Рейтинг
Порталус

. Конструктивный подход к обучению как фактор эффективности всех уровней образовательной системы

Дата публикации: 14 апреля 2010
Автор(ы): Н.П.Шаталова
Публикатор: Наталья Петровна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1271195530


Н.П.Шаталова, (c)

Сайт автора: http://konstruktiv.ob.okis.ru

На вопрос «Может ли специфически конструктивное (конструкционистское) сознание открыть новые неожиданные направления в образовании?» ответим, что многие современные инновации действительно соотносятся именно с конструктивным (конструкционистским) пониманием. В настоящее время больше уделяется внимания творческому обучению, которое называют альтернативным подходом к познанию. Именно такой подход к обучению получил развитие в теориях конструктивизма, которые указывают, что активная позиция человека та, в которой человек сам создает структуры своего интеллекта. Полагая основной целью непрерывного образования воспитание конструктивной личности с развитым конструктивным мышлением и сформированными конструктивными навыками важно рассматривать конструктивное обучение не как обучение какому-либо конкретному предмету, а как обучение посредством изучения этого предмета.
Так процесс формирования конструктивного мышления может быть представлен в трех уровнях: школьный, вузовский, андрагогический. Третий уровень характеризуется высоким профессионализмом, мастерством, умением самостоятельно прогнозировать, строить и радикально решать задачи. Предприятиям и в том числе школам нужны квалифицированные работники для того, чтобы быть конкурентоспособными.
Таким образом, если говорить о школе, то успех школы, в смысле качества образовательного процесса, в большей мере зависит от уровня квалификации учителей и руководящего состава, готовых к постоянному повышению уровня своего мастерства.
Деятельность учителя связана с решением самых разнообразных педагогических задач. Современный учитель постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, учителю бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого важно иметь развитое конструктивное мышление. Понимая под мышлением процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями природы и общества, исследования показывают, что многочисленные мыслительные операции по осуществлению основных функций преподавателя: планирование, конструирование, организация, мотивация и контроль совершаются по механизмам двух моделей. Педагогические задачи решаются либо путем обычного логического рассуждения, либо решаются аналитическим путем, в основу которого положена другая модель мыслительных действий - это конструктивное мышление. Суть последнего вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. Для аналитического мышления характерны всем известные мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение и другое. Конструктивное мышление базируется на этих же операциях, но они для него не являются главными. Здесь проявляет свое действие механизм интуиции. Хотя интуитивное решение проблемы может быть значительно растянутым по времени, оно осознается как мгновенное решение проблемы. В поле сознания «прорывается» результат решения, а сам процесс решения остается вне его. Вместе с тем, за этим результатом неизменно скрывается напряженный процесс работы мысли, обусловленный уже имеющимися конструктивными навыками, сформированными в процессе опыта. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен уровень сформированности профессионального конструктивного мышления учителя. Во главе интуиции оказываются выработанные конструктивные навыки, навыки, вошедшие в привычку. Интуитивная мыслительная деятельность учителя — объективная реальность. Ее сила и слабость коренятся в прошлом опыте. Наличие опыта обусловливает два момента в решении педагогических задач. Если учитель располагает полным набором знаний, умений и навыков, то решение осуществляется только по правилам; если этого набора недостаточно, то он сам открывает требуемые знания и решает педагогическую задачу творчески. Для реализации творческого решения педагогической задачи, необходим определенный минимум, основа знаний по проблеме. Если учитель не располагает этим минимумом, то процесс решения педагогической задачи у него принимает характер слепых проб. Отсюда видно, что, не владея профессиональными конструктивными основными навыками, учитель будет в затруднении предпринимать правильные действия.
Процесс формирования профессионального конструктивного мышления непрерывен в течение всей жизнедеятельности. Идея, обучать конструктивному мышлению непосредственно как самостоятельному предмету, может показаться довольно странной. Однако непосредственное внимание к конструктивному мышлению может дать добрые результаты. Естественные результаты вполне могут быть ниже полного потенциала, могут быть адекватны лишь, когда мы имеем дело с очень знакомой ситуацией, но неадекватны для чего-то нового. Цель тренировки профессионального конструктивного мышления - сделать его более сфокусированным и более экономным, а также позволить учителям браться за задачи, к которым бы иначе они не смогли подступиться. Сознательная практика различных аспектов конструктивного мышления преследует определенную цель: по первому требованию использовать эти аспекты без колебаний и с большой точностью. Цель инновационных занятий по формированию конструктивного профессионального мышления - сделать процедуру эффективного конструктивного мышления второй натурой, но сначала учителю придется пройти через стадию практики. Цель инновационных занятий по формированию конструктивного мышления очень похожа на цель спортивных тренировок: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, гладко, без суеты или усилия. Таким образом, когда ставится задача научить людей именно конструктивному мышлению – как правило, достигаются гораздо лучшие результаты, чем когда мы это отдаем на откуп привычке.
В качестве инновационных форм, формирующих конструктивное мышление учителя, можно предложить организацию следующих конструктивных мероприятий: работа школьных кафедр по пилотным проектам; учебно-научные практические конференции в системе «Школа-ВУЗ»; педагогические консилиумы учителей по структуре: «педагогический диспут + выставка + пленарное заседание»; системная работа педагогических презентационных залов на базе ВУЗа; мастер-классы; кейс-классы, тренинги.
Конструктивистская философия обучения – это учеба как конструктивный и ситуативный процесс. С точки зрения конструктивистского подхода обучение: - это активный и конструктивный процесс, зависящий от ситуации и контекста; это самоуправляющийся процесс; это социальный процесс. Этот подход обуславливает особую позицию активных, самоорганизующихся методов обучения в концепциях, направленных на действия. Сюда относятся, например, исследование конкретных случаев (Case Studies); ролевые и деловые игры; проектный метод; уроки РЭР. Традиционная концепция научной ориентации нуждается в новых ориентирах, чтобы она смогла послужить основой для профессиональной подготовки.
На фоне применения новейших методов и эффективных методических приемов приобщения будущих учителей к их профессии, педагогическая общественность признает несоответствие старых методов обучения использованию нового информационного пространства и решительно высказывается за необходимость формирования конструктивных навыков, начиная с детского возраста.
Таким образом, в современное время отчетливо проявляется выработанная концепция профессионально-педагогической подготовки учителя, которая все в большей степени ориентирована на идеи конструктивизма в педагогике и психологии – свободного конструктивного творческого саморазвития, самоопределения и самореализации личности как будущих учителей, так и их воспитанников - учеников.
Обучение методам издавна рассматривалось в качестве основной функции педагогического образования. Однако, концепция «собственная личность как инструмент» сместила акценты в профессиональной подготовке учителей. Ее программа должна помочь каждому студенту найти методы, которые в личном плане больше подходят ему, соответствуют его целям, задачам и проблемам, с которыми он должен иметь дело на работе. Это не столько вопрос обучения методам, сколько вопрос оказания помощи студентам в раскрытии методов. Самоактуализирующаяся и уникальная личность учителя – основной инструмент преподавания. Цель поведения такого учителя – поощрять и расширять способности быть самостоятельными, ответственными людьми. Критериями конструктивного поведения учителя признаются следующие:
- во-первых, оно должно быть открытым и восприимчивым к идеям, чувствам и поступкам учащихся. Учитель поддерживает и охотно рассматривает те вопросы, дела, которые волнуют учащихся;
- во-вторых, поведение учителя должно быть содействующим, способствующим их активному размышлению и самостоятельной оценке всего того, что они делают, чему научатся;
- в-третьих, поведение должно быть персонифицированным, индивидуальным, уникальным по отношению к каждому отдельному ученику. Одно и то же поведение не может быть приемлемым для всех учеников;
- в-четвертых, поведение педагога должно быть истинным, подлинным, честным.
Необходимость разработки в педагогике модели учителя-конструктивиста и его конструктивного поведения в классе – существенный аспект концепции профессионально-педагогической подготовки школьных учителей, составной частью которой явился пересмотр организационных форм и методов обучения будущих учителей.
Подчеркнем, что любая творческая деятельность, в том числе педагогическая, требует высокого уровня сформированности профессионального конструктивного мышления на основании прочных стереотипов деятельности. Учителя с развитым на должном уровне конструктивным мышлением идут в ногу со временем, смотрят в будущее, проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и использовать передовой опыт других школ, творчески его переработав и обогатив собственными самостоятельными находками. Учителя с недостаточным уровнем конструктивного мышления малоспособны к педагогическому труду. Они медленно и болезненно осваивают продуктивные модели и плохо осознают достоинства и недостатки собственной деятельности. Поэтому инновации в школе у одних из них вызывает стресс и угнетенное состояние, у других — стрем¬ление, пока возможно, следовать устоявшимся стереотипам. Однако, например, правильно сконструированная научная организация школьных кафедр (широко внедряемых в управленческо-образовательный процесс школы) и сравнительное изучение результатов педагогического труда на основании заранее сформулированных критериев позволяет разрушить неадекватную самооценку учителя и стимулировать его самосовершенствование.
Именно поэтому организация мероприятий в рамках конструктивной теории позволяет в полной мере использовать и развивать педагогические таланты, обогащая тем самым наше общество.
Отметим также, что в одну из программ подготовки учителя-конструктивиста, в основу которой положен принцип содействия его личностному росту, должно быть включено три модуля:
• развитие конструктивной личности,
• социальные основы конструктивизма в образовании,
• психологическое и личностное становление в процессе самопознания и конструктивного взаимодействия.
Теоретическая подготовка, воспитание профессиональных конструктивных навыков учителя и формирование умений, необходимых в практической работе, базируются на конгломерате положений и идей ведущих направлений философии, педагогики, психологии. Это идеи теории конструктивизма, в которых отражаются различные взгляды на идеальный образ школьного учителя.

Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Шаталова Н.П., Н.П.Шаталова, конст руктивное обучение, конструктивист, образование, школа, навыки, рефераты, вуз, мышление , психология



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама