Рейтинг
Порталус

Рецензии. ГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ

Дата публикации: 17 мая 2018
Автор(ы): В. Н. Земсков, Б. Н. Казанцев
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1526553715


В. Н. Земсков, Б. Н. Казанцев, (c)

Горьковский автомобильный. М. Мысль. 1981. 303 с.

29 октября 1932 г. с Горьковского автозавода в главную редакцию "Истории заводов" было направлено письмо, в котором сообщалось: "Партийный комитет автозавода в городе Горьком приступает к организации работы по истории завода... Он самый молодой в мире. Но молодость завода уже требует своей истории" 1 . Так началась большая и кропотливая работа по собиранию документов и материалов для ее освещения. К концу 1970-х годов на эту тему было опубликовано не менее 70 документальных изданий, воспоминаний, очерков, статей, альбомов 2 , и в том числе первая обобщающая книга 3 , посвященная одному из флагманов советской автомобильной промышленности.

Новый коллективный труд по истории четырежды орденоносного Горьковского автозавода создан его работниками в содружестве с преподавателями кафедры истории КПСС Горьковского университета 4 . Авторский коллектив использовал большой круг источников: опубликованные и архивные материалы, периодические издания (в том числе заводскую многотиражную газету), имеющуюся литературу.

В книге представлена развернутая картина истории автозавода, отметившего свой полувековой юбилей. Она излагается на фоне основных вех хозяйственной и общественно-политической жизни Страны Советов периода построения и упрочения социализма и на этапе зрелого социалистического общества. Рассмотрение конкретных вопросов освоения и наращивания выпуска автомашин различных классов увязывается авторами (и это правомерно) с деятельностью родственных предприятий и специализированных заводов-поставщиков.

Одно из достоинств книги - удачное сочетание исторического метода исследования с популярным стилем изложения большого и разнообразного конкретного материала о заводе, его людях. Последовательно прослеживается авторами 50- летний путь предприятия (с 1971 г.- производственное объединение "ГАЗ"), многогранная деятельность автомобилестроителей. При этом освещены строительство автогиганта, его реконструкция, разносторонне показаны развитие и совершенствование производства, место предприятия в советском и мировом автомобилестроении. В книге рассмотрены и такие вопросы социальной истории заводского коллектива, как организация труда, подготовка и повышение квалификации рабочих кадров, рост общеобразовательного и культурного уровня различных групп персонала, идейно-воспитательная работа среди трудящихся, и другие.

Ярко и убедительно показано в работе, что налаживание и увеличение автомобильного производства было предметом постоянной заботы Коммунистической партии и Советского правительства (с. 10-11, 17 и др.). Становление и развитие Горьковского автозавода неразрывно связано с именами видных деятелей партии и государства - Г. К. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, А. А. Жданова, М. И. Калинина (с. 28, 34, 37-39, 43-44). Большую помощь предприятию оказывали крайком (до 1936 г.), а затем обком партии.

Авторы повествуют о создании первых образцов грузовых автомобилей (НАЗов и ГАЗов), преодолении трудностей, связанных с освоением и налаживанием массового выпуска автомашин отечественных марок, о последующем производстве грузовых и легковых машин различных моделей и модификаций, динамике их выпуска. На многочисленных примерах и фактах освещается организующая роль партийных органов и организаций в мобилизации коллектива завода на выполнение и перевыполнение пятилетних планов.

С большим интересом читаются страницы заводской летописи, посвященные ратному


1 А. М. Горький и создание истории фабрик и заводов. Сб. док. и м-лов в помощь работающим над историей фабрик и заводов СССР. М. 1959, с. 97, 98.

2 Бусыгин А. X. Жизнь моя и моих друзей. М. 1939; Трижды орденоносный Горьковский автомобильный завод. Горький. 1947; Драгунов М. В. Это было на нашем заводе. Хроника. 1941-1945. М. 1948; Буренков М. И. Время, завод, люди. Очерки. Горький. 1950; и др.

3 Горьковский автомобильный. Очерк истории завода. М. 1964.

4 Авторский коллектив: В. М. Андрианов, В. Я. Доброхотов, Ф. Г. Евграфов, В. П. Киселев, И. И. Киселев, Ю. Г. Ладилов. Е. Н. Лукин, А. В. Муравьев, А. В. Новиков, Е. Е. Новикова, Е. А. Паулкин, A. И. Смыков, Г. М. Сурьянинов, А. Ф. Татарченко, К. Ф. Шляков, В. Я. Шунин, Е. М. Щепетов, Редакционная коллегия: B. Я. Доброхотов, И. И. Киселев, А. В. Новиков, Е. А. Паулкин, Ф. Д. Чинченко, Е. М. Щепетов. Руководитель авторского коллектива и научный редактор В. Я. Доброхотов. Автор, предисловия Ю. Н. Христораднов.

стр. 124


подвигу и трудовому героизму горьковчан в грозные годы Великой Отечественной войны. Сотни автозаводцев ушли добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках защищать социалистическое Отечество. В книге рассказывается о быстрой перестройке завода на военный лад, о выполнении автозаводцами важнейших заказов фронта и тыла, вкладе их в общенародную победу над фашистской Германией и ее союзниками, о массовом героизме автозаводцев во время "ста штурмовых дней и ночей" лета 1943 г., когда фашистская авиация совершала массированные налеты на завод и причинила ему значительный материальный урон. Однако, пишут авторы, гитлеровцы просчитались. За короткий срок, преодолевая многочисленные трудности военного времени, строители и эксплуатационники восстановили разрушенные цехи и другие объекты, отремонтировали поврежденное оборудование. Итогом самоотверженного труда явилось перевыполнение плана по выпуску боевой техники и автомашин в самый трудный период (третий квартал 1943 г.) и награждение завода орденом Красного Знамени (с. 72-73, 77).

Большая часть книги посвящена истории автозавода в послевоенные годы. И это правомерно (авторский коллектив учитывал при этом содержание первого обобщающего издания по истории предприятия). В работе показаны деятельность завода в трудные послевоенные годы, основные направления развития в 50-е годы, начало реконструкции цехов в годы семилетки, коренная реконструкция завода с конца 60-х годов, механизация и автоматизация производственных процессов в 60- 70-е годы, настойчивая борьба автомобилестроителей за повышение эффективности производства, за надежность и высокое качество выпускаемой продукции.

Значительное внимание в книге уделено деятельности парткома завода, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, их роли в производственной и общественной жизни "газовцев". Обстоятельно и разносторонне освещены авторами трудовой героизм коллектива, творческая активность передовиков производства. Интересны страницы книги, рассказывающие о зачинателях стахановского движения на заводе и в машиностроении в целом - кузнецах А. X. Бусыгине и С. А. Фаустове (с. 41-42), о продолжателях их славных традиций, организаторах комсомольско-молодежных и фронтовых бригад В. Шубине, В. Тихомирове (с. 65 и др.), о победителях социалистического соревнования в годы четвертой и последующих пятилеток, об участниках движения за коммунистическое отношение к труду.

Анализируя социалистическое соревнование в основных и вспомогательных цехах завода, авторы стремятся выяснить эффективность различных форм обязательности, воздействие их на развитие производства, совершенствование технологических процессов, повышение уровня сознательности самих соревнующихся. В книге не только названы десятки имен инициаторов ценных починов и победителей социалистического соревнования, среди которых было много коммунистов и комсомольцев, но и приведены их биографические данные (с. 101, 141 и др.).

Авторы сообщают сведения о широком размахе движения изобретателей и рационализаторов, о весомости их вклада в техническое перевооружение цехов, внедрение новой технологии, экономию сырья и материалов. Среди активных новаторов, изобретателей и рационализаторов были многие бригадиры, техники, инженеры-конструкторы, начальники цехов (с. 104, 132, 166 и др.). Немало места в работе уделено деятельности руководителей завода, командиров производства С. С. Дьяконова, Г. С. Хламова, И. К. Лоскутова, И. И. Киселева, А. А. Липгарта, Г. К. Парышева и других. Характеристика их конкретных дел усиливает основные сюжетные линии повествования.

Затрагиваются в книге и другие вопросы истории завода, жизни коллектива, улучшения условий труда и быта автомобилестроителей. Авторами показана, например, систематическая помощь со стороны цехов и производства объединения "ГАЗ" колхозам и совхозам Горьковской области (с. 247- 255).

Уделили внимание авторы и идеологической работе на предприятии, ее влиянию на формирование, сплачивание и развитие заводского коллектива, на его производственные дела. Сообщая об успехах и достижениях "газовцев", авторы называют имена лучших людей завода, награжденных орденами и медалями, удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, лауреатов Ленинской и Государственной премий.

Приведенные в книге редкие и уникальные фотодокументы прошлых лет и современной действительности воспроизводят многие важные события заводской жизни,

стр. 125


характеризуют досуг трудящихся, благоустройство Автозаводского района г. Горького и т. д.

В приложении дан ценный "Перечень важнейших технологических процессов, внедренных на Горьковском автомобильном заводе впервые в Союзе и в мировой практике" (с. 279-293).

Однако не все основные вопросы освещены в книге в равной степени. Довольно слабо показаны количественные и качественные изменения в составе промышленно-производственного персонала. По существу, авторами приведены лишь некоторые цифры, отражающие подготовку и повышение квалификации рабочих и переподготовку инженерно-технических работников за отдельные периоды. Общая же динамика изменений в составе рабочих и других групп персонала в книге не показана. Вне поля зрения авторов оказалась и проблема трудовой дисциплины. Ее освещение позволило бы глубже вскрыть негативные явления (текучесть кадров, непроизводительные затраты рабочего времени и др.) и борьбу с ними. Не упомянуто даже постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле", сыгравшее важную роль в укреплении дисциплины на производстве в преддверии войны (с. 45-50). Ничего не сказано в книге и о недостатках в руководстве социалистическим соревнованием, о мерах, направленных на устранение элементов формализма в нем. Отсутствуют в книге и систематизированные сведения о повышении материального благосостояния автозаводцев за весь 50-летний период.

Опыт авторского коллектива рецензируемого труда по всестороннему освещению ряда вопросов (идейно-воспитательная работа в коллективе, движение наставничества, рабочие династии, помощь труженикам села, международные связи предприятия и др.), которые, как правило, в книгах по истории фабрик и заводов не получают достаточного освещения, будет полезен специалистам, занимающимся подготовкой исследований по истории других ведущих предприятии страны.

Опубликовано на Порталусе 17 мая 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама