Рейтинг
Порталус

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Дата публикации: 29 июля 2010
Автор(ы): Гераськина И.Ю., Гераськин А.С.
Публикатор: girina
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1280399221


Гераськина И.Ю., Гераськин А.С., (c)

Одной из актуальных проблем в современном образовании является обеспечение объективной оценки усвоенного учебного материала обучаемыми на всех этапах обучения. Наши исследования показывают, что рейтинговая система оценки знаний является тем инструментом, который позволит современному педагогу объективно оценить знания и умения обучаемых.
В настоящее время для оценивания знаний студентов многие учебные заведения в разных странах используют рейтинговую систему. Все они имеют сходства и различия. Рейтинговая система была внедрена в образовательный процесс для определения качественного изменения знаний студентов в процессе обучения. В то время как пятибалльная система лишь фиксирует результат учебного процесса.
В отличие от европейских стран, в России рейтинговая система контроля стала применяться сравнительно недавно. Она используется только в некоторых высших и средних специальных учебных заведениях, а также в ряде средних школах в порядке эксперимента. По мнению некоторых педагогов (А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.) необходимо внедрять рейтинговую систему оценки результатов обучения. Потому что рейтинговая система обладает рядом важных преимуществ перед традиционными методами оценки успеваемости обучаемых. Рейтинговая система контроля знаний хорошо сочетается с личностно-ориентированным подходом в обучении. При оценке таким методом не ставится конкретная оценка, а строится график успешности каждого отдельно взятого обучаемого. Это наиболее удобный инструмент диагностики при проведении занятий. Рейтинговая система позволяет своевременно выявить пробелы в обучении учащихся и студентов и своевременно их скорректировать. По результатам деятельности обучаемых преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью. [1]
В работах Б.Г. Ананьева, Ю.А. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громовой можно встретить следующее определение рейтинга:
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.
Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. [2,3]
B.C. Аванесов утверждает, что рейтинг - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. [4]
Мы под рейтингом будем понимать некоторую числовую величину, выраженную по многобальной шкале (например, 100 - бальной) и характеризующая успеваемость и знания обучаемого по предмету в течение определенного периода обучения (например, семестра или четверти). [5]
Рейтинговая система – это некоторый набор математических правил, указаний и формул, обеспечивающий обработку информации по количественным и качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучаемых, позволяющий присвоить персональный рейтинг каждому студенту в любой учебной дисциплины и любого вида занятий.
Рейтинговую систему мы применяем в Геологическом колледже СГУ имени Н.Г. Чернышевского и лицеи математики и информатики (ЛМИ) на занятиях по информатики. О правилах проведения рейтинговой системы в колледже можно узнать в работах «Применение рейтинговой системы для объективного оценивания студентов», «Рейтинговая система в современном образовании». Как показывают наши исследования, рейтинговая система позволяет повышать качества обучения не только у студентов, но и у школьников.
При оценке знаний с помощью рейтинговой системы мы пользуемся следующими правилами, которые не меняются:
1. в начале учебного года проводится инструктаж об основных правилах выставлениях оценок;
2. применяется 100-бальная система оценивания;
3. в течение занятий обучаемые отвечают на вопросы преподавателя, которые имеют определенный балл;
4. после каждой темы обучаемые выполняют тесты и тем самым получают еще баллы;
5. баллы, полученные обучаемыми, за семестр или четверть суммируются и переводятся в оценку по определенным правилам.
Применение такой рейтинговой системы позволяет преподавателю:
 объективно и точно оценить знания обучаемых;
 получить подробную информацию о выполнении каждым обучаемым определенного вида работы в рамках учебного процесса;
 учесть текущую успеваемость обучаемого и тем самым значительно активизировать его учебную деятельность;
 уменьшить количество пропусков занятий обучаемых;
 повысить их заинтересованность в своевременной сдаче домашнего задания.
Данная система знаний позволяет обучаемым:
 повысить их стремление к приобретению знаний;
 прогнозировать свою итоговую оценку;
 более глубоко самостоятельно изучить учебный материал и тем самым повысить свой рейтинг;
 позволяет выбрать определенный ритм для изучения учебного материала.
Главным отличием от других рейтинговых систем состоит в том, что у обучаемого нет шанса потом отработать свой пропуск. Если он не посетил занятие, то уменьшается количество баллов. Однако, теоретический и практический материал, который был им пропущен, ему необходимо изучить самостоятельно, т.к. этот материал используется в итоговом тесте, который проводится после изучения темы.
Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля можно сказать, что она положительно влияет на успеваемость студентов и школьников, а так же улучшает посещаемость и интерес к предмету.
Литература
1. Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации. под редакцией Барсукова И.И. и др. М, 1992
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995
3. Громова Т. М. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – с. 23-25
4. Аванесов В.С., Володин Б.В. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы. - М., 1990
5. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Применение рейтинговой системы для объективного оценивания студентов // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, с. 161-163

Опубликовано на Порталусе 29 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ретинг, рейтинговая система



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама