Рейтинг
Порталус

Закономерности воспитания культуры безопасности

Дата публикации: 07 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Номер публикации: №1107802647



Е.А. Бабенкова, Э. Антюхин, М. Сулла, Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина, В.И. Дятлова излагают некоторые выводы о принципах обучения БЖД, валеологического воспитания, однако данные принципы не раскрывают специфические закономерности воспитания культуры безопасности. В связи с этим очевидна необходимость исследования закономерностей воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе. Рассмотрим следующие группы педагогических закономерностей: социально-педагогические, педагогические, воспитательные, дидактические и методические.
Социально-педагогические закономерности определим как связи (объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся) воспитания с социальными явлениями и процессами, оказывающими влияние на педагогический процесс. К такого рода связям относятся влияние экономики на цели и содержание воспитания, обратное влияние воспитания на развитие экономики, взаимосвязь политики, религии, идеологии, рекламы, искусства, права и т.д. с воспитанием. Социально-педагогические закономерности влияют на цели, содержание, формы, методы воспитания культуры безопасности.


К таким закономерностям относятся следующие взаимосвязи педагогического процесса с социальными факторами.

1) Развитие общества, приводящее к изменению содержания вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека, обусловливает тенденции изменения целей и содержания воспитания культуры безопасности.

2) Экологический кризис, разрушение природной среды обусловливает изменения целей и содержания воспитания культуры безопасности.

3) Военно-техническое развитие общества, приводящее к изменению существующих и появлению новых глобальных факторов риска, влияет на процесс возникновения и изменения целей и содержания воспитания.

4) Криминализация общества, изменение характера криминальных рисков ведут к изменениями целей и содержания воспитания культуры безопасности.

5) Изменение характера вредных и опасных факторов на производстве, в быту, в сфере досуга, спортивной деятельности и искусстве приводят к развитию целей и содержания воспитания культуры безопасности.

6) Изменения в содержании и формах реализации контркультуры деструктивности обусловливает изменение целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Названные частные закономерности являются составляющими более универсальной взаимосвязи, которая является обобщенной социально-педагогической закономерностью. Данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: изменение в ходе социального (экономического, политического, военно-технического и т.д.) развития общества состава и характера действия вредных и опасных факторов обусловливает изменение целей и содержания воспитания культуры безопасности школьников.
Имеются взаимосвязи педагогического процесса, оказывающие влияние на цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности. К такого рода взаимосвязям относится следующая закономерность: прогрессивное, поступательное развитие общества способствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности, поскольку создаются более благоприятные условия для совершенствования материальной базы воспитания, повышения качества профессиональной деятельности воспитателей и т.д.


Данная закономерность в качестве составляющих включает в себя более частные взаимосвязи и тенденции.

1) Политическое развитие общества, интересы различных социальных групп, общественных организаций, партий, политических движений в области личной и общественной безопасности влияют на цели и содержание воспитания культуры безопасности

2) Деятельность государственных органов, структур, важнейшие функции которых связаны с проблемами общественной безопасности и личной безопасности граждан, оказывает опосредованное и непосредственное влияние на постановку целей и отбор содержания воспитания культуры безопасности школьников.



3) Деятельность органов государственного управления народным образованием по внедрению (в некоторых аспектах по изъятию, устранению) курсов ОБЖ, валеологии в школьное обучение способствует изменению целей, содержания, средств воспитания культуры безопасности в учебном процессе.

4) Законодательные меры государства по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций влияют на цели, содержание, методы и эффективность воспитания культуры безопасности в общеобразовательной школе.

5) Отражение в средствах массовой информации проблем личной и общественной безопасности влияет на цели и содержание воспитания культуры безопасности школьников.



6) Образное осмысление и отражение проблем безопасности человека и общества в искусстве влияет на развитие процесса воспитания культуры безопасности школьников.

7) Развитие теории БЖД, валеологии, медицины, психологии безопасности, гуманитарных и естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества способствует совершенствованию воспитания культуры безопасности.

8) Развитие правовых, мировоззренческих, нравственных основ безопасности в общественном сознании способствует изменениям в целях и содержании воспитания культуры безопасности.



9) Разработка и производство в промышленности новых средств безопасности способствует изменениям в целях и содержании воспитания культуры безопасности.

10) Организация в системе высшего и среднего специального образования подготовки специалистов в области безопасности человека и общества обусловливает изменения в целях, содержании и средствах воспитания культуры безопасности.

11) Развитие культуры безопасности в других странах, в иных социо-культурных условиях обусловливает процесс отбора и адаптации целей и содержания воспитания культуры безопасности в условиях российских школ.



12) Развитие культуры безопасности как социального явления способствует совершенствованию содержания воспитания культуры безопасности в школе.

Сформулируем педагогические закономерности, которые носят универсальный характер, проявляются во всех типах воспитания, при решении разнообразных воспитательных задач. Данные закономерности являются объективными связями компонентов воспитания, отражают тенденции развития воспитания, его движущие силы и условия эффективности.


Эффективному воспитанию культуры безопасности способствуют следующие взаимосвязи в педагогическом процессе.


1) Согласованность (по целям, содержанию, методам, темпу и т.д.) деятельности педагога и воспитанников.

2) Согласованность деятельности педагогов (родителей, учителей, тренеров и т.д.).

3) Систематическое планирование деятельности педагога и воспитанников по подготовке к опасным и вредным факторам жизнедеятельности.

4) Целенаправленное формирование мотивации воспитанников к овладению культурой личной безопасности.

5) Прогнозирование и превентивное (упреждающее) решение проблем воспитания готовности к безопасной жизнедеятельности.

6) Согласованность целей содержания и методов воспитания культуры безопасности.

7) Систематически создаются проблемные ситуации, требующие самостоятельных выводов о способах обеспечения безопасности.

8) Осуществляется переход от репродуктивных методов воспитания к творческим.

9) Осуществляется переход от контроля воспитателя за деятельностью воспитанников к самоконтролю.

10) Обеспечиваются многообразие, динамика целей, содержания, форм и методов воспитания.

11) Систематически осуществляется диагностика процесса и результатов воспитания культуры безопасности.

12) В обучении основам безопасности жизнедеятельности осуществляются межпредметные связи между естественнонаучными, гуманитарными и другими учебными предметами.

13) В учебном процессе общеобразовательной школы содержание обучения основам безопасности жизнедеятельности взаимосвязано (продолжает, развивает, корректирует) с содержанием обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

14) В учебном процессе общеобразовательной школы учащиеся готовятся к изучению курса БЖД в вузе.

Имеются закономерности, являющиеся взаимосвязями педагогического процесса, способствующие эффективному воспитанию культуры безопасности.

Назовем некоторые из таких взаимосвязей, которые относятся к группе воспитательных закономерностей. Воспитанию культуры безопасности способствуют:

1) Постановка в учебном процессе целей подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности в различных сферах: производстве, быту, спорте и т.д.

2) Включение в учебный процесс целей воспитания, сформулированных и представленных в виде обобщенного описания свойств безопасной жизнедеятельности, в виде образов безопасных людей.

3) Осмысление школьниками проблем безопасности при овладении основными элементами культуры: нравственной, политехнической, мировоззренческой, политической и т.д.

4) Включение в содержание воспитания основных форм опредмечивания культуры безопасности: понятийной, образной, материализованной, в форме деятельности, в виде общения, в личностном воплощении и т.д.

5) Подготовка к профилактике физических, нравственных, экономических, информационных и иных рисков.

6) Подготовка школьников к сложным, трудным, опасным и экстремальным ситуациям.

7) Сочетание элементов культуры безопасности, заключенных в структурных компонентах духовной деятельности: науке, искусстве, мифологии, идеологии, спорте, религии.

8) Сочетание в учебном процессе информационных, игровых, дозированных и реальных опасных ситуаций.

9) Создание и имитация в педагогическом процессе сложных, трудных, опасных, экстремальных, чрезвычайных, критических ситуаций.

10) Чередование успехов и неудач воспитанников при преобладании успехов в овладении культурой безопасности.

Дидактические закономерности являются объективными связями процесса обучения. Сформулируем некоторые закономерности, отражающие тенденции функционирования и развития обучения безопасности жизнедеятельности.

1) Процесс обучения безопасной жизнедеятельности закономерно связан с процессом воспитания культуры безопасности.

2) Основной целью процесса обучения безопасной жизнедеятельности является формирование у обучаемых опыта прогнозирования, предупреждения, преодоления, минимизации и преодоления последствий опасных ситуаций, вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

3) Содержание обучения безопасной жизнедеятельности включает знания (о причинах опасных и вредных факторов, о характере воздействия опасных и вредных факторов, о типичных ошибках при самоспасении, о средствах безопасности, о способах самоконтроля и т.д.), умения (деятельность в обычных и опасных условиях), опыт творческой деятельности (по использованию и созданию средств безопасности), опыт эмоционально-ценностного отношения (к проблемам безопасности личности и общества).

4) Методы обучения безопасности жизнедеятельности обеспечивают подготовку учащихся к основным видам вредных и опасных факторов на репродуктивном и творческом, теоретическом и практическом уровнях.

5) Педагогическая диагностика в обучении безопасности жизнедеятельности сочетает анализ, оценку, учет, объяснение, прогнозирование уровня готовности воспитанников к опасным ситуациям различных видов.

6) Педагогическая коррекция процесса обучения безопасной жизнедеятельности направлена на профилактику негативных тенденций в воспитании культуры безопасности.

В процессе воспитания культуры безопасности имеются связи и тенденции, являющиеся методическими закономерностями. Такие закономерности отражают специфические механизмы и тенденции подготовки воспитанников к конкретным типам опасных ситуаций и вредных факторов. Например, при обучении безопасному поведению на проезжей части дороги реализуются методические закономерности:

1) Последовательное изучение правил поведения при переходе проезжей части без учета сигналов светофора, при наличии работающего светофора, с учетом сигналов регулировщика.

2) Чередование изучения правил дорожного движения в учебном помещении с практической отработкой навыков в реальных ситуациях на проезжей части улицы.

3) Переход от изучения правил безопасного поведения в жилой зоне к обучению поведению на тротуаре вне жилой зоны и к изучению безопасности на проезжей части дорог.
Рассмотренные закономерности воспитания культуры безопасности отражают лишь некоторые из реально существующих взаимосвязей, тенденций развития теории и практики подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности. В ходе дальнейшего исследования необходимо выяснить закономерности воспитания культуры безопасности с использованием философских категорий «взаимодействие», «связь», «единство», «противоречие», «причина», «функционирование», «развитие», «содержание», «форма», определить существенные характеристики воспитания с применением основных понятий педагогики «цель воспитания», «содержание воспитания», «средства воспитания», «результаты воспитания», «диагностика в воспитании», «стимулирование в воспитании» и т.д.



Литература

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Основы безопасности жизни. - 1999. - № 9. - С. 23-31.


2. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
3. Дятлова В.И. Валеология в школе // Валеология. - 1997. - № 2. - С. 58-66.
4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.


Опубликовано на Порталусе 07 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама