Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА есть новые публикации за сегодня \\ 24.06.18

Тарнапольская Г.М. Качество образования: конфликт между профессионализмом и корпоративными интересами

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор: Г.М. Тарнапольская
Публикатор: Г. Угунс
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1252002877 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г.М. Тарнапольская, (c)

найти другие работы автора

Тарнапольская Г.М. Качество образования: конфликт между профессионализмом и корпоративными интересами // Качество образования: экономика, законодательство, технологии: материалы 10-й Юбилейной международной науч.-практ. конф., 16-17 ноября 2007 г. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – С. 72-75.

Успешное решение проблемы качества образования зависит от того, кем ставится такая задача. Поставить перед преподавателем задачу повышения качества образования, может государство, контролирующее процесс лицензирования и финансирования образования, руководство вузов, обучающиеся, работодатели выпускников, преподавательский коллективов и сам преподаватель.
Государственные институты могут ставить лишь самые общие задачи, требуя, чтобы система образования удовлетворяла спрос на специалистов. Задача повышения качества образования на этом уровне может ставиться только декларативно, что никак не влияет на сам процесс образования.
Руководители вузов могут желать повышения качества образования, однако для них намного важнее соответствовать формальным требованиям, предъявляемым к процессу обучения, нежели повышать его качество. Иначе говоря, если возникнет конфликт между соблюдением требований, предъявляемых при аккредитации, и повышением качества, то приоритетной окажется первая задача.
Попытка сориентировать требования к качеству образования в соответствии с пожеланиями студентов, как правило, ведет к их (требований) снижению. Хотя студенты лично могут желать высококачественного образования, очень часто это желание носит абстрактный характер. Процесс обучения требует серьезных затрат времени и сил, и студенты, стремясь к их экономии, начинают сомневаться в целесообразности не только высоких требований к обучению, но и целых дисциплин.
Работодатели выпускников заинтересованы в подготовке специалистов только по их профилю, при этом практические навыки ценятся выше образования. При устройстве на работу качество образования часто оказывается далеко не на первом месте, важен лишь сам факт наличия диплома.
Однако больше всего преподаватель зависит не от студентов, не от работодателей выпускников и даже не от руководства вуза или министерства образования, а от преподавательской корпорации в лице коллег, с которыми он работает. Поэтому корпоративные интересы будут иметь для него первостепенное значение.
Основная цель преподавательской корпорации, которая держится на негласных взаимных обязательствах, состоит в том, чтобы обеспечивать спокойную жизнь ее членам. Этим определяются ее задачи: гарантия безопасности, стабильность дохода, защищенность от давления и необоснованных претензий, возможность продвижения карьеры, возможность трудоустройства для своих друзей и любимых учеников. Задача повышения качества образования оказывается на одном из последних мест.
В случае конфликта между задачами законы корпоративных отношений вынуждают преподавателей жертвовать качеством образования в пользу решения первоочередных задач. Например, преподаватель предлагает студентам под видом философского материала конспирологические теории или сектантские вероучения. Однако критический разбор данного курса на кафедре неизбежно создаст опасный прецедент. Каждый преподаватель осознает, что и сам он может оказаться объектом критической оценки. Это вынуждает коллектив не замечать откровенной профанации преподавания. Негласные договоренности распространяются не только на преподавателей, но также и на студентов и аспирантов. Поэтому очень часто сама идея защиты диссертационной работы подменяется идеей «протаскивания» ее по предварительным договоренностям. В этом случае любая критика работы, которая нарушает негласную договоренность, даже если она вполне оправдана (например, критика за плагиат) будет расценена корпорацией как преступление против нее. Так же при подборе кадров руководитель ориентируется не только на личные предпочтения, но и на корпоративные интересы. При этом способность уживаться в коллективе имеет безусловный приоритет над профессиональными качествами претендента.
Для корпорации жизненно важным является не качество образования, а его имитация и поддержание учебного процесса в стабильном состоянии. Творческий подход к преподаванию может быть терпим лишь до тех пор, пока он не вступает в конфликт с другими задачами. Когда подобные инициативы нарушают привычный ритм учебного процесса (например, студенты добиваются свободного посещения, снижения требований к экзаменам), от них отказываются.
Видимость высокого качества процесса обучения может поддерживаться методом устрашения. Формирование интереса к предмету и максимально ясное изложение материала требуют огромных усилий и наличия преподавательского дара. Прием устрашения облегчает работу, нужно лишь убедить студентов, что сессия будет трудная, и они сами станут заниматься, снимая с преподавателя необходимость постоянно объяснять материал. Но этот прием имеет свои недостатки. Во-первых, сами студенты начинают подходить к преподавателю с более жесткими критериями, и не всем удается им соответствовать. Во-вторых, возможности студентов самостоятельно освоить материал тоже ограничены, и если преподаватель это осознает, то начинает снижать требования, что ведет к негласной договоренности между ним и студентами. Преподаватель строжится, закрывая при этом глаза на безграмотность студентов. Студенты разыгрывают послушных учеников, практически переставая заниматься. Эта имитация очень часто устраивает и самих студентов, и преподавательскую корпорацию, и руководство вуза.
Так как перед преподавателем никто не ставит проблемы повышения качества образования, удивительно, что в таких условиях кто-то может его давать. Однако это случается. Единственным фактором, побуждающим преподавать качественно, является профессиональная гордость конкретных преподавателей. Любому профессионалу трудно смириться с тем, что он занимается бессмысленным делом, поэтому он начинает добиваться результата работы даже тогда, когда этого никто не требует. Однако он должен отдавать себе отчет в том, что его стремление к качеству образования может вызывать конфликт с интересами преподавательской корпорации. Результат этого конфликта непредсказуем. Иногда преподавателям удается задать новую планку требований к учебному процессу, но чаще побеждает корпорация, и преподаватели вынуждены уходить.

Опубликовано 03 сентября 2009 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?