Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 17.07.18

Деятельность методиста системы повышения квалификации по внедрению

Дата публикации: 09 мая 2009
Публикатор: AP
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1241879216 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Проблема оценивания образовательных достижений школьников, в особенности учащихся начальной школы, всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний, умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте запросов как ребенка и его родителей, так и самого педагога. Это обстоятельство актуализирует проблему пересмотра отношения к образовательным достижениям и их оценке.
Что представляет собой система оценки образовательных достижений в контексте современного социального запроса? Что понимать под образовательными достижениями? Как их оценивать? По каким критериям? Каковы требования к результатам и их показатели? Эти и многие другие вопросы задают сегодня учителя методистам системы повышения квалификации работников образования. Готов ли методист отвечать на них?
Готовность методиста должна выражаться в профессиональной компетентности по проблеме оценки педагогом образовательных достижений школьников, в способности в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности педагога, в способ¬ности к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию.
Профессиональную компетентность методиста можно оценить по следующим критериям и показателям:
•Понимание изменяющихся условий. Изменяющиеся условия понимаются как переход от нормативно-ориентированного подхода к оценке (свойственного «знаниевой» парадигме), суть которого в соотнесении образовательных результатов со «средними» результатами – «нормами» к критериально-ориентированному подходу (свойственного деятельностной парадигме), который позволяет сделать вывод о достижении или отсутствии у ученика определенных знаний и умений, заданных в требованиях к результатам образования, при котором каждый уровень достижения можно содержательно описать в терминах знаний и умений, которые освоили учащиеся.
•Удовлетворение и развитие образовательных потребностей педагога. Образовательные потребности в решении проблемы оценки должны быть удовлетворены через уточнение и освоение педагогом теоретических понятий и практических умений. Методисту необходимо организовать свою деятельность по формированию и развитию компетентности педагога и самообразовательную деятельность педагога. Необходимо стимулировать процесс непрерывного самообразования педагога, обеспечив его необходимыми средствами, инструментарием. Методист должен формировать отношение педагога к самообразованию, как оптимальному методу повышения квалификации. Результатом самообразования педагога должно стать самоопределение на изменение подхода к оценке и его компетентность в этой деятельности. В этом положении заключена цель деятельности методиста по совершенствованию профессионально-педагогической компетентности в оценке.
•Способность к решению творческих задач – это самостоятельная организация умственной и практической деятельности при решении нестандартных задач, самоопределение на творческую деятельность, осознанный поиск решения проблемы, наличие системы теоретических понятий. Разработка новых методов, форм, приёмов, средств; эффективное применение имеющегося опыта, умение трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия (М.М.Поташник). Эти ключевые позиции должны реализоваться в деятельности методиста по формированию и развитию компетентности педагога в критериально-ориентированной оценке.
•Способность к самоопределению. Методист определяет свое отношение к деятельности по изменению подхода к оценке в педагогической практике, сознательно находит способы деятельности, применяет и реализует их.
•Способность к самообразованию и саморазвитию. Основными характеристиками самообразовательной деятельности являются целенаправленность, преобразующий характер (с перспективой развития и саморазвития), осознанность при целеполагании, прогнозировании деятельности, перспективности устремлений. Самообразовательная деятельность выступает как механизм развития (А.П.Тряпицына), как основа развития, движения, изменения (Я.И.Пономарёв). В самообразовательной деятельности методист уточняет и осваивает понятия «критериально-ориентированная оценка», «образовательные достижения», «педагогическая оценка», «методическая деятельность в системе повышения квалификации», «внедрение в педагогическую практику». Это анализ философской, психолого-педагогической литературы, проведение исследований и экспериментов по проблеме изменения оценочной практики учителя в условиях реформирования системы контроля и оценки в области общего среднего образования.
Что представляет собой система оценки образовательных достижений в контексте современного социального запроса?
Система оценивания должна предоставлять широкую и доступную информацию о ходе развития ребёнка всем субъектам образовательного процесса: ученику, учителю, родителю, управлению образованием.
Система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
- интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
- самоанализ и самооценку обучающихся;
- оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и формирование и развитие у школьников учебной самостоятельности вообще и контрольно-оценочной самостоятельности (как самостоятельного элемента содержания образования) в частности, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству умения учиться);
- ориентировать ученика на успех.
Система оценивания образовательных достижений школьников должна состоять из следующих основных компонентов:
- цель оценивания,
- субъект оценивания (тот, кто оценивает),
- субъекто-объект оценивания (тот, кого оценивают),
- взаимоотношения «субъект – субъекто-объект» в оценочной деятельности,
- содержание оценивания,
- способы оценивания,
- средства оценивания,
- организационные формы оценивания,
- результаты оценивания.
Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Что понимать под образовательными достижениями?
В ходе любой деятельности как, отмечает Е.И.Казакова, преобразуется не только предмет деятельности, но и субъект, и это субъектное преобразование выступает в качестве результата деятельности. Эта сторона преобразования приближена к пониманию существа явления «достижения». Достижение – с одной стороны, объективный результат, воплощённый в основном или дополнительном продукте деятельности; с другой стороны, – это отношение к полученному результату. Очень часто достижение употребляется в качестве синонима выражения «результат, соответствующий цели», что сближает его с понятием «успеха». Сравним: у Г. Аткинсона «ориентация на достижение цели» или у Н.Вебстера «успех – это удачное достижение желаемой цели». Термин «достижение» не случайно занимает промежуточное положение в цепочке «результат – достижение – успех», так как достижение одной своей стороной (объективной) граничит именно с результатом, другой – субъективной – с успехом, то есть отношением к полученному результату».
Достижение можно рассматривать и как результат, и как процесс получения результата. В этом плане правомерно сочетание «достижение успеха».
По Л.С.Илюшину, потребность человека в самореализации, успехе является самообразующей жизненной потребностью. «Ее реализация в структуре ведущего типа деятельности может становиться фактором педагогического взаимодействия, движущей силой личностного развития. ... Ориентация на личностные достижения, имея социально-ценностную природу, является условием гуманизации образовательного процесса».
Понимание образовательных достижений зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. В рамках «знаниевой» парадигмы в качестве образовательных достижений понимается овладение учащимися определённой суммой знаний («Обязательный минимум содержания образовательных программ»). С позиций деятельностной парадигмы образования, ориентированной на развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности в качестве образовательных достижений определены способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов.
Недостаточно вооружать детей знаниями, умениями, навыками, необходимо развитие ребёнка как субъекта учебной деятельности, в ходе которой приобретаемые знания, умения, нравственные нормы и ценности не воспринимались бы как диктуемые извне и использовались бы самим ребёнком в реальной жизни. Для этого следует не только учитывать особенности личности конкретного ребёнка, но и самого его сделать активным субъектом самооценки и самосовершенст-вования. «Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации» (Г.К. Селевко).
Предметные знания обучающихся должны обеспечивать возможность ориентации в явлениях действительности. Познавательная деятельность обучающихся должна быть направлена на социальный опыт, культурные достижения, ценности. И достижения в познавательной деятельности – это освоенные элементы социального опыта.
Ориентация образования на формирование системы ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Сформированность этих качеств личности понимается как образовательные достижения.
Как оценивать образовательные достижения? По каким критериям? Каковы требования к результатам и их показатели?
В государственном образовательном стандарте второго поколения к образовательным достижениям предъявляются определённые требования (планируемые результаты образования). Эти требования выделяются в качестве самостоятельной педагогической категории и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от принятого сейчас нормированного подхода к оцениванию, который зачастую носит субъективный характер, к критериально-ориентированной оценке. Иначе говоря, перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
Требования к результатам образования, представляющие собой ведущий элемент стандарта нового поколения и сформированные на основе системно-деятельностного подхода, представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ. Они не дифференцированы по отдельным образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом. К ним относят:
- научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
- коммуникативные и информационные умения;
- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
- способность к контролю и самоконтролю;
- способность к творческому решению учебных и практических задач.
Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, само-анализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
В условиях реформирования контрольно-оценочной системы ответить на все вопросы учителей компетентно, удовлетворить и развить их образова¬тельные потребности довольно сложно. Зачастую методист и учитель осваивают какие-то изменяющиеся позиции одновременно. Методист должен обладать высоким уровнем профессиональной мобильности, чтобы консультировать учителей: изучать новейшие публикации по проблеме оценки, анализировать ситуации, находить возможные эффективные пути решения возникающих проблем, разрабатывать, апробировать средства их решения, корректировать их по факту оценки промежуточных результатов.
Деятельность методиста по внедрению критериально-ориентированной оценки образовательных достижений (КОО ОД) школьников в педагогическую практику определяется как методическое сопровождение этого процесса.
Процесс внедрения – это целостная система, в которой выделяются такие компоненты, как: цели, задачи, средства, функции, уровни, формы, этапы внедрения, факторы, обусловливающие этот процесс, а также критерии результативности внедрения.
Цель внедрения – деятельность педагога по реализации КОО ОД школьников, основанием которой являются знания педагога:
-об особенностях содержания оценки
-о методологии оценки
-об инструментарии
-об оценочных процедурах
-об интерпретации результатов
В свете идей гуманизации, демократизации, гуманитаризации цели образовательных курсов системы повышения квалификации, по мнению Б.С. Гершунского, становятся иными: помочь личности определиться, укрепить чувство самоценности, усилить способность к индивидуальному и социальному самоопределению. В условиях личностно-деятельностного подхода управление внедрением – это не воздействие, а создание условий для успешного освоения нового и возможности учителю самореализоваться в этом процессе.
С позиций личностно-деятельностного подхода задачи внедрения определяются следующим образом:
1. Создание условий для успешного освоения педагогом КОО ОД школьников:
•мотивация самоопределения педагога на реализацию КОО ОД школьников через анализ противоречий между существующей системой оценки и целевыми установками (требованиями) к оценке с позиций современных требований (сломать стереотипы традиционных способов оценки);
•организовать научно-методическое сопровождение
- понимания педагогом особенностей содержания оценки,
- изучения методологии,
- использования (или разработки) инструментария,
- изучения оценочных процедур,
- характеристики и интерпретации результатов;
2. Создание условий для самореализации педагога в процессе внедрения.
Средства внедрения – теоретические и практические материалы по проблеме КОО ОД школьников.
Функциями внедрения могут выступать:
-дополнение старой системы оценки;
-перестройка всей системы оценки;
-изменение установки, которая затем ведёт к изменению практики.
С позиции личностно-деятельностного образования логично избрать последнюю функцию, поскольку в рамках этой парадигмы внедрение определяется как управляемый процесс на уровне его осознания.
Уровни внедрения:
-система повышения квалификации
-образовательное учреждение
-педагог
-родитель
-ученик
Формами разработки содержания и методического сопровождения процесса внедрения в системе повышения квалификации являются:
-курсы,
-факультативы,
-экспериментальные площадки,
-стажировка на базе опорной школы,
-проблемные семинары для учителей, заместителей директоров и методистов, курирующих внедрение,
-творческие группы и др.
Как любой процесс, внедрение имеет этапы своего развития.
На уровне системы повышения квалификации можно выделить следующие этапы внедрения КОО ОД школьников в педагогическую практику:
-изучение оценочной практики;
-разработка форм повышения квалификации учителей;
-изучение педагогического опыта внедрения КОО ОД школьников в педагогическую практику;
-анкетирование, собеседование с участниками внедрения, анализ состояния качества образования (уровень обученности, воспитанности и общего развития учащихся);
-«пилотная» стадия внедрения КОО ОД школьников;
-«пробное» внедрение по группам школ;
-изучение опыта успешного внедрения КОО ОД школьников учителями и руководителями;
-создание необходимого справочно-информационного банка;
-организация и проведение научно-практической конференции по итогам внедрения;
-публикации и другие формы распространения опыта внедрения;
-организация мониторинга процесса внедрения;
-участие в разработке решений о распространении КОО ОД школьников.
На уровне школы алгоритм внедрения можно представить в таком виде:
-анализ состояния оценочной практики и сопоставление данных с требованиями КОО ОД школьников;
-поиск педагогических идей, содержания образования, соответствующих задачам школы и её возможностям;
-разработка комплексной программы, включающей закономерности, этапы, функции всех субъектов внедрения;
-учебно-методическое обеспечение внедрения;
-методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;
-установление связей с методической службой системы повышения квалификации;
-создание банка передового опыта успешного внедрения;
-мониторинг качества образования учащихся школы и профессионального роста педагогов.
Эффективность деятельности обеспечивается совокупностью педагогических условий: целостностью, комплексностью и системностью; многофакторностью и непрерывным характером; гуманистической основой.
Под методическим сопровождением будем понимать научно-, учебно- и организационно-методическую деятельность, направленную на формирование и развитие профессиональной компетентности учителя по внедрению критериально-ориентированной оценки образовательных достижений школьников в педагогическую практику.
Научно-исследовательская деятельность направлена на разработку системы деятельности методиста по внедрению критериально-ориентированной оценки образовательных достижений (КОО ОД) школьников в педагогическую практику.
Объект исследования – процесс внедрения КОО ОД школьников в педагогическую практику.
Предмет – система деятельности методиста по внедрению КОО ОД школьников.
Цель научно-исследовательской деятельности методиста определяется как теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы деятельности методиста по внедрению КОО ОД школьников в педагогическую практику.
Гипотеза:
деятельность методиста по внедрению КОО ОД школьников в педагогическую практику будет эффективна, если эта система
-содержательно представлена методическим обеспечением по созданию условий для внедрения КОО ОД школьников в педагогическую практику; традиционными и активными методами и формами работы методической службы;
-реализуется как технологический процесс;
-обеспечивает формирование и развитие
▫профессиональной компетентности педагога в КОО ОД школьников
▫самостоятельной контрольно-оценочной деятельности у учащихся
Объект и предмет исследования, его цель определили совокупность подлежащих решению следующих задач:
1.Исследовать существующие теории и практические достижения в реализации системы деятельности методиста по внедрению КОО ОД школьников в педагогическую практику для определения оптимальных условий внедрения;
2.Разработать модель системы деятельности методиста по внедрению КОО ОД младших школьников в педагогическую практику;
3.Определить критерии и показатели результативности деятельности методиста по внедрению КОО ОД школьников в педагогическую практику;
4.Внедрить КОО ОД школьников в педагогическую практику.
Учебно-методическая деятельность направлена на решение следующих задач:
- организация и проведение семинаров, мастер-классов и др. мероприятий по проблемам оценки образовательных достижений;
- формирование базы учебно-методического и программно-методического обеспечения процесса освоения учителем КОО ОД школьников: научно-методических пособий, методических рекомендаций и пр.;
- разработка лекционно-практических материалов по проблеме «Критериально-ориентированная оценка образовательных достижений школьников в условиях развивающего обучения»
- формирование пакета электронных материалов по КОО ОД: ММ-презентации, архивы теоретических материалов, практические разработки, содержательно-функциональные модели.
Достижение цели учебной работы со слушателями курсов повышения квалификации, направленной на совершенствование профессионально-педагогической компетентности в КОО ОД школьников обеспечивает технология деятельностного подхода.
Организационно-методическая деятельность методиста направлена на решение следующих задач:
- организация и проведение конференций, педагогических чтений и др. мероприятий по проблеме КОО ОД школьников;
- организация деятельности творческих лабораторий, методических объединений учителей по проблемам КОО ОД школьников.
Критерии результативности внедрения критериально-ориентированной оценки образовательных достижений школьников в педагогическую практику:
-реализация КОО ОД на основе требований к результатам образования (определённых государственным образовательным стандартом второго поколения)
-знание методологии оценки
-использование инструментария, выявляющего уровень образовательных достижений
-компетентность в оценочных процедурах
-рефлексия результатов образования
Показателями результативности деятельности методиста по внедрению является самоопределение и профессиональная готовность педагога к реализации КОО ОД школьников и его компетентность в этой деятельности.

Опубликовано 09 мая 2009 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?