Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 24.06.18

Тарнапольская Г.М. Деструктивный фактор коллективистской установки в системе образования

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор: Г.М. Тарнапольская
Публикатор: Г. Угунс
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1252002586 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г.М. Тарнапольская, (c)

найти другие работы автора

Тарнапольская Г.М. Деструктивный фактор коллективистской установки в системе образования // Качество образования: технологи, экономика, законодательство: материалы 9-й межрегион. научн.-метод. конф., 17-18 ноября 2006 г. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С. 238-240.

Психологическая предпосылка девиантного сознания заключается в коллективистской установке системы воспитания в условиях внутреннего конфликта учащегося между его потребностью к социальной адаптации и потребностью в межличностном общении. Социальная адаптация предполагает усвоение норм и стереотипов поведения, присущих какой-либо социальной структуре; она похожа на приспособление биологического организма к окружающей среде. Межличностное общение это состояние диалога, которое предполагает свободное выражение себя для другого и свободный ответ другого. Оно принципиально не зависит от норм и стереотипов социальной среды и является условием развития личности. Когда приспособление к окружающей среде опережает личностное развитие, учащийся вынужден принимать сложившиеся на данный момент нормы коллектива, отказываясь от собственной личностной позиции, в силу чего он перестает воспринимать также и личностную позицию другого человека. Для него значимыми становятся лишь принятые в коллективе нормы, по отношению к которым значимость личности сводится к нулю. Поскольку эти нормы остаются внешними по отношению к его личности, учащийся понимает их предельно упрощенно.
Внедрение в сознание учащегося идеи ценностного доминирования коллектива над личностью приводит к тому, что стремление к социальной адаптации начинает тормозить развитие личности. Особенно болезненно это проявляется в тех школах, в которых между школьниками распространяются взаимоотношения, сформированные взрослыми в преступной или в лагерной среде. Это приводит к предельному обострению противоречия между личностной позицией школьника и нормами люмпенизированной среды вместе с принятым в ней стереотипом поведения. На уроках учителя, пропагандируя идеалы коллективизма, говорят о необходимости отказываться от личностных приоритетов ради общественных, а на перемене школьник обнаруживает, что общественные приоритеты в люмпенизированной среде других школьников давно приведены в соответствие с лагерными нормами. В сознании ребенка возникает столкновение между стремлением относиться к другим людям как к личностям - с одной стороны, и требованием учителей жертвовать личностной позицией ради идеи коллективизма - с другой. Коллектив же, в свою очередь, требует принять безличные, и даже бесчеловечные отношения, и школьник, который не в состоянии противопоставить себя этому коллективу, принимает его установки как собственные. Результатом снятия внутреннего конфликта чаще всего является такое упрощение картины мира учащегося, в которой не остается больше места для межличностных отношений, что ведет к его жестокости по отношению к сверстникам. Если школьник все же не принимает коллективных взаимоотношений, он автоматически становится вне социума, а это фактически означает «вне закона», и вынужден испытывать на себе все последствия такого выбора. В результате он, как правило, замыкается в себе, сильно ограничивая свой круг общения. Внутреннее напряжение между неблагоприятной внешней средой и потребностью в межличностном общении вызывает огромные затраты психической энергии, которая используется не на развитие, а лишь на сохранение себя. Результатом такого замыкания является стагнация развития личности, что на деле также выражается в упрощении картины мира, которое ведет к неспособности адаптироваться к окружению и воплощать себя через свои идеи во внешнем мире.
Следствий из такого положения дел для ребенка как минимум два: существенное понижение качества образования и подверженность ксенофобии. Замыкание в себе приводит не только к сильному ограничению круга общения, но и к снижению интереса к обучению. Как правило, учащийся выбирает какой-либо один предмет (или направление), к которому у него больше склонности, а значит легче проходит процесс его изучения, а на всю оставшуюся часть предметов не обращает внимания, так как их изучение требует больших затрат энергии. А энергия, как было сказано, уходит на сохранение себя в неблагоприятных условиях. Так образуется существенный дисбаланс в систематических знаниях, что явно не может быть названо качественным образованием.
Когда коллективные нормы целиком и полностью вытесняют личностные, то исчезает и внутренний конфликт, а внутренний мир учащегося становится примитивным, но вместе с тем и беспроблемным, т.е. без внутренних конфликтов. Однако если отчуждение личностных качеств еще не приобрело тотального характера, то у учащегося при сохранении конфликта между собой внутренним и собой внешним, начинает развиваться чувство неполноценности и стремление оправдать себя. Поиск оправдывающей идеи переводит такого ребенка в группу риска, подверженную ксенофобским идеологиям.
Можно провести полную аналогию между развитием конфликта внутри ребенка и развитием конфликта внутри взрослого носителя ксенофобской идеологии. Чувство неполноценности требует компенсации в отождествлении себя с той ролью, которая позволит искусственно завысить самооценку, что стимулирует поиск идеи, которая изменила бы собственную самооценку. В соответствии с принятой абстрактной идеей, которая исключает какую-либо ценностную автономию от себя, деформируется ценность человека, его жизни, формируя в нем ксенофобскую установку. Заболевший ксенофобией человек оказывается в ложной картине мира, исключающей все самоценное. Возникающий в силу этого конфликт между ложной картиной мира и реальностью порождает агрессивное воспринятые всего окружающего. Поиск врага является защитной реакцией на собственный комплекс неполноценности и конфликта с действительностью.
Если раньше коллективистская установка воспитания была средством навязывания тоталитарной идеологии, то теперь она способствует люмпенизации, лишая учащегося возможности противопоставить свою личностную позицию групповым отношениям. К сожалению, многие учителя не понимают опасной сущности коллективизма, считая его гуманистическим направлением. Однако коллективизм утверждает приоритет общественных ценностей над личностными, требует от учащегося отказываться от личностных ценностей, тем самым прививает ему позицию цинизма. Отрицание коллективизма не означает отрицание ценности за обществом и коллективом, наоборот, позволяет обнаружить истинную ценность общества и коллектива как личностной самореализации учащегося.

Опубликовано 03 сентября 2009 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?