Полная версия публикации №1516626705

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА Ирландские лейбористы и проблемы образования → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

С. А. Колмаков, Ирландские лейбористы и проблемы образования [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 22 января 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1516626705&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

С. А. Колмаков, Ирландские лейбористы и проблемы образования // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 22 января 2018. URL: https://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1516626705&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).



публикация №1516626705, версия для печати

Ирландские лейбористы и проблемы образования


Дата публикации: 22 января 2018
Автор: С. А. Колмаков
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Номер публикации: №1516626705 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ирландские лейбористы и проблемы образования

"Studies". Dublin. Autumn 1977.

Борьба за национальную культуру, за размежевание во всех сферах духовной

стр. 199


жизни с английским колониальным наследием в конце XIX - начале XX в. ускорила развитие национального самосознания ирландского народа, повлияла на подъем освободительного движения. В этот период ирландская буржуазия, пользуясь слабостью ирландского рабочего движения, участники которого не обладали еще достаточно прочным классовым сознанием и были расколоты по религиозному признаку, усиленно насаждала в их среде идеи "надклассовой обшей" культуры, буржуазного национализма, который тесно переплетался с католическим клерикализмом. Проходящая через всю новейшую историю Зеленого острова борьба за передовую демократическую культуру тесно связана с развитием пролетарского классового самосознания, с его борьбой за право стать ведущей силой общественного прогресса в Ирландии.

Ирландский историк Б. О'Риордан в статье "Документы Ирландской лейбористской партии по вопросам образования (1922 - 1975)" обращается к программе и политике этой, основанной в 1912 г. партии по вопросу о системе образования. Автор приходит к выводу, что до 1963 г. партия и ее оппортунистическое руководство фактически не имели самостоятельной точки зрения по этой проблеме. Более того, в программе 1924 г. была закреплена "традиционная, католическая по своей сути, концепция образования". Лейбористы сетовали на то, что в существующую с 1831 г. сугубо консервативную систему образования, отданную почти целиком под опеку клерикалам, "проникают идеи, убивающие национальный дух и вносящие классовые различия" (стр. 123). Только в 1969 г. Ирландская лейбористская партия (ИЛП) высказалась наконец за общественный контроль над системой образования.

В статье рассматривается практическая деятельность партии в области просвещения, что особенно интересно потому, что с 1945 г. ИЛП трижды участвовала в правительственных коалициях с консервативной буржуазной партией Фине Гэл и несет прямую ответственность за состояние образования в стране. Автор критически оценивает ретроградную позицию лейбористов в отношении как начального, так и среднего образования. Провозглашая на словах свое стремление противодействовать сохранению социальной элиты, лейбористские политики на деле всемерно поддерживают сложившееся деление средних учебных заведений на "академические" и так называемые технические школы. В последних учатся в основном дети трудящихся. "Академические" школы получают в два с лишним раза большую государственную финансовую помощь. Даже национально-буржуазная партия Финна Фойл выдвинула в противовес этой явно антидемократической системе более радикальные требования, чем ИЛП.

Б. О'Риордан остро ставит вопрос и об образовании для взрослых. Капитализм ограничивает образование трудящихся только необходимым в производственных целях объемом знаний. В условиях Ирландии католическая церковь использует систему образования для взрослых с целью сохранения своего влияния на массы. Поэтому нельзя назвать иначе как предательством интересов рабочего класса негативное отношение руководства ИЛП к рабочим колледжам, которые дают своим слушателям здания по довольно широкому кругу общественных наук и носят светский характер. В этом вопросе лейбористы поддерживают буржуазное правительство, предоставляющее большую часть финансовой помощи одним только католическим рабочим колледжам и воскресным школам.

Вопросы улучшения системы образования тесно связаны с проблемой условий труда и жизни учителей. В статье подвергаются резкой критике лейбористские политики, которые совместно со своими коллегами по правительственной коалиции урезывают финансовые дотации на повышение учительской квалификации. Они несут прямую ответственность и за программу "экономии" за счет образования, приведшую к увольнению с 1971 г. 3 тыс. учителей и создавшую огромные трудности для выпускников университетов, более половины которых не имеет работы.

Статья напоминает о том, что перед прогрессивными силами Ирландии стоят большие задачи по коренной перестройке всей системы народного образования, борьба за которую является составной частью общедемократического движения в этой стране.

Опубликовано 22 января 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1516626705

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА Ирландские лейбористы и проблемы образования

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU