Рейтинг
Порталус

Общие и междисциплинарные проблемы в преподавании

Дата публикации: 06 мая 2007
Автор(ы): Анатолий Э. Воскобойников
Публикатор: Автор
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1178445660


Анатолий Э. Воскобойников, (c)

Цитируется по сборнику: Крылов А. Н., Бёнкост К. Ю. (ред.) Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. Сборник научных статей под ред. А. Н. Крылова и К. Ю. Бёнкоста. Бремен-Москва. М.: Издательство НИБ, 2007. с. 306-315

За ускользающей целостностью трудно определить, что происходит с современным человеком? Ему многое, очень многое дано знать, но не дано понимать. Он все больше теряет веру в основополагающие ценности и осмысленность происходящего. Бытие порою кажется ему абсурдным, а цели жизненные и карьерные бессмысленными. Каковы причины?
Прежде всего, это отчуждение. Оно связано, в частности, с такими процессами (порождая их и порождаясь ими):
 гонка за сверхмерным материальным обладанием;
 утрата идеалов и высших ценностных ориентаций;
 предчувствие надвигающихся глобальных катастроф.
Еще одна из причин, приводящая к феномену отчуждения и растерянности, - слабые или путаные представления человека о фундаментальных законах природы и социальной жизни. В результате современный человек нередко душевно расщеплен, расколот. Зачастую в нем борются между собой знание и вера, чувства и разум, осознанная воля и бессознательные влечения, ускользающее прошлое и неопределенное будущее. Причем борются непримиримо.
Избежать противоречий невозможно. Но важно научиться эффективно преодолевать их, вновь и вновь устремляясь к гармоничной целостности. А хоть в какой-то мере помочь этому способно информационно емкое, эстетически богатое, нравственно зрелое научное мировоззрение. Оно опирается на принципы всеобщей взаимосвязи и универсального развития. Открывается возможность целостно осмыслить основные закономерности, изучаемые ведущими естественными, общественными, гуманитарными и техническими науками. Природоведение, обществоведение и человекознание дополняют друг друга, воспроизводя целостную картину мира.
В наши дни студенту не уйти от таких вопросов к самому себе:
 Как сделать свой внутренний мир, свои переживания и знания более целостными, всесторонними и взаимосвязанными?
 Как стать по-настоящему мудрым, а не подобным компьютерной корзине для информационного "мусора" и ненужных файлов?
 Как избежать "узкопрофессионального идиотизма"?
 Как отличать истинное от ложного, научное от псевдонаучного, проходимцев от пророков?
И, наконец: как жить и что делать в ситуации неумолимо надвигающихся глобальных осложнений общечеловеческого развития? Свои "как" стоят и перед преподавателем. Многие из этих "как" перекликаются со студенческими. Особенно, если преподаватель не закостенел в своем развитии. Но одно из "как" специфично:
- как лучше всего преподавать свою учебную дисциплину?
Желательно преподавать и изучать:
1. по научному современно, метасистемно, универсально, мировоззренчески;
2. опираясь на идеи теории самоорганизации и принципы универсального эволюционизма.
Особый интерес представляют такие аспекты:
1. единая парадигма, общие принципы и унитарный язык наук;
2. пограничные области между отдельными науками;
3. фундаментальные теоретические основания и метатеории рассматриваемой науки;
4. методология научных исследований.
О сближении естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний. Существует острейшая потребность синтезировать знания о природе, знания об обществе и человеке в целостную картину мира, причем опирающуюся на высшие общечеловеческие и общемировые ценности. Черт, явившийся в бреду Ивану Карамазову, иронизировал, что специалист по правой ноздре живёт в Вене, а по левой – в Париже.
Безусловно, современный специалист должен быть широко образованной личностью и обладать высокой культурой. Россию ввергли в системный кризис недоучки и проходимцы. Первым (недоучкам) не хватало интеллектуальной культуры; они не понимали, что творят, и не предвидели результатов своих действий. Вторым (проходимцам) не хватало нравственной культуры, и они для достижения своих целей применяли любые средства.
Неразумно противопоставляя два рассматриваемых типа знаний, можно усилить противостояние двух типов культур - культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной. В то же время при плодотворном сближении эти культуры только выиграют. Необходим диалог ученого-естественника и ученого-гуманитария. В чем предпосылки такого диалога?
А. Любая наука - и гуманитарная, и естественная - стремится изучать свой предмет как можно объективнее – независимо от мотивов и интересов. Ведь даже субъективное можно изучать в известной мере объективно. Даже иррациональное можно изучать в известной мере рационально.
Б. Как гуманитарные, так и естественные науки опираются на какие-то эмпирические обобщения, а также используют общенаучные методы и принципы исследования (напр., наблюдения, индукцию, анализ, синтез, методы и принципы кибернетики и теории информации).
В. Существуют понятия, которые с одинаковым успехом применяются как в естественных, так и в гуманитарных науках (система, структура, функция, целостность, эволюция, пространство, время и др.).
Естественные науки всё глубже и тоньше учитывают человеческий и общественный фактор. В свою очередь, гуманитарные и общественные науки всё фундаментальней учитывают природную составляющую. Однако, пытаясь максимально сблизить науки благодаря универсальным принципам и закономерностям, важно избегать одностороннего редукционизма. Во-первых, каждый тип и уровень научного познания имеет свою специфику и не может быть полностью сведен к другому (или другим). Во-вторых, между «нижними» и «верхними» уровнями существует не одностороннее, а взаимное влияние.
Есть надежда на то, что диалог и взаимопонимание между гуманитарной и естественнонаучной культурой никогда не будет утерян.
Чрезвычайно важно показывать методологическую и содержательную взаимосвязь и взаимопроникновение изучаемых наук друг в друга, общее и специфическое в них. Не изоляционистский, узкопрагматический подход, а стремление к целостному, гуманистически ориентированному знанию - таков желаемый путь.
Узкопрофессиональная подготовка никак не оправдывает себя ни с социальной, ни с экономической стороны. Высокая общая культура делает человека более активным и лучше приспособленным как к современной жизни вообще, так и к динамичным условиям современного производства в частности. Она формирует установку на непрерывное саморазвитие и самообразование. Кроме того, человек с гармонично развитыми духовными потребностями, привычками и вкусами отвергает агрессивные и эгоцентричные жизненные ориентации.
О сотрудничестве разных сфер духовной культуры. Необходим постоянный, взаимно обогащающий диалог ученого и художника, ученого и религиозного проповедника, ученого и нравственного подвижника. Инженера и поэта, естествоиспытателя и философа объединяет гораздо большее, чем разъединяет.
И ученый, и художник исходят из принципов красоты (гармонии, совершенства), простоты, целесообразности и пр. Общие принципы существуют для самых, казалось бы, разных форм культуры. Так, знаменитый принцип “Бритва Оккама” весьма близок роденовскому “Отсекай всё лишнее” (или древнему «Краткость - сестра таланта»).
За этапом взаимопонимания может последовать этап взаимного творческого обогащения. Свидетельство Эйнштейна говорит само за себя: "Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области… Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!”
Думаю, что когда Эйнштейн откладывал свои сверхсложные физико-математические труды и брал в руки скрипку или томик Достоевского, то зачастую искал не отдыха, а неожиданной подсказки из совершенно отстраненной от его исследований сферы. И получал ее благодаря мощным эстетическим переживаниям. Не разобщающее "или - или", а взаимно оплодотворяющее "и - и" лежит в основе наиболее плодотворного подхода. Неоценимую пользу принесет «принцип дополнительности» (понимаемый в самом широком смысле). Объясняя мир, плодотворнее не противопоставлять его естественнонаучную модель, гуманитарное воспроизведение и художественно-эстетическое видение, а дополнять одно другими.
Не изоляционистский, узко прагматический подход, а стремление к целостному гуманистически ориентированному знанию - таков желаемый путь. Лишь на нём вопросы "что", "как" и "почему" возвышаются до вопроса "во имя чего".
Но существует ли какая-то глубинная основа для диалога художника и ученого? Да, существует. Она раскрывается:
а) через единство в многообразии самого Мира, через специфические и общие закономерности развития природы, общества и человека. Ведь существуют универсальные закономерности, имеющие место и в природе, и в общественной жизни, и в художественном воображении (на которое опирается искусство), и в переживаниях (характеризующих ценностную сферу); на каком-то глубинном уровне уникальное смыкается с универсальным подобно тому, как малое смыкается с огромным (“гомеомерия”);
б) через единство и многообразие языковых систем, концептуальных парадигм, ценностных ориентаций. Да, ученый “говорит” на языке формул и диаграмм, язык музыканта - звуки, а язык художника - краски и линии. Но в этих, казалось бы, разных языках затаилось универсальное содержание.
Мир удивительно един и в то же время потрясающе многообразен. И это многообразное прямо или косвенно, актуально или потенциально пронизывает единичное, а оно – единичное – бесчисленными узами связано со всем окружающим миром. Разные сферы духовной культуры, хотя и выводят на передний план что-то специфически свое, - это разные стороны в чем-то единого мировоспроизведения, миропонимания и миропереживания.
Дамоклов меч экологической проблемы. Наша цивилизация подошла к черте, за которой уже недостаточны не только современные знания, но и распространенные ныне моральные нормы и системы ценностей. Лишь воссоздав равновесие между жизнью общества и биосферой, восстановив их коэволюцию, можно будет развиваться дальше. Благоговение перед всем живым, восхищение вечной и бесконечной природой, гордость за человеческую миссию в мироздании, крайняя обеспокоенность тем, что многие люди теряют высокие жизненные ориентации и сбиваются на порочный путь – таковы ценностно-смысловые лейтмотивы ответственного преподавания.
На одной из международных конференций, посвященных освоению космоса, прозвучал горестный вывод: мы не находим собратьев по разуму не потому, что космические цивилизации редко возникают, а потому, что они редко выживают... Не безудержная ли эскалация агрессивности во всех ее формах приводит к такому трагическому финалу? Мать-природа или Господь Бог словно поставили нравственную планку не только нам, но и им, нашим возможным "собратьям по разуму"... Не только им, но и нам…
Можно предположить, что если существуют намного опередившие нас инопланетные цивилизации, то они гораздо нравственнее нас, лучше нас. Иначе они бы давно сорвались с восходящей линии развития. Как сорвемся мы, если не научимся великой мудрости взаимной любви, любви к другим как к самим себе, а также любви к окружающей природе.
Нравственные ориентации образования. Главная трагедия нашей эпохи – не в научно-техническом, экономическом, политическом или экологическом кризисах самих по себе, а в нравственном кризисе. В тупик нас завел не научно-технический прогресс, а его безнравственное использование, не экономика, а безнравственные действия в экономике, не политика, а безнравственная политика. Предавая забвению мораль, мы поступаем не просто халатно, а преступно.
Знание, которому не сопутствует высокая нравственная культура, может принести беду. Вот почему столь необходимо обрести чувство повышенной ответственности за свои действия и стремление к достижению оптимальных результатов во взаимодействии с окружающим миром на нравственной основе.
В наши дни велика, как никогда, моральная ответственность любого человека за то, чтобы его поведение и мировоззрение опирались на добротную научную (в том числе, естественнонаучную) основу. Лишь довольно полно предвидя результаты своих деяний, человечество способно выжить. А, начиная с определенного момента, безрассудная неосознанность действий может повлечь не меньшую беду, чем сознательно творимое зло. НТР сделала людей несоизмеримо могущественней. Их деяния, даже не преследующие роковые цели, могут привести к трагическим результатам.
Слишком беззащитной перед наукой и техникой стала природа. Слишком уязвимым перед ними стал и сам человек. Слишком громко стали стучаться в дверь глобальные проблемы современности: как избежать человечеству самоубийства в результате новой мировой войны, как уберечь нашу планету от губительного загрязнения, от истощения ресурсов, от необратимого нарушения природного равновесия?
Порою ученый просто не в силах предусмотреть неожиданные последствия применения своего открытия. Но бывает и так, что ученые видят всю опасность неразумного использования своих изобретений, но лишены возможности эффективно контролировать подобное применение и не допускать его. Поэтому моральную ответственность за использование научных открытий несут не только ученые, но и те политические и государственные деятели, а также ведущие бизнесмены, от которых зависит окончательное принятие решений. Но многие из этих людей в немалой степени ориентируются на общественное мнение, на позицию широких масс, в том числе, на такую социальную компоненту, как студенчество. Но его влияние может быть как плодотворным, так и деструктивным для будущих поколений.
Очень важно, чтобы развитие политических институтов, социальных отношений и нравственности трагически не отставало от развития науки и техники. Знаменитые общечеловеческие заповеди могут проецироваться на сферу научной деятельности, приобретая особый смысл: "Не солги, извращая научную истину". "Не укради чужие идеи, выдавая их за свои". "Не убий… и не содействуй росту агрессивности и жестокости". И совсем уж кратко, как в гиппократовой клятве: "Главное – не навреди!"
Большую опасность несет внедрение (с помощью новейших информационных средств и других каналов) определенных стереотипов, которые могут облегчить манипулирование человеком без его ведома. Возможны такие основные типы манипулирования: идеолого-политическое манипулирование, крайние проявления которого существуют при тоталитарных режимах; экономическое манипулирование, которое наиболее интенсивно проявляется в рамках внеправового и внеморального “дикого рынка”; информационно-техническое манипулирование, возрастающее по мере усиления отчуждения человека от техники и технократической власти. Безусловно, все эти типы манипулирования зачастую срастаются и, поделив зоны влияния, стремятся полностью овладеть человеческим поведением. В теме о естественнонаучной картине человека рассматривается, как можно противостоять подобным воздействиям, используя защитные механизмы психики, а также, как развивать свои креативные способности и творческий потенциал. Именно творческая деятельность, милосердие и любовь ко всему окружающему позволяют человеку вести более насыщенную, полнокровную жизнь и являются одной из важных предпосылок счастья.
Философия как общеобразовательная дисциплина. Философия – разведчица того, что лежит за горизонтом познания и переживания. Она чаще ставит проблемы, чем решает их. Причем, как правило, проблема, поставленная философией, вообще не имеет окончательных решений. Беспокоя пытливые умы, философия увлекает их за собою в неведомое.
Философия изучает предельные («пограничные») ситуации, самое универсальное, самое уникальное, самое сокровенное... У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (и конкретности). Ее предмет – это фундаментальные основы субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
Мудрые мыслители не раз отмечали: если философия теряет метафизическую высоту, утрачивает способность говорить на языке универсалий, то она лишается многих своих достоинств. О философских проблемах можно рассуждать только так - мучительно пробираясь через кажущиеся непреодолимыми загадочные сложности бытия, гибко соизмеряя безграничность онтологических универсалий с бездонностью человеческой уникальности. Философское и специально-научное знание взаимодополнительны. Чтобы не стать чисто спекулятивной, философия должна постоянно опираться на наиболее важные научные достижения. В то же время философско-мировоззренческие идеи, философские методы и теория познания могут плодотворно использоваться в специальных науках.
Современная наука, смиряя человеческую гордыню, рисует все менее антропоцентрическую картину мира. Однако человек оказывается созидателем иной – ценностно-смысловой – «вселенной». Об этом напоминает антропный принцип (в ослабленной и радикальной формах). Да, человек – не в центре мироздания. Но он в центре своего миропонимания и своей нравственной ответственности за всё происходящее. А они со временем возрастают. Вот их-то и постигает философия. Ведь чем бы не занималась философия, она, прежде всего, занимается человеком.
Знание философии приведет к меньшему количеству роковых жизненных ошибок и к лучшей ориентации как в личной, так и в профессиональной деятельности. Философия необыкновенно многолика (полипарадигмальна). На философской арене – кроме самой философии - пытаются апробировать, сопоставлять, соизмерять свои ключевые идеи самые разные научные, религиозные, эстетические, политические, этические концепции и направления. На этом необъятном поле всевозможных решений философ выбирает те, которые лучше всего согласуются между собой, образуя некую целостную совокупность и удовлетворяя определенным теоретическим, этическим, эстетическим, религиозным и иным критериям. Решая свои проблемы, философия стремится объяснять (как естественные науки), понимать (как науки гуманитарные), сострадать (как искусство), взывать (как мораль).
Современный социальный мир становится более структурированным, многосвязным и целостным в общепланетарном, глобальном масштабе. Происходящие в нем события ускоряют свой ход, а протекающие процессы влияют на фундаментальные основы существования всего человечества и биосферы. В образовании возрастает роль междисциплинарного подхода. На первый план выдвигаются универсальные закономерности и общечеловеческие ценности. Чем бы ни занимался современный молодой специалист – политикой, бизнесом, управлением, наукой или чем-то другим – он не может быть узким профессионалом, лишенным духовно-культурного кругозора. Вот почему философию следует преподавать мировоззренчески, системно, универсально, актуально.
Философия традиционно являлась и является главной смыслообразующей частью мировоззрения как отдельного человека, так и социальных групп. Она (а также непосредственно примыкающие к ней этика, эстетика, методология науки, культурология и др. дисциплины) играет особую роль в формировании мировоззренческих ориентаций студентов. Ведь философия рассматривает мир в целом, самое универсальное и уникальное в нем, предельные формы существования процессов и явлений, место человека в этом мире, целостный мир самого человека – его многообразную деятельность, ценностные и познавательные ориентации.
В наше время наиболее актуальна философия глобальных проблем. Ведь некоторые из них стремительно обостряются. В их числе - экологическая проблема, затрагивающая само выживание общества и человека путем более гармоничных и разумных взаимодействий с природой.
Философия относится к таким дисциплинам, которые по настоящему раскрываются лишь в процессе поискового, творческого подхода. Коллективное сотворчество на философских лекциях, семинарах, дискуссиях - необходимая предпосылка и непременное условие продуктивного индивидуального творчества студентов.
Что касается воспитательных аспектов, то здесь у философии особая роль. Она по самой своей природе сориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Любую тему важно - явно или неявно - пронизывать высокими нравственными целями, одухотворенным смыслом, гуманистическими ориентациями.
Одно из важных назначений философии - научить студента мыслить нешаблонно и масштабно, самостоятельно принимать ответственные решения научного и социально-значимого характера. На достижение этой цели ориентированы методологическая и аксиолого-мировоззренческая функции философии.
В яснополянских беседах Толстой афористично высказал такую мысль: важно знать, что Земля круглая, но еще важнее знать, как до этого додумались. То же у Лихтенберга: когда людей начнут учить не тому, что думать, а тому, как думать, исчезнут многие недоразумения. Вот почему одна из главных задач, стоящих перед кафедрой, - помочь студенту научиться думать творчески, оптимально овладевая информационно ёмкими и ценностно значимыми знаниями.
Важно теснее связывать преподавание философии с профилем факультетов и будущей специальностью студентов. Там, где это возможно, следует плодотворно сопрягать философские принципы и идеи с соответствующими конкретно-научными знаниями и практической сферой жизнедеятельности, опираясь на общенаучную и философскую методологию, а также развивая на мировоззренческом уровне идеи универсального эволюционизма и всеобщей взаимосвязи мировых процессов и явлений.
Человек - не статический центр мироздания, как он долго полагал. Зато он - «ось и вершина эволюции, что много прекраснее». Философия обязана помочь студентам осознать особую роль человека во Вселенной и его великую ответственность как за себя, так и за окружающий мир. С этой ответственностью выпускник вуза должен начинать или продолжать свою профессиональную жизнь, развиваться, строить карьеру.

Опубликовано на Порталусе 06 мая 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама