Рейтинг
Порталус

Здоровьесберегающее образовательное пространство как условие формирования творческой, саморазвивающейся личности выпускника колледжа (из опыта воспитательной работы Анжеро-Судженского политехнического колледжа)

Дата публикации: 30 декабря 2008
Автор(ы): Л.П. Гаранина
Публикатор: НВК
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1230606303


Л.П. Гаранина, (c)

В центре воспитательной системы Анжеро-Судженского политехнического колледжа личность студента, способная к непрерывному самосовершенствованию.
На формирование такой личности направлена Программа по саморазвитию студентов и преподавателей АСПК на основе Я-концепции, в рамках которой одним из важнейших направлений стало создание здоровьесберегающей среды.
На сегодняшний день проблема здоровьесбережения особенно актуализировалась. Анализ факторов, способствующих саморазвитию личности, показывает, что в наши профессиональные учебные заведения приходит все меньше здоровых ребят. Причем, наряду с физическим нездоровьем, всё больше психических расстройств и нравственной невоспитанности. Цель любого педагога дать обществу специалистов не только обладающих профессиональными компетенциями, но и личностей, здоровых нравственно и физически.
Поэтому неслучайно на педагогическом совете по компетентностному подходу в обучении и воспитании было принято решение о создании качественно новой Программы по формированию здоровьесберегающего пространства.
Программа разрабатывалась временной творческой группой под руководством заместителя директора по воспитательной работе при активном участии педагога – психолога, медицинского работника, руководителя физической культуры. К обсуждению и корректировке программы были привлечены студенты, преподаватели и родители.
Участниками и исполнителями Программы является весь педагогический коллектив в тесном сотрудничестве со студентами, родителями, медицинским работником, психологом, руководителем физического воспитания при активном участии библиотеки колледжа, всех творческих объединений, газеты «Новости колледжа».
Все их действия направлены на одну цель: сохранение и укрепление здоровья будущего специалиста.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Адаптационная работа предусматривает многоплановую работу с абитуриентами, студентами, преподавателями и родителями по созданию комфортной атмосферы взаимопонимания и личной удовлетворенности.
Эта работа с учащимися школ города, так 2-ой год на базе колледжа проходят предметные олимпиады для школьников. Работа с первокурсниками, социально незащищёнными студентами и студентами, проживающими в общежитии, а так же с преподавателями и родителями.
2. В разделе «Изучение физического и морально – психологического здоровья, через анализ физического, психологического, соматического здоровья студентов и преподавателей формируется ответственность за физическое и индивидуально – психологическое самосовершенствование. Проводится анкетирование, наблюдение, выявление и анализ проблем. Заполняются индивидуально – психологические и медицинские карты, карты физического развития и формируются группы риска, отдельно планируется работа с детьми- сиротами и находящимися под опекой.
3. «Психопрофилактика и развивающая работа» предполагает активную работу психологического кабинета по проведению лонгитюдных психологических исследований личностного развития студентов, изучению внутрисемейных отношений, созданию системы постоянного накопления информации о развитии личности студентов.
А также индивидуальные консультации психолога, проведение специальных курсов, тренинговых занятий по основам саморазвития и компетентностного общения в школах «Лидер» и «жизненных навыков», организацию психологических семинаров, тренингов, психолого-педагогических чтений для преподавателей.
4. Раздел «Использование здоровьесберегающих технологий обучения» предполагает оздоровление образовательной среды через совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности, формирование у студентов и педагогов колледжа валеологического мировоззрения, применение здоровьесберегающих личностно – ориентированных технологий обучения на таких дисциплинах, как «Основы этики», «экология», «основы медицинских знаний», «социальная психология», «основы военной службы» и других. А так же формирование комфортного морально – психологического климата на занятиях. Здесь предполагается исследование факторов, влияющих на морально – психологический климат в колледже, создание диагностической карты, выполнение проблем и обсуждение итогов педдиагностики. С этой же целью планируется посещение и анализ учебных занятий, в том числе медико – педагогический контроль за уровнем физвоспитания. А так же проведение методических советов, семинаров классных руководителей, психолого – педагогических консилиумов, создание банка данных по здоровьесберегающим технологиям и проведение медико – социальных тренингов «Мы и наше здоровье» для преподавателей.
5. Раздел «Формирование представлений о здоровом образе жизни предполагает формирование знаний и умений, составляющих основу здорового образа жизни, становление убеждений, развитие личной ответственности за распространение знаний о здоровом образе жизни через организацию конкурсов газет, рефератов «Здоровая семья 21 века», «Здоровый образ жизни», конференций, классных часов на темы: «Быть здоровым – это обязанность?,», «Семья – маленькая планета», «Остров СПИД» и др.
Пропагандируя здоровый образ жизни, студенты колледжа выступают с лекциями в школах, приюте «Аист», в Сузах города.
6. Раздел «Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде» предполагает информирование, обучение поведенческим стратегиям и технологиям, формирование системы адекватных представлений об окружающем мире. Здесь мы планируем разнообразные формы: беседы, дискуссии, акции, выставки и конкурсы. Задействуем клубы «Эколог», «21 век», студенческий совет самоуправления. Так в политклубе «21 век» традиционно обсуждаются больные проблемы века: не только табакокуренние, алкоголя, наркомании, но и суицида и опасности сект. Проходят заседания на темы : « Кто – то там проколол свою душу», «Быть или не быть?», «Молодежь и религия», «Мифы или реальность». А студенческий совет самоуправления уже 4-ый год осуществляет проект «Спасательный круг», направленный на просвещение и профилактику асоциальных явлений в молодежной среде.
Активно задействуем социальных партнеров, как специалистов узкого профиля, так и организации: центр социальной защиты, наркологический центр, городские спортивные базы и др.
7. Выделен раздел «Приобщение к нравственно – экологическим ценностям», цель которого – формирование экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры у студентов АСПК как через учебные занятия, так и внеаудиторную работу, прежде всего клуба «Эколог». Это и создание уголков природы, конкурсы, встречи, конференции со специалистами в области охраны окружающей среды, просветительская работа и экологические походы. Сегодня разработана программа по экологическому воспитанию.
8. Спортивно – оздоровительная работа направлена на укрепление здоровья студентов и преподавателей, поддержание высокой работоспособности. И здесь наряду с традиционными соревнованиями и праздниками проходят личностно – ориентированные занятия в группе «Здоровье» как для студентов, так и для преподавателей.
9. Организация досуга осуществляется через широкую сеть творческих досуговых объединений, организацию досуга в период летних каникул, работу с социальными партнерами. В колледже работают творческие объединения по интересам:
• Познавательные (клуб «Встреча», политклуб «21 век», клуб «Арлекин», «Зеленая лампа»)
• Поисково – исследовательские (музей, клуб «Эколог», Автопробег).
• Игровые (КВН, театрализованные праздники, вокальная, танцевальная студии, студия «Гитара»)
• Организаторско – пропагандистские (волонтерство, газета «Новости колледжа, декады специальностей, профориентация)
Духовное здоровье наших воспитанников мы укрепляем через традиции. Есть традиции, которые мы сохраняем почти 40 лет. Это автопробеги по земле Кузбасса и Дни Памяти у могилы воинов, умерших в госпиталях нашего города в годы великой отечественной войны. За эти патриотические проекты студенты колледжа были отмечены грантами губернатора Кемеровской области.
10. Раздел «Волонтерское движение» ставит целью: привлечение студентов к активной пропагандистской и профилактической работе. Через выход в молодежные аудитории колледжа, общежития, школ города с лекциями, агитбригадами по пропаганде здорового образа жизни; активную работу с городским красным крестом, молодежным отделом, медицинскими и правовыми учреждениями города. И здесь ведущая роль студенческих советов колледжа и общежития, студенческого оперативного отряда охраны правопорядка.
Это позволяет рассматривать проблему многоаспектно и многогранно как через учебный процесс, так и внеаудиторную воспитательную работу, задействовать все структурные подразделения колледжа. Особое место в Программе отводится профилактической, просветительской работе на основе сотрудничества преподавателей и студентов. Одним из аспектов Программы стало сохранение профессионального здоровья педагогов. Программа предусматривает укрепление и расширение социального партнерства.
Программа рассчитана на 2007-2010 годы. Результаты будут отслеживаться по годам.
В целях реализации Программы по созданию здоровьесберегающего пространства разработаны целевые подпрограммы и планы.
1. Составлена подпрограмма школы классных руководителей, которая помогает грамотно организовывать работу коллектива группы, направленную на формирование здоровьесберегающего пространства.
2. Разработана подпрограмма школы жизненных навыков, она способствует адаптации в условиях колледжа студентов нового набора, работает на коррекцию и развитие ключевых компетенций студентов 2-3 года обучения и содействует адаптации в новом рабочем коллективе выпускников колледжа.
3. Спланирована деятельность библиотеки, музея, клубов и творческих студий, спортивных секций и студенческих советов колледжа и общежития, студенческого отряда охраны правопорядка и волонтёров, направленная на реализацию программы.
4. Составлен и реализуется план работы по сохранению соматического здоровья и профилактике профессионального выгорания преподавателей АСПК, который предусматривает как анализ физического, психологического, соматического здоровья преподавателей, так и конкретные мероприятия, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни через семинары, педагогические чтения, тренинги, организацию досуга и спортивно – оздоровительную работу.
Критериями оценки результативности программы станут следующие показатели:
- самочувствие студентов и преподавателей;
- комфортность среды;
- степень включенности в жизнедеятельность коллектива;
- активная жизненная позиция;
- социальная и профессиональная успешность.
В результате реализации Программы мы ожидаем оздоровления образовательной среды в колледже, создания комфортного психологического климата, сохранения здоровья студентов и преподавателей, сформированности жизненной позиции выпускника с устойчивой привычкой к здоровому образу жизни.
Заканчивается первый год реализации Программы и уже сегодня мы можем говорить о положительных результатах:
- качественно проходят занятия в школе классных руководителей;
- занятия в школе жизненных навыков помогли студентам нового набора успешно адаптироваться в колледже. По предварительным данным можно говорить о позитивной динамике коммуникативных способностей, стрессоустойчивости, поведенческой регуляции. Сегодня они активно работают в клубах, творческих студиях, участвуют и побеждают в городских фестивалях самодеятельного творчества и в спортивных соревнованиях. Включились в работу студенческого совета, проходят обучение в школе «Лидер». Активно пропагандируют здоровый образ жизни.
- Выполняется план работы по сохранению соматического здоровья и профилактике профессионального выгорания преподавателей АСПК.
В рамках медико – социального тренинга «Мы и наше здоровье» прошли занятия:
- Рациональное питание
- Движение – это жизнь
- Учитесь расслабляться
Разработан комплекс упражнений и рекомендаций по личной и производственной гимнастике. Введены физкультминутки для студентов и преподавателей. Стали традицией Дни Здоровья. Коллективные праздники и походы в кино, театр, на концерт. Наряду с действующими клубами и студиями в этом году открылась литературная гостиная «Зеленая лампа» для студентов и преподавателей.
Таким образом в колледже, благодаря Программе создается комфортный морально-психологический климат, в котором идет формирование успешной, психологически здоровой личности студента и преподавателя.

Опубликовано на Порталусе 30 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама