульских заводах были специализированы фрезерование, строгание и вытачивание. В первой половине XIX в. в России появляются фрезерные станки с наборами нескольких фрез на одной оправке.

Тогда же быстрое развитие получает в России военная техника 32 . Взамен кремневых гладкоствольных стали применяться в 40-е годы XIX в. нарезные ружья или винтовки. Появляются унитарный патрон, ружья, заряжающиеся не с дула, а с казенной части с помощью затвора. Русский оружейник И. Лялин предложил еще во второй половине XVIII в. металлический патрон, который с середины XIX в. получил широкое применение.

В области артиллерийской техники Россия имела искусных мастеров еще в петровские времена, славилась она такими специалистами и в дальнейшем. В результате исследовании русских ученых середины XIX в., в том числе известного химика Н. Н. Зинина, стали использоваться новые взрывчатые вещества, усилившие боевую мощь артиллерии. В гладкоствольной артиллерии начали применяться изобретенные и рассчитанные русским математиком и механиком П. Л. Чебышевым цилиндро-конические снаряды (1856 г.), которые были пределом возможностей гладкоствольных орудий. Этот ученый показал, что дальнейшее развитие артиллерии должно быть связано с нарезными орудиями. Их применение дало возможность увеличить дальность стрельбы в 2 - 2,5 раза, улучшить точность попадания и кучность 33 . Н. В. Маиевский создал в 1858 г. нарезную пушку, заряжаемую с дула. Ему удалось найти некоторые законы построения орудий и формы снарядов. В области артиллерийской технологии большое значение имели работы А. В. Гадолина, заложившего основы теории прочности орудийных стволов.

Одновременно с совершенствованием артиллерии в ряде стран, в том числе и в России, в начале XIX в. военные специалисты стали проявлять интерес к применению пороховых ракет для военных нужд. Боевые ракеты первой половины XIX в., изготавливавшиеся в массовых масштабах, имели несколько большую дальность полета, чем артиллерийские снаряды, но уступали последним в точности попадания и


30 Виргинский В. С. УК. соч., с. 25 - 46.

31 Очерки истории техники в России, с. 330 - 331.

32 Техника в ее историческом развитии, с. 280 - 290.

33 Зворыкин А. А. и др. УК. соч., с. 202 - 206.

стр. 100


кучности ; стрельбы. Важную роль в развитии ракетного дела имели экспериментальные работы К. И. Константинова 34 .

Произошли изменения и в строительной технике, стали применяться новые строительные материалы 35 . Одновременно с появлением цемента в Англии в России в 1823 г. был изобретен инженером Е. Г. Челиевым цемент, по свойствам близкий к современному. Широкое использование цемента в строительных работах началось с 1848 года. С 1806 г. в качестве строительного материала применялся чугун. Многие сооружения, в частности купол Исаакиевского собора в Петербурге, были выполнены из чугунных ферм. Д. И. Журавский и Н. А. Белелюбский разработали разнообразные конструкции железнодорожных ферменных мостов из чугуна.

В рассматриваемый период произошли некоторые изменения и в технических средствах, используемых в сельском хозяйстве 36 , На смену мотыге и сохе в ряде помещичьих хозяйств пришли цельнометаллические плуги, а также механически" сеялки, косилки и молотилки по образцам западных стран. Имелись и свои русские конструкции сельскохозяйственных машин. К середине XIX в. русское машиностроение не только превращается в особую отрасль производства, но начинает приобретать черты, свойственные капиталистической крупной промышленности.

Проявлением начавшегося в России в 20-е годы XIX в. технического переворота было переоборудование ряда отраслей производства на основе машинной техники. Особенно заметно проявилось это в текстильном производстве, которое раньше других отраслей вступило на путь капиталистического развития. В начале XIX в. в стране значительно вырос спрос на ткани, и текстильная промышленность резко увеличила их выпуск. Высококачественные русские ткани пользовались большим спросом на международном рынке. Создаются отечественные конструкции текстильных машин нового типа, появляются вязальные машины и машины для плетения кружев, широкое распространение получают чулочные и швейные машины.

Первая половина XIX в. характеризуется прогрессом полиграфической техники 37 . Появляются более производительные плоскопечатные и тигельные печатные машины. После изобретения наборных машин (1815 г.) производительность печатного труда резко увеличилась. В тот период стала широко использоваться литография. Первое русское литографическое предприятие было открыто в Петербурге в 1816 году. Технический прогресс в полиграфии содействовал улучшению качества печатной продукции, позволил перейти к массовому выпуску книг, газет и журналов, резко поднять их тиражи, а это, в свою очередь, потребовало увеличения производства бумаги 38 . Происходит интенсивное развитие русского бумагоделательного производства. С 1819 г. в России начинается промышленное изготовление бумаги.

Характерным для тогдашних городов было появление технических средств уличного освещения. К первой половине XIX в. относится распространение масляных, позже - керосиновых ламп со стеклом, которые начинают широко использоваться для освещения улиц и для бытовых нужд. В начале века были изобретены газовые фонари. Впервые газовое уличное освещение в России было введено в 1819 г. в Петербурге на Аптекарском о-ве. Полное газовое освещение столица получила в 1835 году. В 1817 г. появляются шфафиновые свечи с плетеным фитилем. После изобретения фосфорных спичек (1833 г.) и их дальнейшего усовершенствования (шведские, или безопасные, спички, 1855 г.) они находят использование для бытовых нужд и в России. Здесь первая спичечная фабрика была построена в 1837 г. в Петербурге.

К концу первой половины XIX в. относятся опыты создания в России электрических осветительных приборов. Барщевский и А. И. Шпаковский (1854 г.) проводили изыскания по применению для этих целей электрической дуги. В 1858 г. на Одесском маяке были установлены электрические дуговые лампы конструкции Л. Фуко 39 .


34 Сокольский В. Н. Ракеты на твердом топливе в России. М. 1963.

35 Техника в ее историческом развитии, с. 272.

36 Зворыкин А. А. и др. УК. соч., с. 173 - 179.

37 Там же, с. 200 - 202.

38 Mалкин И. Т. История бумаги. М. 1940, с. 142.

39 Артгамонов И. Д. Дальнее освещение. - Труды Института истории естествозлания и техники АН СССР, М., 1962, т. 44.

стр. 101


Приборостроение

Одной из областей приборостроения, которое продолжает успешно развиваться в первой половине XIX в., было часовое дело. Часы изготавливаются как для бытовых нужд, так и для научных целей (хронометры). Известно много башенных часов, построенных тогда русскими мастерами. Наибольшую славу приобрели действующие до настоящего времени куранты на Спасской башне Московского Кремля.

В начале XIX в. в России увеличивается промышленная база создания научных инструментов. Возникают мастерские, производящие астрономические и геодезические приборы, чертежные инструменты, микроскопы и зрительные трубы, простейшие счетные устройства типа арифмометров. Это мастерские Трындина, Роде, Герляха, Белау, где копировались иностранные образцы, а также разрабатывались отечественные типы научных приборов. Создаются астрономические обсерватории, приобретшие в дальнейшем мировую известность, - Тартуская (1805 г.) и Пулковская (1839 г.). Инструменты для них изготавливались немецкими мастерами и русскими механиками.

В начале XIX в. в русской технике начали закладываться научные основы конструирования машин и механизмов. К концу XVIII в. трудами русского академика Л. Эйлера была сделана удачная попытка создания теории зубчатых передач. А с 1804 г. выходило первое русское периодическое издание - "Технологический журнал" Петербургской Академии наук. В нем помещались работы по теории и расчету машин и механизмов, а также статьи по технологии производства. В 1837 - 1838 гг. вышли две части "Курса практической механики" П. Ф. Ястржембского для учащихся петербургского Технологического института. В 1834 г. была издана "Технологическая механика" Е. И. Классена - учебник для московской Практической академии. В нем рассматривались устройство машин и механизмов, их кинематика, давались основы расчетов материалов на прочность, обосновывалась необходимость создания моделей, которые должны предшествовать построению машин. В 1854 г. вышла в свет книга "Основания кинематики" А. С. Ершова. Большую роль в развитии теории механизмов в нашей стране сыграл инженер-механик и строитель А. А. Бетанкур. Однако в первой половине XIX в. конструирование машин и механизмов в России носило еще в значительной степени эмпирический характер.

Как известно, отмена крепостного права далеко не сразу сделала Россию капиталистической страной, и ей еще пришлось догонять более развитые страны Запада. Многие из технических нововведений, о которых шла речь, не нашли широкого применения в начале XIX века. Но они составили основу технического прогресса в последующую эпоху, создали предпосылки для развития отечественной техники во второй половине XIX в., когда промышленный переворот охватил и Россию.

Опубликовано на Порталусе 14 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама