Рейтинг
Порталус

Акмеологический подход и его реализация в воспитательно-образовательном процессе ГОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Дата публикации: 30 декабря 2008
Автор(ы): Н.В. Кречетова, Л.П. Гаранина
Публикатор: НВК
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1230605384


Н.В. Кречетова, Л.П. Гаранина, (c)

Акмеологический подход в воспитательно – образовательном процессе для коллектива ГОУ СПО «Анжеро – Судженский политехнический колледж» не случаен и не является абсолютно новым. Над формированием акмеологической среды, в которой личность имеет возможность достигать своих вершин, коллектив работает давно, объединяясь интеллектуально и духовно.
Сегодня в колледже созданы все условия, обеспечивающие высокие результаты, творческие поиски, путь к успеху студентов и преподавателей.
Педагогическим коллективом разработаны и реализуются авторские программы:
- допроизводственной адаптации студентов
- по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже
- повышения профессиональной компетенции работников колледжа
- развития информационной среды колледжа
- по социальному партнерству
- саморазвития студентов на основе «Я – концепции»
- по патриотическому воспитанию
- обеспечения акмеологических условий для развития потенциала коллектива колледжа
Все эти программы направлены на саморазвивающуюся, профессионально – компетентную, успешную личность, как педагога, так и студента. И здесь коллектив достиг определенных результатов.
Итоги учебно-воспитательной работы по допроизводственной адаптации, в рамках Программы «Допроизводственная адаптации студентов» отслеживаются на психолого-педагогических консилиумах, которые проводятся два раза в учебный год. Выстраиваются стратегия и тактика педагогического взаимодействия, разрабатываются рекомендации, планируются мероприятия, определяются способы опережающей поддержки студента в его личностном развитии, допрофессиональной адаптации. В работе консилиумов участвует административный аппарат, классные руководители, педагог-психолог, заведующая здравпунктом, руководитель физического воспитания, заведующая библиотекой, преподаватели, руководители клубов и студий.
Опыт работы по адаптации представлен на страницах приложения к журналу «СПО» № 5. 2005г., на Всероссийской НПК «Приоритетные направления повышении качества химического образования в средних специальных заведениях» г.Нижнекамск (2005г), на межрегиональной НПК «Непрерывное ПО и карьера XXI в.» (2007г) г.Юрга, Международной НПК «Акмеологические подходы к становлению и развитию профессионала как специалиста и личности в системе СПО» г.Воронеж (2007г).

Поиск целостности и взаимосвязи в воспитании развивающегося человека привели педагогический коллектив к разработке Программы по созданию здоровьесберегающего пространства, которая обеспечивает физический и психологический комфорт, профилактику асоциальных явлений. Программа имеет сквозное направление, работая как на уровне студентов, так и преподавателей. Разработаны и реализуются подпрограммы школы жизненных навыков и экологической культуры для студентов, сохранения соматического здоровья и профилактики профессионального выгорания преподавателей.
Первостепенная задача любого педагога (педагога – акмеолога) постоянно пополнять свои знания, повышать общую культуру, работать над своим целостным развитием. Именно систематическая работа преподавателя над совершенствованием педагогического мастерства и деловой квалификации, над развитием профессиональной компетентности – залог качественной подготовки специалистов.
Это отражено в Программе повышения профессиональной компетентности преподавателей колледжа, направленной на развитие профессионально-личностной, профессионально - деятельностной и профессионально - творческой компетентности педагога.
Помимо работы творческих лабораторий, временных научно-исследовательских комиссий, методической мастерской; организации и проведения мастер-классов, педагогических чтений, различных семинаров, курсов повышения квалификации, самообразования, преподаватели в колледже проходят ежегодно и внутренние курсы: английский язык для начинающих, компьютерной грамотности, Интернет – курсы.
Важно то, что Программа предусматривает проведение мониторинга эффективности, развития педагогической компетентности (разработаны диагностические карты для преподавателей, позволяющие осуществлять рефлексию). Рефлексия, самоанализ, самодиагностика — это то, без чего не может быть пути к вершине. Также в рамках программы создан проект «Портфолио достижений преподавателя» (ПДП).
Главными задачами создания ПДП являются систематизация интеллектуального и творческого труда преподавателя, формирование у него способности к объективной самооценке и рефлексии, стремление к более высокому уровню знаний в области преподаваемых дисциплин. А основное предназначение ПДП - это альтернативная форма оценки профессионализма и результатов работы преподавателя.
Саморазвивающаяся личность преподавателя и студента становится в центре внимания педагогических советов, таких как:
- Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе колледжа.
- Здоровый образ жизни: от мотива к потребности.
- Практическое обучение студентов как главный фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда.
- Морально - этический кодекс преподавателя АСПК.;
научно - методических семинаров:
- Педагог как личность и профессионал. Актуальный уровень личностного и профессионального развития преподавателя.
- Психологическая тактика поведения преподавателя развивающегося и развивающего
- Мотивация и ее роль в учебно-воспитательном процессе.
- Психология личности студента и преподавателя и др.
Начиная с 2005 года, коллектив преподавателей включился в работу по формированию моделей специалистов по всем специальностям подготовки на основе компетентностного подхода.
Тесное сотрудничество с социальными партнёрами: работодателями, центром занятости, Томским политехническим университетом, в частности, с кафедрой органической химии и технологии органического синтеза, которую возглавляет профессор, доктор химических наук Виктор Дмитриевич Филимонов, с Александром Николаевичем Дахиным – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Новосибирского педагогического университета, позволили определить профессиональные, личностные и социальные компетенции выпускников колледжа. Преподаватели встречались с ведущими специалистами базовых предприятий и организаций отрасли, бывшими выпускниками, совместно определяли компетенции будущих специалистов.
Итогом этой большой работы стал педагогический совет «Компетентностный подход в обучении и воспитании – основное условие подготовки специалиста высокого качества», где были представлены модели специалистов по всем специальностям подготовки, создана модель выпускника колледжа, имеющая свои отличительные особенности: это саморазвивающаяся личность с явно выраженной экологической культурой и гражданско-патриотической позицией.
Развитию инновационной деятельности в колледже способствовал и Фестиваль инноваций «Использование инновационных технологий - главное условие обеспечения компетентностного подхода в обучении и воспитании», который стал ярким примером обобщения опыта работы всего коллектива по различным направлениям воспитательно-образовательного процесса, показал творческий рост, совершенствование педагогического мастерства, достижение определённых вершин, некоторым помог самоутвердиться.
Фестиваль длился неделю и включал: открытые занятия, факультативные и внеаудиторные мероприятия по дисциплинам, мастер – классы, презентации, смотр – конкурс «Методическое творчество».
По решению итогового дня Фестиваля преподаватели, которые активно делились своим опытом работы, брали на вооружение инновационный опыт коллег, принимали участие в обсуждении проблем и итогов, получили внутренние сертификаты.
Становление личности идет и через участие студентов в олимпиадах и выставках технического творчества в колледже, в городе и области, через стажировки преподавателей, получение ими второго образования, создание авторских учебных программ, электронных учебников, современных учебно-методических комплексов по дисциплинам и по специальностям подготовки.
Участие в НПК как преподавателей, так и студентов, в конкурсах «Самый классный - классный», «Преподаватель года» (как на коллежском, так и на областном уровне), в смотрах - конкурсах «Творческое мастерство», Методических днях, Днях специалиста, Днях самоуправления, Неделях науки и школах актива тоже дает конкретные результаты.
С 2003 года в колледже действует Программа «Развитие информационной среды колледжа», которая осуществляется через работу вычислительного центра, включающего 3 компьютерных класса, лабораторию современных средств обучения, мультимедиа-аудиторию. Основным назначением её является внедрение в учебный процесс информационных, компьютерных и мультимедийных технологий.
Под руководством заместителя директора по ИТ разработаны и внедрены компьютерные программы организационной поддержки учебного процесса. Создана основная часть программы «Образовательная среда колледжа», которая объединяет документацию, информационные и другие ресурсы, касающиеся учебного процесса. Составной частью этой программы являются разделы «Учебный процесс», «Абитуриент», «Стипендия» и другие.
Приобретены лицензионные программы для составления расписания занятий «Хронограф 2.0» и «Библиотека колледжа» фирмы 1С. Служба информатизации работает над созданием компьютерной программы «Портфолио специальностей подготовки». Активно информационные технологии используются при защите исследовательских работ студентов, дипломных проектов, сдаче итоговых междисциплинарных экзаменов, в педагогической деятельности преподавателей.
Более 10 лет для объективной оценки деятельности преподавателей используется рейтинговая система, направленная на развитие инициативы и творчества, создание оптимальных условий для поощрения и общественного признания педагогических работников, стимулирование инновационной педагогической деятельности (опыт обобщен на межрегиональной НПК г. Юрга, на областном методическом семинаре зам директоров по УР в г. Прокопьевске в 2007 г.).
По результатам рейтинга за учебный год определяются лучшие преподаватели, работающие на самоконтроле в следующем учебном году, лучшие методические комиссии по специальностям подготовки, по направлениям профессиональной деятельности. Аналогично определяется рейтинговая оценка работы классных руководителей, студенческих групп и отдельных студентов с выявлением лучших групп по специальностям подготовки, лучшей группы колледжа и лучшего студента учебного года.
В настоящее время лаборатория современных средств обучения автоматизировала процесс обработки результатов рейтинга по всем направлениям с помощью MS Excel.
Наиболее важной и значимой для коллектива колледжа является Программа по социальному партнерству. Основные направления данной Программы: изучение и анализ рынка труда г. Анжеро-Судженска и региона, совершенствование системы комплектования контингента студентов, содействие прохождению ими производственного обучения, трудоустройству выпускников колледжа.
Реализация данной Программы способствует более эффективной подготовке высококвалифицированных специалистов, дает положительные результаты при трудоустройстве выпускников и помогает им в профессиональном росте. Начиная с 1 курса студенты отслеживают свои достижения в Паспорте карьеры. В колледже сохранена система персонального распределения молодых специалистов. Работодатели учебного заведения - это предприятия Хабаровска, Усолье-Сибирского, Красноярска, Новосибирска, Кургана, Уфы, Бердска, Новокузнецка, Кемерова, аптеки и социальные центры Кемеровской области, предприятия и организации г. Анжеро-Судженска. В процессе реализации Программы предусмотрено тесное сотрудничество студентов, родителей, педагогов и работодателей, которые отмечают у выпускников «яркие аналитические способности, ответственность, целеустремленность, инициативность, стремление повышать свое профессиональное мастерство».
На формирование акмеологической среды в образовательной системе колледжа направлено и совершенствование материальной базы. Сегодня кабинеты и лаборатории оснащены современными приборами и оборудованием. Создаются новые лаборатории: физики и электротехники; процессов и аппаратов, клинической патологии.
Переоборудованы слесарные мастерские, ведется работа по комплектованию учебной аптеки, приобретены мини – лаборатории по методам определения загрязняющих веществ. Ведётся работа по преобразованию библиотеки в современный информационный центр, удовлетворяющий информационным потребностям студентов, преподавателей и работников колледжа. Создается фонд электронных носителей информации. В читальном зале организуются автоматизированные рабочие места для пользователей.
Программа по саморазвитию студентов реализуется по принципу целостного воспитания успешной саморазвивающейся личности через организацию всех форм студенческого самоуправления, научных и творческих объединений, клубов по интересам, патриотических и антинаркотических проектов при активной поддержке социальных партнеров.
Генератором ярких идей в колледже является студенческий совет «Апельсин» со своим Уставом, символикой, гимном, кодексом чести. В структуру студенческого совета колледжа входят старосты групп, совет общежития, студенческий отряд охраны и порядка, совет по физической культуре и спорту, волонтёры. На базе совета самоуправления работает школа «Лидер», где студенты учатся организовывать себя и коллектив на достижение больших и малых вершин. Ребята тесно взаимодействуют с творческими объединениями колледжа: с клубами «Эколог» и «Зелёная лампа», политклубом «21 век» и студией «Гитара», танцевальной и вокальной студиями. Свою жизнь студенты освещают в многотиражной газете «Новости колледжа». Досуговая деятельность не ограничивается рамками колледжа. Студенты активно участвуют в работе городского совета самоуправления, в фестивалях «Первый снег», «Студенческая весна». Три года являются организаторами городской антинаркотической акции «Спасательный круг». Члены клуба «эколог» путешествуют в горах Кузнецкого Алатау и в Западных Саянах.
Всё это делает студенческую жизнь яркой и запоминающейся.
Формирование личности профессионала в колледже идет через традиции, которые имеют ярко выраженную гражданско – патриотическую направленность. Есть традиции, которые студенты и преподаватели сохраняют и продолжают почти 40 лет – это День Памяти на городском кладбище у могилы воинов, умерших от ран в госпиталях г. Анжеро-Судженска в годы Великой Отечественной войны, которые проходят ежегодно 9 мая и автопробеги по земле Кузбасса, в которых участвуют лучшие студенты колледжа: члены совета самоуправления, представители творческих объединений, спортсмены, отличники учёбы.
Этот воспитательный проект выстраивается по традиционной схеме и каждый раз наполняется новым содержанием. За эти годы накоплен значительный материал по истории родного края, об интересных людях Кузбасса, который оформляется в фотоальбомах и видеофильмах, хранится в музее колледжа и используется классными руководителями для воспитания патриотизма и гражданственности.
Музей колледжа ведет большую просветительскую работу, воспитывает чувство сопричастности к славному прошлому колледжа и любви к избранной профессии. Здесь проводятся встречи с ветеранами, выпускниками разных лет.
В колледже разработана Программа по патриотическому воспитанию студентов АСПК. А традиционные патриотические проекты «Этот День Победы» и «Автопробег по земле Кузбасса» были удостоены грантов губернатора Кузбасса в 2006 и 2007 годах.
Опыт работы по патриотическому воспитанию представлен на страницах тематического сборника «Патриотическое воспитание студентов» ИПР СПО г. Москва, работа по саморазвитию студентов колледжа на Всероссийской НПК «Активизация управления развитием воспитательной системы учебных заведений СПО в г. Смоленске (2005 г.).
Таким образом, акмеологический подход позволяет консолидировать усилия всего педагогического коллектива и коллектива студентов для творческой и плодотворной работы, результатами которой сегодня являются рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний. Выпускники колледжа востребованы на многих предприятиях и организациях отрасли, где имеют возможность профессионально развиваться, двигаться по карьерной лестнице.

Опубликовано на Порталусе 30 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама