Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 22.10.18


Проблема саморазвития оценочной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации

Дата публикации: 09 мая 2009
Публикатор: AP
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1241877578 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Современная общеобразовательная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества.
Новизна содержания образования выражена тем, что наполнена не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, но и дополняется деятельностной, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах её организации. Соответственно меняется и отношение к результатам образования.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения требования к результатам образования, сформированные на основе системно-деятельностного подхода, представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ. Результаты деятельности обучающихся представлены как предметные, метапредметные и личностные.
Такое понимание результатов образования требует обращения к технологиям личностно-ориентированного развивающего образования, где центральное место будет занимать оценочная деятельность педагога. Именно оценочная деятельность учителя должна обеспечить получение информации, позволяющей оценить эффективность организуемой им деятельности обучающихся, а самому обучающемуся – возможность увидеть индивидуально-личностное продвижение в образовательном процессе. Новое понимание образовательных результатов влечёт за собой необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога, её развития.
Понимая «развитие» как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное» [1, с.641], считаем, что развитие оценочной деятельности есть динамичный процесс перехода из состояния традиционной оценочной практики в качественно новое, соответствующее современной парадигме образования.
К настоящему времени в педагогике, психологии, философии накоплена определенная совокупность знаний, необходимых для понимания и решения исследуемой проблемы.
Различные аспекты оценочной деятельности педагога освещены в трудах педагогов и психологов: содержание и функции педагогической оценки (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.М. Полонский); требования к контролю и оценке усвоения уровня знаний (И.Я. Лернер, И.С. Якиманская); влияние уровня педагогического мастерства на процесс оценивания знаний и умений учащихся (Н.М. Божко, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.А. Реан); организация оценочной деятельности в условиях инновационного развития школы (Г.Ю. Ксензова).
Необходимость реформирования оценочной деятельности признается сегодня многими учеными (Е.П. Белозерцев, И.Ф.Исаев, В.А. Кан-Калик, Г.С. Ковалева, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.С. Соколов, Е.Н. Шиянов и др.).
В педагогической науке описаны затруднения учителей, возникающие при оценке образовательных результатов младших школьников (В.А. Афанасов, А.Д. Деминцев, Т.С. Полякова, В.Л. Синебрюхова Т.И. Шамова и др.), но недостаточно исследована проблема управления развитием оценочной деятельности.
Возникает необходимость создания организационно-педагогических условий для развития оценочной деятельности в системе повышения квалификации.
Развитие оценочной деятельности должно происходить не периодически – на курсах повышения квалификации, а непрерывно, включая межкурсовой период, самообразование.
Если курсовую подготовку педагогов осуществляет профессорско-преподавательский состав учреждений повышения квалификации, то эффективность межкурсового периода обеспечивает методическая система. Данная система реализует организационно-, информационно-, учебно- и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов. Это методисты, владеющие одновременно и теоретическими вопросами содержания, методики преподавания предмета, нормативными правовыми документами, вопросами состояния и качества преподавания предмета и практическими аспектами работы учителя в школе. Свою деятельность методисты осуществляют, руководствуясь принципами социальной обусловленности, научности и системности, непрерывности, преемственности и перспективности, обратной связи.
B условиях подготовки к внедрению ФГОС нового поколения, обновления системы оценивания образовательных достижений школьников, методическая служба играет немаловажную роль в оперативном информировании педагогов, динамичном реагировании на изменение ситуации в образовании.
Методическая межкурсовая работа – часть системы непрерывного последипломного образования педагогов, которая носит практико-ориентированный, индивидуализированный характер, строится на диагностической основе, гибко реагирует на запросы педагогов и обеспечивает профессиональное совершенствование учителей.
Взаимодействие методиста и учителя – самый эффективный способ оказания профессиональной помощи и создания условий для совершенствования, профессионального и личностного роста педагога.
Отечественными и зарубежными исследователями изучены особенности взрослых обучающихся (Ю.Н.Кулюткин, Р.Коули, М.Ш. Ноулз, Р.Роджерс); дидактические и методические принципы обучения взрослых (С.И.Змеев, М.Т.Громкова, В.Г.Онушкин, Г.Юнг).
Проблема образования взрослых позволила пересмотреть некоторые воззрения на сам процесс управления развитием оценочной деятельности педагога в системе повышения квалификации с позиций андрагогического подхода.
Раскрывая один из основных андрагогических принципов, С.И.Змеёв пишет: «Самодеятельность является видом учёбы взрослых. Под этим понимается… самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения». Это положение позволяет рассматривать учителя начальных классов, обучающегося в системе повышения квалификации как субъекта процесса развития своей оценочной деятельности: понимающего и принимающего необходимость её изменения, определяющего цели саморазвития, организующего процесс освоения и внедрения нового подхода к оценке в практику.
Научная мысль уже вплотную подошла к пониманию понятия «самоорганизация» через синергетику, идеи которой позволяют представить саморазвитие оценочной деятельности педагога следующим образом:
Самоопределение: оценка собственной оценочной деятельности с позиций современных требований к оценке образовательных достижений школьников, определение необходимости ее обновления, приведения в соответствие современным требованиям
Самоорганизация: восприятие и усвоение теоретических положений и технологических компонентов новой модели оценивания
Самомотивация: уточнение или оценка актуальности своих интересов, способностей, знаний, поиск собственной ориентации, целей и т.д., обеспечивающих соответствие современным требованиям к оценочной деятельности педагога
Самореализация: апробация новой модели оценивания, реализация оценочной деятельности в соответствии с новой нормой, проявление креативных способностей в условиях инновационной оценочной деятельности
Мы предполагаем, что если андрагог управляет развитием оценочной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации технологично, через создание таких организационно-педагогических условий, как
-наличие вариативного учебно-методического комплекса, соответствующего целям и содержанию общего и индивидуально-ориентированного повышения квалификации, обеспечивающего выполнение учебной программы развития оценочной деятельности учителя начальных классов в соответствии с современными требованиями и предоставляющего возможности для рефлексии;
-создание соответствующего образовательного пространства повышения квалификации в межкурсовой период;
-научно-методическое сопровождение как управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на развитие оценочной деятельности учителя начальных классов и, как следствие, на создание научно-методических условий, способствующих повышению её эффективности;
то оценочная деятельность учителя начальных классов будет
-наполнена содержанием, соответствующим целям личностно ориентированной парадигмы образования и требованиям к образовательным результатам младших школьников, выступающим в качестве критериев их оценки,
-обеспечена технологией оценочной деятельности, соответствующей принципам личностно и деятельностно-ориентированного образования и способствующей формированию и развитию личности младшего школьника,
так как в результате взаимодействия андрагога и учителя начальных классов сформируется субъектная активность учителя (саморазвитие), которая будет выражаться
-в ценностном отношении к оценочной деятельности, основанном на осознании личностных смыслов и собственной системы ценностей (смысловой компонент),
-в осознании своих возможностей, своей роли, логики и средств осуществления оценочной деятельности (рефлексивный компонент),
-в осуществлении оценочной деятельности на основании владения содержанием и технологией, адекватными современной парадигме образования (операциональный компонент).

Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Рос. АН. Рос. Фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1994.

Опубликовано 09 мая 2009 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама