Рейтинг
Порталус

Проблемы подготовки педагогов дошкольного учреждения к педагогическому сопровождению семей воспитанников.

Дата публикации: 10 мая 2010
Автор(ы): О.И. Воронина, Т.А. Березина (Санкт-Петербург)
Публикатор: semaka
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1273491523


О.И. Воронина, Т.А. Березина (Санкт-Петербург), (c)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Многочисленные исследования по дошкольной педагогике и детской психологии доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников, идет интенсивный поиск возможностей его установления.
Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности. Вместе с тем, современная семья испытывает целый ряд социальных, педагогических проблем ,которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.
Это такие проблемы современной семьи как:
 изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоцентристского – к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще –формальному,
 тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье , успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы,
 острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.
Социально-психологические трудности усугубляются личностными проблемами современных родителей –усталостью, психическим и физическим перенапряжением, возникающим чувством одиночества, отсутствия понимания, ростом чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
Эти проблемы приводят к тому, что большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами
Ближе всего к дошкольнику, к проблемам его воспитания в семье стоят педагоги дошкольных учреждений, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, в преодолении ошибок семейного воспитания, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Вместе с тем, традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы, социально-экономические изменения, что приводит к рассогласованию целей участников взаимодействия, и как следствие, торможению личностного роста ребенка.
В современных социокультурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с детьми дошкольного возраста чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов психолого-педагогической помощи и поддержки семьи, новых моделей взаимодействия с родителями. Это невозможно без учета преобразований, происходящих в разных сферах жизни России, в т. ч. и образовательной, а именно:
 появления многообразия видов дошкольных учреждений с разным режимом работы, разным комплексом представляемых образовательных услуг, разными образовательными программами;
 появления права и возможности выбора родителями образовательного учреждения для ребенка;
 развития личностно-ориентированной парадигмы образования, учитывающей разнообразные индивидуальные запросы разных людей и сообществ.
В этих условиях необходимо осуществлять поиск новых, вариативных подходов к взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, которые позволяют удовлетворить образовательные потребности родителей и детей, полноценно использовать возможности дошкольного учреждения и объединить совместные усилия для оптимального развития ребенка.
Авторы психолого-педагогических исследований доказывают, что в современных условиях в качестве эффективного способа такого взаимодействия, направленного на оказание помощи и поддержки семьи может выступать сопровождение.
В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия сопровождения. Е.И. Казакова рассматривает «сопровождение» как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Как отметили А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, одним из актуальных видов сопровождения сегодня становится педагогическое сопровождение. Его специфика заключается в том, что его целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий. Особая роль в педагогическом сопровождении отводится педагогическому взаимодействию субъектов образования (педагоги, родители, дети).
В исследованиях современных авторов термин «педагогическое сопровождение» рассматривается с различных точек зрения:
- как сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником в процессе оказания ему поддержки в личностном становлении, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.);
- как помощь воспитаннику в его личностном росте, установки на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение (И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Г. Осухова и др.);
- как поддержка и развитие субъектности личности (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская,);
- как система деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В.А. Айрапетова, А.В. Мудрик, Т.Г. Яничева и др.);
- как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю.В. Слюсарев, И.И. Хасанова и др.).
В качестве одного из видов педагогического сопровождения субъектов образования исследователи выделяют педагогическое сопровождение семьи.
Так, О.М. Потаповская рассматривает педагогическое сопровождение семьи, как систему деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка.
В нашей работе мы рассматриваем педагогическое сопровождение семьи как один из вариантов взаимодействия. Мы считаем, что педагогическое сопровождение семьи дошкольников – это система взаимодействия взрослых субъектов (педагогов и родителей) сопровождения, которая развивается во времени (т.е. обладает такими качествами как пролонгированность и непрерывность) и основана на единстве целевого, содержательного, коммуникативного и рефлексивного компонентов. Эта система может меняться в зависимости от индивидуальных проблем и достижений ребенка.
Педагогическое сопровождение семьи может осуществляться через систему содержательных, эмоциональных, коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных отношениях педагогов и родителей и направленных на решение общей педагогической задачи.
Ведущая роль в педагогическом сопровождении семьи принадлежит педагогу, от которого требуется высокий уровень профессиональной компетентности, выражающийся в умении быть инициатором взаимодействия с родителями, умении найти контакты с ними, помочь родителям лучше понять и принять актуальные задачи воспитания и развития своих детей, увидеть и понять их потенциальные возможности.
Вместе с тем, проведенное исследование показывает недостаточный уровень готовности педагогов дошкольных учреждений к осуществлению сопровождения семей воспитанников. Анализ анкетирования педагогов, бесед с ними показывает, что понимая значимость взаимодействия с семьей исходя из современной социальной ситуации развития учреждений дошкольного образования – конкурентоспособности ДОУ, его ориентированности на потребности родителей, - воспитатели не стремятся к его осуществлению. Они не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, т.к. не понимают, чем оно может быть полезно в их индивидуальной педагогической деятельности.
Результаты опроса педагогов, показали, что большинство из них недостаточно готовы к осуществлению взаимодействия с семьей. Воспитатели затруднились определить, чем конкретно может помочь взаимодействие с родителями в их педагогической деятельности. 47% из них ограничились общими ответами - «улучшению воспитательной работы с дошкольниками», «воспитанию полноценного человека в обществе», 12% подчеркнули, что такое взаимодействие «поможет создать единые условия, выдвигать единые требования к ребенку в детском саду и семье». 11% воспитателей выделили «просветительскую» роль сотрудничества с семьей для родителей, они отметили, что благодаря этому родители «смогут больше узнать о развитии детей», «о работе детского сада», «лучше смогут узнать особенности своего ребенка».
И только 20% педагогов определили конкретные задачи, которые позволяет решить взаимодействие с родителями – «лучше подготовить ребенка к школе», «разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками», «создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду», «поможет строить педагогический процесс исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка»
Большинство воспитателей (87%)испытывают различные трудности в осуществлении взаимодействия с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку», «чрезмерная занятость родителей», «недоверие родителей к педагогам». Следует обратить внимание на то, что в качестве причин затруднений большинство педагогов называют проблемы родителей, фактически никто из них не отметил недостаток собственной педагогической компетентности в этой области.
Поэтому в настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки педагогов дошкольного учреждения к взаимодействию с родителями дошкольников, к сопровождению семей воспитанников.
Для эффективного решения задач педагогического сопровождения необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, трудности, которые испытывают родители в воспитании своих детей, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Поэтому особое внимание в начале подготовки педагогов к организации сопровождения семей важно уделять развитию у воспитателей умений психолого-педагогической диагностики особенностей семейного воспитания, своеобразия приобщения дошкольников традициям и ценностям семьи.
Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) воспитателей целесообразно познакомить и со сравнительно новыми методами некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это различные модификации графических методик («Моя семья и я», «Семья в образах животных»), диагностические игры «Почта», «Подарок» (Е.П.Арнаутова), проективные методики («Методика изучения личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми» В.К. Котырло) и другие. Эти методики не только позволяют увидеть особенности семейных взаимоотношений, проблемы воспитания дошкольника в семье, но и, что особенно важно, понять причины таких проблем.
Развитию у воспитателей умений диагностики особенностей семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей будут способствовать консультации «Что должен знать дошкольник о своей семье», «Изучение особенностей семьи и проблем семейного воспитания дошкольников», совместные с психологом обсуждения результатов диагностики детско-родительских отношений в группах.
Для реализации задач педагогического сопровождения семьи особенно важно, чтобы педагоги могли установить и поддерживать контакты с родителями при решении различных проблем, связанных с образованием и развитием дошкольников. Поэтому важно подготовить педагогов к взаимодействию с родителями, развивать у них интерес к работе с семьями воспитанников, способствовать сближению воспитателей и родителей. Для решения этих задач можно провести семинары, консультации для воспитателей.
Например, в ходе семинара на тему «Традиционные и современные формы работы с семьей», педагоги смогут познакомиться с особенностями проведения устных журналов и семейных гостиных для родителей, обсудить возможности нетрадиционного проведения праздников для детей и родителей, родительских собраний (с элементами деловых игр, тренингов общения для родителей).
Развитию у воспитателей интереса к неформальному общению с родителями своих воспитанников, возможность высказать свою точку зрения будет способствовать дискуссия на тему «Необходимо ли посещение семей современных дошкольников и что оно дает педагогу?». Такое обсуждение даст возможность воспитателям понять, что несмотря на нехватку времени, трудности общения с современными родителями важно приходить в семьи, т.к. только в домашних условиях ребенок раскрывается полностью. Встречи с родителями в неформальной обстановке дадут возможность педагогу установить доверительные отношения с ними, увидеть истинные достоинства и проблемы в семейном воспитании каждого ребенка.
Особое значение в подготовке педагогов к взаимодействию с родителями, имеют нетрадиционные формы подготовки педагогов, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области сопровождения семьи.
Семинары-тренинги – формы подготовки педагогов в области взаимодействия ДОУ с семьей, в процессе которых педагоги достигают поставленных целей, вырабатывают оптимальные условия для решения проблемных ситуаций, создают условия для развития чувства сопричастности в организации педагогического сопровождения семьи. В проведении таких форм задействуются все субъекты процесса, что является более продуктивным решением педагогических проблем сотрудничества ДОУ и семьи.
Содержание семинаров-тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.
Педагогический семинар-тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Одним из наиболее новых, содержательных и активных форм работы с педагогами в сфере повышения квалификации, является портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Портфолио - это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании - удобство хранения.
Портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных по определенным блокам (разделам), внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с проблемной целью и его видом.
Как показали исследования кафедры постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Портфолио в профессиональной деятельности педагога» у педагогов, работающих с портфолио повышалась самооценка, более выраженными становились такие компоненты профессиональной деятельности, как обработка, структурирование информации, формировались навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации .( Жебровская О.О).
Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.
Вслед за Е.А. Цыбиной мы считаем, что коучинг педагогов ДОУ является одной из самых эффективных форм подготовки педагогов к педагогическому сопровождению семьи в период предшкольного образования детей.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогического сопровождения семьи
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного сотрудничества с семьей;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогического сопровождения семьи;
- помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Е.А. Цыбина, Н. М. Зырянова коучинг в сфере образования рассматривают, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов:
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Каждое следующее коучинг-занятие всегда начинается с обзора того что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Таким образом, можно отметить, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, является важным направлением работы современного дошкольного учреждения. Но организация этого взаимодействия требует создания ряда условий, и прежде всего, повышения готовности воспитателей к взаимодействию с родителями, к организации педагогического сопровождения и помощи семье.

Опубликовано на Порталусе 10 мая 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): проблемы современной семьи, педагогическое сопровождение семьи, формы подготовки педагогов к взаимодействию с родителями



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама