Главная → ПЕДАГОГИКА → ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дата публикации: 29 июля 2010
Автор(ы): Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. →
Публикатор: girina
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1280399221
Гераськина И.Ю., Гераськин А.С., (c)
В настоящее время для оценивания знаний студентов многие учебные заведения в разных странах используют рейтинговую систему. Все они имеют сходства и различия. Рейтинговая система была внедрена в образовательный процесс для определения качественного изменения знаний студентов в процессе обучения. В то время как пятибалльная система лишь фиксирует результат учебного процесса.
В отличие от европейских стран, в России рейтинговая система контроля стала применяться сравнительно недавно. Она используется только в некоторых высших и средних специальных учебных заведениях, а также в ряде средних школах в порядке эксперимента. По мнению некоторых педагогов (А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.) необходимо внедрять рейтинговую систему оценки результатов обучения. Потому что рейтинговая система обладает рядом важных преимуществ перед традиционными методами оценки успеваемости обучаемых. Рейтинговая система контроля знаний хорошо сочетается с личностно-ориентированным подходом в обучении. При оценке таким методом не ставится конкретная оценка, а строится график успешности каждого отдельно взятого обучаемого. Это наиболее удобный инструмент диагностики при проведении занятий. Рейтинговая система позволяет своевременно выявить пробелы в обучении учащихся и студентов и своевременно их скорректировать. По результатам деятельности обучаемых преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью. [1]
В работах Б.Г. Ананьева, Ю.А. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громовой можно встретить следующее определение рейтинга:
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.
Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. [2,3]
B.C. Аванесов утверждает, что рейтинг - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. [4]
Мы под рейтингом будем понимать некоторую числовую величину, выраженную по многобальной шкале (например, 100 - бальной) и характеризующая успеваемость и знания обучаемого по предмету в течение определенного периода обучения (например, семестра или четверти). [5]
Рейтинговая система – это некоторый набор математических правил, указаний и формул, обеспечивающий обработку информации по количественным и качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучаемых, позволяющий присвоить персональный рейтинг каждому студенту в любой учебной дисциплины и любого вида занятий.
Рейтинговую систему мы применяем в Геологическом колледже СГУ имени Н.Г. Чернышевского и лицеи математики и информатики (ЛМИ) на занятиях по информатики. О правилах проведения рейтинговой системы в колледже можно узнать в работах «Применение рейтинговой системы для объективного оценивания студентов», «Рейтинговая система в современном образовании». Как показывают наши исследования, рейтинговая система позволяет повышать качества обучения не только у студентов, но и у школьников.
При оценке знаний с помощью рейтинговой системы мы пользуемся следующими правилами, которые не меняются:
1. в начале учебного года проводится инструктаж об основных правилах выставлениях оценок;
2. применяется 100-бальная система оценивания;
3. в течение занятий обучаемые отвечают на вопросы преподавателя, которые имеют определенный балл;
4. после каждой темы обучаемые выполняют тесты и тем самым получают еще баллы;
5. баллы, полученные обучаемыми, за семестр или четверть суммируются и переводятся в оценку по определенным правилам.
Применение такой рейтинговой системы позволяет преподавателю:
объективно и точно оценить знания обучаемых;
получить подробную информацию о выполнении каждым обучаемым определенного вида работы в рамках учебного процесса;
учесть текущую успеваемость обучаемого и тем самым значительно активизировать его учебную деятельность;
уменьшить количество пропусков занятий обучаемых;
повысить их заинтересованность в своевременной сдаче домашнего задания.
Данная система знаний позволяет обучаемым:
повысить их стремление к приобретению знаний;
прогнозировать свою итоговую оценку;
более глубоко самостоятельно изучить учебный материал и тем самым повысить свой рейтинг;
позволяет выбрать определенный ритм для изучения учебного материала.
Главным отличием от других рейтинговых систем состоит в том, что у обучаемого нет шанса потом отработать свой пропуск. Если он не посетил занятие, то уменьшается количество баллов. Однако, теоретический и практический материал, который был им пропущен, ему необходимо изучить самостоятельно, т.к. этот материал используется в итоговом тесте, который проводится после изучения темы.
Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля можно сказать, что она положительно влияет на успеваемость студентов и школьников, а так же улучшает посещаемость и интерес к предмету.
Литература
1. Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации. под редакцией Барсукова И.И. и др. М, 1992
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995
3. Громова Т. М. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – с. 23-25
4. Аванесов В.С., Володин Б.В. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы. - М., 1990
5. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Применение рейтинговой системы для объективного оценивания студентов // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, с. 161-163
Опубликовано на Порталусе 29 июля 2010 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ретинг, рейтинговая система →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK