Рейтинг
Порталус

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Дата публикации: 20 октября 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 65-67
Номер публикации: №1413789233


На фото: ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, автор: admin

Е. Н. Борисова

 

преподаватель кафедры иностранных языков

 

Российской академии музыки им. Гнесиных

 

Тел. 8-903-512-00-03; e-mail: t202@mail.ru

 

Статья посвящена психолого-педагогическим особенностям и условиям иноязычного образования студентов музыкально-педагогического вуза в рамках компетентностного подхода.

 

Ключевые слова: педагог-музыкант, иноязычное образование, компетенции, принципы обучения, образовательные методы, межкультурное взаимодействие, саморазвитие, эффективные изменения духовно-ценностных ориентиров, практические результаты деятельности.

 

Иноязычное образование будущих педагогов-музыкантов предполагает учет ряда особенностей и выдвигает определенные условия образовательного процесса в рамках музыкально-педагогического пространства:

 

- музыкально-педагогический профиль вуза, факультета (оркестровый, вокальный, фортепианный, историко-теоретико-композиторский, народных инструментов, дирижерско-хоровой, музыкального искусства эстрады, продюсерский), получаемой специальности (инструменталист, вокалист, композитор, теоретик, продюсер);

 

- небольшое количество аудиторных часов (5 семестров, 2 часа в неделю);

 

- невозможность в большинстве случаев разделения студентов по группам соответственно уровням владения языком;

 

- вынужденные пропуски студентами занятий в связи с наложением концертного и гастрольного графиков (включая пение в церковном хоре на религиозных праздниках);

 

- необходимость реализации первоочередных задач по специальности (подготовка к участию в ближайших концертах, конкурсах, мастер-классах в условиях иноязычной коммуникации);

 

- национально-культурные особенности личности будущих педагогов-музыкантов;

 

- индивидуально-психологические особенности личности будущих педагогов-музыкантов.

 

Вышеуказанные особенности диктуют необходимость осуществления профессиональной иноязычной подготовки будущих педагогов-музыкантов в рамках компетентностного подхода, дополненного аксиологическим, культурологическим, индивидуально-творческим, коммуникативным подходами с учетом определенных условий:

 

- иноязычное образование следует осуществлять с учетом таких принципов обучения, как принцип доступности и посильности1, принцип устного опережения2, принцип аппроксимации3, принцип сотруд-

 

 

1 Доступность обеспечивается предоставлением материала в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающихся и соответствующей методикой работы с ним. Посильность обеспечивается в первую очередь темпом продвижения по учебной программе.

 

2 Принцип предусматривает взаимосвязанное обучение четырем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) с доминированием устного обучения.

 

3 "Снисходительное отношение" педагога к допускаемым студентами ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не приводят к искажению смысла сообщения и не нарушают коммуникацию. Несмотря на то что у данного принципа существует достаточно противников, мы считаем, что следование ему создает благоприятную обстановку в учебной аудитории, активизирует речевую активность будущих педагогов-музыкантов.

 
стр. 65

 

ничества4, принцип сотворчества педагога и студента, принцип профессионально-прикладной направленности;

 

- распределение материала определяется педагогом в индивидуальном порядке в зависимости от методов и средств обучения, темпа продвижения по учебной программе, первоочередных задач по специальности;

 

Образовательные методы включают в себя:

 

1) обеспечивающие овладение учебным предметом: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (опора на зрительные и визуальные образцы), практические (различные виды упражнений), репродуктивные (механическое и творческое воспроизведение языкового материала), проблемно-поисковые (эвристические беседы, упражнения), индуктивные (студенты подводятся к выводам и обобщениям в результате наблюдения за фактами языка), дедуктивные (сообщение правила, вывода, который затем иллюстрируется примерами их употребления в речи);

 

2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность: ролевые игры, учебные дискуссии, моделирование ситуаций, метод проектов.

 

Данный интегрированный образовательный подход ориентирован на практические результаты деятельности формируемых видов и аспектов учебной и профессиональной деятельности современного музыканта - педагога, оратора, переводчика, журналиста, просветителя. Таким образом, иноязычное обучение предусматривает не только моделирование коммуникативных ситуаций, а реальное участие в концертной, репетиционной деятельности, организации гастролей, формировании репертуара, а также участие в конкурсах, сотрудничество со СМИ, составление музыкальных тезаурусов и.т. д.

 

Изучение иностранного языка в музыкально-педагогическом вузе должно быть направлено на достижение следующих целей:

 

1) формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной).

 

Речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), построение целостных, связных и логических высказываний разных функциональных стилей (статья, резюме); выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания; умение планировать свое речевое и неречевое поведение.

 

Языковая компетенция - знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в единицы высказывания; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях (помимо лексического и грамматического аспектов включает в себя орфографический (совершенствование орфографических навыков) и фонетический (совершенствование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков) аспекты.

 

Социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социокультурной специфике своей страны и культуры других изучаемых стран и культур; совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение с учетом данной специфики, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и других изучаемых культурах; эффективное использование языка в социальном и культурном контекстах (правила вежливости, народная мудрость, диалект, акцент и др.); умение и желание взаимодействовать с другими людьми; уверенность в себе и своих силах для осуществления коммуникации; умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению.

 

Компенсаторная компетенция - формирование и развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязыч-

 

 

4 Более слабые студенты обучаются в сотрудничестве с более сильными, что создает благоприятные условия для большей эффективности результатов.

 
стр. 66

 

ной информации, расширение вербальных и невербальных средств (стратегий), к которым прибегает человек, если коммуникация не состоялась (повторное прочтение фразы, переспрос непонятного предложения, жесты, мимика, использование различных предметов);

 

2) развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка (использование словарей и др. справочной литературы, ориентирование в письменном и аудио-тексте на иностранном языке, обобщение информации, выделение ее из различных источников; участие в проектной деятельности междисциплинарного характера и т. д.); использованию иностранного языка в профессиональной сфере и других областях знаний; социальной адаптации; саморазвитию; развитию таких качеств, как способность к интерпретации; умению использовать различные идеи, творчески преобразовывать ситуации; рефлексивности; критическому мышлению, эмпатии, эффективным изменениям духовно-нравственных, этических, эстетических, ценностных ориентиров; формированию активной гражданской позиции, самосознания; толерантному отношению к проявлениям иных культур; межкультурному взаимодействию.

 

Учет рассмотренных выше психолого-педагогических особенностей и условий обучения иностранному языку студентов музыкальных вузов (при необходимой модификации) позволяет экстраполировать курс дисциплины "Иностранный язык" для обучения студентов среднего звена профессионального музыкально-педагогического образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

 

2. Азимов А. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподаваемых языков). - СПб.: Златоуст, 1999.

 

FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTS AT MUSICAL PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL IN FRAMEWORKS OF COMPETENCE APPROACH

 

E.H. Borisova

 

teacher of Foreign Languages Department of the Russian Academy of Music after the Gnesins

 

The article is devoted to philosophic and pedagogical features and conditions of education of musical pedagogical higher school students to foreign language in frameworks of the competence approach.

 

Keywords: teacher-musician, foreign language education, competence, training principles, educational methods, intercultural interaction, self-development, effective changes of spiritually-valuable reference points, practical results of activity.

 
 

Опубликовано на Порталусе 20 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама