Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА есть новые публикации за сегодня \\ 24.06.17

Лариса ТРУХИНА: Пою для вас, мои роит

Дата публикации: 17 октября 2016
Автор: Владислав ПАВЛЮТКИН
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источник: (c) Красная звезда, 10-05-96
Номер публикации: №1476731916 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Владислав ПАВЛЮТКИН, (c)

найти другие работы автора


Она великолепная рассказчица: говорит - что соловей поет. А уж когда запоет! Недаром на одном из, престижных международных фестивалей ее назвали "золотым голосом России".

Итак, знакомьтесь: исполнительница народных песен заслуженная артистка России Лариса ТРУХИНА.

- Несколько, может быть, провокационный вопрос. Прослушал недавно записанную вами компакт-кассету. На одной стороне -чисто народные песни. На другой - песни известнейших композиторов: Дунаевского, Соловьева-Седова, Пахмутовой... Как это сообразуется с вашим амплуа?

- Очень даже хорошо. У нас почему-то принято считать: народная песня - значит, без авторов. Но ведь так не бывает! Многие имена мы, ныне живущие, забываем по собственному невежеству. Поем "Степь да степь кругом" и не всегда знаем, что автор стихов - прекрасный русский поэт Суриков. Или что в основу не менее известной песни "Живет моя отрада" легла версия стихотворения костромского купца Рыскина "Удалец".

Авторские имена теряются в глубинах времен по разным причинам. Взять хотя бы ставшие романсами удачные поэтические пробы князей рода Романовых. Печататься за своей подписью в кругах высшей знати считалось не совсем приличным. Целая эпоха безымянных авторов!

А что сейчас? Разве "Ой, цветет калина", "Катюша", "Подмосковные вечера" и другие замечательные песни не стали уже народными? Спросите, кто их написал, - не каждый ответит... Вот я и стараюсь, чтобы не забывались авторы, вложившие в песню душу, сердце, талант. В газете "Сударушка" веду рубрику "Музыкальное застолье", на радио России - передачу "Домашняя академия", там тоже есть музыкальный раздел. Всех приглашаю!

- Вы часто бывали в фольклорных экспедициях. В глухих деревнях записывали "умирающие" песни. Именно вам многие из них обязаны своим воскрешением.

- Записей у меня действительно много. Вышли в свет четыре пластинки-гиганта. Первая - с песнями областей России, аннотацию к ней сделала замечательная Мария Николаевна Мордасова. Вторая записана с оркестром имени Осипова - там собраны самые известные народные песни. На третьей пою под аккомпанемент русских гармошек. Они ведь все разные: тульские, кировские, саратовские с колокольчиками, есть совсем маленькие - "черепашки".

Но больше всего я горжусь пластинкой, записанной под рожки и жалейки - истинно народные духовые инструменты. Как это ни покажется кому-то странным, те и другие - с богатыми музыкальными возможностями. В былые времена пастухи не просто на рожках играли, они ими переговаривались. В народе сказывали: "Не тот пастух, что сидит, как лопух, а тот пастух, что играет во весь дух".

Были и ратные трубы - ратные рога. При дворе государя когда-то состояли до ста музыкантов с этими инструментами. Когда в них трубили, все уже знали: войско собирают на рать. Потом уже они преобразовались в "мирные" духовые инструменты.

- Интересно.

- Из песен вообще можно узнать очень много, это ведь - как музей. Есть у меня в репертуаре песня времен Ивана Грозного "Над Москвой заря занималась". Звучит она от имени русской женщины, провожающей мужа на битву: "Говорила я мужу-воину: ты заложь меня, ты купи коня. Службу выслужишь - меня выкупишь". Действительно, в далекие те годы женщина могла себя заложить в обмен на коня, что многие и делали. Каким нравственным стержнем нужно было обладать, как сильно любить своего суженого-ряженого, землю русскую, чтобы пойти на это! Хорошо, если муж возвращался с поля боя. Погибал -жена его навек оставалась в закладе...

- Ратная служба на Руси - она ведь всегда была тесно связана и с песенной традицией, н с жизненным укладом народа.

- Армия и народ у нас - одно кровное целое. Знаете, как звали в старину заневестившуюся молодку? Дубравушкой. Потому что она могла родить мужу сына - крепкого, как дубочек. Защитника Отечества, своего дома, семьи. Испокон веков высшей честью, высшей доблестью для мужчины являлось ратное служение.

Я выросла рядом с военным городком - там жили семьи летчиков. Мой дядя был майором. С детства видела, как тяжел труд человека в погонах, как нелегко приходится его семье. Я очень люблю военных. К ним у меня -святое отношение.

- Чего, увы, не скажешь о государстве...

- Происходящее сейчас с армией просто не укладывается в голове. Когда такое было, чтобы офицеры - честь и гордость России - месяцами не получали зарплату, чтобы нищенствовали их семьи, голодали дети... Это же наш общий национальный позор!

- В трудную для армии и флота минуту вы не остались в стороне...

- Все, чем я могу помочь родной армии, - это своим творчеством. Взяла и позвонила в Министерство обороны, предложила сотрудничество. Объездила с концертами множество воинских частей: за Уралом, в Моздоке и Владикавказе, в Забайкалье, включая Тикси... Горжусь тем, что выступала и с прославленным ансамблем имени Александрова. Военная аудитория - очень благодарная, прекрасно принимает.

Запомнилась поездка на Черноморский флот: в составе делегации правительства Москвы побывала на крейсере "Москва".

Увидела, какие там служат замечательные парни, как они любят свой корабль, какие трудности им приходится преодолевать. На фоне того, что творится с разделом флота, крейсер этот - как островок Родины. Символично, что сейчас туда призывают служить ребят из Москвы. Конечно же, до глубины души обидно за Севастополь - это ведь исконно русский город. Наша история. Гордость и слава Отечества.

Не забыть и выступление в Новороссийске на концерте в честь 300-летия флота: там я пела "Кант Российскому флоту", написанный композитором Юрием Зацарным на стихи Валентина Суховского" Большая открытая площадка, море людей. И вот когда видишь, как стоят наши моряки - мужественные, красивые, как внимательно слушают, чувствуешь себя по-настоящему счастливой.

Очень важным считаю свое участие в прошлогоднем телемарафоне "Шаги Победы". А на открытии монумента воинам-сибирякам - на тверской земле -исполнила последнюю песню уже ушедшего из жизни Александра Аверкина "Победа останется с нами". Для меня эта память особенно дорога: я ведь сама сибирячка, родилась в Горно-Алтайске.

- Знаю, что в госпитале имени Бурденко вы неоднократно выступали перед солдатами и офицерами, раненными в Чечне.

- Это вот - самое трудное. Когда смотришь на юные лица двадцатилетних парней, изувеченных войной, вглядываешься в полные боли глаза, испытываешь не только чувство горечи, собственной вины, но и негодование: неужели нельзя было всего этого избежать? Я понимаю: армия обязана выполнить приказ, и этим ребятам - за их мужество, верность долгу - кланяюсь в пояс. Но что, скажите, за горе-политики нами руководят? Им что, ум, совесть, талант иметь необязательно? Именно на них - полностью - вся вина за случившееся.

После каждого такого посещения долго не могу прийти в себя, склеиваю саму себя по кусочкам. Но я знаю, как нужна этим людям поддержка - в свое время много пела для раненых "афганцев". Собираю волю и кулак -и вновь еду в госпиталь.

- Уж не знаю, комплимент это или нет, но вы, Лариса, производите впечатление сильного человека.

- А я и не хочу, чтобы меня жалели. Рано потеряв родителей, еще в детстве поняла, что слабых обижают. Поэтому никогда не плакала. Зато твердо знала, что умею и чего хочу. Я и в Москву приехала не просто так, а со своими песнями. Сибирский характер дал себя знать: решила поступать сразу в три учебных заведения. И если получу по специальности хоть одну четверку, значит, не судьба. Был у меня в запасе вариант: когда-то мечтала стать следователем. Мальчишки, правда, смеялись: в тебя, мол, ни один бандит не промахнется!

Приехала в Москву с тридцатью рублями - с таким расчетом, чтобы в случае чего и на обратную дорогу хватило. Знакомых нет, гостиницей моей стал Курский вокзал. Держалась в основном на газировке с сиропчиком. Должно быть, какие-то силы свыше помогали: везде поступила! Когда спела на вступительном, меня спросили: "Кто у вас в семье пел?" А мне не так часто приходилось слышать песню из уст близких людей: все они привыкли трудом и потом добывать кусок хлеба. "У меня, -ответила, - тетушка громко разговаривает". Все заулыбались...

- Песня - душа народа. Но песни ведь бывают разные. Как вы относитесь к другим жанрам?

- Я их вовсе не отрицаю. Великолепно отношусь к тем же романсам. Но то, что творится сейчас на сцене, меня лично устраивает далеко не всегда. Слишком 'много трактирно- ярмарочного. Это, конечно, привлекает определенный круг людей с определенным интеллектом, гремит на всех теле- и радиоканалах. Но здесь нужно усвоить простую формулу: не все, что известно, хорошо. У нас действительно много талантливых певцов. Но истинный самородок нередко так и лежит нетронутым, не каждому глазу доступный.

Народная песня, а не ее суррогат по сути своей очень духовна, у нее доброе биополе. Это часть народной души. А русская душа - щедрая и богатая. Россия похожа на слоеный пирог: каждый, даже самый маленький народ привносит в нее свой талант, свою культуру, свое сердечко. Хватило бы на несколько цивилизаций!

В давние времена, когда Новый год на Руси встречали в сентябре, существовал обычай: старый урожай ссыпали в один большой сосуд и варили кашу -ссыпчину. Из этого сосуда, который назывался братчиной, всех кормили и угощали. Отчизна наша и есть та самая братчина. Обидно, когда иные невежественные политики пытаются нас разъединить, рассортировать. А мы - одно целое. У нас одно общее духовное богатство, мы все обязаны его беречь.

- А как принимают русскую песню за рубежом, не сводится ли весь интерес к этакой матрешечно-балалаечной экзотике?

- Публика и там неоднородна, включая русскую эмиграцию. Могу сказать: объездив полсвета, ни разу не изменила своему репертуару, ни разу не пела в ресторане или казино. Нужно уважать и себя, и ту великую культуру, которую ты представляешь.

Как принимали? Представьте: пою песню Тамары Пономаревой на стихи Валерия Пьянкова "Кольцо Марии Волконской", не такую уж и простую для восприятия. Пять минут - без единого проигрыша, на одном дыхании. И вот огромный зал, не шелохнувшись, слушает балладу о судьбе юной княгини, поехавшей в Сибирь за мужем-декабристом. Балладу о великом поступке русской женщины.

- Если перекинуть мостик в день сегодняшний...

- ...Что я и хочу сделать, ибо во все времена именно офицерским женам была свойственна такая самоотверженность. Каждый день, каждый час в тяжелейших условиях они совершают свой незаметный подвиг, поддерживая мужей в их ратном труде. Разве это не высшее предназначение женщины?

Недавно по моей просьбе Тамара Пономарева написала новую песню, которая так и называется: "Офицерские жены". Есть там слова: "Офицерские жены, белоснежная завязь российских невест..." Песню эту хочу подарить всей нашей армии, всем читателям "Красной звезды". И если своим творчеством хоть немного смогу отвести вашу душу от беды и уныния, буду счастлива!

Опубликовано 17 октября 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?