Рейтинг
Порталус

Рецензии. Б. Н. КАЗАНЦЕВ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР. 1945 - 1950

Дата публикации: 24 декабря 2018
Автор(ы): А. З. ВАКСЕР
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1987, №3.
Номер публикации: №1545661671


А. З. ВАКСЕР, (c)

М. Наука. 1984. 272 с.

На материалах черной металлургии, относящейся к базовым отраслям индустрии, в монографии старшего научного сотрудника Института истории СССР АН СССР кандидата исторических наук Б. Н. Казанцева раскрываются источники и методы ускорения экономического и социального развития в труднейших внутренних и международных условиях первой послевоенной пятилетки. Одно из центральных направлений исследования - формирование стратегии восстановления и дальнейшего развития отрасли на базе использования планового начала, возможностей социалистической системы хозяйства.

Осуществленный автором анализ пятилетнего плана Наркомчермета показывает, что он базировался на учете реальных условий, увязывал потребности страны с возможностями отрасли, сочетал комплексный подход с маневром средствами, ресурсами в территориальном и временном аспекте. Наряду с восстановлением доменного, мартеновского, прокатного производств, энергетической и сырьевой базы в пострадавших от оккупации районах главные строительные работы осуществлялись на Урале, где имелись развитые сырьевая, производственная база, социальная инфраструктура, опытные кадры, сеть коммуникаций. Осуществление такого маневра обеспечило наибольший прирост выпуска металла в последние годы четвертой пятилетки, когда потребность в нем народного хозяйства, достигшего довоенных масштабов, особенно возросла (с. 187).

Большое внимание уделяет Б. Н. Казанцев капитальному строительству, поскольку оно отражено лишь в немногочисленных воспоминаниях1 , а специальных работ о строителях и строительстве в первые послевоенные годы почти нет2 . В книге предпринята плодотворная попытка изучения структурной политики ВКП(б), Советского государства, хотя сам термин, вошедший в науку лишь в последнее время, в книге не употребляется. Автором показано, что структурная политика являлась одним из источников высокой мобильности экономики. Полученные им результаты позволяют говорить о необходимости развертывания дальнейших исследований в упомянутой области.

Вместе с тем изучение структурной политики требует более тесной ее увязки с формами и методами хозяйственной деятельности, в частности с укоренившимися в первые послевоенные годы. Здесь следовало бы пойти дальше, чем это делает Б. Н. Казанцев. Он раскрывает организационно- техническую сторону реконверсии, показывает несостоятельность представлений о сравнительной безболезненности перестройки металлургии на выпуск мирной продукции. Освещая слабо изученный процесс восстановления довоенных и налаживания новых внутриотраслевых производственных связей (с. 108 - 113), автор обогащает наши знания об этом. Но он проходит мимо сложного и острого вопроса обиз-


1 Комаровский А. Н. Записки строителя. М. 1973; Гершберг С. Р. Это было в Запорожье. Из записок журналиста-правдиста сороковых годов. М. 1974; Гинзбург С. З. О прошлом для будущего. М. 1983; и др.

2 См.: Строительство в СССР. 1917 - 1967. М. 1967; Капитальное строительство в СССР. М. 1981.

стр. 107


менении методов хозяйственно-организаторской и экономической работы - неотъемлемого элемента перехода от военной экономики к мирной.

План 4-й пятилетки предусматривал, как известно, укрепление денежного обращения, кредитных отношений, повышение значимости прибыли и хозрасчета как дополнительного стимула роста производства, усиление внимания предприятий к мобилизации внутренних ресурсов, режиму экономии, требовал решительной ликвидации потерь, непроизводительных затрат и т. д.3 . Пути, которыми шла отрасль, реализуя названные задачи, причины медленного изживания расточительства, сохранения командного стиля руководства, формального хозрасчета остаются в значительной мере вне поля зрения автора.

Б. Н. Казанцев уделяет большое внимание технической политике и научно- техническому прогрессу в металлургии. И то и другое составляло неотъемлемую часть планов и практики Минчермета: предусматривались и осуществлялись частичная механизация основных цехов, переход к комплексной механизации, восстановление культуры производства, снизившейся в годы войны, автоматизация отдельных тепловых процессов и т. д. (с. 113 - 132).

В литературе существует точка зрения, согласно которой реконструкция возрождаемых предприятий на базе новой техники обусловливалась главным образом глубиной понесенного ими ущерба4 . Б. Н. Казанцев эту точку зрения опровергает, показывая, что широкому перевооружению подверглись как восстанавливаемые, так и действующие заводы. В целом же вопрос о размахе, глубине, темпах технической реконструкции в первое послевоенное десятилетие имеет принципиальное значение и для изучения экономической, научно-технической политики и для оценки состояния экономики, и для определения глубины предпосылок научно-технической революции в СССР, т. е. важнейших проблем отечественной истории.

Автор порою, замыкаясь в рамки отрасли, как бы робеет перед этими кардинальными вопросами. Между тем проанализированный им материал - весомый вклад в их решение. Он свидетельствует о том, что активная, целеустремленная техническая политика, столь характерная для периода индустриализации, сохранила свою силу в послевоенные годы и обогатилась новыми чертами, формами, методами, в том числе и более тесными связями с наукой. Но, по-видимому, следует учитывать и другое: огромный материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны, первоочередная потребность наращивать масштабы производства, наличие трудовых ресурсов делали необходимым и возможным широкое использование устаревшего оборудования, усиливали экстенсивные тенденции, влияли на хозяйственную практику. Изучение инерционных сил, их объективная оценка заслуживают серьезного внимания.

Из всего многообразия социальных вопросов, поднимаемых в монографии, выделяется прежде всего проблема стабилизации кадров. Материалы книги подтверждают и дополняют в общем известную картину: серьезные трудности с обеспечением предприятий рабочей силой, ее массовую текучесть в первые послевоенные годы. Автор прав, подчеркивая, что, не добившись стабилизации кадров, невозможно было обеспечить улучшение их качественного состава и в конечном счете - выполнение задач, стоявших перед отраслью. При таком подходе выяснение причин низкой стабильности коллективов приобретает принципиальное значение.

Причины, называемые автором применительно ко второй половине 40-х годов, по существу, не отличаются от тех, на которые ссылаются другие исследователи: возвращение мобилизованных и эвакуированных к постоянному месту жительства, уход с предприятий в учебные заведения молодежи, желание части промышленного персонала улучшить свое материальное, жилищное положение, облегчить условия труда и т. д. Несомненно, такие причинно- следственные связи между послевоенными условиями и повышенной текучестью кадров существовали. Их наличие подтверждается в книге (с. 146 - 147).

В борьбе за стабилизацию кадров, которая, как показывает Б. Н. Казанцев, проходила в русле, соответствующем


3 См. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М. 1968, с. 251 - 252.

4 См. История социалистической экономики СССР. Т. VI. М. 1980, с. 51.

стр. 108


упомянутым оценкам, удалось достигнуть некоторых положительных результатов, но все же почти каждый четвертый рабочий Минчермета менял место работы. Недостаточная стабильность кадров, значительные потери производительности и другие факторы выходят далеко за хронологические и тематические рамки рецензируемого труда. Время от времени обостряясь, проблема сохраняется и поныне. Примечательно, что подход к определению причин: текучести сегодня в принципе тот же, что и в рассматриваемый автором период, и направление рекомендаций по их устранению во многом совпадает с хозяйственной практикой, описанной в книге.

С учетом этих рекомендаций осуществлены крупные вложения, приняты меры правового и организационного характера, а результативность в масштабах народного хозяйства, крупных отраслей, экономических районов оставляет желать лучшего. Показатели текучести, связанные только с уходом работников по собственному желанию или с увольнением за нарушение дисциплины, по предприятиям ряда министерств в 1985 г. составляли от 13,1% до 16,7%5 . С учетом других обстоятельств (призыв в Советскую Армию, уход на учебу и др.) цифры возрастут до 18 - 20%, т. е. показатель этот сегодня лишь несколько меньше, чем в начале 50-х годов6 . И это настораживает, заставляет критически проанализировать причины повышенной нестабильности коллективов.

Экономисты, социологи, историки (и в их числе Б. Н. Казанцев) отождествляют причины текучести с ее мотивами. Последние с годами меняются, а непознанные причины, лежащие в глубине явления, остаются. Они обусловливаются несовершенством механизма соединения производителей со средствами производства - неотъемлемой части производственных отношений. В условиях социализма характер соединения определяется его непосредственностью, а формы - способами осуществления всеобщей обязательности труда и включения трудящихся в коллективы. Изучение этих вопросов будет способствовать пониманию глубинных источников текучести кадров и ряда других негативных явлений, выработке действенных мер их преодоления. Б. Н. Казанцев обратил на это внимание, и в том его заслуга, однако верного решения он пока не нашел.

Раскрывается в монографии и деятельность людей - решающей силы возрождения и ускоренного прогресса металлургии. Автор приводит запоминающийся материал по этому вопросу, при этом он стремится найти разумное сочетание между обобщающими оценками, статистикой и индивидуальными характеристиками, которые давали рядовые труженики и руководители крупным событиям эпопеи возрождения металлургии (с. 154 - 157). Однако письменные источники, широко им используемые, не всегда дают возможность раскрыть эмоциональную сторону прошлого. Деловая лексика многих документов затрудняет решение задачи. Обращение к эпистолярному наследию, публицистике, к таким нетрадиционным источникам, как материалы радиопередач, фонозаписи - вот, вероятно, тот путь, который может привести к обогащению аналогичных трудов.

Другой аспект той же проблемы - освещение социалистического соревнования. Повышенный интерес вызывают сюжеты, раскрывающие формы, методы использования инициативы, творчества металлургов в интересах улучшения качественных показателей, быстрого освоения новых мощностей (с. 176, 177, 187 - 197). Огромные результаты принес энтузиазм, рожденный Победой. Исследование убеждает, что коллективизм, взаимопомощь проявлялись в этих условиях с особой силой как внутри предприятия, отрасли, так и в нарастающем вкладе в дело возрождения, прогресса всей страны, в интернациональной помощи народам, становившимся на путь социализма.

Рассматриваемая книга - важное звено в изучении истории индустриального развития СССР, послевоенного подвига советских людей. Исследование источников динамизма нашего общества в тот период не может, конечно, дать готовых рецептов современнику, но материал книги убеждает: фундаментальные источники экономического и социального динамизма непреходящи. Именно здесь минувшее смыкается с современностью.


5 Известия, 5.IV.1986.

6 Социологические исследования, 1984, N 4, с. 6.

Опубликовано на Порталусе 24 декабря 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама